Файл: Попов В.С. Электрические измерения (с лабораторными работами) учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чувствительность моста увеличивается с увеличением чувствительности гальванометра и с увеличением напря­ жения источника питания моста. Наибольшее допустимое значение напряження, определяемое допустимым нагре­ ванием сопротивлений, указывается заводом для каждого моста.

Кроме понятия чувствительности моста по току, при­ меняются понятия чувствительности моста по напряжению и по мощности.

Одинарный мост предназначен в основном для изме­ рений средних сопротивлений. При измерении малых сопротивлений для уменьшения влияния сопротивлений

Р п с . 6

- 21 . Четырехза-

Рпс.

6-22. Двухзажпм -

жимпое соединение нзме-

ное

соединение пзморяе-

ряемого

сопротивлеппя.

ыого сопротивления.

соединительных проводов на результат измерений при­ меняют четырехзажимное включение измеряемого сопро­ тивления.

На рис. 6-21 и 6-22 в качестве примера приведена четырехзажимная схема для измерения малых сопротив­ лений и двухзажимная схема для измерения средних сопротивлений, применяемая в мосте типа РЗЗЗ, выпус­ каемом отечественной промышленностью взамен уста­ ревшего моста типа УМВ.

При измерении малых сопротивлений соединительные провода гх — 1 и г х 4 включаются соответственно

в диагональ источника питания, и в диагональ

гальвано­

метра, и, .следовательно, их сопротивления не влияют

па

результат измерения. Соединительные провода

г к

2

п

гх 3 включаются соответственно в плечи моста

г3 и 7-3,

сопротивления которых значительно больше сопротивления соединительных проводов, и следовательно, влияние

196


последних на результат измерения будет незначитель­ ным.

Мост типа РЗЗЗ (рис. 6-23) предназначен для измерений сопротивлений от 5 - Ю ' 3 до 999,9• 103 Ом. Погрешность

I

0 Б 0

1

Р и с . 6-23. Схема моста типа РЗЗЗ.

измерения не превышает

dz (0,5—1,5)%. Кроме того,

мост может быть использован для определения места повреждения изоляции линии.

Плечи отношения состоят из восьми резисторов, сопротивления которых от 1 до 10 ООО Ом. При помощи

рычажного переключателя

можно

 

 

получить отношение плеч 100; 10;

 

 

1;

0,1;

0,01;

0,001;

0,0001.

 

 

 

 

Сравнительное

 

плечо — мага­

 

 

зин резисторов с четырьмя пяти-

 

 

катушечными

 

декадами — дает

 

 

возможность

получать

сопротив­

 

 

ление от 1 до 9 999 Ом ступенями

 

 

по

1 Ом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша промышленность,

кроме

Рпс . 6-24. Схема линей­

рассмотренного одинарного

мага­

ного

(реохордиого) мо ­

зинного моста типа РЗЗЗ, выпус­

 

ста.

кает большое число мостов, в том

 

 

числе мост типа

Р316,

работающий

по

двух- и четырех-

зажимной схеме и обеспечивающий измерение сопротив­

лений 0,01—100 000 Ом с погрешностью до ±

0,2 %.

Кроме магазинных мостов, применяются реохордные

мосты (рис. 6-24), плечи отношения.которых

представляют

калиброванную манганиновую проволоку — реохорд, раз-

197


деленный подвижным контактом на две части — два плеча моста. Сопротивление проволоки неизменного се­

чения и однородного

материала пропорционально длине,

 

 

поэтому отношение

сопротив­

 

 

лений участков

ее равно

отно­

 

 

шению их

ДЛИН:

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

г2

рк

 

к

 

 

 

Это отношение дано на шка­

 

 

ле моста и определяется но

 

 

положению

движка. Такие мо­

 

 

сты имеют

меньшую

точность

 

 

(погрешность примерно

± 2 % )

Р н с . 6-25. Схема моста

ти­

вследствие

неравномерного из­

носа реохорда.

 

 

 

на М М В .

 

При измерении сначала уста­

 

 

 

 

навливают

плечо

сравнения, а

затем перемещением движка изменяют отношение плеч, устанавливая стрелку гальванометра на нуль шкалы. Схема одного из выпускаемых нашей промышленностью

реохордных мостов

типа

 

ММВ дана на рис. 6-25.

 

Ток

в диагонали

галь­

 

ванометра

одинарного мо­

 

ста (рис. 6-20) зависит

 

только

от

значения

изме­

 

ряемого

 

сопротивления,

 

если все остальные

сопро­

 

тивления

моста

и

напря­

 

жение

на

его

зажимах

 

остаются

постоянными.

 

Следовательно,

на

шкале

Рис . 6 - 26 . Схема моста с автома­

гальванометра можно на­

тическим уравновешиванием.

нести

деления,

дающие

 

значение измеряемого сопротивления гх или величины, однозначно зависящей от гх.

Мост называется неуравновешенным, если измеряемая величина определяется по указателю прибора, включен­ ного в диагональ .моста. Неуравновешенные мосты широко применяются для измерения температур и других неэлек­ трических величин.

193


В мостах используется ручное и автоматическое урав­ новешивание (настройка). Схема автоматического моста дана на рис. 6-26. В этой схеме плечо ?\ образовано изме­

ряемым сопротивлением гх

= г\ и частью реохорда ад г\,

т. е. тг — г\-\- г\ — гх

+

т\. Плечо г2 образовано

сопро­

тивлением

и второй

частью реохорда дб — г£.

Плечи

моста г3 и г4 постоянны. В одну диагональ подведено переменное напряжение U, в другую через усилители напряжения УН и мощности УМ включена управляющая обмотка реверсивного асинхронного двигателя Д, пере­ мещающего движок реохорда д. Другая обмотка двига­ теля питается от сети переменного тока.

При равновесии моста напряжение Um

равно нулю и

двигатель

неподвижен. При

r x < 7"2 г3 4

напряжение С/в д

имеет одну

фазу, а .при гх >

г2 7-3 4 — противоположную

фазу. Фаза этого напряжения, которое после его усиления подается на управляющую обмотку двигателя, определяет направление вращения двигателя. Вращение двигателя прекращается, когда движок д будет установлен двига­ телем в положении, при котором мост будет уравновешен. Тот же двигатель производит установку указательной стрелки прибора, проградуированного в значениях изме­

ряемой величины. По­

 

 

 

 

грешность

автоматиче-

б'

^ L J L Q

I

i

ских мостов

± 1 % .

I 0

rT~Xi

г?

I

6-10. ИЗМЕРЕНИЕ М А Л Ы Х СОПРОТИВЛЕНИЙ

ДВ О Й Н Ы М МОСТОМ

Пр и н ц и п и а л ь н а я схема двойного моста дана на рис. 6-27. Основ­ ной ток моста проходит

через измеряемое сопро­ Рис . 6-27. Схема двойного моста.

тивление гх, образцовое

сопротивление г (сравнительное плечо), амперметр, акку­

мулятор, реостат

и рубильник.

 

 

К потенциальным зажимам б и ж присоединены плечи

отношения — два

магазина резисторов

гх

и г2 , а к

двум другим зажимам в и е — такие же

магазины рези­

сторов г,' и Го, каждый из которых имеет

наименьшее

сопротивление 10

Ом.

 

 

199