ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6)По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные – в пределах определённого промежутка времени.
7)По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Лекция 4. Конституционные основы правовой системы.
План лекции
1.Понятие и источники конституционного права.
2.Основы конституционного строя в РФ.
3.Правовое положение человека и гражданина.
4.СисЛекция органов государственной власти.
Вопрос № 1
Конституционное право среди всех отраслей системы права занимает ведущее положение. Это объясняется тем, что оно регулирует главные стороны жизнедеятельности общества и государства, а также содержит исходные принципы для всех других правовых отраслей.
Конституционное (государственное) право – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и закрепляющих определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений:
-
отношения между человеком и государством (охрана основных прав и свобод человека и гражданина); -
устройство государства и государственной власти (основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ, органы власти и т. д.). -
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящее время нормативно-правовые акты. -
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных источниках. Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право. -
Естественное право было положено в основу концепции правового государства. В нынешней Конституции РФ четко закреплены все основные (естественные) права (на жизнь, неприкосновенность личности, частную собственность, свободу слова).
-
Позитивное право – писаное право, право, созданное государством. Среди его источников важнейшее место занимает Конституция РФ. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы правового регулирования, Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4), все остальные правовые акты не должны ей противоречить. -
Следующим звеном в иерархии источников конституционного права являются законы (федеральные конституционные и федеральные). Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. -
Все остальные акты государственных органов являются подзаконными и должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. -
Указы и распоряжения Президента РФ, правовые акты президентов и глав администраций республик и других субъектов РФ также являются источниками конституционного права, но они относятся к числу подзаконных актов и могут быть отменены законом.
Вопрос № 2
Понятие основ конституционного строя в литературе оценивается по-разному. Нередко под основами подразумевается кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию.
Одной из важнейших категорий любой демократической конституции является народный суверенитет.
Ст. 1 Конституции РФ характеризует Россию как демократическое государство. Для современной демократии характерны следующие черты: равенство всех перед законом, народовластие, широкий спектр прав и свобод, уважение интересов и мнений меньшинства, периодическая выборность основных органов государства, подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений.
Ст. 7 Конституции РФ характеризует российское государство как социальное государство. Конституция РФ закрепляет основные направления социальной политики, – это:
-
охрана труда и здоровья людей; -
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства; -
выплата государственных пенсий и социальных пособий; -
создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы; выплату пособий по безработице; -
установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
Пока деятельность государства в социальной сфере не является достаточно действенной. Национальным позором является появление «новых бедных», имеющих работу, обладающих должной квалификацией, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату или не получающих ее вообще.
Ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Республикой принято считать такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.
В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы рыночной экономики.
Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:
-
единство экономического пространства; -
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; -
свобода экономической деятельности; -
поддержка конкуренции; -
признание и защита разных форм собственности.
Единство экономического пространства определяется установлением единых правовых основ рынка. Свободное же перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает устранение таможенных и иных препятствий в субъектах РФ для свободной торговли и банковской деятельности. Поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности обеспечивается антимонопольным законодательством, приватизацией и акционированием предприятий.
Рыночные отношения невозможны без многообразия форм собственности. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Причем все формы собственности защищаются равным образом.
Вопрос № 3
Под правовым статусом человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция Российской Федерации, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина (гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности).
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации.
Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Все граждане на территории России обладают равными правами и свободами и несут равные конституционные обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, иностранцы не имеют избирательного права, не могут занимать определенные должности и т. д. Правами, свободами и обязанностями в полном объеме обладают только граждане Российской Федерации.
Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос № 4
Основным принципом организации государственной власти в РФ является принцип разделения властей. Порядок формирования и полномочия органов государственной власти определяются Конституцией и федеральными законами.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.
Государственный орган – структурный элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
-
является частью единой государственной системы, хоть и обладает определенной автономией; -
состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом. Права и обязанности (компетенция) служащих строго определены законом. Бремя содержания государственных служащих лежит на обществе;
-
имеет внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они связаны единой целью; -
обладает определенной компетенцией – властными правомочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения (задачами и функциями); -
обладает властными полномочиями, которые выражаются в: -
возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права;
-
возможности обеспечения выполнения нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения; -
имеет определенную материальную базу, финансы, бюджет, источники финансирования; -
активно участвует в реализаций функций государства.