Файл: Урок усвоения новых знаний. Форма урока урокакция, урокигра, урокпрактикум Цели Образовательные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-акция, урок-игра, урок-практикум
Цели:
Образовательные:
-
Формирование у студентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий; -
Способствование осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом современных тенденций развития цифровой экономики в профессиональной деятельности.
Развивающие:
-
Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы. -
Развитие внимания и наблюдательности. -
Развитие способностей выделять главное.
Воспитательные:
-
Формирование настойчивости в достижении поставленной цели. -
Формирование умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -
Приобретение опыта работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -
Формирование умений формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение и т.п.
Основные принципы проведения урока-акции:
-
Реализация системно-деятельностного подхода; -
Достижимость образовательных целей и результатов; -
Признание обучающегося активным субъектом образовательной деятельности; -
Применение креативных технологий деятельностного типа и технологии сотрудничества; -
Использование дидактического потенциала информационных технологий.
Межпредметные связи: математика, русский язык, введение в специальность
Методы проведения урока:
-
Актуализация опорных знаний. -
Беседа. -
Коллективная работа по созданию проекта.
Учебно-материальное обеспечение:
-
Звуковое и проекционное оборудование; -
Раздаточный материал:
-
Головоломки из теста Айзенка «Гимнастика для ума». -
Шаблон для проектирования модели чат-бота. -
Советы по проектированию чат-ботов.
Время занятия: 80 минут
-
Ход и содержание урока
Содержательно - смысловые блоки (структура урока) | Содержание этапов занятия, последовательное изложение учебных вопросов Деятельность участников занятия | Виды контроля | |||
Преподаватель | Студенты | ||||
| Установление порядка, проверка присутствующих студентов | Организуются для работы | | ||
Сообщение темы (5 минут) | Слайд 1. Сегодня у нас пройдет не обычный урок, сегодня мы с вами станем участниками акции «Час кода»! Акция проходит четвертый раз на всей территории нашей страны и направлена на формирование и поддержку интереса молодежи к изучению информатики и программирования, а тема урока: «Искусственный интеллект». За счет программирования (появления программируемых устройств, специализированных программ, приложений) улучшаются условия и производительность труда, появляются новые возможности, в том числе и в маркшейдерии. Если еще 10 лет назад на территории нашего района использование специализированных программ для камеральной обработки данных маркшейдерской съемки, да и использование электронных приборов, способных решать какие-либо задачи применялось на 40-50% горных предприятий, то сегодня эта цифра составляет 99%, т.е. приближается к 100. Если до применения графических, проектных программ маркшейдерам приходилось выполнять все графические построения и расчеты в ручную и каждый, в меру своих способностей, вычерчивает графику, которая выглядит соответственно у кого-то лучше, у кого-то хуже, то с применением автоматических программных устройств на первое место выходит требования по знанию ГОСТов на горно-графическую документацию и умение ориентироваться в условных знаках, а не умение красиво чертить и писать. Тоже касается и расчетов. Для получения таких знаний и умений вы в процессе обучения изучаете информатику, информационные технологии в профессиональной деятельности, автоматизацию маркшейдерских работ, пишите курсовые и выпускные проекты. Из этого можно выделить несколько правил, которые могут помочь вам в успешной самореализации в профессиональной области: Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5. Акция проходит под темой: «Как создается будущее». Будущее всех нас, помимо всего прочего, зависит от информационных технологий и их применений в различных областях. Информационные технологии развиваются семимильными шагами. Способность их использовать – это наше настоящее и будущее и в быту и в профессиональной области. Сегодня у вас будут задания, для решения которых вам предстоит поработать в командах, а оценивать эту вашу работу будет жюри в лице преподавателей, присутствующих на уроке. | Восприятие Осознание темы, целей, условий проведения урока. | | ||
(8 минуты) | Слайд 6. Давайте начнем нашу работу и сначала поговорим о значении некоторых слов, напрямую относящихся к нашему уроку. Посмотрите на слайд. «Искусственный - ?» о чем идет речь? По картинкам составьте словосочетания со словом «искусственный»: искусственный спутник, искусственные цветы, искусственная кожа. Слайд 7. Это все модели существующих объектов. Кем созданы эти модели? Они созданы в результате труда человека. Искусственный - созданный человеком наподобие или вместо природного, подлинного.
Предполагаемый ответ: вращаются по орбите (вокруг Земли)
Предполагаемый ответ: определяет координаты точек на местности
Искусственные объекты улучшают условия жизни и труд человека. Слайд 8.
Слово «интеллект» в переводе с латыни означает «понимание, познание» Интеллект — мыслительные способности, ум (способность правильно оценивать ситуацию и находить решения; способность к обучению). Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11. Правильный ответ - это мышь (компьютерная)
Первая особенность интеллекта - способность в процессе принятия решения вообразить или прогнозировать что-либо, представить в голове недостающие, или даже несуществующие детали, образы Слайд 12. Выберите лишний объект – лазерный дальномер, теодолит, светодальномер, рулетка. Слайд 13. Правильный ответ теодолит, применяется для измерения углов и длин, а остальные приборы только для измерения длин. Вторая особенность интеллекта - способность к анализу! Видеть закономерности, логику событий, правильно оценить ситуацию и найти решение, предпринять действия. Слайд 14. Что прячется за черным квадратом? Слайд 15. Правильно! Это та же компьютерная мышь Третья особенность интеллекта - способность обучаться и запоминать! Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность. | Анализируют словосочетание «искусственный интеллект» Формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с навыками определения понятий, основываясь на установлении причинно-следственных связей, выполнении логических операций сравнения, анализа, установления аналогий | Фронтальный ассоциативный опрос | ||
(10 минут) | Проверить интеллект человека, можно с помощью IQ –тест, который позволяет проверить количественную оценку (коэффициент) уровня интеллекта человека. Слайд 16. Давайте сделаем гимнастику для ума и поработаем в группах. Каждой группе предстоит решить головоломки из теста Айзенка «Гимнастика для ума». Вопросы представлены на слайде и на листах, вам необходимо на них ответить за 7 минут, т.е. каждый ответ вы можете обдумывать не больше одной минуты. За каждый правильный ответ команда получит 1 бал. Слайд 17. 1. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго: АПО(…) Б (стол) 2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(…) АН (бар) 3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: АЛСТЬ ЕДМЬ АНОРБЗ ИЯРИНО (сталь, медь, бронза; ирония-лишнее) 4. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: ЫЙБЛЕ ЙОВУБЛ ИИЙНС ЫЛАЙ (белый, синий, алый; буйвол- лишнее) 5. Вставьте пропущенное слово: ВОСК(СОХА)ФРАХТ СКОТ(…)ФРОНТ (ОКНО: первая буква пропущенного слова – это третья буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это вторая буква п редшествующего слова; 3 буква пропущенного слова – это 4 буква последующего слова; 4 буква пропущенного слова – это 3 буква последующего слова.) 6. Вставьте пропущенное число: 143(56)255 218(…)114 (в примере 56 – это половина разности чисел, стоящих вне скобок: (255-143):2=56, значит пропущенное число 52 = (218-114):2) 7. Вставьте пропущенное число: 6 10 18 34 (…) (66- каждое число равно удвоенному предыдущему минус два.) | Восприятие, Обсуждение, Активная мыслительная деятельность Применяют свои знания из различных областей Отвечают на вопросы | Решение головоломок из теста Айзенка | ||
(7 минут) | Слайд 18. Мы обсудили с вами понятия «искусственный» и «интеллект», а теперь давайте рассмотрим, что такое «Искусственный интеллект» Искусственный интеллект - это способ сделать компьютер, компьютер-контролируемого робота или программу способную также разумно мыслить как человек. Слайд 19. На слайде представлен искусственный интеллект – роботы, используемые в различных сферах: в космосе и на Земле, в работе и в отдыхе. В маркшейдерской практике используются роботизированные тахеометры, которые самостоятельно могут выполнять измерения. Задача искусственного интеллекта - помочь человеку! Слайд 20. Интеллектуальные информационные системы (роботы, «умные машины», программы и т.п.) создает человек! А значит, именно на разработчиках лежит ответственность за то, что будут уметь делать эти интеллектуальные системы. Чтобы система стала интеллектуальной необходимо: во-первых, «вооружить ее знаниями» (создать базу знаний); во-вторых, научить ее «думать»: связывать полученную из окружающего мира информацию со знаниями, уже хранящимися в памяти интеллектуальной системы, делать определенные выводы, принимать решения (за это отвечает специальный блок - механизм вывода). Сегодня мы не будем с вами разрабатывать роботов, а поговорим о программах, способных общаться с человеком. Наверняка с вами случалось – вы заходите на сайт, а вам предлагают установить бесплатное мобильное приложение? Сбербанк, Facebook, Avito, Lamoda — в общем «сделать это» вам предлагают множество сайтов. То есть жизнь пользователя перетекает из «большой Сети» в мессенджеры – программы, мобильные приложения или веб-сервисы для мгновенного обмена сообщениями, поэтому программисты придумали для нас чат-ботов. Слайд 21.
Чат-боты – это роботы-программы, разработанные для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками
Они призваны помогать пользователям (ориентироваться в просторах интернета, искать нужную информацию и многое другое). Они готовы ответить на любой интересующий вопрос, рассказать, где можно пообедать, как добраться до нужного вам места, что сегодня в моде, какая погода и многие другое. Для справки: Например, один китайский поисковик запустил медицинский чат-бот, который призван упростить процесс диагностирования заболеваний. Этот чат-бот позволяет связываться с настоящими врачами и записываться на прием. Но, самое главное, приложение анализирует заданные пользователем симптомы и, в зависимости от предполагаемого диагноза, связывает его с одним из 600 000 профильных врачей. Он задаёт дополнительные вопросы, но при этом реагирует на предыдущие высказывания. В некоторых случаях дается возможность выбрать ответ сразу из нескольких вариантов. По «дотошности» этот Бот может показаться даже въедливее врача, но в результате ваш лечащий доктор еще до первого приема получит информацию о заболевании и на основе своего клинического опыта сделает предварительные выводы. Слайд 22.
Для обслуживания такого огромного количества запросов нужно очень много менеджеров, работающих круглосуточно, готовых ответить на любой запрос в любой момент времени. Найти людей для выполнения такой работы очень сложно, ведь тогда бы им буквально пришлось превратиться в… роботов! Гораздо лучше создать и обучать роботов (ботов), виртуальных собеседников, которые будут имитировать общение с реальным человеком и смогут гораздо быстрее человека искать, обрабатывать такое количество данных, удовлетворяя многочисленные запросы пользователей. Чат-боты не нуждаются в заработной плате, отпуске и выходных, они могут круглосуточно помогать большему числу людей одновременно, быстро обрабатывать огромное количество информации.. Чаще всего чат-бот выступает в роли консультанта-эксперта. А именно, в память бота загружается набор стандартных пар «вопрос-ответ», составляющих фактически базу знаний интеллектуальной системы, и пар «вопрос-действие», определяющих технологию принятия решения ботом. Для справки: На самом деле, идея создания виртуального собеседника не так нова, как это может показаться. Первая такая компьютерная программа, которая называлась «Элиза» была написана Джозефом Вейценбаумом в 1966 году! Элиза пародировала диалог с психотерапевтом, реализуя технику активного слушания: переспрашивала пользователя и использовала фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». Был проведен эксперимент, во время которого программа общалась со случайно выбранными пользователями. Впервые некоторые люди не смогли догадаться, что с ними общалась машина! Слайд 23. Спрос на чат-боты неуклонно растет. Консалтинговая компания PwC попросила потребителей определить, какую роль виртуальные помощники играют в их жизни сейчас и какую, по их мнению, будут играть через пять лет. Ответы распределились следующим образом:
Самый популярный чат-бот: Poncho. Poncho, доступный в Facebook Messenger – сервис прогноза погоды, который отправляет персонализированные прогнозы погоды, когда бы они вам ни понадобились и где бы вы ни находились. Вместо скучного уровня влажности чат-бот предлагает забавные GIF-изображения и наблюдения на тему поп-культуры. | Восприятие, усвоение Формирование познавательного интереса, | | ||
(35 минут) | Слайд 24. Сегодня предлагаю вам самим выступить в роли разработчиков интеллектуальных виртуальных ассистентов (собеседников) чат-ботов. Вам предстоит за 15 минут построить модель чат-бота, выполняющего функции эксперта-консультанта. Каждой группе необходимо:
Для разработки модели бота можете воспользоваться предложенным шаблоном (приложение 2) В приложении 3 представлены советы по проектированию чат-бота. Два участника от каждой команды должны представить свой проект, один из участников должен взять на себя роль бота, а второй - пользователя. Бот может использовать в общении только те фразы, которые были прописаны заранее (находятся в его базе знаний). Каждому боту дается 3-5 минут на помощь пользователю. После моделирования ситуаций общения пользователя с ботом проводится совместное обсуждение следующих вопросы:
Создать своего чат-бота можно даже не будучи программистом: существуют десятки платформ и инструментов, автоматизирующих процесс, ссылки на них представлены на слайде 25. | Поиск способа решения проблемы Обмен мнениями, Получают опыт проектирования простой модели бота, описания его базы знаний и правил принятия решений Формирование нестандартного мышления | Защита проектов | ||
(12 минут) | Давайте просмотрим видеолекцию акции «Час кода», предлагаемую организаторами акции, а жюри подведет итоги (слайд 26). Слайд 27. Языки программирования - это самый важный инструмент в руках разработчиков интеллектуальных систем. Вам дома предлагается попробовать себя в роли программистов, выполните практическую работу с тренажером на сайте акции часкода.рф Слайд 28. Так кем создается будущее? Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ! Слайд 29. Будущее всех профессий – в информационных технологиях, так что выбирая ИT, ты выбираешь будущее! Спасибо за работу! | Коррекция знаний, умений, самопроверка | Самоконтроль |
Приложение 1
Решение головоломок из теста Айзенка «Гимнастика для ума»
Команда __________________________
-
Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго:
АПО( … ) Б
-
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
АМ( … ) АН
-
Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
АЛСТЬ
ЕДМЬ
АНОРБЗ
ИЯРИНО
-
Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
ЫЙБЛЕ
ЙОВУБЛ
ИИЙНС
ЫЛАЙ
-
Вставьте пропущенное слово:
ВОСК(СОХА)ФРАХТ СКОТ( … )ФРОНТ
-
Вставьте пропущенное число:
143(56)255 218( … )114
-
Вставьте пропущенное число:
6 10 18 34 ( … )
Приложение 2
Проектирования модели чат-бота
Команда ______________________________________________________
Имя бота: ______________________________________________________
Сфера деятельности: _____________________________________________
Основной функционал: ___________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Базовые реплики | |
Приветственная реплика при первом появлении | |
Повторная приветственная реплика | |
Уточняющие реплики | |
Прощальные реплики | |
Рабочие темы (темы, связанные с непосредственной задачей бота) | |
Реплика пользователя | Ответ/действие бота |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Общеразговорные темы | |
Реплика пользователя | Ответ бота |
Привет | |
Как дела? | |
Что новенького? | |
Ты здесь? | |
Сколько тебе лет? | |
Ты кто? | |
Расскажи о себе | |
Чем занимаешься? | |
Поговори со мной | |
Спасибо | |
Ты молодец! | |
Ты умный(ая)! | |
Задай мне вопрос | |
Ты меня понимаешь? | |
Мне скучно | |
Мне грустно | |
| |
Приложение 3
Советы по проектированию чат-ботов
-
Выберите специализацию
Не надо пытаться угодить всем и собирать много разных функций, ничего хорошего из этого не выйдет. Определите конкретные функционал, тематику и аудиторию — сконцентрируйтесь на них.
-
Создайте дерево сценариев
Вам нужно учесть все возможные варианты развития диалога с пользователем: от самых неудачных до успешных.
-
Подскажите, с чего начать
Первое сообщение бот должен отправить без дополнительных запросов, сразу после открытия диалогового окна. В нём должны быть: краткое введение и конкретный призыв к действию, чтобы не возникало вопросов типа «как оно работает? что тут надо делать?».
-
Укажите канал связи с реальным человеком
Всегда будут запросы, с которыми бот справиться не может, поэтому нужно убедиться, что хотя бы часть из них (которую вы определяете сами), адресуется человеку. К тому же у пользователя должна быть под рукой команда, которая выражает намерение «не хочу более общаться с ботом, дайте мне связаться с человеком». Но продумывайте такие вещи тщательно.
-
Чёткость важнее изящества
Старайтесь использовать понятные и привычные слова.
-
Уточняйте вопросами, а не утверждениями. Делайте вопросы однозначными
«Забронировать билет на этот понедельник?» - лучше, чем «Билет будет забронирован на этот понедельник». Потому что вопросительные предложения звучат мягче, а утвердительные как бы перекладывают всю ответственность на пользователя. Если в ситуации выше человеку на самом деле хотелось забронировать билет на следующий понедельник, а не на этот, уточняющее сообщение в виде утверждения будет в подсознании звучать как «Ха-ха, ошибся».
Приложение 4
Оценочный лист урока-акции
Команды/ Конкурсы | Решение головоломок из теста Айзенка «Гимнастика для ума» (за каждый правильный ответ – 1 бал) | Проектирование модели чат-бота (до 5 баллов) | Всего баллов |
1 команда | | | |
2 команда | | | |
Правильные ответы на головоломки
1. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго:
АПО(СТОЛ)Б или может быть представлен свой вариант
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(БАР)АН или может быть представлен свой вариант
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
АЛСТЬ - СТАЛЬ
ЕДМЬ - МЕДЬ
АНОРБЗ - БРОНЗА
ИЯРИНО - ИРОНИЯ-ЛИШНЕЕ
4. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
ЫЙБЛЕ - БЕЛЫЙ
ЙОВУБЛ - БУЙВОЛ- ЛИШНЕЕ
ИИЙНС - СИНИЙ
ЫЛАЙ - АЛЫЙ
5. Вставьте пропущенное слово:
ВОСК(СОХА)ФРАХТ СКОТ(ОКНО)ФРОНТ
(первая буква пропущенного слова – это третья буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это вторая буква предшествующего слова; 3 буква пропущенного слова – это 4 буква последующего слова; 4 буква пропущенного слова – это 3 буква последующего слова.)
6. Вставьте пропущенное число: 143(56)255 218(52)114
(в примере 56 – это половина разности чисел, стоящих вне скобок: (255-143):2=56, значит пропущенное число 52 = (218-114):2)
7. Вставьте пропущенное число: 6 10 18 34 (66)
(66- каждое число равно удвоенному предыдущему минус два.)
-
Используемые материалы:
-
Методические рекомендации по организации и проведению в школах Российской Федерации тематических уроков информатики и образовательных мероприятий в рамках Всероссийской акции «Час кода» -
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/04/06/klassnyy-chas-kakoy-u-menya-intellekt - Классный час "Какой у меня интеллект?" -
https://tproger.ru/articles/chat-bots-best-practice - Советы по проектированию интерфейса чат-ботов: лучшая практика -
https://yandex.ru/images/search - картинки человечков -
https://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия - свободная энциклопедия -
https://incrussia.ru/understand/10-porazitelnyh-faktov-o-chat-botah - 10 поразительных фактов о чат-ботах