Файл: Пономарев Б.А. Двухконтурные турбореактивные двигатели.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
1 |
£ |
3 |
4 S |
6 |
7 |
|
|
|
14 |
|
13 |
M |
11 |
10 |
9 |
|
|
/—вентилятор; |
Рис. 3. Схема |
двухкоитурного двигателя с форсажем: |
давления; |
||||||||
2— компрессор |
низкого |
давления; |
3 — компрессор |
высокого |
|||||||
4—турбина высокого давления; 5 —турбина |
низкого давления; 6 — форсажная |
— |
камера; |
||||||||
7 — охлаждаемый |
защитный кожух; |
8 — многостворчатое регулируемое |
сопло; 9 |
внутрен |
|||||||
ний защитный |
кожух; 10— топливные |
форсунки форсажной |
камеры; 11 — внешний |
контур; |
|||||||
12 — внутренний |
контур; 13 — топливные |
форсунки |
внешнего |
контура; |
14— камера |
сгорания- |
Схемы ДТРД и ДТРДФ
В настоящее время применяются три основные конструктивные схемы двухконтурных двигателей:
—с передним расположением вентилятора;
—с задним расположением вентилятора;
—с выносным вентилятором.
Турбореактивные двухконтурные двигатели и ДТРДФ с перед ним расположением вентилятора получили наибольшее распростра нение. Степень двухконтурности этих двигателей может изменять ся в широких пределах ( т = 0 , 3 - ь 8 и выше), что позволяет приме нять схему с передним расположением вентилятора для двигателей различного назначения (рис. 2 и 3). Для ДТРД и ДТРДФ этой схемы возможно выбирать наиболее выгодное соотношение между степенью повышения давления внешнего контура я* „ и степенью двухконтурности т. Схема двигателя с передним расположением вентилятора наиболее гибкая, так как позволяет рационально кон струировать двигатели в бесфорсажном и форсажном вариантах с раздельным истечением и со смешением потоков. В качестве при
меров двигателей |
с передним |
расположением вентилятора можно |
|||
привести |
ДТРДФ |
TF |
30-Р-З |
( т = 1 , 1 ; # * л =9500 кгс), |
применяе |
мый на |
американских |
истребителях-бомбардировщиках |
F-111, и |
||
Д Т Р Д TF 39 ( т = 8 ; і?В зл=18 640 кгс), применяемый на |
американ |
||||
ских военно-транспортных самолетах С-5А. |
|
Турбореактивные двухконтурные двигатели с задним располо жением вентилятора (с турбовентиляторной приставкой) обычно создаются на базе уже доведенного и хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации ТРД, который используется в качестве гене ратора газа. Конструктивная схема Д Т Р Д с задним расположе нием вентилятора показана на рис. 4. Турбовентиляторная при ставка увеличивает тягу и экономичность двигателя. Связь между приставкой и внутренним контуром — чисто газодинамическая. Турбовентиляторная приставка выполняется в виде двухъярусного
9
колеса (внутренние лопатки — турбинные, внешние — вентилятор ные). Окружная скорость вращения на таком колесе невелика, а следовательно, невелики работа этой турбины и степень повышения
Рис. 4. Конструктивная схема двухконтурного двигателя с задним расположением вентилятора:
/ — компрессор; 2 — камера |
сгорания; 3— |
турбина; |
4 — турбина |
турбовентиляторной при |
|||
ставки; |
5 — в е н т и л я т о р турбовентиляторной |
приставки; |
6 — воздушный контур |
турбовентиля |
|||
торной |
приставки; 7.8 |
— реактивные сопла |
внешнего и внутреннего |
контуров; |
9, 10 — задний |
||
|
и |
передний |
подшипники |
турбовентиляторной приставки |
|
давления вентилятора. Вследствие этого выбор оптимального соот ношения между л* и m не всегда возможен. Кроме того, повыше ние давления во внешнем контуре не увеличивает общую степень повышения давления в двигателе, что также неблагоприятно ска зывается на параметрах двигателя, и в частности на его экономичности. По этим причинам Д Т Р Д с задним расположением вентилятора на вновь проектируемых летательных аппаратах по
чти не применяется.
Рис. 5. Конструктивная схема силовой уста новки с выносным турбовентиляторным аг регатом усиления тяги (ТВА):
/ — газотурбинный |
двигатель |
( Т Р Д ) ; |
2 — поворот |
ная заслонка; 3— |
турбина |
ТВА; 4— |
вентилятор |
|
ТВА |
|
|
Однако в авиационной практике есть удачные при меры создания на базе тур
бореактивных |
двигателей |
|||||
двухконтурных |
ГТД, |
напри |
||||
мер, |
Д Т Р Д CF700-2C |
( т = |
||||
= 1,9; |
/?изл=1870 кгс), |
при |
||||
меняемый |
на служебном |
са |
||||
молете Дассо |
«Фэн |
Джет |
||||
Фолкон». |
|
|
|
|
|
|
Наконец, ДТРД |
с вынос |
|||||
ным |
вентилятором, |
так |
на |
|||
зываемым |
турбовентилятор |
|||||
ным |
агрегатом |
усиления |
||||
тяги |
(ТВА), |
применяются |
10
на самолетах с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) и са молетах с укороченным взлетом и посадкой (СУВП) — рис. 5. ТВА располагается вне корпуса двигателя (например, в крыле или в дополнительной гондоле), а газ на лопатки турбины турбовен тиляторной приставки подводится специальным газоводом. Д Т Р Д •с выносным вентилятором позволяют получать большие тяги дви
гательной установки, что обусловлено возможностью |
применять |
высокие степени двухконтурности (т = 1 2 1 6 и более) [8]. |
|
В настоящее время Д Т Р Д с выносным вентилятором |
находятся |
в стадии экспериментальной разработки. В частности, для разве дывательного и связного армейского СВВП XV-5A американских ВВС исследуется Д Т Р Д с вентиляторной приставкой.
Термодинамические циклы ДТРД и ДТРДФ
В основе рабочего процесса в Д Т Р Д и ДТРДФ лежат термоди намические циклы, совершающиеся в обоих контурах. Термодина мический цикл реактивного газотурбинного двигателя представляет собой непрерывный процесс, в котором рабочему телу (воздуху или газу) сообщается внешняя энергия, преобразуемая двигателем в кинетическую энергию реактивной струи. Возникающая при этом сила реакции непосредственно используется как движущая сила — •сила тяги. Рассмотрим рабочий процесс Д Т Р Д на примере дви гателя с раздельным истечением.
Реальный термодинамический цикл внутреннего контура ДТРД, т. е. цикл с гидравлическими и тепловыми потерями, состоит из процессов последовательного сжатия воздуха в воздухозаборнике, компрессоре внешнего контура и компрессоре высокого давления, подвода тепла в камере сгорания, расширения газа в турбине и дальнейшего расширения его в реактивном сопле. Этот цикл подо бен термодинамическому циклу, происходящему в ТРД, и отличает ся от него тем, что мощность турбины затрачивается не только на привод компрессора высокого давления, но и на привод компрессо ра внешнего контура. Как известно, в ТРД мощность турбины ис пользуется для привода только компрессора газогенератора. На рис. 6 показана диаграмма реального термодинамического цикла внут
реннего контура |
Д Т Р Д в координатах і — s. Процесс |
сжатия изо |
|||||||
бражен кривой и—в—к |
(н—в |
— динамическое сжатие |
в |
воздухо |
|||||
заборнике; |
в—к — механическое |
сжатие в компрессоре). Подвод |
|||||||
тепла |
осуществляется в камере |
сгорания (процесс |
к—г) |
при неко |
|||||
тором |
падении |
давления |
из-за |
гидравлических |
потерь |
(трение, |
|||
смешение |
струй |
воздуха |
и |
газа, сопротивление |
стабилизаторов |
||||
и т. д.). При расширении |
газа |
в турбине (процесс г—г) |
совершает |
ся механическая работа для привода компрессора высокого дав |
||
ления и компрессора внешнего контура. После |
расширения |
газа |
в турбине компрессора высокого давления газ |
сохраняет |
доста |
точно высокий уровень |
потенциальной энергии, т. е. его давление |
•и особенно температура |
значительно выше давления и температуры |
11
воздуха окружающей атмосферы. Эта энергия характеризует по лезную работу термодинамического цикла, которая может быть использована для создания тяги двигателя.
Рис. 6. Реальный термодинамический цикл внутреннего конту ра ДТРД
Полезная работа цикла внутреннего |
контура Д Т Р Д |
так же, |
||
как и ТРД, выражается формулой |
|
|
|
|
|
'сжі |
ІрзсшІ |
1 |
|
ft—1 |
RTH |
|
(1) |
|
' І С Ж І |
|
|||
|
|
|
|
где k -показатель адиабаты воздуха;
R•газовая постоянная воздуха; •температура воздуха, соответствующая высоте по лета;
•параметр, характеризующий степень повышения давления во внутреннем контуре;
|
Д=—-—степень |
подогрева |
рабочего |
тела во внутреннем |
||||||
|
|
контуре |
(Т* —температура |
газа перед |
турбиной); |
|||||
|
а — коэффициент, |
учитывающий |
различие |
теплоемко- |
||||||
|
|
стей в процессах сжатия и расширения воздуха и |
||||||||
|
|
газа; |
|
|
|
|
|
|
|
|
т)сжі> |
г]расші — коэффициенты, |
оценивающие эффективность |
про |
|||||||
|
|
цессов сжатия и расширения во внутреннем кон |
||||||||
|
|
туре. |
|
|
|
|
|
|
|
Ьщ |
Аналогично |
полезной |
работе |
одноконтурного |
двигателя |
||||||
Д Т Р Д |
возрастает с увеличением степени подогрева |
рабочего |
тела, |
|||||||
к. п. д. |
процессов сжатия и расширения и |
уменьшением темпера |
||||||||
туры |
воздуха |
на входе |
в |
двигатель [12]. |
Влияние |
параметра ві |
12