Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V200,0

V 187,0

SI 68,0

425,0

V 15,0


который

строится в настоящее время, имеет диаметр 160 м

и высоту

36 м.

На рис. 4 представлена фотография флагмана ледокольного флота атомного ледокола «Ленин».

Это самый мощный ледокол в мире. Цельносварной корпус ледокола способен выдерживать ледовые нагрузки самых суро­ вых условий плавания в Северном Ледовитом океане и в наших северных морях.

Корабль находится в эксплуатации, начиная с 1960 г. Работа в таких условиях является весьма серьезной проверкой для всех частей сварного корпуса и может свидетельствовать об их боль­ шой надежности и прочности.

Судостроение полностью перешло на сварные конструкции. Корабли всех классов строятся только сварными. Большое зна­ чение при этом имеет то, что сварные соединения обеспечивают не только высокую прочность, но и непроницаемость, что в судо­ строении имеет весьма большое значение.

Для судостроения в нашей стране характерна высокая орга­ низация всех работ, связанных с проектированием и изготовлением сварных конструкций. Разработка проекта сварной конструкции осуществляется одновременно с разработкой проекта технологи­ ческого процесса ее изготовления. Это создает условия для увязки всех конструктивных и технологических решений и обеспечи­ вает конструкции не только необходимые эксплуатационные ка­ чества, но и высокую технологичность. В судостроительной про­ мышленности отмечается самый высокий уровень применения автоматической сварки.

На рис. 5 представлена фотография цельносварного пассажир­ ского вагона. Этот новый тип комфортабельного вагона имеет купол для обозрения местности, который расположен в средней части вагона, имеющей два этажа.

В первом этаже этого вагона размещено семь мягких спальных четырехместных купе. Во втором этаже расположен зал с куполо­ образной застекленной крышей. В зале вдоль боковых стен уста­ новлено 14 двухместных кресел для отдыха пассажиров. Вагон снабжен установкой для кондиционирования воздуха, обеспечи­ вающей хорошие условия проезда в любое время года.

Кузов вагона стальной, с несущей обшивкой,

подкреплен­

ной продольными и поперечными элементами из

гнутых про­

филей.

Конструкция цельносварная с применением большого объема высокопроизводительной контактной точечной сварки.

Создание такой сложной конструкции отражает успехи, до­ стигнутые в области применения сварки в вагоностроении, где все выпускаемые типы вагонов являются цельносварными.

Цельносварные конструкции широко применяются при по­ стройке городских мостов больших пролетов. Среди сооружений подобного типа можно назвать такие, как мост им. Лейтенанта


Рис. 4. Флагман ледокольного флота атомоход «Ленин»

Рис. 5. Цельносварной пассажирский вагон

Шмидта через реку Неву в Ленинграде, мост им. Е. О. Патона через Днепр в Киеве, Ново-Арбатский мост в Москве.

В настоящее время на мостовых заводах налажено серийное производство цельносварных пролетных строений железнодо­ рожных мостов с балками со сплошной стенкой. Такие пролет­ ные строения полностью изготовляются на заводах и целиком доставляются на место постройки моста.

Приведенные примеры применения сварных конструкций в раз­ личных областях строительства свидетельствуют о большом зна­ чении сварки и о достаточно высокой надежности сварных кон­ струкций при самых разнообразных условиях их работы.

Сварка играет большую роль и в завоевании космоса. Она находит широкое применение при изготовлении космических ко­ раблей, а в перспективе предстоит еще более широкое ее приме­ нение. Она будет использоваться при строительстве космических станций, стартовых площадок и взлетных устройств на других планетах.

Особенности сварных конструкций. Для обеспечения надеж­ ности сварных конструкций необходимо учитывать их основные особенности, которые заключаются в следующем. Материал свар­ ной конструкции подвергается значительному тепловому воздей­ ствию в процессе сварки. Поэтому для обеспечения необходимых свойств сварных соединений большое значение имеет выбор ма­ териала конструкции.

При проектировании сварных конструкций необходимо учи­ тывать, что они являются монолитными. Это свойство, представ­ ляющее большие возможности для создания более совершенных конструкций, в то же время несколько усложняет условия их работы. В сварных монолитных соединениях невозможны пере­ мещения между отдельными элементами, тогда как клепаные соединения благодаря возможности в них сдвигов обладают не­ которой подвижностью, которая в ряде случаев оказывается достаточной для уменьшения опасности появления дополни­ тельных напряжений, возникающих от действия случайных на­ грузок.

Форма сварного соединения имеет особенно большое значение для прочности сварных конструкций, воспринимающих динами­ ческую нагрузку, а также работающих в условиях низких температур, при которых даже первоначально пластичный мате­ риал может потерять свои пластические свойства и стать хруп­ ким.

Монолитность и жесткость узлов сварных конструкций сле­ дует учитывать также и при их изготовлении.

Отмеченные особенности приводят к тому, что задача обеспе­ чения требуемых свойств сварных конструкций должна решаться комплексно — путем выбора материала конструкции, определен­ ных форм сопряжений и соответствующей технологии изготов­ ления.


Задачи курса. Изучение всех этих вопросов является составной частью настоящего курса. Опыт проектирования, изготовления и эксплуатации сварных конструкций убедительно показывает, что при условии правильного выбора материала конструкции, форм сопряжений ее отдельных узлов и технологии изготовления все самые ответственные конструкции могут быть сварными. При этом сварные конструкции, обеспечивающие значительную эко­ номию металла, обладают не только наилучшей технологичностью, но и наибольшей надежностью по сравнению с другими видами конструкций.

Г л а в а I

МАТЕРИАЛ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

В настоящее время наибольшее распространение в сварньг конструкциях самого общего назначения получила сталь. В от дельных отраслях промышленности и строительства применяются легкие сплавы на базе алюминия, а также сплавы на базе титана и магния. Начинают применяться и другие конструкционные материалы, такие, например, как пластмассы, которые для не­ которых отраслей промышленности являются весьма перспектив­ ными.

§ 1. КОНСТРУКЦИОННЫЕ СТАЛИ

Классификация сталей. По химическому составу конструк­ ционную сталь разделяют на углеродистую и легированную.

Углеродистые стали обыкновенного качества кроме углерода содержат так называемые нормальные добавки: марганец (до 0,8%), кремний (до 0,6%), а также небольшое количество неиз­

бежных вредных

примесей — серы и

фосфора.

Легированные

стали

кроме нормальных добавок имеют еще

и легирующие элементы,

улучшающие

свойства стали. К числу

легирующих элементов обычно относятся: никель, хром, медь и некоторые другие элементы, а также марганец и кремний в коли­ чествах, превышающих пределы нормальных добавок.

О влиянии отдельных элементов на свойства стали можно судить по данным табл. 1.1.

Наибольшее распространение в сварных конструкциях имеют малоуглеродистые стали (с содержанием углерода до 0,25%) и низколегированные стали (с суммарным содержанием легирую­ щих элементов до 2%).

По степени раскисления различают стали кипящие, спокой­ ные и полуспокойные.

Кипящая сталь получается более ускоренным способом при недостаточно полном раскислении. Она более дешевая, но по ка­ честву уступает спокойной стали, получаемой при более полном раскислении. Полуспокойная сталь по степени раскисления и свойствам представляет собой промежуточный тип.

Кипящая сталь имеет

более высокий

порог хладноломкости

и по сравнению

со спокойной сталью

является менее стойкой

против хрупких

разрушений при низких температурах. При

глубоком проплавлении

.(характерном

в случаях применения


Та б л и ц а 1.1. Характеристика влияния различных элементов на свойства стали

Свойства

Предел прочности

Относительное удлинение

Ударная вязкость

Коррозионная стойкость

Свариваемость

 

 

Наименование элементов

 

 

 

Углерод

Марганец

Кремний

Сера

Фосфор

Никель

Хром

Медь

Молибден

Титан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

+

+

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Знаком плюс отмечено положительное влияние; знаком минус — отрицательное влияние.

автоматической сварки) кипящая сталь в зонах с повышенной кон­ центрацией примесей (возможной при неравномерном их распре­ делении) склонна к «горячим» трещинам. В связи с чем приме­ нение кипящей стали ограничивается использованием ее в кон­ струкциях, эксплуатируемых при положительных температурах и при действии статических нагрузок, а также при выполнении сварных швов ручным способом без глубокого проплавления.

Для сварных конструкций применяют мартеновскую сталь (выплавляемую в мартеновских печах путем расплавления желез­ ного лома, чугуна, раскисляющих и легирующих добавок и флю­ сов) и равноценную ей кислородно-конверторную сталь (выплав­ ляемую в конверторах путем продувки жидкого чугуна чистым кислородом).

Более дешевая бессемеровская сталь (получаемая в конверто­ рах при продувке жидкого чугуна воздухом) имеет много вредных примесей и для сварных конструкций не применяется.

Состав и характеристика сталей. Для сварных конструкций выбор металла производится не только по механическим характе­ ристикам, но также и по химическому составу. При этом для обес­ печения высокой технологической прочности металла сварных конструкций оказалось необходимым устанавливать для него более жесткие ограничения по химическому составу по сравне­ нию с металлом клепаных конструкций. В связи с этим для ме­ талла сварных конструкций ограничено содержание углерода, а также принято более строгое ограничение вредных примесей — серы и фосфора.

Установлено, что при применении сравнительно простой тех­ нологии сварки и наиболее распространенных сварочных мате-