Файл: Модуль1Возрастные особенности психофизиологических процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.4-12
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский педагогический университет
СИЛЛАБУС
дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена»
для обучающихся образовательных программ направления 6В01Педагогические науки
Павлодар
Ф. 4-70
| |
№ | Наименование тем |
| Модуль1Возрастные особенности психофизиологических процессов |
1 | Основные закономерности физиологических процессов в онтогенезе |
2 | Физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. |
3 | Возрастные особенности физиологии высшей нервной деятельности |
4 | Возрастная физиология и гигиена сенсорных систем |
5 | Возрастные особенности физиологии эндокринной системы |
6 | Особенности полового развития детей и подростков.Половое воспитание. |
| Модуль2 Возрастные особенности систем организма |
7 | Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. |
8 | Возрастные особенности физиологии системы крови и сердечно- сосудистой системы |
9 | Возрастные особенности системы дыхания.Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений |
10 | Возрастные особенности физиологии пищеварительной системы. Гигиена питания. |
11 | Возрастные особенности физиологии обменных процессов |
12 | Возрастные особенности физиологии выделительной системы.Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви |
13 | Гигиенические требования к зданиям, классам, освещению учебных помещений и оборудованию школ. |
14 | Гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся |
15 | Основы формирования культуры здоровья, здорового образа жизни школьников |
| |
Содержание практических/семинарских занятий
Тема 1. Основные закономерности физиологических процессов в онтогенезе.
Практическая работа №1 Методы оценки физического развития
Цель: Овладение основными методами исследования и оценки физического развития детей и подростков.
Форма проведения: практическая работа
Задание 1. Используя свои антропометрические показатели оценить физическое развитие (или школьника). Методика описания в практикуме стр. 5-8 (https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html).
Задание2. Составить схему на тему «Биологические, социальные, средовые факторы, оказывающие воздействие на развитие детей и подростков» (в тетради или на платформе «Miro»).
Задание 3. Составить схему-ассоциограмму «Методы исследования в возрастной физиологии» »(в тетради или на платформе «Miro»).
Контрольные вопросы: Организм как целое. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития. Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Физическое развитие -важный показатель здоровья и социального благополучия.
Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 5-8;[1,3-5]
Тема 2 Возрастные особенности физиологии нервной системы
Цель: Овладеть экспресс методом по определению силы нервной системы для адекватного дозирования умственных и физических нагрузок
Форма проведения: практическая работа
Практическая работа Оценка функционального состояния нервной системы
1Определить силу нервных процессов при помощи теппинг- теста по методике Е.П. Ильина. Представить таблицу, график и выводы(https://vsetesti.ru/369/).
Контрольные вопросы: Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы.Строение и функции нейрона.Возрастные изменения структуры нерыной клетки и нервного волокна. Раздражимость и возбудимость. Передача импульса в синапсах.
Тема3 Возрастные особенности физиологии высшей нервной деятельности
Цель работы: Овладеть методикой оценки типа ВНД
Форма проведения: практическая работа
Практическая работа
1Определение типа ВНД (Методика описания в практикуме стр. 19-21).
2Ответить на тест «Подверженность к стрессу ( по Тейлору), сделать выводы. Методика описания в практикуме стр. 26-29
(https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html).
Контрольные вопросы: Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга. Возбуждение и торможение в ЦНС. Иррадиация и индукция в ЦНС. Строение и развитие спинного мозга. Строение и развитие отделов головного мозга. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Условия и механизм образования условного рефлекса. Типы ВНД ребенка. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти.
Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 5-8.
Тема4 Возрастная физиология и гигиена сенсорных систем
Цель: Знать возрастные особенности зрительного и слухового анализатора
Форма проведения: письменная работа
1 Подготовить тезисы выбрав 1 тему а)«Профилактика нарушения зрения»,б) «Профилактика нарушения слуха» »(1-2стр., 14 шрифт)
Контрольные вопросы:Функциональное созревание сенсорных систем. Строение глаза. Оптическая система глаза. Аккомодация. Дальнезоркость, астигматизм и близорукость. Острота зрения и пространственное зрение. Световая и цветовая чувствительность. Глазные болезни и их профилактика. Освещение учебных помещений. Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.
Литература: [1],[3],[4],[16],[18],[19]
Тема5 Возрастные особенности физиологии эндокринной системы
Цель: Знать физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие
Форма проведения: письменная работа
1 Подготовить тезисы « Профилактика йододефицитных расстройств в Казахстане (1-2стр., 14шрифт)
Контрольные вопросы:Физиологическое значение желез внутренней секреции: Гипофиз, эпифиз.Щитовидная железа, околощитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы.Развитие эндокринной системы в онтогенезе.
Литература: [1],[3],[4],[21],[22]
Тема6 Особенности полового развития детей и подростков
. Половое воспитание
Цель: Знать психофизиологические особенности организма подростка
Форма проведения: письменная работа
1Написать эссе на тему «Коммуникационные отношения учителя и подростка» (1стр. ,14шрифт)
Контрольные вопросыПонятие о половом созревании. Стадии полового созревания..Содержание и принципы полового воспитания. Особенности полового воспитания в семье
Тема7 Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата
Цель: Знать, как происходит развитие опорно-двигательного аппарата
Форма проведения: практическая работа
Практическая работа. № 2 Методика осмотра стопы
Цель: ознакомиться и овладеть способом выявления плоскостопия.
Задание:
1. Снять отпечаток подошвенной части своей стопы;
2. Провести оценку полученной плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда и И.М. Чижину;
3. Сделать вывод о состояния своей стопы.
4. Составьте план гигиенических мероприятий по профилактике плоскостопия.
5. К выполненной практической работе приложить фотографию своей плантограммы Методика описания в практикуме на стр. 41 (https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html
Контрольные вопросы:Показатели плоскостопия ребенка.Факторы, предупреждающие развитие плоскостопия.Влияние физических нагрузок на организм. Искривления позвоночника, гигиена. Школьная мебель и ее использование. Гигиенические требования к организации труда.
Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 41; Резник Л.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Электронное пособие - Павлодар: ПГПИ, 2012
Основная литература:
-
Даржуман Г. К. Возрастная физиология и школьная гигиена. - Павлодар: ПГПИ, 2017. - 112 с. -
Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене, Павлодар : ПГПИ.–98с. -
Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник. - М., 2013. -
Назарова Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов. - М. : Академия , 2014. - 256 с. -
Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология. - М.: ИНФРА, 2016. – 352 с. -
Резник Л.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Электронное пособие - Павлодар: ПГПИ, 2012. -
Савченков Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). - М. : ВЛАДОС, 2014. - 143 с -
Сарсекеева Г. Ж. Возрастная физиология человека. - Алматы : Нур-Принт, 2016. - 149 с. -
Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология.–М., 2012.–336с.
Дополнительная литература:
-
Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене, Новосибирск, Сибирское университетское издательство.–2002.–134с. -
Айзман Р.И., Кривошеев С.Г. Физиологические основы психической деятельности.–2013,с.192 -
Айзман Р.И Рабочая тетрадь для практических занятий по возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене: учеб.пособие для вузов. - Новосибирск, 2010 -
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология – М., Издательский центр «Академия», 2009.-358с. -
Габдулхаева, Б. Б. Анатомия,физиология и гигиена ЖКТ : учебно-методическое пособие / Б. Б. Габдулхаева. - Павлодар : ПГПИ, 2016. - 112 с. -
Динмухамедова, А. С.
Физиология нервной системы [Текст] : учебное пособие / А. С. Динмухамедова ; МОН РК. - Павлодар : ПГПИ, 2008. - 131 с. -
Авдулова, Т. П.
Психология подросткового возраста [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата для студ.вузов / Т. П. Авдулова. - М. : Юрайт, 2018. - 394 с. -
Сапин М.Н. Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.
–М.:Академия,2007-432с
-
Химич Г.З., Суркова О.А. Возрастная физиология и валеология. Павлодар.–2006.–372с. -
Алиакбарова З.М. Методическое руководство для практических занятий по школьной гигиена.–Алма-Ата,2004.–18с. -
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии.– М., Издательский центр «Академия», 2002.–288с. -
Любимова З.В., Маринова К.В., Никинина А.А. Возрастная физиология.- В 2 частях, часть1,2.-Владос.–2004.–304с. -
Резник Л.В., Мукатаева Ж.М., Даирбаева С.Ж. Возрастная физиология и школьная гигиена.– Павлодар: ПГПИ, 2008,-204 с. -
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма).– М.: Академия,2008.–383с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : Учеб. пособие для вузов / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с.
-
Тюрикова, Г. Н. Анатомия и возрастная физиология - М. : ИНФРА, 2016. – 178 с. -
Борисова Т.С. Гигиеническая оценка адаптации детей к обучению в школе: учеб.-метод. пособие / Т.С. Борисова, Л.М. Матюхина. – Минск: БГМУ, 2014. -
Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560с. -
.https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html. -
.http://mooc.nspu.ru/pluginfile.php/20028/mod_resource/content/0/Fiziologicheskie_osnovy_psikhicheskoi_dejatelnosti.pdf -
.0https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34063001&pos=6;-108#pos=6;-108 -
https://infopedia.su/8x11540.html