Файл: Педагогическая праксеология в системе научного знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторное занятие №1

Тема: Педагогическая праксеология в системе научного знания
Основные понятия: праксеология, педагогическая деятельность, труд, практика, профессия, нормирование, парадигма, законодательно-правовые нормы, праксеологические нормы, принципы, подходы.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая праксеология как общая теория педагогической деятельности.

2. Основные категории педагогической праксеологии. Формы преобразовательной активности человека (труд-практика-опытная работа-деятельность-профессия).

3. Праксеологические характеристики педагогической деятельности.
Подготовка к практической работе:

  1. Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат)

  2. Проанализируйте статью Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27)



Практическая работа

Задание 1

Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат). Сравнительный анализ педагогической праксеологии и педагогики как науки по следующим характеристикам: предмет, объект, задачи, категориальный аппарат, исследовательский аппарат .

Форма представления результата: сравнительная таблица


Характеристики


Педагогика

Педагогическая праксеология

Объект

Объектомпедагогики выступают те явления действительности, кото­рые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества.

Педагогическая деятельность в целом

Предмет

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педа­гогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных соци­альных институтах

Закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности

Задачи

Задача педагогики – это материализованная ситуация воспитания и обучения характеризующаяся взаимодейст­вием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Главной задачей педагогической праксеологии является разработка и обоснование норм «исправной'» эффективной педагогической деятельности, «норм максимальной целесообразности» действий

Категориальный аппарат

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся вос­питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру­ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Это система знаний об общих принципах и способах рациональной целесообразной и успешной деятельности по воспитанию и обучению

Исследовательский аппарат

убеждение;

убеждения и приучения;

обучение;

стимулирование;

контроль и оценка.

Методы праксеологической дескрипции

методы праксеологической экспертизы

методы праксеологического моделирования и проектирования




Задание 2

На основе анализа статьи «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» выявите праксеологические основы профессионального стандарта педагога. (статья Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27, статья находится в свободном доступе Интернет)

1. Систематизировать трудовые функции педагога .

2. Анализ педагогической деятельности и её оценка.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.

  2. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

  3. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.

  4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.

  5. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.