Файл: Лекция 1 Понятие и сущность права План лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6)По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные – в пределах определённого промежутка времени.

7)По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.


Лекция 4. Конституционные основы правовой системы.

 

План лекции

1.Понятие и источники конституционного права. 

2.Основы конституционного строя в РФ.

3.Правовое положение человека и гражданина.

4.СисЛекция органов государственной власти.

Вопрос № 1

Конституционное право среди всех отраслей системы права занимает ведущее положение. Это объясняется тем, что оно регулирует главные стороны жизнедеятельности общества и государства, а также содержит исходные принципы для всех других правовых отраслей.

Конституционное (государственноеправо – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и закрепляющих определенную систему государственной власти.

Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений: 

  • отношения между человеком и государством (охрана основных прав и свобод человека и гражданина);

  • устройство государства и государственной власти (основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ, органы власти и т. д.).

  • Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящее время нормативно-правовые акты. 

  • Нормы конституционного права находят свое выражение в различных источниках. Источники конституционного права  образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.

  • Естественное право было положено в основу концепции правового государства. В нынешней Конституции РФ четко закреплены все основные (естественные) права (на жизнь, неприкосновенность личности, частную собственность, свободу слова).

  • Позитивное право – писаное право, право, созданное государством. Среди его источников важнейшее место занимает Конституция РФ. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы правового регулирования, Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4), все остальные правовые акты не должны ей противоречить.

  • Следующим звеном в иерархии источников конституционного права являются законы (федеральные конституционные и федеральные). Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ.

  • Все остальные акты государственных органов являются подзаконными и должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. 

  • Указы и распоряжения Президента РФ, правовые акты президентов и глав администраций республик и других субъектов РФ также являются источниками конституционного права, но они относятся к числу подзаконных актов и могут быть отменены законом.


Вопрос № 2

Понятие основ конституционного строя в литературе оценивается по-разному. Нередко под основами подразумевается кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию. 

Одной из важнейших категорий любой демократической конституции является народный суверенитет.

Ст. 1 Конституции РФ характеризует Россию как демократическое государство. Для современной демократии характерны следующие черты: равенство всех перед законом, народовластие, широкий спектр прав и свобод, уважение интересов и мнений меньшинства, периодическая выборность основных органов государства, подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений.

Ст. 7 Конституции РФ характеризует российское государство как социальное государство. Конституция РФ закрепляет основные направления социальной политики, – это:

  • охрана труда и здоровья людей;

  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;

  • выплата государственных пенсий и социальных пособий;

  • создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы; выплату пособий по безработице;

  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Пока деятельность государства в социальной сфере не является достаточно действенной. Национальным позором является появление «новых бедных», имеющих работу, обладающих должной квалификацией, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату или не получающих ее вообще.

Ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Республикой принято считать такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.

В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы рыночной экономики.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

  • единство экономического пространства;

  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

  • свобода экономической деятельности;

  • поддержка конкуренции;

  • признание и защита разных форм собственности.


Единство экономического пространства определяется установлением единых правовых основ рынка. Свободное же перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает устранение таможенных и иных препятствий в субъектах РФ для свободной торговли и банковской деятельности. Поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности обеспечивается антимонопольным законодательством, приватизацией и акционированием предприятий.

Рыночные отношения невозможны без многообразия форм собственности. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Причем все формы собственности защищаются равным образом.

Вопрос № 3

Под правовым статусом человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция Российской Федерации, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина (гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности).

Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Все граждане на территории России обладают равными правами и свободами и несут равные конституционные обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, иностранцы не имеют избирательного права, не могут занимать определенные должности и т. д. Правами, свободами и обязанностями в полном объеме обладают только граждане Российской Федерации.


Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вопрос № 4

Основным принципом организации государственной власти в РФ является принцип разделения властей. Порядок формирования и полномочия органов государственной власти определяются Конституцией и федеральными законами.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Государственный орган – структурный элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями. 

Признаки государственного органа:

  • является частью единой государственной системы, хоть и обладает определенной автономией;

  • состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом. Права и обязанности (компетенция) служащих строго определены законом. Бремя содержания государственных служащих лежит на обществе;

  • имеет внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они связаны единой целью;

  • обладает определенной компетенцией – властными правомочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения (задачами и функциями);

  • обладает властными полномочиями, которые выражаются в:

  • возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права;

  • возможности обеспечения выполнения нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения;

  • имеет определенную материальную базу, финансы, бюджет, источники финансирования;

  • активно участвует в реализаций функций государства.