ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 6
Здесь па — |
пг — |
-----коэффициенты запаса прочности |
при изгибе и |
кручении; |
ат и хт — нормативные значения пре |
делов текучести материала; а и т — значения нормального п ка сательного напряжений, вычисленные по формулам (1 0 .2 ) и (1 0 .3 ); In] — допускаемое значение коэффициента запаса.
В связи с тем, что для стыковых швов при современных спо собах сварки обеспечивается его полная равнопрочность с основ ным металлом, никаких обособленных расчетов сварных стыковых швов производить нет необходимости, так как прочность их опре деляется принятыми размерами сечений для основного металла, выбором метода сварки и соответствующим обеспечением надле жащего качества сварного соединения.
Коленчатый вал. Большие возможности для снижения веса заготовок открываются с применением сварки при изготовлении коленчатых валов.
В качестве примера можно привести сварной коленчатый вал дизельной установки.
Применяющиеся в дизелях коленчатые валы изготовляются преимущественно методом свободной ковки на мощных прессах из крупных слитков. При этом заготовки должны иметь большие припуски по всем элементам, что приводит к тому, что вес заго товки в 5— 8 раз превышает чистый вес самого вала.
Кроме того, при изготовлении крупных поковок такой сложной формы весьма трудно устранить дефекты, имеющиеся в крупных отливках. Это приводит к большому объему дополнительных работ по исправлению брака и снижает надежность работы таких валов.
Заводом «Русский дизель» в содружестве с Институтом элек тросварки им. Е. О. Патона создан сварной коленчатый вал для дизеля типа РД- 6 мощностью 800 л. с. при скорости вращения 650 об/мин (рис. 10.6).
Общая длина вала составляет 3600 мм; диаметр коренных шеек 200 мм, а мотылевых 192 мм. Вал изготовлен из среднеле гированной улучшенной высокопрочной стали марки 34ХН2М. Его заготовка составлена из 14 кованых полуколец и двух конце вых фланцев, соединенных между собой в одно целое способом контактной стыковой сварки оплавлением.
Сварной стык расположен в среднем сечении по диаметрам шеек, так как это сечение является менее опасным, чем в месте сопряже ния шейки со щекой.
Для оценки несущей способности сварного коленчатого вала были проведены специальные усталостные испытания натурных
секций этих валов. |
|
усталость натурных образцов, |
Результаты испытания на |
||
а также образцов, |
вырезанных |
из металла шеек, включающих |
и сварное соединение, позволили сделать вывод о том, что крупные сварные коленчатые валы, обладают высокой усталостной проч
ностью, не меньшей, чем соответствующие цельнокованые валы, и
могут успешно применяться для дизелей взамен цельнокова ных.
Экономическая эффективность по данным завода характери зуется при этом следующими показателями:
Стоимость одного вала: цельнокованого 4459 руб; сварного 2501 руб; экономия 1958 руб.
Кроме того, цикл изготовления коленчатых валов сокращается в 3—4 раза.
Рис. 10.6. Сварной коленчатый вал дизеля
Эти показатели могут быть еще более значительно улучшены при дальнейшем упрощении технологии изготовления сварных коленчатых валов, в частности, переносом сварного стыка в место сопряжения шеек вала со щеками.
Проведенные испытания показали, что такое конструктивное решение является вполне возможным потому, что само сварное соединение во всех отношениях является равнопрочным, а более слабым местом конструкции является щека вала и, кроме того, место перехода шейки вала к щеке может быть значительно уси лено за счет дополнительного наклепа галтелей, осуществляемого путем обкатки или чеканки.
Сварной ротор. Применение специальных сплавов исключает возможность получения качественных отливок или поковок боль ших размеров. В связи с этим роторы паровых и газовых турбин
могут быть изготовлены только составными. Изготовление со ставных сварных роторов относится к числу значительных до стижении современной сварочной техники.
На рис. ІО.7 приведена сварная конструкция ротора компрес сора турбореактивного двигателя, которая изготовлена из тита нового сплава марки ВТ8 и осуществлена электронно-лучевой сваркой.
Ротор составлен из отдельных штампованных колец, которые соединены между собой односторонними швами. В качестве обратной прокладки при сварке здесь использован посадочный буртик. Скорость сварки кольцевых швов составляла 80— 160 м/ч. Качество сварных швов при электронно-лучевой сварке очень
Рис. 10.7. Схема сварного ротора из титанового сплава
хорошее. По своим показателям прочности и пластичности металл швов при температуре 20—400° С не уступает основному металлу.
Об экономической эффективности применения сварных состав ных роторов данного типа вместо роторов, полученных из цель ных поковок, свидетельствуют следующие данные. Производи тельность труда повысилась в 15 раз. Расход металла на заго
товку снизился в 1 0 |
раз. |
§ 50. СВАРНЫЕ |
КОЛЕСА |
Рабочее колесо турбины. На рис. 10.8 представлено уникальное по своим размерам и весу сварное рабочее колесо радиально-осе вой гидротурбины Красноярской ГЭС. Номинальный диаметр рабочего колеса 7,5 м, максимальный диаметр 8,65 м, его высота 4 м, а общий вес 250 т. Оно состоит из верхнего обода весом 6 8 т, четырнадцати лопастей весом по 8 т каждая и нижнего обода ве сом 70 т.
Верхний обод является сварным и выполнен из двух полудисков, имеющих диаметр 7 м и наибольшую толщину 500 мм, отли тых из стали марки 20ГСЛ. Диски соединены между собой элек-
трошлаковой сваркой. Нижний обод также является сварным и представляет собой конический бандаж с максимальным диамет ром 8,92 м и толщиной стенки 200 мм, соединенный при помощи электрошлаковой сварки в одно целое из четырех штампованных заготовок, выполненных из стали марки 2 2 К.
А-А
Лопасти рабочего колеса представляют собой отливки, выпол ненные из стали марки 20ГСЛ, имеющие на части выпуклой по верхности наплавленный слой из аустенитной безникелевой стали марки 30Х10Г10. Этот слой наносится с целью повышения кави тационной стойкости лопаток и наплавляется ленточным элек тродом.
Стыки лопастей с верхним ободом осуществлены электрошла ковой сваркой. При этом для обеспечения гладкой поверхности сварных швов и плавного перехода от шва к основному металлу применялись специальные медные прокладки, охлаждаемые в процессе сварки проточной водой.
Присоединение лопастей к нижнему ободу осуществлено полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа.
Сварное рабочее колесо проходит полный цикл термической
обработки: нормализацию |
и отпуск. После |
|
окончательной |
меха- |
||||||||
0 |
|
|
|
ническойобработки все сварные |
||||||||
|
|
|
|
швы в |
месте соединения |
лопа |
||||||
|
|
|
|
стей с верхним ободом подвер |
||||||||
|
|
|
|
гаются |
ультразвуковому |
конт |
||||||
|
|
|
|
ролю. |
|
|
|
|
|
рабочих |
||
|
|
|
|
Опыт изготовления |
||||||||
|
|
|
|
колес |
различных |
гидротурбин |
||||||
|
|
|
|
показал, что в результате при |
||||||||
|
|
|
|
менения сварных составных кон |
||||||||
|
|
|
|
струкций |
|
качество |
отдельных |
|||||
|
|
|
|
деталей и точность их |
изготов |
|||||||
|
|
|
|
ления значительно повышаются, |
||||||||
|
|
|
|
что обеспечивает более высокое |
||||||||
|
|
|
|
качество и более высокую точ |
||||||||
|
|
|
|
ность |
изготовления |
|
колеса |
в |
||||
|
|
|
|
целом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При этом в результате при |
||||||||
|
|
|
|
менения |
современных |
способов |
||||||
|
|
|
|
сварки |
прочность |
сварных сое |
||||||
|
|
|
|
динений встык и впритык гаран |
||||||||
|
|
|
|
тируется весьма высокой и не |
||||||||
|
|
|
|
уступает |
|
прочности |
основного |
|||||
|
|
|
|
металла. |
|
|
|
|
|
отме |
||
|
|
|
|
Кроме того, при всех |
||||||||
Рис. 10.9. Сварное колесо |
редуктора |
ченных |
|
высоких |
технических |
|||||||
|
|
|
|
качествах |
подобные |
|
сварные |
|||||
конструкции оказываются еще и более |
экономичными, |
о чем |
||||||||||
свидетельствуют данные, |
приведенные в табл. 5.3. |
|
|
|
|
|
||||||
Редукторное колесо. Выполнение сложных по форме боль |
||||||||||||
ших редукторных |
колес в виде |
целых |
поковок |
не |
|
представ |
||||||
ляется возможным. |
В |
связи с этим на |
Кировском заводе |
изго |
||||||||
товляются сварные |
редукторные колеса, |
представленные |
на |
|||||||||
рис. 10.9. Сварное колесо состоит из вала /, |
изготовленного в виде |
поковки из низколегированной конструкционной стали марки 40Х, двух дисков 2, изготовленных из листового проката малоуглероди
стой стали марки |
сталь |
2 0 |
, и обода |
3, изготовленного прессов |
|
кой из такой |
же |
стали, |
как и вал. |
Вал и обод имеют реборды, |
|
принятые для |
обеспечения |
плавных |
переходов в местах сопряже |
ния их с дисками.
Диски привариваются поочередно, поэтому форма их стыковых швов различна. У диска, привариваемого первым, стыковые швы двусторонние. У диска, привариваемого последним, они односто ронние (так как для него доступ к шву с обратной стороны затруднен).
Особенностью технологического процесса изготовления этой конструкции является то, что при сварке такой закаливающейся стали, как сталь марки 40Х, для предотвращения трещин в свар ных соединениях необходим предварительный и сопутствующий подогрев. Кроме того, для снижения твердости металла в зоне шва, а также с целью снятия сварочных напряжений и предупреж дения возможности изменения размеров редукторного колеса при его окончательной механической обработке, а также и в процессе эксплуатации применяется термообработка всего колеса после сварки.
Сварка кольцевых швов, соединяющих обод с дисками, произ водится с нагревом обода до температуры t — 250° С и местного нагрева дисков до температуры t = 100° С.
Учитывая, что периметр кольцевых швов, соединяющих диски с валом, является сравнительно небольшим, с целью упрощения технологии их сварки и исключения нагрева вала в процессе об щей сборки деталей колеса, на кромки реборд вала предварительно производилась наплавка слоя малоуглеродистой стали. Слой на плавки толщиной 6 мм предотвращает возможность появления закалочной зоны на кромках реборд вала при сварке швов, соеди няющих вал с дисками, которая поэтому может производиться уже без подогрева.
Сама же операция предварительной наплавки |
реборд |
вала |
производится с соответствующим его подогревом, |
но она |
осо |
бых затруднений не вызывает. |
|
|
Принятая технология сварки обеспечивает высокое качество всех сварных швов редукторного колеса.
Сварные швы редукторного колеса, соединяющие вал с дис ками, воспринимают крутящий момент. Величина его обычно
является |
заданной. Его также можно определить |
по |
величине |
|
напряжений в |
стенке диска. |
|
|
|
Единичное касательное усилие, действующее по периметру |
||||
сварного |
шва, |
расположенного на расстоянии R |
от |
оси вала, |
|
|
Т х = Ts, |
|
(10.5) |
где Т г — касательное усилие, приходящееся на единицу длины кольцевого сечения диска; т — касательное напряжение в коль цевом сечении диска, расположенном по периметру круга задан ного радиуса; s — толщина диска.
Крутящий момент, создаваемый этим единичным усилием
М , = T XR = T S R , |
( 1 0 . 6 ) |
где R —■радиус окружности, на которой расположен сварной шов.
Полный крутящий момент, действующий на все кольцевые сечения
Мкр 2nR2sT. |
(10.7) |
Для сварного стыкового шва касательные напряжения будут иметь ту же величину, как и напряжения в диске.
В случае применения соединения впритык (при отсутствии специальных буртиков), но с обеспечением полного провара по всей толщине диска, расчетные напряжения в шве тоже будут равны напряжениям в диске. Одна ко при наличии угловых кольцевых швов напряжения в сварных швах могут быть иными. В этом случае
они будут равны
Лк = т- |
,4k ' |
( 10. 8) |
|
где k — катет углового шва. Напряжения в сварных швах,
соединяющих диск с ободом, имеют меньшую величину, так как они рас положены на значительно большем расстоянии от оси вала.
Рис. |
10.10. Сварная |
станина |
|
§ 51. РАМЫ |
И |
СТАНИНЫ |
|
|||||||
|
Сварные рамы самых |
разнообраз |
||||||||||||
горизонтального |
протяжного |
|
||||||||||||
станка, изготовляемая |
на поточ |
ных форм |
широко |
применяются |
во |
|||||||||
|
ной линии |
|
всех |
отраслях |
промышленности |
и |
||||||||
ми |
конструкции, |
которые |
являются |
теми |
несущими |
элемента |
||||||||
должны воспринимать на |
себя |
|
всю |
|||||||||||
приходящуюся на эти конструкции нагрузку. |
|
|
|
частями, на |
||||||||||
В машиностроении такими |
основными несущими |
|||||||||||||
которых размещаются различные узлы машин, |
являются станины |
|||||||||||||
(или корпуса). |
|
|
|
|
|
|
|
|
по |
сохранению |
||||
|
К станинам машин предъявляются требования |
|||||||||||||
высокой точности |
установочных |
поверхностей |
в течение |
всего |
||||||||||
периода их эксплуатации при |
действии на |
них |
различных рабо |
|||||||||||
чих |
нагрузок |
(в том числе и вибрационных), |
что обеспечивается |
|||||||||||
приданием станинам достаточной жесткости. |
изготовляются |
свар |
||||||||||||
Для больших редукторов |
корпуса часто |
|||||||||||||
ными, заменяя |
собой отливки. |
Получаемая |
при |
этом |
экономия |
|||||||||
в весе достигается уменьшением толщины |
стенок |
и |
может |
со |
||||||||||
ставлять 40—50%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Во многих случаях применение крупных сварных станин имеет |
место в мелкосерийном производстве, в условиях, когда изготов ление литых конструкций является экономически нерентабель ным. Однако за последнее время и при серийном производстве станин, сварные конструкции оказываются более экономичными.