Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
">http://www.allbest.ru/
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РЕФЕРАТ
Тема: Русское семейное право XV-XVI вв.
Выполнил: Худорожко О.Ю.
Омск-2016
Содержание
Введение
1. Семейное право России с древнейших времен до XV века
2. Семейное право в XV - XVI вв
3. Соборное Уложение 1649
Заключение
Список литературы
Введение
Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая должным образом обеспечивает «прочность» и в то же время «гибкость» этой системы. Общая территория позволяет объединиться людям в государство, общие интересы – в партии и движения и т.д. Но каждое из таких объединений задействует лишь часть человеческой индивидуальности и в небольшой промежуток времени. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Как и любому социальному институту, институту брака и семьи необходима система правовых норм, которой является Семейное законодательство (Семейный кодекс).
Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
В своем развитии российское семейное право прошло следующие основные этапы:
- регулирование семейных отношений традициями и религиозными нормами (до XV вв.);
- Семейное право XV-XVI вв.
- семейное право Российской Империи (с XVII - начало XX вв.);
- советское семейное право (1917—1991);
- современное российское семейное право (с 1991 г.).
Целью работы является изучение Русского семейного права XV-XVI вв.
1. Семейное право России с древнейших времен до XV века
Сведения о брачно-семейных отношениях славянских племен, живших на территории нынешней России, до принятия ими христианства незначительны. Из летописей известно, что отношения по вопросам брака и семьи в те времена регулировались обычаями, связанными с культами язычества: похищение невесты без ее согласия, многоженство, которые были общеприняты и существовали повсеместно и после принятия христианства. Однако, с образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения стали регулироваться нормами писаного права: церковными уставами князей Владимира Святославовича, Ярослава Владимировича и других,
которые содержали нормы о браке, семье, нравственности. Так, в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой.
С введением христианства на Руси стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право. Устанавливаются новые принципы семейного права: отказ от многоженства, единобрачие (моногамия), затруднительность развода, неравенство мужа и жены, бесправие внебрачных детей. Эти принципы были основаны на византийском каноническом представлении о браке, внедренном в русское право. На Руси начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских. Брачные обряды совершались только в церкви. По этим правилам заключению и регистрации брака предшествовало обручение (брачный сговор). Брачный сговор оформлялся в письменной форме, и за его нарушение одной из сторон предусматривалась неустойка. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния: рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.
Следует отметить, что в полной мере византийское семейное церковное право в России, особенно простым народом, не было воспринято. Впоследствии Номоканон был переведен на русский язык и дополнен постановлениями русских князей и более известен специалистам под названием Кормчая книга. Отдельные положения, регулирующие семейные отношения, содержались в Русской Правде.
Русская Правда и другие правовые памятники не содержат статей, определяющих личные отношения между супругами, но имеется значительный летописный и этнографический материал, позволяющий установить сущность этих отношений, носивших следы патриархального строя: жена находилась под властью мужа, который имел право наказывать жену. После венчания отец новобрачной слегка ударял ее плетью по спине и затем передавал плеть новобрачному, который также наносил ей несколько ударов.
Об имущественных отношениях супругов в Русской Правде и других памятниках Киевского государства имеется ряд постановлений.
Статьи 94, 95 определяют правовое положение имущества, которое приносится женой при ее вступлении в брак. Это имущество после смерти жены переходило ее наследникам, даже если муж вторично женился (ст. 94). Братья обязаны были из полученного ими наследства часть имущества выделить сестре для обеспечения ее приданым при выходе замуж (ст. 95).
Русская Правда содержит нормы, предусматривающие опеку. Cт. 99 определяет, что имущество супругов является раздельным, после смерти отца домом руководила мать. Если же она выходила замуж вторично, то детям назначался опекун из числа ближайших родственников детей или же отчим. О раздельности имущества супругов свидетельствуют положения ст. 101 и 102, но это не является препятствием для установления ответственности жены за вину и долги мужа (ст. 7). Если муж совершил убийство с целью грабежа, то он выделяется князю на поток вместе с женой и детьми, а имение конфискуется князем.
Правовые памятники того времени содержат мало материала для освещения вопроса о личных и имущественных отношениях родителей и детей. Несомненно, что существовали патриархальные отношения: отец, глава семьи, пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продавать своих детей в холопы, о чем свидетельствуют летописи. Но родители имели по отношению к детям обязанности: Устав князя Ярослава предусматривал ответственность за обеспечение детей и устройство их в жизни. Если девушка из бояр не выходит замуж, родители платят митрополиту пять гривен золота, а простой чади – гривна серебра (с. 266).
семейный право соборный уложение
2. Семейное право в XV - XVI вв
Важным источником права в этот период являлся Судебник 1550 года (в истории он получил название Царского). В нем отразились изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 годы.
К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился так называемый Стоглав 1551 года - собрание постановлений Церковного Собора, регулировавший нормы церковно-религиозной жизни Московской Руси. Он состоял из 100 глав-статей. На основании Стоглава, за Церковью закреплялись все принадлежавшие ей (митрополии, епископства, монастыри) земли, даже если на них не было документального свидетельства собственности. Все споры о церковных землях запрещались. Переданные монастырям по завещаниям родовые вотчины не могли выкупаться родственниками завещателя (не действовало право родового выкупа).
Семейное право в XV - XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин - 15 лет, а для женщин 12 лет. "Домострой" (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог - "вено", обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.
После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.
В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.
3. Соборное Уложение 1649
Соборное Уложение 1649 года обобщило и подытожило основные тенденции русского права XV-XVII веков. Оно значительно превосходит предшествующие памятники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных сторон действительности того времени - экономики, форм землевладения, классово-сословного строя, положения господствующих и феодально-зависимых слоев населения, государственно-политического строя, судопроизводства, материального и процессуального права.
Пожалуй, наибольший интерес, с точки зрения семейного права представляют собой статьи из глав XIX «О посадских людех» и ХХ «Суд о холопех».
Рассмотрим через призму семейного права, в чем именно проявилось то, что «Соборное уложение» закрепило сословное деление общества.
В частности, это проявляется в статье 37 главы XIX, в которой говорится, что если кабальные люди, крестьяне или бобыли, закрепленные за кем-либо в писцовых книгах, сбегут и женятся на городских посадских людях, то их следует вместе с семьей отдавать их прежним землевладельцам, феодалам, от которых они сбежали.
На переход социального положения от отца к сыну указывает статья 25 главы XIX: «А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло имати». Данная статья свидетельствует о жестоких нравах, царивших в Московской Руси в данный исторический период.
Но стоит отметить, что, наряду с «закабаляющими» статьями, «Соборное уложение» предусматривает возможности освобождения от зависимости, перехода в другое сословие. Причем, можно найти множество примеров, проанализировав «Соборное уложение». Особый интерес представляет собой статья 26 главы XIX, в соответствии с которой московские и городовые «тяглые» люди, ставшие стрельцами «своею охотою» имели возможность остаться стрельцами. Нормы, регулировавшие семейные отношения можно найти и в главе XXII, которая называется «Указ за какие вины кому чинити смертнаю казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание»
В соответствии со статьей 25 этой главы, если мужчина или женщина, «забыв страх Божий и християнскии закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело», и это станет достоянием общественности, то им полагается наказание кнутом.
В статье 26 данной главы говорится о том, что, если жена будет жить «блудно и скверно», наживет детей и тех детей сама или кто-нибудь по ее велению погубит, то по отношении к ней будет применена смертная казнь, «чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися».
Немалое количество норм «Соборного уложения» регулируют семейные правоотношения в случаях, если один из субъектов оказывается в бегах. В частности, в статье 26 главы ХХ «Суд о холопех» говорится о том, что в случае, если от кого-либо убежит холоп/холопка и в бегах женится на иных женах/выйдет замуж за иных мужей, а первых своих жен/мужей «учнут отпиратися», то, помимо возвращения к прежнему хозяина их ждет суровое наказание.
Нормы «Соборного уложения» также защищали честь и достоинство членов семьи. Обратимся статье 99 главы Х. В ней говорится, что если кто-либо обзовет плохим словом жену, дочь или сына, то, независимо от своего положения, оскорбивший обязан выплатить жене компенсацию в размере «против мужня окладу вдвое», «дочери девке против отцова окладу вчетверо; сыну неверстаному против отцова окладу вполы».
Сходные отношения регулируются и статьей 280 главы Х «О суде». В статье говорится о том, что если один из бранящихся назовет другого «выблядком» (выблядок — сын, рожденный вне брака от наложницы, отсюда связь нормы семейным правом), и оскорбленный станет «государю бити челом о бесчестье», а суд докажет, что челобитник «не выблядок», то «ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады».