Файл: Попов В.С. Электрические измерения (с лабораторными работами) учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Чувствительность моста увеличивается с увеличением чувствительности гальванометра и с увеличением напря жения источника питания моста. Наибольшее допустимое значение напряження, определяемое допустимым нагре ванием сопротивлений, указывается заводом для каждого моста.
Кроме понятия чувствительности моста по току, при меняются понятия чувствительности моста по напряжению и по мощности.
Одинарный мост предназначен в основном для изме рений средних сопротивлений. При измерении малых сопротивлений для уменьшения влияния сопротивлений
Р п с . 6 |
- 21 . Четырехза- |
Рпс. |
6-22. Двухзажпм - |
жимпое соединение нзме- |
ное |
соединение пзморяе- |
|
ряемого |
сопротивлеппя. |
ыого сопротивления. |
соединительных проводов на результат измерений при меняют четырехзажимное включение измеряемого сопро тивления.
На рис. 6-21 и 6-22 в качестве примера приведена четырехзажимная схема для измерения малых сопротив лений и двухзажимная схема для измерения средних сопротивлений, применяемая в мосте типа РЗЗЗ, выпус каемом отечественной промышленностью взамен уста ревшего моста типа УМВ.
При измерении малых сопротивлений соединительные провода гх — 1 и г х — 4 включаются соответственно
в диагональ источника питания, и в диагональ |
гальвано |
||
метра, и, .следовательно, их сопротивления не влияют |
па |
||
результат измерения. Соединительные провода |
г к |
— 2 |
п |
гх — 3 включаются соответственно в плечи моста |
г3 и 7-3, |
сопротивления которых значительно больше сопротивления соединительных проводов, и следовательно, влияние
196
последних на результат измерения будет незначитель ным.
Мост типа РЗЗЗ (рис. 6-23) предназначен для измерений сопротивлений от 5 - Ю ' 3 до 999,9• 103 Ом. Погрешность
I |
0 Б 0 |
1 |
Р и с . 6-23. Схема моста типа РЗЗЗ. |
||
измерения не превышает |
dz (0,5—1,5)%. Кроме того, |
мост может быть использован для определения места повреждения изоляции линии.
Плечи отношения состоят из восьми резисторов, сопротивления которых от 1 до 10 ООО Ом. При помощи
рычажного переключателя |
можно |
|
|
||||||
получить отношение плеч 100; 10; |
|
|
|||||||
1; |
0,1; |
0,01; |
0,001; |
0,0001. |
|
|
|
||
|
Сравнительное |
|
плечо — мага |
|
|
||||
зин резисторов с четырьмя пяти- |
|
|
|||||||
катушечными |
|
декадами — дает |
|
|
|||||
возможность |
получать |
сопротив |
|
|
|||||
ление от 1 до 9 999 Ом ступенями |
|
|
|||||||
по |
1 Ом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наша промышленность, |
кроме |
Рпс . 6-24. Схема линей |
||||||
рассмотренного одинарного |
мага |
ного |
(реохордиого) мо |
||||||
зинного моста типа РЗЗЗ, выпус |
|
ста. |
|||||||
кает большое число мостов, в том |
|
|
|||||||
числе мост типа |
Р316, |
работающий |
по |
двух- и четырех- |
зажимной схеме и обеспечивающий измерение сопротив
лений 0,01—100 000 Ом с погрешностью до ± |
0,2 %. |
Кроме магазинных мостов, применяются реохордные |
|
мосты (рис. 6-24), плечи отношения.которых |
представляют |
калиброванную манганиновую проволоку — реохорд, раз-
197
деленный подвижным контактом на две части — два плеча моста. Сопротивление проволоки неизменного се
чения и однородного |
материала пропорционально длине, |
|||||
|
|
поэтому отношение |
сопротив |
|||
|
|
лений участков |
ее равно |
отно |
||
|
|
шению их |
ДЛИН: |
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
г2 |
рк |
|
к |
|
|
|
Это отношение дано на шка |
||||
|
|
ле моста и определяется но |
||||
|
|
положению |
движка. Такие мо |
|||
|
|
сты имеют |
меньшую |
точность |
||
|
|
(погрешность примерно |
± 2 % ) |
|||
Р н с . 6-25. Схема моста |
ти |
вследствие |
неравномерного из |
|||
носа реохорда. |
|
|
|
|||
на М М В . |
|
При измерении сначала уста |
||||
|
|
|||||
|
|
навливают |
плечо |
сравнения, а |
затем перемещением движка изменяют отношение плеч, устанавливая стрелку гальванометра на нуль шкалы. Схема одного из выпускаемых нашей промышленностью
реохордных мостов |
типа |
|
|||
ММВ дана на рис. 6-25. |
|
||||
Ток |
в диагонали |
галь |
|
||
ванометра |
одинарного мо |
|
|||
ста (рис. 6-20) зависит |
|
||||
только |
от |
значения |
изме |
|
|
ряемого |
|
сопротивления, |
|
||
если все остальные |
сопро |
|
|||
тивления |
моста |
и |
напря |
|
|
жение |
на |
его |
зажимах |
|
|
остаются |
постоянными. |
|
|||
Следовательно, |
на |
шкале |
Рис . 6 - 26 . Схема моста с автома |
||
гальванометра можно на |
тическим уравновешиванием. |
||||
нести |
деления, |
дающие |
|
значение измеряемого сопротивления гх или величины, однозначно зависящей от гх.
Мост называется неуравновешенным, если измеряемая величина определяется по указателю прибора, включен ного в диагональ .моста. Неуравновешенные мосты широко применяются для измерения температур и других неэлек трических величин.
193
В мостах используется ручное и автоматическое урав новешивание (настройка). Схема автоматического моста дана на рис. 6-26. В этой схеме плечо ?\ образовано изме
ряемым сопротивлением гх |
= г\ и частью реохорда ад — г\, |
|||
т. е. тг — г\-\- г\ — гх |
+ |
т\. Плечо г2 образовано |
сопро |
|
тивлением |
и второй |
частью реохорда дб — г£. |
Плечи |
моста г3 и г4 постоянны. В одну диагональ подведено переменное напряжение U, в другую через усилители напряжения УН и мощности УМ включена управляющая обмотка реверсивного асинхронного двигателя Д, пере мещающего движок реохорда д. Другая обмотка двига теля питается от сети переменного тока.
При равновесии моста напряжение Um |
равно нулю и |
||
двигатель |
неподвижен. При |
r x < 7"2 г3 /г4 |
напряжение С/в д |
имеет одну |
фазу, а .при гх > |
г2 7-3 /г4 — противоположную |
фазу. Фаза этого напряжения, которое после его усиления подается на управляющую обмотку двигателя, определяет направление вращения двигателя. Вращение двигателя прекращается, когда движок д будет установлен двига телем в положении, при котором мост будет уравновешен. Тот же двигатель производит установку указательной стрелки прибора, проградуированного в значениях изме
ряемой величины. По |
|
|
|
|
|
грешность |
автоматиче- |
б' |
^ L J L Q |
I |
i |
ских мостов |
± 1 % . |
I 0 |
rT~Xi |
г? |
I |
6-10. ИЗМЕРЕНИЕ М А Л Ы Х СОПРОТИВЛЕНИЙ
ДВ О Й Н Ы М МОСТОМ
Пр и н ц и п и а л ь н а я схема двойного моста дана на рис. 6-27. Основ ной ток моста проходит
через измеряемое сопро Рис . 6-27. Схема двойного моста.
тивление гх, образцовое
сопротивление г (сравнительное плечо), амперметр, акку
мулятор, реостат |
и рубильник. |
|
|
К потенциальным зажимам б и ж присоединены плечи |
|||
отношения — два |
магазина резисторов |
гх |
и г2 , а к |
двум другим зажимам в и е — такие же |
магазины рези |
||
сторов г,' и Го, каждый из которых имеет |
наименьшее |
||
сопротивление 10 |
Ом. |
|
|
199