Файл: Максимов С.Н. Инженерные сооружения (с основами строительного дела) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ройных машин, а в случае необходимости применяют взрывные работы.
Трубопроводы укладывают в подводные траншеи с помощью специально оборудованных понтонов, паромов и других плавучих средств. При работах в районах Крайнего Севера или областях с
продолжительным ледоставом |
|
|
|
||||||
и прочным ледяным |
покровом |
|
|
|
|||||
укладку |
трубопровода |
ведут |
• ®• * \ |
, |
/. ®* » *в •» I |
||||
со льда. |
|
|
|
|
|||||
обычно |
применяемые |
|
|
|
|||||
|
Все |
в " . ®*®”*.® |
я . * . * • *-, |
||||||
способы |
укладки |
подводных |
|||||||
|
|
|
|||||||
трубопроводов можно свести к |
|
|
|
||||||
следующим: 1) опускание с |
|
|
|
||||||
опор; 2) протаскивание по дну; |
|
|
|
||||||
3) свободное погружение с за |
|
|
|
||||||
ливом воды в трубы; 4) после |
|
|
|
||||||
довательное |
наращивание |
|
|
|
|||||
звеньев или секций с плавучих |
|
|
|
||||||
средств. |
|
|
|
|
|
|
|
||
бую |
Среди этих |
способов |
осо |
Рис. 151. Прокладка труб по болоту |
|||||
специфику |
имеет протас |
в траншее: |
|||||||
кивание по дну (рис. |
150). При |
а — с частичным |
выторфовыванием; б — |
||||||
этом методе вначале по выры |
с полным |
выторфовыванием |
|||||||
той |
траншее |
протаскивают |
|
|
|
трос, к которому прикрепляют плеть труб, подлежащую укладке. Во время протаскивания должен вестись очень тщательный кон-
Рис. 152. Расположение трубопровода на специальной насыпи
троль за следованием труб по траншее, а также за целостью са мого троса, так как при обрыве его для ликвидации аварии потре буется применение сложных водолазных работ.
Для обеспечения надежного укрепления трубопровода на дне водоема проводится специальная балластировка навешиванием одиночных грузов (чугунных, бетонных и т. п.), наложением сплош ного бетонного покрытия, анкерованием или другими способами.
247
Прокладку трубопроводов через болота можно выполнять в зависимости от строения торфяной залежи и ее мощности одним из следующих способов: 1) в траншее с частичным или полным выторфовыванием (подземное расположение, рис. 151); 2) без траншеи на поверхности болота по фашинной (хворостяной) на стилке или на насыпях (рис. 152), которые могут отсыпаться с полным или частичным выторфовыванием или без него (назе-м-
Рис. 153. Расположение трубопровода на свайных опорах
ное расположение); 3) на свайных (рис. 153), висячих или других опорах (надземное расположение).
Выбор способа прокладки зависит от того, каким образом будут осуществляться строительные работы и как будет вести себя трубопровод после укладки.
Выбор метода ведения строительных работ зависит от несу щей способности собственно торфяного слоя, а также покровного слоя болота. Учитывая, что большинство болот практически непро ходимо для обычных колесных машин, на строительстве должны применяться только машины в специальном «болотном» варианте с пониженным удельным давлением на грунт. Однако во многих случаях до начала работ по прокладке трубопровода приходится
2 4 8
сооружать лежневые или другие дороги, позволяющие осуще ствить доставку и монтаж трубопровода, а также его укладку.
Однако этот выбор зависит и от условий работы самого "тру бопровода. Удельное давление на грунт от трубопровода в период его эксплуатации составляет всего 0,02—0,04 кг/см2, т. е. величину весьма низкую, но торфяная залежь часто обладает еще более низкой несущей способностью, трубопровод погружается в толщу
торфа и может достигнуть минерального дна |
(укладка с вытор |
фовыванием). |
состоит обычно из |
Прокладка трубопровода через болота |
|
следующих этапов: 1) подготовка трассы; 2) |
заготовка сварных |
секций; 3) подготовка траншеи, насыпи или опор; 4) монтаж и укладка трубопровода с последующей его засыпкой.
Если работы на болоте ведутся в зимних условиях, когда траншея проходится в мерзлом слое и является сухой, так же как и в случаях осушенных болот, трубопровод укладывается обычным для сухопутных условий трассы способом, т. е. с опусканием трубо провода трубоукладчиком, передвигающимся по краю траншеи.
Если же работы ведутся с укладкой трубопровода в обвод ненную траншею, то применяют либо метод протаскивания забал ластированной плети, либо сплавной метод. Первый из них анало гичен протаскиванию через водную преграду, а второй заключает ся в том, что на одном из берегов болота ведется сварка плети трубопровода, которая по мере наращивания сплавляется в запол ненную водой траншею. Наращивание ведется до получения плети, перекрывающей все болото (или его непроходимую часть). После сварки и изоляции всей плети ее погружают в траншею на гружением грузами, с каких-либо плавучих средств (понтонов) или с вертолетов, так как обычные механизмы, двигающиеся по поверх ности земли, в этих условиях неприменимы.
Строительство трубопроводов в горных условиях сопряжено с рядом трудностей, связанных с проложением трассы по сильно пересеченной местности, с чередованием пород разной прочности и деформируемости, а также с развитием физико-геологических процессов (оползни, обвалы, сели, лавины и т. п.). Эти условия ограничивают возможность применения механизированных методов строительства, затрудняют ведение строительных работ, а на уча стках развития склоновых движений создают опасность разруше ния трубопроводов. Поэтому строительство трубопроводов в гор ных условиях всегда связано с необходимостью не только приме нения большого числа искусственных сооружений, обеспечивающих переходы трубопровода через препятствия, но и ведения дополни тельных работ по укреплению и защите трубопроводов. Специфич ность и сложность инженерно-геологических условий строитель ства трубопроводов в горных условиях вызывают необходимость, разработки большего числа конкурирующих вариантов трассы.
При прокладке трубопроводов на участках пересечения желез ных и автомобильных дорог, каналов и других сооружений воз-
249
пикают трудности, связанные с необходимостью вести строитель ство без перерыва в нормальной эксплуатации пересекаемых со оружений. В этих случаях, принимая во внимание относительно малую ширину этих препятствий, трубопроводы укладывают мето дом продавливания труб через тело земляного сооружения (на сыпь, дамба и т. п.) или его основания. Для этого по обе стороны от сооружения закладываются траншеи, из которых в горизон тальном направлении продавливают трубы. Если грунты осно вания, в которых нужно заложить трубопровод, оказываются на столько прочными, что продавливание труб осуществить не удает ся, проводят бурение горизонтальных скважин, в которые затем вставляют трубопровод. В тех же случаях, когда подземная про кладка труб при пересечении препятствий оказывается невозмож ной, строят надземные переходы.
Строительные работы по сооружению насосных и компрессор ных станций, газгольдеров, нефте- и продуктохранилищ, ремонтно механических цехов, а также других сооружений, входящих в ком плекс предприятий трубопровода, ведутся так же, как и при воз ведении обычных сооружений промышленности и коммунального хозяйства.
Г л а в а X
ТОННЕЛИ
§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тоннель представляет собой сооружение, располагаемое внутри массива горных пород и грунтов, служащее звеном пути сооб щения, водоводом или используемое для прокладок сетей подзем ного хозяйства городов и промышленных предприятий, для устрой ства резервуаров, размещения складов, гаражей, ангаров, подзем ных заводов и электростанций, а также для других целей.
По назначению тоннели подразделяются на транспортные, гидротехнические, тоннели городского хозяйства и горнопромыш ленные.
К т р а н с п о р т н ы м тоннелям относятся железнодорожные, тоннели метрополитенов, автодорожные, пешеходные, судоходные. По местоположению их можно разделить на горные (в горных массивах), подводные (под реками, озерами, морскими проливами и каналами) и городские (под городскими проездами, застроенны ми кварталами и водотоками).
Среди них наибольшее распространение получили тоннели на железных дорогах и особенно на городских подземных дорогах — метрополитенах. Автодорожные тоннели встречаются несколько реже, хотя в последние годы строительство этих тоннелей расши ряется. Пешеходные тоннели строят в больших городах на пере сечении магистралей и привокзальных путей больших станций, на оживленных улицах, площадях и т. п. С развитием железнодорож ного транспорта роль судоходных тоннелей снизилась, и в настоя щее время они сооружаются в редких случаях.
Г и д р о т е х н и ч е с к и е тоннели |
сооружаются на |
водоводах |
и водосбросах гидроэлектростанций, |
на ирригационных |
системах |
и устройствах для водоснабжения городов и промышленных пред приятий. Среди них выделяют подводящие и соединительные. Кроме того, тоннели сооружают для пропуска строительных рас ходов в период возведения плотин; их называют строительными тоннелями.
По режиму работы гидротехнические тоннели подразделяются
на н а п о р н ы е , |
работающие при |
полном наполнении, и б е з н а |
|||
п о р н ы е , |
работающие при частичном заполнении водой сечения |
||||
тоннеля. |
|
|
|
|
|
Т о н н е л и |
г о р о д с к о г о |
х о з я й с т в а |
возводятся |
для |
|
расположения в них подземных коммуникаций |
(водопровода, |
ка |
|||
нализации, |
теплофикации, газопровода и др.). |
|
|
251
Г о р н |
о п р о м ы ш л е н н ы е тоннели сооружаются в горнодо |
бывающей |
промышленности для транспортных целен и вентиляции, |
атакже отвода дренажных вод.
Ккатегории тоннелей относятся также газо- и бомбоубежища и другие подземные сооружения.
По способам сооружения все тоннели можно разделить на тоннели закрытого (подземного) и открытого производства работ.
При закрытом способе тоннель строится без вскрытия над ним
Рис. 154. Тоннель кругового очертания (а) и тоннельная обделка (б)
земной поверхности, а при открытом — в открытых котлованах или траншеях. Более подробно способы производства горнопроходче ских работ при строительстве тоннелей рассмотрены ниже.
В зависимости от назначения, размера сечения и геологических условий форма тоннелей может быть круговой (рис. 154, а) или подковообразной (рис. 154,6) (иногда эллиптической).
§ 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Строительство подземных ходов и тоннелей, как и подземных сооружений другого назначения, велось еще в глубокой древности. Археологическими исследованиями установлено, что подземные сооружения существовали за тысячелетия до нашей эры. В 2150 г. до н. э. в г. Вавилоне под р. Евфратом был сооружен тоннель се чением 14 м2 и длиной около 900 м. За 700 лет до нашей эры в Греции на о. Самосе для водоснабжения был построен тоннель длиной 1600 м, а через 650 лет после этого в окрестностях Рима для осушения оз. Фучино был пройден тоннель протяжением более 5,5 км. Много древних водопроводных тоннелей, часть из которых используется и в настоящее время, было сооружено в Италии.
2 5 2
В Индии, Египте, Греции и других странах также известны тонне ли, сооруженные в древние времена.
К сохранившимся памятникам подземных сооружении древ него мира относятся подземные храмы, катакомбы, гробницы и др.
Первые тоннели строились для водоснабжения, а затем стали строить их и для транспортных целей.
В начальный период строительства тоннелей горнопроходче ские работы велись с помощью самых примитивных инструментов, хотя уже давно применялись сплошные и полые сверла, армиро ванные кусками твердых камней (даже корунда и алмаза).
Римляне ввели так называемый «огневой» способ, заключав шийся в разогревании пород забоя до высокой температуры кост рами и быстром охлаждении поливкой водой. При этом происхо дило растрескивание породы и облегчалась ее разработка. Инте ресно, что следы применения этого метода известны во многих странах, в том числе у нас в древних рудниках Урала и Сибири.
Уже в древности проходку тоннелей вели с двух сторон из двух встречных забоев, расположенных по разные стороны гор ного массива.
Древние тоннели сооружались почти исключительно в проч ных породах, в которых не требовалось крепления стенок выработ ки, и форма была обычно самая простая — круглого очертания.
Позднее стали сооружать тоннели и в менее прочных поро дах, в которых для обеспечения устойчивости стен и свода выра ботки применялась обделка, выполняемая из каменной кладки на растворе из негашеной извести.
После падения Римской империи и вплоть до конца средних веков в технике, в том числе и в тоннелестроении, наблюдался пе
риод длительного застоя. |
вещества — черного |
поро |
||
Изобретение |
первого взрывчатого |
|||
х а — в середине |
XVII в. и применение |
его для |
дробления |
пород |
произвели подлинный переворот во всем -орном |
деле и, конечно, |
втоннелестроении.
Сэтого времени и до начала XIX в. был период строительства тоннелей на водных путях сообщения. Родиной судоходных тонне лей надо считать Францию, где в 1679—1681 гг. на Лангедокском канале был построен первый судоходный тоннель длиной 165 м. Впоследствии во Франции было сооружено около 40 судоходных
тоннелей и среди |
них крупнейший в мире Ровский длиной 7,2 км |
и шириной 22 м. |
Кроме Франции судоходные тоннели имеются |
также в Англии, Японии и США.
На безрельсовых дорогах (в то время гужевых) тоннели строи лись мало, что объясняется в первую очередь тем, что этот тип дорог допускает применение больших уклонов, поэтому надобность в тоннелях возникала редко.
Положение в сухопутном транспорте резко изменилось в на чале XIX в., когда на железных дорогах появилась паровозная тяга. На этих дорогах допускались меньшие уклоны и поэтому в
2 5 3