Файл: Педагогическая праксеология в системе научного знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторное занятие №1
Тема: Педагогическая праксеология в системе научного знания
Основные понятия: праксеология, педагогическая деятельность, труд, практика, профессия, нормирование, парадигма, законодательно-правовые нормы, праксеологические нормы, принципы, подходы.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая праксеология как общая теория педагогической деятельности.
2. Основные категории педагогической праксеологии. Формы преобразовательной активности человека (труд-практика-опытная работа-деятельность-профессия).
3. Праксеологические характеристики педагогической деятельности.
Подготовка к практической работе:
-
Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат) -
Проанализируйте статью Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27)
Практическая работа
Задание 1
Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат). Сравнительный анализ педагогической праксеологии и педагогики как науки по следующим характеристикам: предмет, объект, задачи, категориальный аппарат, исследовательский аппарат .
Форма представления результата: сравнительная таблица
Характеристики | Педагогика | Педагогическая праксеология |
Объект | Объектомпедагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. | Педагогическая деятельность в целом |
Предмет | Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах | Закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности |
Задачи | Задача педагогики – это материализованная ситуация воспитания и обучения характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. | Главной задачей педагогической праксеологии является разработка и обоснование норм «исправной'» эффективной педагогической деятельности, «норм максимальной целесообразности» действий |
Категориальный аппарат | Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование. | Это система знаний об общих принципах и способах рациональной целесообразной и успешной деятельности по воспитанию и обучению |
Исследовательский аппарат | убеждение; убеждения и приучения; обучение; стимулирование; контроль и оценка. | Методы праксеологической дескрипции методы праксеологической экспертизы методы праксеологического моделирования и проектирования |
Задание 2
На основе анализа статьи «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» выявите праксеологические основы профессионального стандарта педагога. (статья Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27, статья находится в свободном доступе Интернет)
1. Систематизировать трудовые функции педагога .
2. Анализ педагогической деятельности и её оценка.
Литература:
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000. -
Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. -
Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с. -
Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261. -
Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.