Файл: Пономарев Б.А. Двухконтурные турбореактивные двигатели.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Подъемно-маршевые двигатели
Типичным подъемно-маршевым двигателем с поворотными соп лами является двигатель Роллс-Ройс/Бристоль «Пегас», устанав ливаемый на однодвигательном истребителе-бомбардировщике вер тикального взлета и посадки «Хариер». Работы над этим двигате лем ведутся более десяти лет, и за это время появилось несколькоего модификаций. В настоящее время серийно производится моди
фикация |
«Пегас» |
& |
|
Мк 101, |
имеющая, |
иа |
|
режиме быстрого подъ |
|||
ема тягу 8620 кгс [21]г |
|||
[27], |
[43]. |
|
|
|
|
|
|
|
Двигатель |
«Пегас» |
|||||
|
|
|
|
|
выполнен |
|
по |
схеме |
|||
|
|
|
|
|
двухвалы-юго |
Д Т Р Д с |
|||||
|
|
|
|
|
раздельными |
|
реактив |
||||
|
|
|
|
|
ными соплами для |
воз |
|||||
|
|
|
|
|
душного |
и |
|
газового |
|||
|
|
|
|
|
потоков. Степень |
двух |
|||||
|
|
|
|
|
контурности |
|
двигателя |
||||
|
|
|
|
|
равна |
1,44 |
при |
общей |
|||
|
|
|
|
|
степени |
|
|
повышения |
|||
Рис. 54. |
Схема течения воздуха и газа в ДТРД |
давления |
13,5. |
Поток |
|||||||
|
|
«Пегас»: |
|
внешнего |
контура |
вы |
|||||
/ — компрессор; 2 — передняя пара |
сопел; 3 — камера сго |
текает |
через |
два |
пе |
||||||
рания; 4 |
— задняя |
пара сопел; |
5 — т у р б и н а низкого |
редних, |
а |
поток |
|
внут |
|||
давления; |
5 — турбина высокого |
давления; 7 — вентилятор |
|
||||||||
|
|
|
|
|
реннего |
|
контура — че |
||||
рез два задних |
сопла |
(рис. 54). Все четыре сопла могут |
|
синхронно |
поворачиваться из вертикального положения на режиме взлета или посадки в горизонтальное на полетных режимах. Кроме того, сопла могут поворачиваться вперед, создавая реверсивную тягу. Наконец, для взлета с укороченным разбегом можно устанавливать сопла в промежуточное между вертикальным и горизонтальным поло жение. Общая тяга двигателя распределяется между передними и задними соплами почти поровну.
Достоинством Д Т Р Д типа «Пегас» является возможность ис пользовать его для взлета и посадки самолета с любой длиной разбега или пробега от нормальной дистанции до нулевой, а также обычное расположение двигателя на самолете, обеспечивающее осе вой вход воздуха в воздухозаборник. Однако отказ двигателя иа взлете или посадке, как правило, приводит к катастрофе самолета.
Двигатель «Пегас» 6 МкЮІ имеет трехступенчатый вентиля тор, без ВНА, приводимый двухступенчатой турбиной низкого дав ления. За последней ступенью вентилятора часть воздуха отби рается для охлаждения подшипников задних сопел и генератора, а также для вентиляции двигательного отсека. Рабочие лопатки вентилятора выполнены из титанового сплава и имеют антивибра ционные полки. Часть воздуха после вентилятора отводится во
108
•внутренний контур, а другая часть направляется в ресивер, а затем в два рукава сложной формы, заканчивающиеся круглыми корот кими патрубками, в которых закреплены передние поворотные •сопла.
Компрессор двигателя — восьмиступенчатый, имеет ВНА с по воротными лопатками, приводится двухступенчатой турбиной вы сокого давления. За пятой ступенью компрессора установлены кла паны автоматического перепуска воздуха, причем воздух перепу скается в ресивер внешнего контура.
Ротор вентилятора и ротор компрессора вращаются в проти воположных направлениях для уменьшения гироскопического мо мента.
На двигателе применена кольцевая камера сгорания испари тельного типа, причем для увеличения тяги при вертикальном или укороченном взлете при температуре окружающего воздуха боль ше + 5° С применяется впрыск воды в камеру сгорания.
Первая ступень турбины высокого давления охлаждаемая, так как температура газа перед турбиной достигает 1400° К. После турбины газы не имеют обычного прямого выхода, а разветвляются в два рукава, заканчивающиеся круглыми патрубками, в которых закреплены задние поворотные сопла. Эти поворотные сопла охлаж даются воздухом и смазываются твердой смазкой.
Передняя и задняя пары поворотных сопел механически взаимо связаны и поворачиваются под действием пневматических силовых •цилиндров. Для организации поворота потока в соплах с мини мальными потерями в горловине каждого патрубка расположены •профилированные лопатки.
В настоящее время фирма «Роллс-Ройс» разрабатывает моди фикацию двигателя «Пегас» 11 с тягой на режиме быстрого подъ ема 9750 кгс. Увеличение тяги в этом двигателе по сравнению с предыдущими модификациями достигается увеличением расхода воздуха и температуры газа перед турбиной.
Достижение высоких скоростей полета, в частности сверхзвуко
вых, |
требует |
больших величин тяги. Исследования, |
проведенные |
на |
ДТРД |
типа «Пегас», устанавливаемого на |
сверхзвуковой |
СВВП, показали целесообразность сжигания дополнительного топ лива в передней части патрубков внешнего контура, т. е. целесооб разность форсирования во внешнем контуре. При этом на режиме взлета увеличение тяги достигает 35%, а на сверхзвуковых скоро стях полета — гораздо больше.
Наиболее сложными вопросами, возникающими при создании ДТРД с поворотными соплами и форсажем во внешнем контуре, является обеспечение устойчивого и полного сгорания топлива в небольших по объему патрубках, имеющих сложную конфигура цию, и изменение площади выходных сечений передних сопел при ^включении и выключении форсажа. Решение этих вопросов не сколько упрощается сравнительно невысокой температурой фор сажа (1200°К).
109
По |
схеме, аналогичной |
двигателю |
«Пегас», |
выполнен другой. |
Д Т Р Д |
с поворотными |
соплами — двигатель |
Роллс-Ройс/MTU |
|
RB 193-12, предназначенный для низко |
летящего |
боевого самолета |
ѴАК 191В. В силовую установку самолета ѴАК 191В входят так же два жестко вмонтированных подъемных турбореактивных дви гателя RB 162-81.
Стабилизация самолета осуществляется с помощью поворотных сопел, работающих на воздухе, отбираемом от подъемных ТРД. Однако при необходимости к этим соплам может подводиться и сжатый воздух, отбираемый от компрессора высокого давления подъемно-маршевого ДТРД . Поэтому для подъемно-маршевого- двигателя самолета VAK191B было признано необходимым удов летворить следующим требованиям [39]:
— количество отбираемого за компрессором высокого давле ния воздуха для стабилизации самолета на режиме взлета не дол жно превышать 20% во избежание перегрева материала лопаток турбины высокого давления;
— тяга двигателя с учетом всех отборов воздуха не должна быть ниже минимально допустимой величины, обусловленной ТТТ
ксамолету;
—изменение распределения суммарной тяги двигателя между передней и задней парами реактивных сопел на всех рабочих ре жимах должно осуществляться в строго определенных пределах.
Тяга на взлете |
Д Т Р Д RB 193-12 равна |
примерно 4600 кгс при |
||
удельном расходе |
топлива 0,64 кг/кгс-ч, |
степень |
двухконтурно |
|
сти— 1,12 при общей степени повышения давления |
16,5. На |
взлет |
||
ном режиме температура газа перед турбиной достигает |
1440° К. |
Соотношение тяг между передними и задними реактивными соп лами 0,9 : 1 [26], [43].
Двигатель RB 193-12 проектировался с учетом опыта, |
получен |
||
ного при разработке и доводке двигателя «Пегас». |
|
||
По |
своей кинематической схеме двигатель RB 193-12 |
подобен |
|
Д Т Р Д |
«Пегас». Д Т Р Д RB 193-12 является |
двухвальным |
двигате |
лем, у которого трехступенчатый вентилятор |
и компрессор |
низкого- |
давления установлены на одном валу и приводятся трехступенча той турбиной низкого давления, шестиступенчатый компрессор вы сокого давления приводится одноступенчатой охлаждаемой турби ной высокого давления.
Выпуск реактивных струй из внешнего и внутреннего контуровосуществляется через две пары боковых поворотных реактивных сопел, благодаря чему достигается плавное управление вектором тяги от горизонтального до вертикального направления, включая отклонение на 10° против направления полета.
При создании ДТРД RB 193-12 большое внимание было уде лено разработке устройства для отклонения вектора тяги, при этом считалось необходимым обеспечить минимальные потери тяги при плавном изменении направления реактивных струй и возможноменьшее влияние выхлопных газов на возмущение потока воздуха при входе в компрессор. В результате экспериментальных исследо-
110
ваний трех форм поворотных сопел было определено аэродинами ческое преимущество сопла плавной криволинейной формы с вы ходным сечением в виде буквы Q по сравнению с другими вариан тами сопел, и в частности по сравнению с соплом с поворотной; решеткой (типа Д Т Р Д «Пегас»).
Поворот реактивных сопел выполняется пневматической систе мой, работающей на воздухе, отбираемом от компрессора, с по мощью цепной передачи, приводимой в движение звездочкой, уста новленной на торцевой стороне плоскости поворота реактивногосопла.
В иностранной печати сообщалось, что двигатель RB 193-12 успешно прошел стендовые испытания и в 1970 г. начаты поставки первых опытных двигателей для испытаний на самолете ѴАК 191В,. которые ведутся с сентября 1971 г.
|
|
|
|
|
Подъемные двигатели |
|
||
Примером |
подъемного |
Д Т Р Д является малошумный |
двухваль |
|||||
ный двигатель |
Роллс-Ройс |
RB202 (рис. 55), предназначенный для |
||||||
проектируемого |
военного |
самолета |
VC 180Т. Двигатель |
должен |
||||
развивать |
тягу |
3600 кгс |
|
|
|
|||
при |
удельном |
расходе |
|
|
|
|||
топлива |
0,45 |
кг/кгс • ч. |
|
|
|
|||
Этот Д Т Р Д |
имеет |
высо |
|
|
|
|||
кую |
степень |
двухконтур |
|
|
|
|||
ности— 10, что обеспечи |
|
|
|
|||||
вает |
малую |
скорость ис |
|
|
|
|||
течения реактивной |
струи |
|
|
|
||||
и, следовательно, |
низкий |
|
|
|
||||
уровень |
шума. |
Высокая |
|
|
|
|||
степень |
двухконтурности |
|
|
|
||||
приводит к тому, что при |
|
|
|
|||||
емлемые |
значения |
удель |
Рис. 55. |
Схема подъемного .ДТРД |
RB 202 |
|||
ной |
тяги |
удается |
полу |
|
|
|
чить только при достаточно высоких значениях параметров термо динамического цикла. Характерными особенностями двигателя яв ляются малая длина —860 мм и низкий удельный вес — 0,06 кг/кгс [22], [29], [30], [35]. Для получения таких низких значений удельноговеса в конструкции двигателя применены композитные материалы,, стеклопластик, дюралюминиевые, магниевые и титановые сплавы. Кроме того, так как двигатель рассчитан на работу в условиях малых высот (до 1,5 км) и скоростей полета (до 350 км/ч), то топ ливная и масляная системы и агрегаты RB202 очень упрощены.
Двигатель RB 202 имеет одноступенчатый .вентилятор, без ВНА, приводимый трехступенчатой неохлаждаемой турбиной низкого давления. Компрессор двигателя — четырехступенчатый, приводи мый одноступенчатой охлаждаемой турбиной высокого давления. Роторы вращаются в противоположных направлениях. Интересной особенностью конструкции этого двигателя является вращающийся
111