Файл: Модуль1Возрастные особенности психофизиологических процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф.4-12




Министерство образования и науки Республики Казахстан



Павлодарский педагогический университет


СИЛЛАБУС
дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена»

для обучающихся образовательных программ направления 6В01Педагогические науки

Павлодар


Ф. 4-70









Наименование тем




Модуль1Возрастные особенности психофизиологических процессов

1

Основные закономерности физиологических процессов в онтогенезе

2

Физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности.

3

Возрастные особенности физиологии высшей нервной деятельности

4

Возрастная физиология и гигиена сенсорных систем

5

Возрастные особенности физиологии эндокринной системы

6

Особенности полового развития детей и подростков.Половое воспитание.




Модуль2 Возрастные особенности систем организма

7

Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата.

8

Возрастные особенности физиологии системы крови и сердечно- сосудистой системы

9

Возрастные особенности системы дыхания.Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений

10

Возрастные особенности физиологии пищеварительной системы. Гигиена питания.

11

Возрастные особенности физиологии обменных процессов

12

Возрастные особенности физиологии выделительной системы.Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви

13

Гигиенические требования к зданиям, классам, освещению учебных помещений и оборудованию школ.

14

Гигиенические основы организации

учебно-воспитательного процесса

и режима дня учащихся

15

Основы формирования культуры здоровья, здорового образа жизни школьников










Содержание практических/семинарских занятий

Тема 1. Основные закономерности физиологических процессов в онтогенезе.

Практическая работа №1 Методы оценки физического развития

Цель: Овладение основными методами исследования и оценки физического развития детей и подростков.

Форма проведения: практическая работа

Задание 1. Используя свои антропометрические показатели оценить физическое развитие (или школьника). Методика описания в практикуме стр. 5-8 (https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html).

Задание2. Составить схему на тему «Биологические, социальные, средовые факторы, оказывающие воздействие на развитие детей и подростков» (в тетради или на платформе «Miro»).

Задание 3. Составить схему-ассоциограмму «Методы исследования в возрастной физиологии» »(в тетради или на платформе «Miro»).

Контрольные вопросы: Организм как целое. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития. Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Физическое развитие -важный показатель здоровья и социального благополучия.

Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 5-8;[1,3-5]
Тема 2 Возрастные особенности физиологии нервной системы

Цель: Овладеть экспресс методом по определению силы нервной системы для адекватного дозирования умственных и физических нагрузок

Форма проведения: практическая работа

Практическая работа Оценка функционального состояния нервной системы

1Определить силу нервных процессов при помощи теппинг- теста по методике Е.П. Ильина. Представить таблицу, график и выводы(https://vsetesti.ru/369/).

Контрольные вопросы: Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы.Строение и функции нейрона.Возрастные изменения структуры нерыной клетки и нервного волокна. Раздражимость и возбудимость. Передача импульса в синапсах.

Тема3 Возрастные особенности физиологии высшей нервной деятельности



Цель работы: Овладеть методикой оценки типа ВНД

Форма проведения: практическая работа

Практическая работа

1Определение типа ВНД (Методика описания в практикуме стр. 19-21).

2Ответить на тест «Подверженность к стрессу ( по Тейлору), сделать выводы. Методика описания в практикуме стр. 26-29

(https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html).

Контрольные вопросы: Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга. Возбуждение и торможение в ЦНС. Иррадиация и индукция в ЦНС. Строение и развитие спинного мозга. Строение и развитие отделов головного мозга. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Условия и механизм образования условного рефлекса. Типы ВНД ребенка. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти.

Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 5-8.
Тема4 Возрастная физиология и гигиена сенсорных систем

Цель: Знать возрастные особенности зрительного и слухового анализатора

Форма проведения: письменная работа

1 Подготовить тезисы выбрав 1 тему а)«Профилактика нарушения зрения»,б) «Профилактика нарушения слуха» »(1-2стр., 14 шрифт)

Контрольные вопросы:Функциональное созревание сенсорных систем. Строение глаза. Оптическая система глаза. Аккомодация. Дальнезоркость, астигматизм и близорукость. Острота зрения и пространственное зрение. Световая и цветовая чувствительность. Глазные болезни и их профилактика. Освещение учебных помещений. Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.

Литература: [1],[3],[4],[16],[18],[19]

Тема5 Возрастные особенности физиологии эндокринной системы

Цель: Знать физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие

Форма проведения: письменная работа

1 Подготовить тезисы « Профилактика йододефицитных расстройств в Казахстане (1-2стр., 14шрифт)

Контрольные вопросы:Физиологическое значение желез внутренней секреции: Гипофиз, эпифиз.Щитовидная железа, околощитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы.Развитие эндокринной системы в онтогенезе.

Литература: [1],[3],[4],[21],[22]
Тема6 Особенности полового развития детей и подростков
. Половое воспитание

Цель: Знать психофизиологические особенности организма подростка

Форма проведения: письменная работа

1Написать эссе на тему «Коммуникационные отношения учителя и подростка» (1стр. ,14шрифт)

Контрольные вопросыПонятие о половом созревании. Стадии полового созревания..Содержание и принципы полового воспитания. Особенности полового воспитания в семье

Тема7 Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата

Цель: Знать, как происходит развитие опорно-двигательного аппарата

Форма проведения: практическая работа

Практическая работа. № 2 Методика осмотра стопы

Цель: ознакомиться и овладеть способом выявления плоскостопия.

Задание:

1. Снять отпечаток подошвенной части своей стопы;

2. Провести оценку полученной плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда и И.М. Чижину;

3. Сделать вывод о состояния своей стопы.

4. Составьте план гигиенических мероприятий по профилактике плоскостопия.

5. К выполненной практической работе приложить фотографию своей плантограммы Методика описания в практикуме на стр. 41 (https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html

Контрольные вопросы:Показатели плоскостопия ребенка.Факторы, предупреждающие развитие плоскостопия.Влияние физических нагрузок на организм. Искривления позвоночника, гигиена. Школьная мебель и ее использование. Гигиенические требования к организации труда.

Литература: Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене , стр. 41; Резник Л.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Электронное пособие - Павлодар: ПГПИ, 2012


Основная литература:


  1. Даржуман Г. К. Возрастная физиология и школьная гигиена. - Павлодар: ПГПИ, 2017. - 112 с.

  2. Даржуман Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене, Павлодар : ПГПИ.–98с.

  3. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник. - М., 2013.

  4. Назарова Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов. - М. : Академия , 2014. - 256 с.

  5. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология. - М.: ИНФРА, 2016. – 352 с.

  6. Резник Л.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Электронное пособие - Павлодар: ПГПИ, 2012.

  7. Савченков Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). - М. : ВЛАДОС, 2014. - 143 с

  8. Сарсекеева Г. Ж. Возрастная физиология человека. - Алматы : Нур-Принт, 2016. - 149 с.

  9. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология.–М., 2012.–336с.



Дополнительная литература:


  1. Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене, Новосибирск, Сибирское университетское издательство.–2002.–134с.

  2. Айзман Р.И., Кривошеев С.Г. Физиологические основы психической деятельности.–2013,с.192

  3. Айзман Р.И Рабочая тетрадь для практических занятий по возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене: учеб.пособие для вузов. - Новосибирск, 2010

  4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология – М., Издательский центр «Академия», 2009.-358с.

  5. Габдулхаева, Б. Б. Анатомия,физиология и гигиена ЖКТ : учебно-методическое пособие / Б. Б. Габдулхаева. - Павлодар : ПГПИ, 2016. - 112 с.

  6. Динмухамедова, А. С.
    Физиология нервной системы [Текст] : учебное пособие / А. С. Динмухамедова ; МОН РК. - Павлодар : ПГПИ, 2008. - 131 с.

  7. Авдулова, Т. П.
    Психология подросткового возраста [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата для студ.вузов / Т. П. Авдулова. - М. : Юрайт, 2018. - 394 с.

  8. Сапин М.Н. Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.

–М.:Академия,2007-432с

  1. Химич Г.З., Суркова О.А. Возрастная физиология и валеология. Павлодар.–2006.–372с.

  2. Алиакбарова З.М. Методическое руководство для практических занятий по школьной гигиена.–Алма-Ата,2004.–18с.

  3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии.– М., Издательский центр «Академия», 2002.–288с.

  4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никинина А.А. Возрастная физиология.- В 2 частях, часть1,2.-Владос.–2004.–304с.

  5. Резник Л.В., Мукатаева Ж.М., Даирбаева С.Ж. Возрастная физиология и школьная гигиена.– Павлодар: ПГПИ, 2008,-204 с.

  6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма).– М.: Академия,2008.–383с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : Учеб. пособие для вузов / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с.

  1. Тюрикова, Г. Н. Анатомия и возрастная физиология - М. : ИНФРА, 2016. – 178 с.

  2. Борисова Т.С. Гигиеническая оценка адаптации детей к обучению в школе: учеб.-метод. пособие / Т.С. Борисова, Л.М. Матюхина. – Минск: БГМУ, 2014.

  3. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560с.

  4. .https://reftop.ru/praktikum-po-vozrastnoj-fiziologii-i-shkolenoj-gigiene-uchebno.html.

  5. .http://mooc.nspu.ru/pluginfile.php/20028/mod_resource/content/0/Fiziologicheskie_osnovy_psikhicheskoi_dejatelnosti.pdf

  6. .0https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34063001&pos=6;-108#pos=6;-108

  7. https://infopedia.su/8x11540.html