Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние подвижной части гальванометра в таком случае будет мо­ нотонным (неизменного направления), с асимптотическим приближением ее к конечному положению, соответствующему опять у = 1,

1 -

sh о)0

у ? - 1 t + arc th ^

Эцому апериодическому

процессу на рис. 111-59 соответст­

вует кривая 2

( ß > l ) .

 

3. ß = l .

 

 

у = [ 1 - е - Ш в ' ( 1 - г » 0 0 ] .

Этот случай, строго говоря, не является случаем, совершен­ но отличным от первых двух—фактически он является частным видом второго случая: оба корня характеристического уравне­ ния действительны и отрицательны, но равны друг другу, дви­ жение подвижной части прибора апериодическое, как и во вто­ ром случае. Режим движения подвижной части прибора при

ß = / является частным и крайним случаем режима при ß > / —

на границе перехода к случаю ß < i , к колебательному

режиму.

Этот пограничный режим движения подвижной части

называ­

ют режимом критического успокоения (на рис. Ш-59 ему со­

ответствует кривая

3).

 

 

 

Любой гальванометр может оказаться

в каждом

из этих

трех

режимов — все зависит от того, какое внешнее

замыкаю­

щее

сопротивление

/?в н ш создается той

схемой,

в которую

включен гальванометр. При очень большом значении

RBHU1

значение коэффициента успокоения Р^ получается весьма ма­

лым, а с ним весьма незначительным и значение степени

успо­

коения ß (при ß менее единицы имеет

место

колебательный

режим). При очень малых значениях

RBnm

получаются,

на­

оборот,

большие значения Р2 и ß и апериодический

режим

движения подвижной части. Наконец, при каком-то

 

опреде­

ленном для данного гальванометра значении

RBnm

получают­

ся значение ß=<l и режим критического успокоения.

Такое

значение

RBum> при котором у данного

гальванометра

насту­

пает режим критического успокоения, называют внешним кри­ тическим сопротивлением данного гальванометра и обознача­ ют

С какой же точки зрения нас может интересовать, в каком из этих трех режимов будет находиться применяемый нами гальванометр? От того, в каком режиме находится гальвано­ метр, зависит его время успокоения—тот промежуток време­ ни, спустя который после момента включения гальванометра

(или вообще

момента изменения силы протекающего по нему

тока) можно

уже отсчитать показание гальванометра

с опре­

деленной степенью точности, обычно — с точностью

до 1%.

 

 

141


Очевидно, при этом стремятся к возможно меньшему времени успокоения.

При каждом из режимов движения подвижной части галь­ ванометра, называемых также режимами успокоения галь­ ванометра, время успокоения соответствует промежутку вре­ мени от начала процесса до того момента Бремени, после ко­ торого отклонение подвижной части а уже не будет отличать­ ся от окончательного отклонения осусп более чем на 1%. На рис. Ш-59 эти моменты времени отмечены для каждого из трех

случаев— tx у с п , t2 у с п » yen» соответственно.

Как видно

из рис.

ІП-59 и как доказывается и теоретически,

наименьшее

время

успокоения получается при критическом

успокоении — когда

сопротивление внешней цепи, на которую замкнут гальвано­ метр, равно внешнему критическому сопротивлению данного гальванометра.

Однако здесь

есть одно

дополнительное

обстоятельство,

не учитываемое

ни при теоретическом анализе, ни

на рис.

I I 1-59. Когда

при критическом успокоении наступает

момент

времени t3 у с п ,

наблюдающий

за отклонением

гальванометра

уже мог бы сделать отсчет по шкале гальванометра, не сделав при этом ошибки более чем на 1%; но в данный момент време­ ни он этого знать не будет: отклонения гальванометра будуі по-прежнему монотонно изменяться, хотя и с возрастающим замедлением, и ничто не будет говорить наблюдателю о том, что все последующее отклонение гальванометра уже не пре­

взойдет

1 % от отклонения, наблюдаемого

им в этот

момент

времени

і 3 у с п . Фактически наблюдателю

приходится

всмат­

риваться в показания гальванометра еще значительное

время

после момента времени t% у с ш чтобы убедиться, что показания

гальванометра, действительно, теперь уже существенно не из­ меняются (и что достаточно правильный отсчет можно было сделать, по-видимому, значительно раньше!). Поэтому прак­ тически наиболее быстрая работа с гальванометром получает­ ся не при критическом успокоении, а при весьма небольшом недоуопокоении гальванометра—при замыкании его на внеш­

нее сопротивление, на

несколько процентов большее, чем

/ ? в н ш . к р и т

и, следовательно, при степени

успокоения ß тоже

на несколько процентов

меньше единицы

(кривая 4 на рис.

Ш-59). В этом случае подвижная часть гальванометра, дойдя

при своем первом отклонении до а = я у с т , несколько

переходит

за него (на 1—2%), но затем она начинает двигаться

обратно.

Хотя теперь она опять перейдет за значение а у с т , двигаясь по направлению к нулевому положению, но это второе отклоне­ ние от а у с т будет уже составлять всего несколько сотых долей процента и достаточно правильный отсчет наблюдатель может

сделать уже в момент наибольшего отклонения

гальванометра

(фактически — чуть позже, в момент

времени

tiycn).

Это бу­

дет несколько позднее теоретически

возможного момента вре-

142


мени отсчета t3ycn при критическом успокоении, но все же намного раньше практически возможного момента времени отсчета при критическом успокоении.

Установившееся отклонение гальванометра, как уже ука­ зывалось,

а у с т :

W

где

В SW

а у с т

W

I

называется чувствительностью гальванометра по току (или к току) и представляет собой отклонение гальванометра при протекании по его цепи силы тока в одну единицу. Однако 1 а представляет собой слишком большую и нереальную для дан­ ного случая силу тока и поэтому при выражении чувствитель­ ности гальванометра к току его отклонение относят не к 1 а, а к Ы 0 ~ 6 а , т. е. к 1 мка. В гальванометре со встроенной в него

шкалой отклонение гальванометра а у с т

исчисляется в делени­

ях его шкалы (которые обычно бывают

равны 1

мм) ; в случае

же отдельной шкалы отклонение гальванометра

исчисляется

в миллиметрах, при помещении шкалы

на расстоянии 1 м. от

гальванометра. В этом случае

размерность чувствительности

гальванометра к току равна

ММІМ

 

 

•—.

 

 

Для характеристики чувствительности гальванометра, а чаще для определения силы тока по отклонению гальваномет­ ра применяют постоянную гальванометра по току, являю­ щуюся величиной, в принципе обратной чувствительности, но с той разницей, что в этом случае силу тока выражают в ам­ перах с применением соответствующих множителей вида Ю~п:

С = J— 1' а Л 0 ~

а у с т \ ММ:M

Что касается чувствительности гальванометра к напряже­ нию, то, казалось бы, она может быть получена непосредствен­ но из значения чувствительности гальванометра к току, если известно сопротивление внутренней цепи гальванометра:

S'<, =

= — ° — * = s ,

1

V

TT

Г Г)

'

143


Однако определенная таким

образом чувствительность к

напряжению не всегда может быть фактически

реализована:

если источник напряжения Ur,

подаваемого на

гальванометр,

имеет

внутреннее

сопротивление

меньше

сопротивления

^ в н ш . к р и т

данного

гальванометра,

то последний не может

быть включен на этот источник непосредственно. В этом слу­ чае гальванометр оказался бы переуспокоенным и им пользо­

ваться практически было бы нельзя.

Чтобы им можно

было

пользоваться, перед ним

пришлось

бы включить

некоторое

добаівочное сопротивление — такое,

чтобы в сумме с внутрен­

ним сопротивлением источника оно дало бы значение

/ ? В н ш . к р и т

данного гальванометра

(точнее — несколько большее

значе­

ние). В пределе, в случае очень малого сопротивления источ­ ника последовательно с гальванометром пришлось бы вклю­ чать добавочное сопротивление, практически равное / ? В н ш . к р и т -

Чувствительность к напряжению, подсчитанная для

такого

крайнего случая, может

быть реализована также и при

всех

остальных, промежуточных случаях.

 

 

Значение

такой чувствительности к напряжению равно

Uг

І'{$впт Т"

^?внш . крит)

Rem ^?внш . крит

Соответственно этому

постоянная по

напряжению

 

 

Су =- Сj (RBnT / ? в н ш . к р и т ) -

 

Из такого подхода к определению чувствительности галь­ ванометра к напряжению и постоянной по напряжению вытека­ ют понятия о гальванометрах, чувствительных к току, и галь­ ванометрах, чувствительных к напряжению.

Представим себе гальванометр с большим числом витков w в его подвижной катушке и со значительной индукцией В в воздушном зазоре его магнитной системы. Очевидно, чувстви­ тельность к току у такого гальванометра будет высокой, такой гальванометр можно назвать чувствительным к току.

Чувствительность же такого гальванометра к напряжению может оказаться очень низкой, так как внешнее критическое сопротивление (при обычных значениях конструктивных пара­ метров / и W) у него будет весьма высоким:

р

^

^ Л

^ І

s l

2VJW

 

2VJW(RB,T

+

RBHtu.KpilT)

откуда

 

*

 

 

 

« в ш и . к р и т -

 

Я в и т -

144


/?г>нш.крит
/ ? В Н ш . к р и т ,

Вследствие этого чувствительность такого гальванометра к напряжению будет низкой даже при высотой чувствитель­ ности к току:

с _ у 2VJW

Наоборот, если число витков в подвижной катушке гальва­ нометра мало (и, может быть, к тому же невелико и значение индукции в зазоре), то чувствительность к току у такого галь­ ванометра будет очень невелика. Чувствительность же к на­ пряжению у него может быть весьма значительной — во много раз большей, чем у предыдущего гальванометра, — поскольку у этого гальванометра значение внешнего критического сопро­ тивления будет весьма малым (еще меньшим будет и его внут­ реннее сопротивление) вследствие малых значений величин w2 и В2.

Для применения в многоомных измерительных схемах вы­ бирают гальванометры с большими значениями которые имеют значительные /?в и т и являются, как правило,

гальванометрами, чувствительными к току. Для применения же в малоомных схемах берут гальванометры с малыми зна­ чениями —гальванометры, чувствительные к на­ пряжению.

**

*

Б а л л и с т и ч е с к и й г а л ь в а н о м е т р

Баллистический гальванометр — это магнитоэлектрический гальванометр, предназначенный для измерения количеств элек­ тричества, протекающих по цепи в виде кратковременных оди­ ночных импульсов.

По своему устройству баллистический гальванометр отли­ чается от рассмотренного выше чувствительного гальваномет­ ра только в одном отношении: если в чувствительном гальва­ нометре старались сделать его подвижную часть с предельно малым значением полярного момента инерции, с предельно малым периодом собственных свободных колебаний (для по­ лучения минимального времени успокоения), то в случае бал­ листического гальванометра, наоборот, искусственно увеличи­ вают момент инерции подвижной части прибора—для полу­ чения возможно большего периода ее собственных свободных колебаний. Как будет показано ниже, для правильного дейст­ вия баллистического гальванометра необходимо, чтобы про­ должительность импульса при измерении протекшего количе­ ства электричества была бы пренебрежимо мала по сравнению с продолжительностью периода свободных колебаний подвиж­ ной части гальванометра. Конструктивно такое искусственное

1Q 255 — М, Д . Быков и д р .

145