Файл: Металлические гофрированные трубы под насыпями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 15

D 3

 

 

 

 

- ю - '

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

кг;см*

0.2

0.3

0,5

1

2

5

10

20

 

 

 

 

 

Коэффициент

гибкости

К

 

 

0

1

1

1

1

1

1

1

1

2 5

0,94 0

0 , 9 1 8

0 , 8 7 0

0,781

0 , 6 6 3

0,51 0

0,44 5

0 , 3 6 6

5 0

0,89 3

0,85 0

0,78 0

0,66 3

0,53 2

0,44 5

0 , 3 6 6

0 , 3 1 4

100

0,81 4

0,75 5

0,66 3

0 , 5 3 2

0,46 8

0 , 3 6 6

0,31 4

0 , 2 6 4

20 0

0,70 3

0 . 62 9

0 , 5 3 2

0 , 4 6 8

0,39 4

0,31 4

0,26 4

0 222

30 0

0 , 6 2 9

0,551

0,49 4

0,42 5

0,35 2

0,281

0,23 9

0^202

400

0,57 3

0,51 2

0 . 4 6 S

0,39 4

0 , 3 3 2

0,26 4

0 , 2 2 2

0 , 1 8 8

500

0,53 2

0,49 4

0 , 4 4 5

0 , 3 6 6

0,31 4

0,25 0

0,211

0 , 1 7 8

GOO

0 , 5 1 2

0,47 7

0,42 5

0 , 3 5 2

0,30 0

0,23 9

0,20 2

0,16 9

нимается

равным

0,44 ,при Егр

= 50 кГ/см2

и 0,22 при Етр =

= 1 00

кГ,см-.

 

 

 

 

При расчете гофрированных

металлических

труб на

устойчи­

вость по аналогии

с ограничением области применения

формулы

Эйлера для расчета прямолинейных стержней на продольный изгиб формула ( I I I . 30) может быть использована только в том случае,

если напряжения,

соответствующие моменту

потери

устойчивой

формы равновесия трубы, не будут превышать

предела

пропорцио­

нальности для стали.

 

 

Обозначим

= Х и будем характеристику

X называть гибко­

стью кольца. Приравнивая критические напряжения пределу про­ порциональности Опц, получим предельное значение гибкости Япр =

. Если?С>лП р, то можно критические напряжения в стенке

трубы определять по формуле ( I I I . 30).

 

По аналогии с продольным изгибом прямолинейных

стержней

при гпбкостях, не превышающих 0,5 ХПр, опасности потери

устойчи­

вости не существует, и разрушение конструкции наступает по при­ чине исчерпания прочности. Поэтому критическое напряжение сле­ дует принимать равным пределу текучести стали, т. е.

при Х < 0 , 5 Х п р имеем о к р = о т . ( I I I . 3

Рис. 35. Зависимость коэффициен­ та гибкости К от модуля дефор­ мации грунта Егр засыпки и гео­

метрических характеристик трубы

70


Гибкостям, лежащим в интервале 0,51n p<^<^irp, отвечает упру­ го-пластическая область деформаций при потере устойчивости и критические напряжения с достаточной для практических целей точностью могут быть выражены (по аналогии с эмпирической фор­ мулой Ф. А. Ясинского) линейной зависимостью:

 

 

 

ак р

= а — b\,

 

 

( I I I . 37

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а = 2 о т - о п ц ; b = 2 gT~g""

'

 

 

 

 

 

 

Л п р

 

 

Условность расчетной

схемы конструкции на прочность и устой­

чивость

нужно

учитывать

введением

к правой

 

части уравнения

( I I I . 3)

коэффициента условий работы т2,

принимая его равным 0,7,

что совместно с системой остальных коэффициентов обеспечит обыч­

но вводимый при расчете подобных конструкций [9, 25] двухкрат­

ный коэффициент

запаса.

 

 

 

 

 

При проектировании

с т ы к о в металлических

водопропускных

труб принимают во внимание, что вследствие низкой продольной жесткости гофрированной конструкции соединения элементов в по­ перечных швах не испытывают существенных усилий, а поэтому могут быть назначены конструктивно. Продольные стыки, воспри­ нимающие значительные усилия от поперечных нагрузок, с целью разумного использования материала должны обеспечивать равно­ прочные с основной конструкцией соединения, для чего их нужно

рассчитывать на совместное

действие осевой сжимающей силы N

и изгибающего момента М п л ,

соответствующего образованию плас­

тического шарнира в стенке трубы. • При расчете стыкового соединения необходимо руководствовать-'

ся его конструктивным решением и указаниями действующих нор­ мативных документов.

 

П р и м е р р а с ч е т а т р у б ы на э к с п л у а т а ц и о н н ы е

н а г р у з ­

ки.

Предположим, что установленный гидравлическим расчетом диаметр D круг­

лой

металлической трубы под железнодорожной насыпью высотой 7 м составляет

2 м. Засыпка трубы песчаным грунтом обеспечивает значение модуля деформа­

ции— ЭОО кГ/см2.

Нагрузка—С14.

Нужно определить толщину волнистого листа

с гофром 130X32,5 мм марки сталь

15сп по ГОСТ 1050—60*.

 

 

Расчетная интенсивность вертикального давления на трубу от собственного

веса насыпи и временной подвижной нагрузки

 

 

 

 

 

q =

1,2 7Н Н +

1,3

14

 

= 1.55

кГ,см2,

 

 

 

O.otf +

 

 

 

 

4

1

 

1,4

 

 

здесь 1,2 и 1,3 — коэффициенты

перегрузки

соответственно

постоянной и

времен­

Уа—1,8 Т/м3

ной

нагрузок;

 

 

 

 

 

 

объемный вес грунта насыпи;

 

 

Я = Б

м — высота засыпки над верхом трубы;

 

 

 

14 — класс нагрузки.

 

 

 

м и толщины листа ^=1,5

мм пре­

По табл. 13 устанавливаем, что для D=2

дельная нагрузка ?Пред из условия

деформационного критерия разрушения рав-

аа 1,8 кГ[см2;

расчетное значение предельной

нагрузки:

 

 

71


 

<7р=0,9 • 1,в= -1,62 кГ/см2>

1,55

кГ/см2,

т. е. толщина листа в 1,5 мм удовле­

творяет требованиям деформационного

расчета.

 

 

 

 

Проверим трубу на прочность и устойчивость в условиях ее равномерного

сжатия.

 

 

 

 

 

1,5 мм и гофром

130X32,5 мм имеет геометриче­

 

Волнистый

лист толщиной

ские характеристики

сечения:

 

 

 

 

 

 

 

/ = 0,245 смЧсм,

F=

0,173

см^см

и / -- 1,1 9 см,

откуда: — • 10"' = 3,26;

К =0,322 (по табл. 15);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

KD

0,322-200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А =

г

= 1,19

• =

54.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельное значение гибкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р _

V

 

*пц

-

V

2000

- 1 1 2

'

 

Так как Х<0,5 ХПр, т. е. 54<56, то опасности

потери устойчивости не сущест­

вует, и коэффициент <р должен

быть принят равным 1.

 

 

Продольная сила, действующая в стенке трубы

 

 

 

 

 

 

 

qD

 

1,55-200

 

 

 

 

 

 

 

W = - J - =

 

 

= 155 кГ;

 

 

 

 

 

 

' v

=

 

155

 

„ „

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 905

кГсм*

 

 

 

 

 

 

oF

1-0,173

 

'

 

 

 

 

 

 

 

м 3

/ ? 0

= 0,7 •1900 = 1330 кГ\см?

> 905

кГ/см*.

т. е. по прочности и устойчивости в условиях равномерного сжатия гибкой трубы принятая толщина волнистого профиля / = 1,5 мм обеспечивает эксплуатационнуюнадежность сооружения.

§ 11. ОСОБЕННОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ОТВЕРСТИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ

Металлические гофрированные трубы по условиям про­ текания в них водного потока в принципе не отличаются от обычных железобетонных труб, поэтому методика их гидравли­

ческого расчета должна быть единой.

Металлические гофрированные трубы так же, как и железобе­

тонные,

по режиму

их гидравлической

работы

делятся на два

типа:-

 

 

 

 

 

б е з н а п о р н ы е

и п о л у н а л о р н ы е

трубы, в которых

поток

зависит

только от условий входа и определяется

площадью

попе­

речного сечения трубы, геометрией входа и 'величиной напора пе­ ред трубой;

н а п о р н ы е трубы, на протекание водного потока в которых оказывают влияние и условия выхода. При расчете труб этого типа дополнительно учитывается глубина воды в -нижнем бьефе, уклон* лотка, шероховатость и длина трубы.

72


 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

 

 

Коэффициент л

для труб

 

Размер гофра, мм

без внутреннего

с покрытием

на 0,25 с

покрытием по всему

 

покрытия

периметра

периметру

67,7X12,7

0,024

0,021

 

0,012

76.2x25,4

0,027

0,023

 

0,012

152,4x50,8

0,031

0,026

 

0,012

Как известно, на водопропускную способность трубы значитель­

ное влияние оказывает конфигурация ее .входа. Устройство

оголов­

ка, как правило, заметно повышает пропускную способность

соору­

жения, но существенно его усложняет и удорожает. И если

приме­

нительно к железобетонным трубам устройство оголовка обычно обходится дешевле увеличения отверстия трубы, то для гофриро­ ванных металлических (особенно небольших отверстий и малой длины) предпочтительнее увеличение отверстия, нежели устройство оголовка. Этим объясняется исключительно широкое применение гофрированных труб без оголовков.

Вопрос целесообразности устройства оголовков металлических гофрированных водопропускных труб решают технико-экономиче­ ским сравнением.

'При гидравлическом расчете безнапорных труб в США [24] отношение глубины воды перед трубой к высоте трубы, т. е -~^"> Д°'ПУ" скается принимать не более 1,5, но вход рекомендуется устраивать неподтопленным (—— < Ч ) - Э т а рекомендация отвечает отечествен­

ным требованиям к проектированию бесфундаментных труб. Гидравлическую работу напорных металлических гофрирован­

ных труб отличают значительно повышенные по сравнению с же­ лезобетонными коэффициенты шероховатости пш, которые изменя­ ются довольно в широких пределах в зависимости от размеров гоф­ ра и конструкции внутреннего асфальтобетонного покрытия.

(По американским данным [24] лабораторного эксперимента, по­ лучены величины пш для металлических гофрированных водопропу­ скных труб (табл. 16') с учетом характера покрытия и размера гоф­ ра. Уточнение некоторых вопросов гидравлического расчета метал­ лических труб применительно к отечественным условиям — очеред­ ная задача научно-исследовательских работ.

§ 12. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИБКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ

С целью проверки основных положений расчета металли­ ческих гофрированных водопропускных труб и уточнения их фактического напряженно-деформированного состояния, а также

отработки производственно-технологических требований их пэст-


ройки в 1968—'1970 гг. осуществлено экспериментальное строитель­

ство и испытания

двух бесфундаментных безоголовочных металли­

ческих труб из волнистой стали на Северной

(объект № 1) и Юж­

ной (объект

>2)

железных дорогах.

Первая сооружена в

супесчаной

насыпи

высотой 11,5 м, вторая — в насыпи высотой

• 7,1 м, отсыпанной из глины.

 

Трубы отверстием

1,86 м были собраны из отдельных элементов,

изготовленных на заводе и представляющих собой изогнутые по за­ данному радиусу, равному 955 мм (средний радиус по нейтральной оси гофра), гофрированные листы с приклепанными по концам уголками для объединения элементов в замкнутый контур с помо­ щью болтов. Каждое звено собирали нз трех элементов (по схеме рис. 18). Между собой звенья шириной 0,6 м соединяли путем за­ ведения крайней полуволны гофра одного звена в соответствующую полуволну на конце соседнего стыкуемого с ним звена и устанавли­ вали между звеньями стыковые накладки (по три на каждый попе­ речный стык).

Использованный для труб волнистый металл марки Ст. 3 имеет следующие параметры гофрирования: длина волны—100 мм, вы­ сота— 50 мм, толщина листа — 1,5 мм. Геометрические характери­

стики продольного

(вдоль

трубы)

течения стенки составляют на

1 см длины трубы:

момент

инерции

/ = 0,739 см*, площадь сечения

.F = 0,233 см2. Для защиты металла от коррозии все детали труб бы­ ли оцинкованы (толщина покрытия около 100 мк). Кроме того, на­ ружная поверхность трубы на объекте № 2 была покрыта битумной мастикой с толщиной слоя 2 мм. Экспериментальные трубы на обо­ их объектах сооружены в прогалах насьши с шириной их понизу свыше 14 м и откосами не круче 1 : 1,5.

Трубы уложены на песчано-травийную (объект № 1) и песча- но-щебеночную (объект № 2) подушки толщиной 40—50 см и шири­ ной 3 м, устроенные на естественном основании и спланированные с соответствующим уклоном и строительным .подъемом. Нижние па­ зухи труб заполнены тщательно уплотненной лесчано-гравийной •смесью. Трубы засыпали равномерно с обеих сторон местным грун­ том, который подвозили автомобилями-самосвалами МАЗ-205 и МАЗ-503, и планировали бульдозером. Послойное уплотнение (тол­ щина слоя 15—20 см) грунта боковых призм на всю высоту конст­ рукции производили груженым автомобилем МАЗ-206, который пе­

ремещался со скоростью 5—10 км/ч вдоль трубы

(рис. 36) и укаты­

вал грунт на ширине 5—6 м с каждой стороны

трубы, совершая

при этом 3—4 хода по одному следу. В процессе уплотнения грунта •боковых призм на объекте № 1 колеса груженого автомобиля про­ ходили впритирку к конструкции, на объекте № 2 — не ближе 30 см -от стенки трубы, а грунт непосредственно возле стенок трубы уплот­ няли ручными трамбовками.

По данным лабораторных испытаний образцов грунта, отобран­ ных на строительстве, установлено, что материал засыпки боковых призм грунта на трубе, сооруженной на объекте № 1, — супесь с содержанием глинистых частиц мельче 0,005 мм до 6% и включе-

74