Файл: Пономарев Б.А. Двухконтурные турбореактивные двигатели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

£

3

4 S

6

7

 

 

 

14

 

13

M

11

10

9

 

 

/—вентилятор;

Рис. 3. Схема

двухкоитурного двигателя с форсажем:

давления;

2— компрессор

низкого

давления;

3 — компрессор

высокого

4—турбина высокого давления; 5 —турбина

низкого давления; 6 — форсажная

камера;

7 — охлаждаемый

защитный кожух;

8 — многостворчатое регулируемое

сопло; 9

внутрен­

ний защитный

кожух; 10— топливные

форсунки форсажной

камеры; 11 — внешний

контур;

12 — внутренний

контур; 13 — топливные

форсунки

внешнего

контура;

14— камера

сгорания-

Схемы ДТРД и ДТРДФ

В настоящее время применяются три основные конструктивные схемы двухконтурных двигателей:

с передним расположением вентилятора;

с задним расположением вентилятора;

с выносным вентилятором.

Турбореактивные двухконтурные двигатели и ДТРДФ с перед­ ним расположением вентилятора получили наибольшее распростра­ нение. Степень двухконтурности этих двигателей может изменять­ ся в широких пределах ( т = 0 , 3 - ь 8 и выше), что позволяет приме­ нять схему с передним расположением вентилятора для двигателей различного назначения (рис. 2 и 3). Для ДТРД и ДТРДФ этой схемы возможно выбирать наиболее выгодное соотношение между степенью повышения давления внешнего контура я* „ и степенью двухконтурности т. Схема двигателя с передним расположением вентилятора наиболее гибкая, так как позволяет рационально кон­ струировать двигатели в бесфорсажном и форсажном вариантах с раздельным истечением и со смешением потоков. В качестве при­

меров двигателей

с передним

расположением вентилятора можно

привести

ДТРДФ

TF

30-Р-З

( т = 1 , 1 ; # * л =9500 кгс),

применяе­

мый на

американских

истребителях-бомбардировщиках

F-111, и

Д Т Р Д TF 39 ( т = 8 ; і?В зл=18 640 кгс), применяемый на

американ­

ских военно-транспортных самолетах С-5А.

 

Турбореактивные двухконтурные двигатели с задним располо­ жением вентилятора (с турбовентиляторной приставкой) обычно создаются на базе уже доведенного и хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации ТРД, который используется в качестве гене­ ратора газа. Конструктивная схема Д Т Р Д с задним расположе­ нием вентилятора показана на рис. 4. Турбовентиляторная при­ ставка увеличивает тягу и экономичность двигателя. Связь между приставкой и внутренним контуром — чисто газодинамическая. Турбовентиляторная приставка выполняется в виде двухъярусного

9



колеса (внутренние лопатки — турбинные, внешние — вентилятор­ ные). Окружная скорость вращения на таком колесе невелика, а следовательно, невелики работа этой турбины и степень повышения

Рис. 4. Конструктивная схема двухконтурного двигателя с задним расположением вентилятора:

/ — компрессор; 2 — камера

сгорания; 3

турбина;

4 — турбина

турбовентиляторной при­

ставки;

5 — в е н т и л я т о р турбовентиляторной

приставки;

6 — воздушный контур

турбовентиля­

торной

приставки; 7.8

реактивные сопла

внешнего и внутреннего

контуров;

9, 10 — задний

 

и

передний

подшипники

турбовентиляторной приставки

 

давления вентилятора. Вследствие этого выбор оптимального соот­ ношения между л* и m не всегда возможен. Кроме того, повыше­ ние давления во внешнем контуре не увеличивает общую степень повышения давления в двигателе, что также неблагоприятно ска­ зывается на параметрах двигателя, и в частности на его экономичности. По этим причинам Д Т Р Д с задним расположением вентилятора на вновь проектируемых летательных аппаратах по­

чти не применяется.

Рис. 5. Конструктивная схема силовой уста­ новки с выносным турбовентиляторным аг­ регатом усиления тяги (ТВА):

/ — газотурбинный

двигатель

( Т Р Д ) ;

2 — поворот­

ная заслонка; 3

турбина

ТВА; 4

вентилятор

 

ТВА

 

 

Однако в авиационной практике есть удачные при­ меры создания на базе тур­

бореактивных

двигателей

двухконтурных

ГТД,

напри­

мер,

Д Т Р Д CF700-2C

( т =

= 1,9;

/?изл=1870 кгс),

при­

меняемый

на служебном

са­

молете Дассо

«Фэн

Джет

Фолкон».

 

 

 

 

 

Наконец, ДТРД

с вынос­

ным

вентилятором,

так

на­

зываемым

турбовентилятор­

ным

агрегатом

усиления

тяги

(ТВА),

применяются

10


на самолетах с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) и са­ молетах с укороченным взлетом и посадкой (СУВП) — рис. 5. ТВА располагается вне корпуса двигателя (например, в крыле или в дополнительной гондоле), а газ на лопатки турбины турбовен­ тиляторной приставки подводится специальным газоводом. Д Т Р Д •с выносным вентилятором позволяют получать большие тяги дви­

гательной установки, что обусловлено возможностью

применять

высокие степени двухконтурности (т = 1 2 1 6 и более) [8].

В настоящее время Д Т Р Д с выносным вентилятором

находятся

в стадии экспериментальной разработки. В частности, для разве­ дывательного и связного армейского СВВП XV-5A американских ВВС исследуется Д Т Р Д с вентиляторной приставкой.

Термодинамические циклы ДТРД и ДТРДФ

В основе рабочего процесса в Д Т Р Д и ДТРДФ лежат термоди­ намические циклы, совершающиеся в обоих контурах. Термодина­ мический цикл реактивного газотурбинного двигателя представляет собой непрерывный процесс, в котором рабочему телу (воздуху или газу) сообщается внешняя энергия, преобразуемая двигателем в кинетическую энергию реактивной струи. Возникающая при этом сила реакции непосредственно используется как движущая сила — •сила тяги. Рассмотрим рабочий процесс Д Т Р Д на примере дви­ гателя с раздельным истечением.

Реальный термодинамический цикл внутреннего контура ДТРД, т. е. цикл с гидравлическими и тепловыми потерями, состоит из процессов последовательного сжатия воздуха в воздухозаборнике, компрессоре внешнего контура и компрессоре высокого давления, подвода тепла в камере сгорания, расширения газа в турбине и дальнейшего расширения его в реактивном сопле. Этот цикл подо­ бен термодинамическому циклу, происходящему в ТРД, и отличает­ ся от него тем, что мощность турбины затрачивается не только на привод компрессора высокого давления, но и на привод компрессо­ ра внешнего контура. Как известно, в ТРД мощность турбины ис­ пользуется для привода только компрессора газогенератора. На рис. 6 показана диаграмма реального термодинамического цикла внут­

реннего контура

Д Т Р Д в координатах і — s. Процесс

сжатия изо­

бражен кривой и—в—к

(н—в

— динамическое сжатие

в

воздухо­

заборнике;

в—к — механическое

сжатие в компрессоре). Подвод

тепла

осуществляется в камере

сгорания (процесс

к—г)

при неко­

тором

падении

давления

из-за

гидравлических

потерь

(трение,

смешение

струй

воздуха

и

газа, сопротивление

стабилизаторов

и т. д.). При расширении

газа

в турбине (процесс г—г)

совершает­

ся механическая работа для привода компрессора высокого дав­

ления и компрессора внешнего контура. После

расширения

газа

в турбине компрессора высокого давления газ

сохраняет

доста­

точно высокий уровень

потенциальной энергии, т. е. его давление

•и особенно температура

значительно выше давления и температуры

11


воздуха окружающей атмосферы. Эта энергия характеризует по­ лезную работу термодинамического цикла, которая может быть использована для создания тяги двигателя.

Рис. 6. Реальный термодинамический цикл внутреннего конту­ ра ДТРД

Полезная работа цикла внутреннего

контура Д Т Р Д

так же,

как и ТРД, выражается формулой

 

 

 

 

'сжі

ІрзсшІ

1

 

ft—1

RTH

 

(1)

' І С Ж І

 

 

 

 

 

где k -показатель адиабаты воздуха;

R•газовая постоянная воздуха; •температура воздуха, соответствующая высоте по­ лета;

параметр, характеризующий степень повышения давления во внутреннем контуре;

 

Д=—-—степень

подогрева

рабочего

тела во внутреннем

 

 

контуре

(Т* —температура

газа перед

турбиной);

 

а — коэффициент,

учитывающий

различие

теплоемко-

 

 

стей в процессах сжатия и расширения воздуха и

 

 

газа;

 

 

 

 

 

 

 

 

т)сжі>

г]расші — коэффициенты,

оценивающие эффективность

про­

 

 

цессов сжатия и расширения во внутреннем кон­

 

 

туре.

 

 

 

 

 

 

 

Ьщ

Аналогично

полезной

работе

одноконтурного

двигателя

Д Т Р Д

возрастает с увеличением степени подогрева

рабочего

тела,

к. п. д.

процессов сжатия и расширения и

уменьшением темпера­

туры

воздуха

на входе

в

двигатель [12].

Влияние

параметра ві

12