Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
тов (по сравнению с оптимальными условиями), производят регу
лирование водного режима территории путем удаления избытков поверхностных и грунтовых вод.
Возникновение избыточного увлажнения возможно в резуль тате ряда причин, главными из которых являются: затрудненный
Рис. 147. Водоотвод с поверхности взлетно-посадочной полосы:
1 подсыпка; |
2 — коллектор; 3 — песчаное основание; 4 |
— покрытие; |
5 — закромоч- |
ная дрена; |
6 — дождеприемники; 7 — перепуски; 8 — |
естественное |
основание |
сток атмосферных осадков, выпадающих в пределах летного по ля; приток ливневых и талых вод с территорий, примыкающих к аэродрому; близкое залегание к поверхности грунтовых вод; под топление территории паводко выми водами соседних водое мов и водотоков.
Для улучшения водного режима территории и создания нормальных условий эксплуа тации аэродрома осуществля ются мероприятия по улучше нию условий поверхностного стока и снижению уровня грун товых вод. В ряде случаев по верхность аэродрома повыша ют путем подсыпки грунта и создания насыпного основа ния.
Сток поверхностных вод улучшают путем планировки терри тории и создания систем нагорных канав и водосточной сети.
Взлетно-посадочной полосе, рулежным дорожкам и местам стоянок самолетов придают продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие свободный сток воды (рис. 147). Водосточная сеть с системой дождеприемников, осушителей (рис. 148) и водо отводящих коллекторов собирает ливневые и талые воды с летного поля и окружающей территории и защищает грунты основания и всей территории аэродрома от избыточного увлажнения. Эта сеть выводит собранные воды за пределы аэродрома.
Снижение уровня грунтовых вод проводится путем организа ции сети понижающих дренажей, состоящих из дренажных тран
2 3 7
шей или колодцев, объединяемых с помощью собирателей и кол лекторов в дренажную систему. Вода, собранная дренажами, пе редается в водосточную сеть и отводится за пределы аэродрома.
В течение года влажность грунтов летного поля и грунтового основания не остается постоянной. Осенью за счет уменьшения испарения при понижении температуры и выпадения осадков влажность грунтов увеличивается.
С установлением зимнего периода с отрицательными темпера турами происходит перераспределение влаги. Разность темпера тур поверхностных и более глубоких горизонтов грунтовой толщи вызывает миграцию влаги от более теплых глубоких слоев к бо лее холодным поверхностным. Скапливающаяся в поверхностных слоях влага замерзает, образуя ледяные прослойки и линзы,уве личивает объем грунта и может вызвать деформацию покрытия.
Весной после оттаивания.ледяных линз происходит местное переувлажнение грунта (влажность может превосходить предел те кучести) и потеря им прочности, а следовательно, и устойчивости. Процесс оттаивания идет не только с поверхности, но и за счет притока тепла из глубинных слоев грунта. Кроме того, оттаивание грунтов под очищенным от снега покрытием идет быстрее, чем под остальной территорией аэродрома, прикрытой снегом. Поэтому под центральной частью взлетно-посадочных и других полос грунт от таивает раньше. Это тоже создает неравномерность в сопротив лении грунта нагрузкам и может вызвать нежелательные дефор мации покрытия. Снижение неблагоприятного эффекта чрезмерно го и неравномерного увлажнения грунтов в весеннее время осуще ствляется развитой системой дренирующих устройств (закромочные дрены, фильтрующий слой песка, укладываемый в основании покрытия, и т. д.), однако условия работы этих систем в связи с большой длиной пути фильтрации и малой мощностью и водо проницаемостью песчаных дренирующих слоев оказываются весь ма тяжелыми. В результате весной часто возникают деформации покрытий и трудности в эксплуатации аэродромов.
В летнее время водный режим территории аэродрома улуч шается за счет возрастания испарения, вызывающего постепенное просыхание грунтов основания покрытия. В это время количество осадков во многих районах страны оказывается меньше, чем осенью, что в свою очередь ведет к понижению уровня грунтовых вод.
Такое изменение водно-температурного режима грунтов осно вания вызывает значительные колебания прочности грунтов в те чение года. Как показывают специально проведенные исследова ния (Могилевский и др., 1963), в весенние месяцы снижение проч ности для наиболее чувствительных к этому грунтов достигает 30—50% от максимальной прочности оптимального состояния.
Изложенная обстановка работы грунтового основания типич на для средней полосы нашей страны, где климатические перио ды года имеют примерно равную продолжительность.
2 3 8
Однако |
природно-климатические условия на территории |
||
СССР |
весьма |
разнообразны. |
На больших территориях Севера, |
Сибири |
и Дальнего Востока |
развиты многолетнемерзлые породы, |
а южные районы примыкают к субтропикам. В последних имеют ся большие территории, покрытые жаркими пустынями с сыпу чими песками и засоленными грунтами. Во многих районах, пре имущественно с дефицитом увлажнения, развиты лессовые просадочные грунты. Все это создает особые и часто весьма сложные инженерно-геологические условия работы аэродромных соору жений.
Особенно сложными для аэродромных сооружений являются условия территорий развития многолетнемерзлых грунтов. Для этих территорий характерно образование наледей — ледяных буг ров, образующихся во время сильных морозов в результате вы хода на поверхность грунтовых или речных вод. Другой харак терной особенностью этих районов является наличие здесь так на зываемого д е я т е л ь н о г о с л о я верхнего слоя грунта, летом оттаивающего, а зимой промерзающего и сливающегося с толщей многолетнемерзлых грунтов. Мощность этого слоя на Крайнем Севере составляет 0,2—0,7 м в глинистых и болотных грунтах и 1,0—1,6 м в песках, а в районах, примыкающих к южной границе распространения многолетнемерзлых грунтов, 1,0—2,5 м для гли нистых и 2,5—4,5 м для песчаных грунтов.
Мерзлые грунты являются водонепроницаемыми, что вызы вает застаивание влаги в деятельном слое и сильно снижает его сопротивление всем видам нагрузок. Это резко ухудшает несу щую способность грунтов основания в течение всего теплого вре мени года.
В связи с этим в районах развития многолетнемерзлых грун тов для размещения аэродромов наиболее благоприятны участки, сложенные каменистыми, гравелистыми и песчаными сухими или другими грунтами, не меняющими своих свойств при замерзании и оттаивании. Также относительно благоприятными являются тер ритории, где мощность многолетнемерзлых грунтов превышает 5—6 м и грунты, слагающие ее, не переходят при оттаивании в плывунное состояние.
Строительство взлетно-посадочных и других полос аэродромов в районах развития многолетнемерзлых грунтов ведется по двум
основным схемам: с ускорением |
оттаивания |
мерзлых грунтов и |
с сохранением грунтов основания |
в мерзлом |
состоянии. Первая |
из этих схем применима главным образом в районах, где разви ты грунты не пучинистые и поддающиеся осушению. Вторая схема предпочтительна в условиях развития грунтов неустойчивых в та лом, но достаточно прочных в мерзлом состоянии.
Постройка аэродрома на заболоченном участке, так же как и на территории развития слабоуплотненных иловатых грунтов, представляет собой сложную инженерную задачу. Обычно она возникает при реконструкции и расширении аэродромов. Примеры
2 3 9
подобных условий известны при реконструкции аэродромов в Нью-Йорке, Осло, Гонконге и других городах. Наиболее ради кальным здесь является полное удаление слоя торфа или илов (выторфовывание и т. п.) и замена их песчаными или другими устойчивыми грунтами. Известны примеры уплотнения подобных грунтов с помощью песчаных свай — дрен и пригрузки насыпью. Возможно и укрепление подобных грунтов методами мелиорации, хотя последнее и связано с большими техническими трудностями.
Трудности со строительством аэродромов в аридных областях с засоленными грунтами связаны с агрессивным действием этих грунтов на материал покрытий, а также элементы водоотводящих сетей. Кроме того, многие глинистые грунты этих областей обла дают очень высокой набухаемостью, что в короткие периоды лив невых дождей (муссонов) создает свои трудности для работы аэродромов.
Пустыни с их подвижными песками имеют специфические ус ловия для работы аэродромных сооружений: возможность занесе ния песком взлетно-посадочных и других полос, развевания грунта вблизи от покрытия, трудности с созданием дернового покрова на территории, примыкающей к покрытиям, высокая пылимость тер ритории и т. п.
Г л а в а IX
ЛИНЕЙНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Транспорт жидких и газообразных полезных ископаемых (природ ный газ, нефть, воды), а также продуктов промышленной перера ботки их (нефтепродукты, промышленные газы и др.) во многих случаях оказывается наиболее экономично осуществлять путем перекачки их по трубопроводам. Для этого строят магистральные трубопроводы большого диаметра (свыше 1 м) и протяженностью до нескольких тысяч километров (Бухара — Центр, Туймазы — Ир кутск, трубопровод «Дружба», связывающий СССР с социалисти ческими странами Европы, и др.).
Строительство магистральных трубопроводов в нашей стране началось относительно недавно. Так, первый крупный трубопровод протяженностью 833 км был построен в 1897—1906 гг. для транс портирования керосина из Баку в Батуми. Нефтепровод но этой же трассе был проложен только в 1928—1930 гг. Строительство первого крупного трубопровода для перекачки природного газа (Саратов — Москва) было закончено в 1946 г. Однако бурное раз витие. добычи нефти и газа в разных областях Союза ССР приве ло в последние годы к резкому увеличению протяженности трубо проводов в нашей стране. Так, если к 1955 г. их общая протяжен ность была около 5 тыс. км, то к 1965 г. она составила около 40 тыс. км и в настоящее время превышает 60 тыс. км.
В зависимости от вида транспортируемого полезного ископае мого пли промышленного продукта трубопроводы называются неф тепроводом, газопроводом, водопроводом, бензопроводом, продуктопроводом и т. п.
Магистральные газопроводы предназначены для транспорта газа с места его добычи или производства к местам потребления. В систему сооружений газопровода входят газопромысловое хозяй ство, собственно трубопровод, компрессорные станции, подземные хранилища и газораспределительные станции. Последние явля ются конечными сооружениями, служащими для распределения газа по отдельным участкам газопотребления.
Магистральные нефте- и продуктопроводы служат для пере качки жидкой нефти и продуктов ее переработки от мест добычи на перерабатывающие заводы и от последних к районам потребле ния. В систему сооружений нефтепроводов входят головные и про межуточные перекачивающие наносные станции, собственно тру бопровод, пункты и емкости приема нефти и нефтепродуктов и вспомогательные сооружения.
9 С. Н. Максимов |
241 |