ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»

План-конспект урока

по Истории


в 7 классе в «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Владимира Елизарова»
на тему «Иван Грозный»

Разработала: Голубева Елена Алексеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» (1000 акад./часа(ов))

Проверил: И. Ю. Судак, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания

Тверь, 2022
Конспект зачётного урока. 07.02.2022
Тип урока: комбинированный

Цели и задачи: познакомить с причинами разрыва царя со своими сподвижниками; характеризовать сущность опричнины и ее последствия для экономики страны.

Планируемые результаты: 

- предметные: давать определения понятий: земщина, карьера, опричнина; применять основные хронологические понятия, термины; описывать причины разрыва Ивана IV со своими сподвижниками; показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; сравнивать расположение и экономический потенциал земель, входивших в состав опричнины и земщины; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;

- метапредметные УУД —

1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

2)регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;

3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

(Заслушивание сообщений. Ответы на вопросы по тексту доклада.)

III. Мотивационно-целевой этап

В течение семи лет, с 1565 по 1572 г., в Московском государстве разгорелся и пылал, по образному выражению современника этих событий князя Андрея Курбского, «пожар лютости». Однако, как отметил современный историк А.И. Филюшкин, «историки и литераторы смотрят на Россию XVI в. вот уже больше 300 лет» глазами Курбского. Насколько такое восприятие способствует верному пониманию исторической действительности? Попробуем выработать свой собственный взгляд на этот период истории.

Тема урока: «Опричнина».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План уроков

1. Падение Избранной рады.

2. Расправа царя с приближенными.

3. Опричнина и опричники.

4. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины.

5. Итоги царствования Ивана IV.

Проблемный вопрос

— Каково значение опричнины в истории России?

IV. Введение в новый материал

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», — писал псковский летописец. На сегодняшнем уроке мы попытаемся разобраться, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

V. Работа по теме уроков

1. Падение Избранной рады

— Вспомните, что такое Избранная рада?

— Какую политику она проводила?

(Ответы учеников.)

Многие историки считают, что время Избранной рады — самый светлый период царствования Ивана IV. Так, С.Ф. Платонов утверждал, что «в продолжение 12—13 лет правительственная деятельность Грозного шла под влиянием Избранной рады и отличалась добрыми свойствами. В это время была завоевана Казань (1552), занята Астрахань (1556) и были проведены серьезные реформы». Однако 1560 г. Избранная рада была распущена.


Отвечая на вопрос, почему распалась Избранная рада, необходимо четко различать поводы и причины ее падения.

Влияние Сильвестра выразилось, между прочим, в том, что он собрал около царя особый круг советников, называемый обыкновенно Избранной радой (так именовал его в своем сочинении о Грозном князь Курбский). Это не была ни «ближняя дума», ни дума вообще, а особая компания бояр, объединившихся в одной цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений и обычаев, неудобных для московских самодержцев. Состоя, по-видимому, из потомков удельных князей, «княжат», Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающим свое полновластие. Столкновения и начались с 1553 г., во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Димитрия, а двоюродного брата его (Грозного) - князя Владимира Андреевича: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летопись), а в боярях смута и мятеж, а царству почала быти во всем скудость». Полный разрыв царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А. Адашев.

(Платонов С.Ф. Лекции по русской истории)

Главная ценность для Ивана IV — ничем не ограниченная самодержавная власть. Думается, нет более лаконичного, четкого и даже талантливого определения деспотизма, чем то, которое дал Иван Грозный: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же...» В этих словах выражена суть именно деспотизма, а не абсолютной монархии, хотя эти два явления подчас путают. <...> Царь Иван был уверен, что служить ему — нравственный и христианский долг его подданных. Сам Господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. <...> Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. С презрением пишет он о тех «безбожных» государях, которые «царствии своими не владеют, како им повелят работные их, так и владеют». Вспомним, что и английскую королеву Елизавету он порицал за некоторую ограниченность ее власти: «...у тебя мимо тебя люди владеют». Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша», «от прародителей наших данную нам власть от нас отъяша».


(Кобрин В. Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)

Запись в тетради

Причины роспуска Избранной рады:

1) расхождения в выборе наследника престола;

2) стремление Избранной рады влиять на царя;

3) медленный темп реформ;

4) напряженные отношения членов Избранной рады с ближайшим окружением царя — царицей Анастасией;

5) неудачи в Ливонской войне, вызванные советами Адашева;

6) узурпация Избранной радой царской власти (по мнению Ивана IV).

Повод для роспуска Избранной рады — слухи о причастности к смерти царицы Анастасии членов Избранной рады.

Вопрос о причинах падения Избранной рады до сих пор вызывает немало споров. Некоторые историки видят истоки роспуска Избранной рады в борьбе высшего слоя служилого класса (князей и бояр) против низшего (дворян), возглавленного царем.

2. Расправа царя с приближенными

Историк Филюшкин утверждает, что «история правления первого русского царя излагается... на основе сочинений Курбского — схеме “двух Иванов”: хорошего государя в 1550-е гг., времени реформ, времени правления Избранной рады, и необузданного тирана после 1560 г., после смерти царицы Анастасии, разгона Избранной рады и “облютения” царя».

Андрей Михайлович Курбский — боярин, воевода, один из активных деятелей правительства Избранной рады. Опасаясь царского гнева, бежал к польскому королю. Пытаясь объяснить свой побег, направил Ивану IV обширное послание, где обвинял царя в тирании, жестокости, необоснованных репрессиях по отношению к своим приближенным. Курбский написал четыре письма, Иван IV отправил два.

— Изучив фрагменты исторических документов, ответьте на вопросы.

Фрагменты исторических документов

Из переписки А. Курбского с Иваном IV (в переводе О.В. Творогова)

Первое послание Курбского. Зачем, царь... воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах Божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь. <...>


И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. <...> Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы... одерживал для твоей же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив, преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от Отечества своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался. <...>

Первое послание Ивана IV. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть известного тебе попа [Сильвестра] и под ваше злодейское управление. <...>

Неужели же это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма — когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

Русская земля держится Божьим милосердием... и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами... А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить. <...>

Поп Сильвестр сдружился с Алексеем [Адашевым], и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными..., мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя. <...> Они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами нашими, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как вам заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, — все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников.

Из послания Ивана IV английской королеве Елизавете I

Вели переговоры с нашим послом твои бояре, управляли же всем делом твои купцы. Мы надеялись, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь, и заботишься о своей государской чести и выгодах для государства, и поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя другие люди владеют, и не только люди, мужики торговые, ищут только выгоду торговую. И, если уж так, то мы те дела оставили в сторону.