Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
окислителя и горючего и газовую турбину, приводящую их во вращение.
Рабочее тело, необходимое для газовой турбины, вырабаты вается в газогенераторе. Ж РД с турбонасосной системой подачи различаются по типу используемого газогенератора — одно компонентного или двухкомпонентного.
По способу использования отработанного газа после турби ны двигатели делятся на Ж РД с дожиганием и Ж РД без дожи гания генераторного газа после турбины. Двигатели без дожи гания, иногда называемые двигателями с выбросом генераторно го газа после турбины, менее экономичны, так как при выбросе генераторного газа в атмосферу неизбежны дополнительные по тери из-за его невысоких энергетических характеристик (темпе ратура, давление).
В схему любого двигателя с турбонасосной системой подачи, кроме основных элементов — камеры сгорания, ТНА, газогене ратора и соединяющих их трубопроводов, входят также элемен ты систем автоматики и регулирования. Эти элементы обеспе чивают заправку ракеты компонентами, нормальный запуск и останов двигателя (клапаны, запальные устройства), поддер живают или изменяют по заданному закону режим работы дви гателя (регуляторы, дроссели) *.
Остановимся на особенностях различных типов газогенера торов.
Воднокомпонентный газогенератор подается вещество, спо собное разлагаться в присутствии твердого или жидкого ката лизатора с выделением газообразных продуктов, обладающих достаточно высокой температурой.
Вкачестве топлива однокомпонентных газогенераторов (на
зываемого также унитарным топливом) можно использовать [5] концентрированную перекись водорода, гидразин, несиммет ричный диметилгидразин (НДМГ) и др.
Схема двигателя с однокомпонентным газогенератором зави
сит от того, является ли топливо газогенератора |
одновременно |
и одним из компонентов для камеры сгорания |
или оно ока |
зывается дополнительным, третьим компонентом для двига теля.
На рис. 1.3 приведена схема двигателя с ТНА 2 и одноком понентным газогенератором 4, работающим на дополнительном компоненте, подаваемом из бака 13 с помощью ВАД 8. Анало гичная схема, но с насосной системой подачи дополнительного компонента в газогенератор, представлена на рис. 1.4.
Твердый катализатор размещается внутри газогенератора 3, жидкий компонент (унитарное топливо) попадает на катализа тор через форсунки в распыленном виде.
* Приводимые ниже схемы двигателей не включают некоторых из этих элементов.
8
Рис. 1.3. Схема Ж РД с турбо насосной системой подачи я газогенератором, работающим на дополнительном компонен те, подаваемом из баллона:
1 — выхлопной |
патрубок |
для |
гене |
||||
раторного |
газа |
после турбины; 2 — |
|||||
ТНА; |
3 — пусковые |
клапаны; |
4 — |
||||
газогенератор; |
5 — регулятор |
дав- |
|||||
.ления |
в камере |
сгорания; |
6 — бак |
||||
горючего; |
7 — бак |
окислителя; |
8 — |
||||
ВАД; |
9 — редуктор |
наддува |
бака |
||||
третьего |
компонента; |
10 — редук |
|||||
тор наддува основных |
баков; |
11 — |
|||||
«обратный |
клапан; |
12— мембран |
|||||
ные |
клапаны; |
13 —бак |
третьего |
||||
|
|
компонента |
|
|
|
Рис. 1.4. Схема Ж РД с турбонасосной системой додачи и газогенератором, ра ботающим на дополнительном компонен те, подаваемом «асосом:
1 —ТНА; |
2 —пусковые |
клапаны; |
3 —газоге |
нератор; |
4 — регулятор |
тяги; 5 — бак допол |
|
нительного компонента; |
6 — бак |
горючего; |
|
7 — бак |
окислителя; S — ВАД; 9 —редуктор |
наддува бака дополнительного компонента; 10 — редуктор наддува основных баков; 11 — обратный клапан; 12 —мембранные клапаны
9
При баллонной подаче унитарного топлива система оказы вается относительно простой, не требующей дополнительных средств для организации запуска двигателя. В случае насосной подачи унитарного топлива в газогенератор усложняются схема двигателя и конструкция турбонасосного агрегата. Общий недо статок системы с газогенератором на унитарном топливе (если это топливо не используется в камере сгорания) — наличие до полнительного компонента. Кроме того, газ, получаемый из уни тарного топлива, имеет обычно постоянную и недостаточно высо кую температуру.
Рис. 1.5. Зависимость температуры продуктов сгорания от коэффициентов избытка окислителя
Схема двигателя с однокомпонентным газогенератором, ра ботающим на том же компоненте, что и камера сгорания, незна чительно отличается от схемы двигателя с двухкомпонентным газогенератором.
Материалы, из которых изготовлены элементы турбины, не допускают использование газа с высокой температурой.
На рис. 1.5 изображена типичная кривая зависимости темпе ратуры продуктов сгорания Т от коэффициента избытка окис лителя а. Температура понижается как в области малых значе
ний а, так и при значениях а, существенно больших |
единицы. |
В газогенераторах используются как область малых |
значений |
а, так и область больших а.
Двухкомпонентный газогенератор, работающий с избытком
горючего |
(а<СІ), называется в о с с т а н о в и т е л ь н ы м * , а с |
избытком |
окислителя (а~> 1) — о к и с л и т е л ь н ы м . |
Для обеспечения более надежной работы двухкомпонентного газогенератора в некоторых случаях [5] компонент, поступаю щий в избытке, подается в камеру газогенератора в два приема* через две зоны (рис. 1.6): частично через головку и в зону Г ' вместе с другим компонентом; оставшаяся часть балластирую
* По химическим свойствам генераторного газа.
10
щего компонента — в зону II (на некотором расстоянии от го ловки) .
Генераторный газ с избытком горючего имеет обычно боль шее значение газовой постоянной R, чем газ с избытком окисли теля. Кроме того, обладая восстановительными свойствами, ге нераторный газ с избытком горючего не является агрессивной средой по отношению к эле ментам конструкции турбины, и в случае его использования (дожигания) можно иметь бо лее высокую температѵоу, чем при дожигании газа с избытком окислителя, обладающего кор розионно-агрессивными свойст вами.
В |
Ж РД с |
выбросом |
газа |
после |
турбины |
(рис.' 1.7) |
эко |
номичней использовать генера торный газ с избытком горюче го, поскольку он допускает меньшие расходы и тем самым сокращает общие потери, свя занные с выбросом [15].
Для Ж РД с дожиганием ге нераторного газа существенно увеличивается его расход [43].
Ряс. 1.6. Схема двухзоныого газо |
Рис. 1.7. Схема |
Ж РД с |
турбона |
||
генератора |
сосной |
системой |
подачи |
и двух |
|
|
компонентным |
газогенератором: |
|||
|
1 — ТНА; |
2 — бак |
горючего; |
3 — бак- |
|
|
окислителя; • 4 — ВАД; |
5 — пусковые |
|||
|
клапаны; |
6 — газовый |
редуктор; 7 — |
||
|
газогенератор; 8 —регулятор |
Так как возможный максимальный расход генераторного газа с избытком окислителя в 2—3 раза больше, чем возможный рас ход газа с избытком горючего, в Ж РД с дожиганием лучше применять газогенератор с избытком окислителя.
11
1.1.3. Ж РД с дожиганием генераторного газа после турбины в камере сгорания
Нз рис. 1.8, 1.9 и 1.10 приведены возможные варианты схем Ж РД с дожиганием генераторного газа: два варианта схем ти
па «газ — жидкость»*, отличающиеся типом газогенератора |
и |
схема типа «газ — газ» [15], [59]. |
’ |
Рис. 1.8. Схема Ж РД с дожига |
ганием |
окислительного |
газа |
||||||
нием восстановительного газа |
(ти |
||||||||
па «газ — жидкость»): |
|
(типа |
«газ — жидкость»): |
||||||
1 —ТНА; 2 — пусковые |
клапаны; |
3 — |
І —ТНА; |
2 — пусковые |
клапаны; |
||||
газогенератор; 4 — бак |
горючего; |
5 — |
3 — регулятор |
тяги; |
4 — газогенера |
||||
бак окислителя; 6 — мембранные |
кла |
тор; |
5 — бак |
горючего; |
6 —бак |
||||
паны; 7 —газогенератор |
наддува |
бака |
окислителя; |
|
7 —мембранные |
кла |
|||
окислителя; 8 — редуктор наддува |
ба |
паны; |
8 — редуктор |
наддува |
бака |
||||
ка горючего; 9 — регулятор тяги |
окислителя; 9 —газогенератор |
над |
|||||||
|
|
|
|
дува |
бака горючего |
|
При использовании газогенератора с избытком горючего (см. рис. 1.8) весь расход его в двигателе подается в газогенера
* Такая терминология основывается на типе смесительных элементов на головке камеры сгорания. В схеме «газ — жидкость» один компонент подается в газообразном виде, другой — в жидком; в схеме «газ — газ» оба компонента подаются в камеру сгорания газифицированными.
12 |
J |
тор 3 вместе с количеством окислителя, существенно меньшим стехиометрического. После турбины газ по магистрали (газово ду) направляется к головке камеры сгорания, к которой одно временно подводится и остальное необходимое количество жидкого окислителя.
При газогенераторе с избытком окислителя (см. рис. 1.9) в газогенератор 4 подается весь расход окислителя в двигателе и небольшое количество горючего, а в камеру сгорания — остав шаяся часть расхода горючего и газифицированный окислитель.
Так как газифицированный компонент попадает после тур бины в камеру сгорания, то для обеспечения необходимой мощ ности турбины давление в газогенераторе должно быть выше, чем в камере сгорания. Поэтому потребная мощность насосов, а значит, и всего ТНА, оказывается для двигателей с дожигани ем существенно выше, чем для двигателя такой же тяги, но вы полненного по схеме без дожигания.
Если один из компонентов является унитарным топливом, т. е. может разлагаться с образованием газообразных продук тов сгорания, схема двигателя с дожиганием несколько упро щается — вместо двухкомпонентного газогенератора в этом слу чае используется однокомпонентный, в который подается один из компонентов, а другой компонент в жидком виде целиком подается в камеру сгорания.
Достижимое давление в камере сгорания для двигателя с дожиганием типа «газ — жидкость» ограничивается допустимым значением температуры газа перед турбиной и невозможностью увеличить его расход [15]. Некоторое преимущество с этой точ
ки зрения имеет |
двигатель с дожиганием |
генераторного |
газа |
типа «газ — газ» |
(см. рис. 1.10), в котором весь расход |
обоих |
|
компонентов (окислителя и горючего) газифицируется в |
двух |
||
газогенераторах — с избытком окислителя |
и с избытком |
горю |
чего. При этом благодаря увеличению суммарного расхода ра бочего тела ТНА увеличивается достижимое давление в камере сгорания, а при заданном давлении в камере сгорания умень шаются потребные значения давления в газогенераторах и соот ветственно уменьшаются потребные напоры насосов.
Для двигателей, работающих на низкокипящих компонентах (жидкий водород, кислород и т. д.), возможна схема с исполь зованием в качестве испарительного генератора зарубашечной полости камеры сгорания, куда компонент поступает из насоса ТНА, здесь за счет тепла, поступающего через стенки камеры сгорания, испаряется *, а затем подается на турбину. После тур бины газифицированный компонент, так же как и во всех других вариантах схемы с дожиганием, подается к головке камеры сгорания [15]. Так как количество тепла, которое можно полу-
* Вернее, переходит в газовое состояние, так как в зарубашечном простран стве давление в большинстве случаев должно быть выше критического.
13