Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
Все компрессорные и насосные станции, так же как и вспо могательные сооружения и емкости для приема и хранения про дуктов, представляют собой сооружения, фундаменты для кото рых проектируются в зависимости от габаритов сооружений и действующих нагрузок при полном учете особенностей инженерногеологической обстановки. Выбор того или иного типа опирания фундамента на основание, так же как и метода ведения строи тельных работ, производится в соответствии с основными положе ниями по строительству фундаментов промышленных сооружений, изложенными в главе ГП «Фундаментостроение».
В настоящей главе даются только краткие сведения о соб ственно трубопроводах и методах производства работ по их со оружению.
Современные магистральные газо- и нефтепроводы в зависи мости от своего класса работают при давлениях перекачиваемого газа или жидкости от 10—12 (для III класса) до свыше 25 кг/см2 (для I класса) и сооружают их преимущественно из стальных труб диаметром от 500 до 1000 мм и более. Для этого применяют
сварные трубы с толщиной стенок от 8 до |
12 мм и более, весом |
от 100 до 300 т погонный километр. |
от природных условий |
По линии трубопровода в зависимости |
(грунтовых, климатических, геоморфологических) примерно через каждые 10—25 км устанавливают отключающие устройства. У га зопроводов это пробковые или шариковые краны, а у нефте- и продуктопроводов — задвижки. Кроме того, такие же отключаю щие устройства устанавливают с обеих сторон каждого пересече ния естественного водотока или канала, железной или автомобиль ной дороги, населенного пункта или территории промышленного предприятия. Существуют требования о минимально-допустимых расстояниях приближения магистральных трубопроводов к зда ниям и сооружениям. Эти требования, так же как частота и место положение отключающих устройств, диктуются противопожарной безопасностью.
В связи с тем что разрывы, как и другие повреждения тру бопроводов, являются огнеопасными, кроме отключающих ус тройств по всей трассе устанавливают специальную контрольную аппаратуру, фиксирующую все возможные неисправности и авто матически сообщающую об этом на пункты эксплуатации соору жения для принятия защитных мер (отключение, переключение на обходные линии и т. п.).
Трубопроводы на большей части своей длины располагают в толще грунтов ниже дневной поверхности. Металлическая труба, оказавшаяся в теле грунтового массива как ниже, так и выше уровня грунтовых вод, подвергается коррозии. Для защиты труб от коррозионного воздействия грунтов, грунтовых, подземных и поверхностных вод поверхность труб и всех металлических кон струкций, входящих в состав сооружений трубопровода, покры вается специальными противокоррозионными защитными покры
242
тиями. Кроме того, по всей трассе трубопровода монтируют уста новки катодной и дренажной электрозащиты.
Проектирование трубопровода начинают с выбора трассы между источником получения продукта и пунктом назначения. Она выбирается не просто по кратчайшему расстоянию между этими двумя точками, а с учетом необходимости приключения отводов к промежуточным потребителям, условий преодоления естествен ных преград и труднодоступных участков и т. п. При этом должны учитываться также условия доставки труб на трассу, возможности механизированного ведения работ по подготовке территории, про ходки траншей для укладки в них труб и работ по монтажу са мого трубопровода. Не должны забываться и условия эксплуата ции трубопровода, требующие постоянного контроля за исправ ностью сооружения, а в случае необходимости и проведения ре монтных работ.
Проектирование ведут по нескольким конкурирующим вари антам трассы, а выбор оптимального варианта производят по со вокупности основных технико-экономических показателей. По каждому из вариантов трассы должны быть выполнены топогеодезическне и инженерно-гидрогеологические изыскания, позволя ющие объективно оценить конкурирующие варианты трассы.
После выбора варианта по нему проводят окончательные изы скания, обосновывающие проект трубопровода и проект произ водства работ по его сооружению.
Магистральные газопроводы укладывают обычно под землей на глубине, обеспечивающей получение не менее 0,8 м защитного слоя грунта над верхом трубы, поэтому глубина траншеи для ук ладки трубопровода должна быть не меньше диаметра труб плюс минимальная величина засыпки. Исключение из этого правила составляют случаи переходов через естественные и искусственные препятствия, где укладка газопровода в земле или невозможна или крайне затруднена. На этих участках производят наземное расположение трубопроводов, но с включением компенсационных устройств, гасящих изменение длины трубопровода при темпера турных колебаниях.
На участках трассы газопровода, где развиты скальные грун ты, пли в пределах пустынной местности, где нет движения меха нического транспорта и строительных и сельскохозяйственных ма шин, глубина закладки трубопровода может быть несколько умень шена (до 0,5 м ).
При определении глубины заложения нефтепровода должны учитываться климатические условия местности и свойства перека чиваемой жидкости. Эго связано с тем, что нефть и многие другие жидкие продукты сильно меняют свою вязкость при колебаниях температуры. Поэтому нефтепроводы, как правило, должны быть уложены на такую глубину, где сезонные и суточные колебания температуры не вызывают сильного изменения вязкости перека чиваемой жидкости.
9* |
2 4 3 |
Всякий трубопровод испытывает целый ряд нагрузок, среди которых постоянно действует собственный вес трубы с антикорро зионным покрытием, давление от веса грунта засыпки, а также нагрузки от предварительного напряжения труб и др. Большая часть этих нагрузок является сжимающими и стремящимися умень шить диаметр трубы. Кроме того, на трубопровод действуют дли тельные растягивающие нагрузки от внутреннего давления прока чиваемого продукта — это нагрузки, обычно большие по величине (до 25 кг/см2 и выше). Во время проведения строительно-монтаж ных работ, а также в результате снеговых и ветровых нагрузок при испытании трубопровода и при температурных колебаниях возни кают кратковременные нагрузки различного действия.
Трубопровод обычно укладывают непосредственно на грунт, вскрытый траншеей. Однако в случаях резкого изменения жестко сти грунтов, например при переходе трассы со скального массива на рыхлые податливые грунты, когда можно ожидать резкого различия в деформации основания, перед укладкой труб проводят специальную подготовку основания. Она заключается обычно в создании подсыпки или другой подготовки, смягчающей переход через контакт между грунтами с большой разницей в сжимае мости.
Наиболее сложной частью общего комплекса сооружении ма гистрального трубопровода являются переходы через естественные и искусственные препятствия, такие, как долины водотоков, соб ственно водные преграды, крутые склоны в горах, болота, а также пересечение дорог, каналов, промышленных предприятий и г. п. Во многих случаях для этого приходится возводить специальные сооружения типа эстакад, легких мостов, дюкеров и др.
§ 2. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Линейность магистральных трубопроводов является особен ностью этого типа сооружений, что накладывает свою специфику и на производство строительных работ. Так, в результате этого строительная площадка имеет очень большую протяженность при узком и подвижном фронте работ.
Начинаются строительные работы с подготовки территории трассы, организации подъездов для подвоза труб и механизмов, создания отдельных площадок для промежуточного складирова ния и обработки труб и т. п.
Вторым этапом является развозка труб по трассе и разработ ка траншей. В это время производится сварка трубопровода по участкам, опускание сварных труб в траншею и их опробование (продувание, проверка качества сварки и т. п.). После этого тран шея засыпается грунтом.
Промышленность выпускает трубы длиной по 6—12 м. В та ком виде они поступают на трассу.
2 4 4
Монтаж трубопровода может производиться двумя способами: трассовым и базовым. При трассовом способе трубопровод нара щивается из отдельных труб, причем сварка обычно ведется непо средственно около уже разработанной траншеи, вручную. Этот способ очень широко применяется в практике строительства, осо бенно на труднодоступных участках и в сильнопересеченной мест ности.
При базовом способе трубы завозят на специально оборудо ванные площадки — базы, где сварка ведется поворотным способом (вращением трубы в специальном агрегате) методами автоматиче ской сварки под слоем флюса. Таким способом трубы сваривают в звенья и секции по 3—10 труб. Звенья, хорошо изолированные и проверенные, доставляют непосредственно на трассу, где свари-’ вают между собой в плеть и укладывают в траншеи. Этот способ дает наилучшие результаты (по качеству и производительности) при работах в относительно мало пересеченной местности, где воз можна транспортировка длинных звеньев труб.
Вподавляющем большинстве случаев сухопутного расположе ния трассы трубопроводы укладываются в открытые траншеи, ко торые обычно разрабатываются специальными канавокопателями или экскаваторами. Для обеспечения равномерного прилегания всей поверхности трубы к основанию дно траншеи выравнивают механическим или гидравлическим способами или подсыпкой мел кого и рыхлого грунта (песок или супесчано-суглинистый грунт) толщиной около 10 см. Все крупные включения, так же как и об ломки жестких пород, образующиеся при проходке траншеи, из-под трубы удаляют. Засыпку траншеи ведут местным грунтом, выну тым при разработке траншеи. Однако непосредственно к трубе лучше укладывать мелкозернистые грунты, которые не повредят изоляцию трубы при уплотнении засыпки.
При укладке трубопровода в траншею ведется контроль за тем, чтобы слой изоляционного покрытия не повреждался высту пами дна траншеи или каменистым грунтом, чтобы трубопровод ложился равномерно без провисаний и чтобы в период эксплуата ции не происходило размывания грунта вокруг трубопровода та лыми, грунтовыми и другими водами.
Вслучаях, когда трубопровод должен пересекать горные реки, глубокие овраги и балки с высокими и крутыми бортами, переходы через эти препятствия решаются путем создания надземных пере ходов, осуществляемых в виде мостовых конструкций балочного, арочного или висячего типа с опорами различной конструкции, выбираемыми в зависимости от особенностей инженерно-геологиче ских условий. Учитывая специфику трубопроводов, несущих горю чие материалы, такие надземные переходы строят обычно изоли рованно от дорожных мостов, хотя известны случаи совмещения их с транспортными переходами. При малой ширине пролета между берегами иногда применяются и простейшие арочные труб ные переходы (рис. 149).
245
При пересечении рек, каналов, |
водохранилищ, озер, заливов |
и проливов, имеющих значительную |
ширину и относительно поло |
гие берега, сооружают подводные |
переходы. Они проектируются |
сучетом гидрологического режима водотока или водного бассейна
идля них выбираются неразмываемые участки берега.
|
|
|
Для |
наибольшей |
надеж |
||||
|
|
|
ности |
работы |
трубопровода |
||||
|
|
|
на всех |
участках |
подобных |
||||
|
|
|
пересечений |
сооружают |
не |
||||
|
|
|
сколько |
|
(как |
|
минимум |
две) |
|
|
|
|
параллельных ниток труб, рас |
||||||
|
|
|
полагаемых |
в 30—50 м |
друг |
||||
|
|
|
от друга, а также системы |
||||||
|
|
|
отключающих |
|
и переключаю |
||||
|
|
|
щих устройств. |
переход |
под |
||||
|
|
|
Подводный |
||||||
|
|
|
разделяется на две части: соб |
||||||
|
|
|
ственно подводную, в пределах |
||||||
|
|
|
которой |
|
трубопровод уклады |
||||
Рис. 149. Простейший трубный ароч |
вают ниже горизонта воды, и |
||||||||
ный переход: |
6 — с про |
пойменную (или прибрежную), |
|||||||
а — без промежуточных |
опор; |
где трубопровод прокладывают |
|||||||
межуточными опорами; |
в — е |
тросовыми |
|||||||
оттяжками; / — насыпь; |
2 — опорная пли |
в траншее, так же как |
и на |
||||||
та; 3 — промежуточная |
опора; |
4 — тросо |
|||||||
вая оттяжка |
|
обычном |
сухопутном участке |
||||||
Собственно подводная часть |
трассы. |
через |
водную преграду |
||||||
перехода |
строится с заглублением труб не менее, чем на 0,5 м ниже гори зонта возможного размыва дна водоема. Это делается для того,
Рис. 150. Укладка трубопровода протаскиванием по дну:
/ — тяговая лебедка или тракторы; 2 — тяговый трос; 3 — трубопровод с грузами
чтобы предохранить трубопровод от повреждений якорями, лота ми, влекомыми топляками и т. п. В рыхлых грунтах дна водоема траншею разрабатывают обычно на глубину до 1 м, а в скальных грунтах до 0,5 м. В ряде случаев перехода через водоемы со скаль ным дном от проходки траншей отказываются и для защиты тру бопровода его засыпают грунтом, специально доставляемым для этого.
Подводные траншеи разрабатывают с помощью скреперов, эк скаваторов, гидромеханических (земснарядов) или других земле-
2 4 6