Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все компрессорные и насосные станции, так же как и вспо­ могательные сооружения и емкости для приема и хранения про­ дуктов, представляют собой сооружения, фундаменты для кото­ рых проектируются в зависимости от габаритов сооружений и действующих нагрузок при полном учете особенностей инженерногеологической обстановки. Выбор того или иного типа опирания фундамента на основание, так же как и метода ведения строи­ тельных работ, производится в соответствии с основными положе­ ниями по строительству фундаментов промышленных сооружений, изложенными в главе ГП «Фундаментостроение».

В настоящей главе даются только краткие сведения о соб­ ственно трубопроводах и методах производства работ по их со­ оружению.

Современные магистральные газо- и нефтепроводы в зависи­ мости от своего класса работают при давлениях перекачиваемого газа или жидкости от 10—12 (для III класса) до свыше 25 кг/см2 (для I класса) и сооружают их преимущественно из стальных труб диаметром от 500 до 1000 мм и более. Для этого применяют

сварные трубы с толщиной стенок от 8 до

12 мм и более, весом

от 100 до 300 т погонный километр.

от природных условий

По линии трубопровода в зависимости

(грунтовых, климатических, геоморфологических) примерно через каждые 10—25 км устанавливают отключающие устройства. У га­ зопроводов это пробковые или шариковые краны, а у нефте- и продуктопроводов — задвижки. Кроме того, такие же отключаю­ щие устройства устанавливают с обеих сторон каждого пересече­ ния естественного водотока или канала, железной или автомобиль­ ной дороги, населенного пункта или территории промышленного предприятия. Существуют требования о минимально-допустимых расстояниях приближения магистральных трубопроводов к зда­ ниям и сооружениям. Эти требования, так же как частота и место­ положение отключающих устройств, диктуются противопожарной безопасностью.

В связи с тем что разрывы, как и другие повреждения тру­ бопроводов, являются огнеопасными, кроме отключающих ус­ тройств по всей трассе устанавливают специальную контрольную аппаратуру, фиксирующую все возможные неисправности и авто­ матически сообщающую об этом на пункты эксплуатации соору­ жения для принятия защитных мер (отключение, переключение на обходные линии и т. п.).

Трубопроводы на большей части своей длины располагают в толще грунтов ниже дневной поверхности. Металлическая труба, оказавшаяся в теле грунтового массива как ниже, так и выше уровня грунтовых вод, подвергается коррозии. Для защиты труб от коррозионного воздействия грунтов, грунтовых, подземных и поверхностных вод поверхность труб и всех металлических кон­ струкций, входящих в состав сооружений трубопровода, покры­ вается специальными противокоррозионными защитными покры­

242


тиями. Кроме того, по всей трассе трубопровода монтируют уста­ новки катодной и дренажной электрозащиты.

Проектирование трубопровода начинают с выбора трассы между источником получения продукта и пунктом назначения. Она выбирается не просто по кратчайшему расстоянию между этими двумя точками, а с учетом необходимости приключения отводов к промежуточным потребителям, условий преодоления естествен­ ных преград и труднодоступных участков и т. п. При этом должны учитываться также условия доставки труб на трассу, возможности механизированного ведения работ по подготовке территории, про­ ходки траншей для укладки в них труб и работ по монтажу са­ мого трубопровода. Не должны забываться и условия эксплуата­ ции трубопровода, требующие постоянного контроля за исправ­ ностью сооружения, а в случае необходимости и проведения ре­ монтных работ.

Проектирование ведут по нескольким конкурирующим вари­ антам трассы, а выбор оптимального варианта производят по со­ вокупности основных технико-экономических показателей. По каждому из вариантов трассы должны быть выполнены топогеодезическне и инженерно-гидрогеологические изыскания, позволя­ ющие объективно оценить конкурирующие варианты трассы.

После выбора варианта по нему проводят окончательные изы­ скания, обосновывающие проект трубопровода и проект произ­ водства работ по его сооружению.

Магистральные газопроводы укладывают обычно под землей на глубине, обеспечивающей получение не менее 0,8 м защитного слоя грунта над верхом трубы, поэтому глубина траншеи для ук­ ладки трубопровода должна быть не меньше диаметра труб плюс минимальная величина засыпки. Исключение из этого правила составляют случаи переходов через естественные и искусственные препятствия, где укладка газопровода в земле или невозможна или крайне затруднена. На этих участках производят наземное расположение трубопроводов, но с включением компенсационных устройств, гасящих изменение длины трубопровода при темпера­ турных колебаниях.

На участках трассы газопровода, где развиты скальные грун­ ты, пли в пределах пустынной местности, где нет движения меха­ нического транспорта и строительных и сельскохозяйственных ма­ шин, глубина закладки трубопровода может быть несколько умень­ шена (до 0,5 м ).

При определении глубины заложения нефтепровода должны учитываться климатические условия местности и свойства перека­ чиваемой жидкости. Эго связано с тем, что нефть и многие другие жидкие продукты сильно меняют свою вязкость при колебаниях температуры. Поэтому нефтепроводы, как правило, должны быть уложены на такую глубину, где сезонные и суточные колебания температуры не вызывают сильного изменения вязкости перека­ чиваемой жидкости.

9*

2 4 3


Всякий трубопровод испытывает целый ряд нагрузок, среди которых постоянно действует собственный вес трубы с антикорро­ зионным покрытием, давление от веса грунта засыпки, а также нагрузки от предварительного напряжения труб и др. Большая часть этих нагрузок является сжимающими и стремящимися умень­ шить диаметр трубы. Кроме того, на трубопровод действуют дли­ тельные растягивающие нагрузки от внутреннего давления прока­ чиваемого продукта — это нагрузки, обычно большие по величине (до 25 кг/см2 и выше). Во время проведения строительно-монтаж­ ных работ, а также в результате снеговых и ветровых нагрузок при испытании трубопровода и при температурных колебаниях возни­ кают кратковременные нагрузки различного действия.

Трубопровод обычно укладывают непосредственно на грунт, вскрытый траншеей. Однако в случаях резкого изменения жестко­ сти грунтов, например при переходе трассы со скального массива на рыхлые податливые грунты, когда можно ожидать резкого различия в деформации основания, перед укладкой труб проводят специальную подготовку основания. Она заключается обычно в создании подсыпки или другой подготовки, смягчающей переход через контакт между грунтами с большой разницей в сжимае­ мости.

Наиболее сложной частью общего комплекса сооружении ма­ гистрального трубопровода являются переходы через естественные и искусственные препятствия, такие, как долины водотоков, соб­ ственно водные преграды, крутые склоны в горах, болота, а также пересечение дорог, каналов, промышленных предприятий и г. п. Во многих случаях для этого приходится возводить специальные сооружения типа эстакад, легких мостов, дюкеров и др.

§ 2. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Линейность магистральных трубопроводов является особен­ ностью этого типа сооружений, что накладывает свою специфику и на производство строительных работ. Так, в результате этого строительная площадка имеет очень большую протяженность при узком и подвижном фронте работ.

Начинаются строительные работы с подготовки территории трассы, организации подъездов для подвоза труб и механизмов, создания отдельных площадок для промежуточного складирова­ ния и обработки труб и т. п.

Вторым этапом является развозка труб по трассе и разработ­ ка траншей. В это время производится сварка трубопровода по участкам, опускание сварных труб в траншею и их опробование (продувание, проверка качества сварки и т. п.). После этого тран­ шея засыпается грунтом.

Промышленность выпускает трубы длиной по 6—12 м. В та­ ком виде они поступают на трассу.

2 4 4


Монтаж трубопровода может производиться двумя способами: трассовым и базовым. При трассовом способе трубопровод нара­ щивается из отдельных труб, причем сварка обычно ведется непо­ средственно около уже разработанной траншеи, вручную. Этот способ очень широко применяется в практике строительства, осо­ бенно на труднодоступных участках и в сильнопересеченной мест­ ности.

При базовом способе трубы завозят на специально оборудо­ ванные площадки — базы, где сварка ведется поворотным способом (вращением трубы в специальном агрегате) методами автоматиче­ ской сварки под слоем флюса. Таким способом трубы сваривают в звенья и секции по 3—10 труб. Звенья, хорошо изолированные и проверенные, доставляют непосредственно на трассу, где свари-’ вают между собой в плеть и укладывают в траншеи. Этот способ дает наилучшие результаты (по качеству и производительности) при работах в относительно мало пересеченной местности, где воз­ можна транспортировка длинных звеньев труб.

Вподавляющем большинстве случаев сухопутного расположе­ ния трассы трубопроводы укладываются в открытые траншеи, ко­ торые обычно разрабатываются специальными канавокопателями или экскаваторами. Для обеспечения равномерного прилегания всей поверхности трубы к основанию дно траншеи выравнивают механическим или гидравлическим способами или подсыпкой мел­ кого и рыхлого грунта (песок или супесчано-суглинистый грунт) толщиной около 10 см. Все крупные включения, так же как и об­ ломки жестких пород, образующиеся при проходке траншеи, из-под трубы удаляют. Засыпку траншеи ведут местным грунтом, выну­ тым при разработке траншеи. Однако непосредственно к трубе лучше укладывать мелкозернистые грунты, которые не повредят изоляцию трубы при уплотнении засыпки.

При укладке трубопровода в траншею ведется контроль за тем, чтобы слой изоляционного покрытия не повреждался высту­ пами дна траншеи или каменистым грунтом, чтобы трубопровод ложился равномерно без провисаний и чтобы в период эксплуата­ ции не происходило размывания грунта вокруг трубопровода та­ лыми, грунтовыми и другими водами.

Вслучаях, когда трубопровод должен пересекать горные реки, глубокие овраги и балки с высокими и крутыми бортами, переходы через эти препятствия решаются путем создания надземных пере­ ходов, осуществляемых в виде мостовых конструкций балочного, арочного или висячего типа с опорами различной конструкции, выбираемыми в зависимости от особенностей инженерно-геологиче­ ских условий. Учитывая специфику трубопроводов, несущих горю­ чие материалы, такие надземные переходы строят обычно изоли­ рованно от дорожных мостов, хотя известны случаи совмещения их с транспортными переходами. При малой ширине пролета между берегами иногда применяются и простейшие арочные труб­ ные переходы (рис. 149).

245


При пересечении рек, каналов,

водохранилищ, озер, заливов

и проливов, имеющих значительную

ширину и относительно поло­

гие берега, сооружают подводные

переходы. Они проектируются

сучетом гидрологического режима водотока или водного бассейна

идля них выбираются неразмываемые участки берега.

 

 

 

Для

наибольшей

надеж­

 

 

 

ности

работы

трубопровода

 

 

 

на всех

участках

подобных

 

 

 

пересечений

сооружают

не­

 

 

 

сколько

 

(как

 

минимум

две)

 

 

 

параллельных ниток труб, рас­

 

 

 

полагаемых

в 30—50 м

друг

 

 

 

от друга, а также системы

 

 

 

отключающих

 

и переключаю­

 

 

 

щих устройств.

переход

под­

 

 

 

Подводный

 

 

 

разделяется на две части: соб­

 

 

 

ственно подводную, в пределах

 

 

 

которой

 

трубопровод уклады­

Рис. 149. Простейший трубный ароч­

вают ниже горизонта воды, и

ный переход:

6 — с про­

пойменную (или прибрежную),

а — без промежуточных

опор;

где трубопровод прокладывают

межуточными опорами;

в — е

тросовыми

оттяжками; / — насыпь;

2 — опорная пли­

в траншее, так же как

и на

та; 3 — промежуточная

опора;

4 — тросо­

вая оттяжка

 

обычном

сухопутном участке

Собственно подводная часть

трассы.

через

водную преграду

перехода

строится с заглублением труб не менее, чем на 0,5 м ниже гори­ зонта возможного размыва дна водоема. Это делается для того,

Рис. 150. Укладка трубопровода протаскиванием по дну:

/ — тяговая лебедка или тракторы; 2 — тяговый трос; 3 — трубопровод с грузами

чтобы предохранить трубопровод от повреждений якорями, лота­ ми, влекомыми топляками и т. п. В рыхлых грунтах дна водоема траншею разрабатывают обычно на глубину до 1 м, а в скальных грунтах до 0,5 м. В ряде случаев перехода через водоемы со скаль­ ным дном от проходки траншей отказываются и для защиты тру­ бопровода его засыпают грунтом, специально доставляемым для этого.

Подводные траншеи разрабатывают с помощью скреперов, эк­ скаваторов, гидромеханических (земснарядов) или других земле-

2 4 6