Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина вторичного напряжения U2 зависит от величины и характера нагрузки. Величина же U\ не зависит от нагрузки ТН и определяется только работой внешней первичной цепи. Следовательно, можно оказать, что для ТН [/i=const.

Так как падения напряжения в обмотках относительно ма­ лы, то и э. д. с. почти постоянны, т. е.

Е1 = Е2 = const.

Следовательно, можно принять постоянными магнитный поток и ток холостого хода, т. е.

 

Ф =s= const

и

У0 » const.

 

 

 

При увеличении

нагрузки

ТН (числа

параллельно

вклю­

ченных ко вторичной

обмотке

приборов)

сопротивление на­

грузки

уменьшается,

ток / 2

увеличивается

и увеличивается

ток Іи равный І1—І0+(—І2)

(см. векторную диаграмму). Па­

дения напряжения

во вторичной и первичной обмотках

возра­

стают и, так как f/i=<const, то величина U2

уменьшается. Эго

можно записать в следующем виде:

 

 

 

 

нагрузка

ув -> z2 н а г

р ум -> / 2

2щ) ув --> 11 (hwi)

ув - > Un ум.

Следовательно,

работа ТН характеризуется

изменяющи­

мися /і и I t и неизменными U\, Ф и /о-

Трансформаторы напряжения не могут работать в режиме

короткого замыкания

вторичной

цепи, т. е. при г 2 Н а г р = 0.

При этом токи І2 и І\

значительно

увеличиваются, что приво­

дит к сильному нагреву проводов обмоток, порче изоляции л короткому замыканию между витками обмоток, т. е. к аварии.

Изготовляются ТН переносными и стационарными. В лабо­ раторной практике используются переносные ТН с нескольки­ ми пределами измерения.

Трансформаторы напряжения изготовляются на различные величины первичного напряжения от сотен вольт до сотен ты­ сяч вольт. По роду изоляции ТН выполняются сухими (при сЛ до 3000 в) и наполненными трансформаторным маслом (при Ui более 3000 в). По внешнему виду они не отличаются от си­ ловых трансформаторов малой мощности.

Трансформаторы напряжения могут быть выполнены одно­ фазными и трехфазными. Один из зажимов ТН заземляется по тем же соображениям, что и у ТТ. Кожух ТН также зазем­ ляется.

Для правильного подключения приборов ко вторичной об­ мотке ТН зажимы ТН обозначаются: первичные — А и X, а

вторичные—

а и х. На рис. Ѵ-11 приведена

схема включения

однофазного

ТН для измерения линейного

напряжения трех­

фазной цепи или напряжения однофазной цепи. Предохраня­ ло


тели на стороне .высокого напряжения ТН устанавливаются для того, чтобы обезопасить внешнюю сеть от последствий ко­ роткого замыкания в самом ТН.

Рис. Ѵ-11

На рис. Ѵ-12 показано включение двух ТН по так называе­ мой схеме «открытого треугольника». Эта схема дает возмож­ ность измерять все три линейных напряжения. Схема широко используется в трехпроводных цепях, так как разрешает ог­ раничиться двумя однофазными ТН.

д

Q

Mxé Iféc

Уса

Рис. Ѵ-12

Выбор ТН производится по номинальному значению пер­ вичного напряжения, по апособу использования, по требующе­ муся классу точности и по величине вторичной нагрузки. На щитке ТН указываются его номинальные параметры и при со­ ставлении схемы необходимо проверять, чтобы общая мощ­ ность всех параллельно включенных приборов не превосходи­ ла номинальную, указанную паспортом для данного класса точности. В противном случае ТН будет работать с погрешно­ стью, превосходящей допустимую.

191

ГЛАВА VI

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ СРАВНЕНИЯ

§ 1. МОСТЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Мосты постоянного тока предназначены для намерений на постоянном токе электрических сопротивлений в диапазоне ве­ личин порядка 10 6 о м .

Столь значительный диапазон измерений трудно охватить, пользуясь какой-либо одной мостовой схемой, поэтому в на­ стоящее время применяются две схемы мостов:

1)одинарные, предназначенные для измерения больших сопротивлений;

2)двойные, предназначенные для измерения малых сопро­ тивлений.

Одинарными мостами обычно рекомендуется пользоваться при измерении сопротивлений больше 10 ом, двойными моста­ ми— при измерении сопротивлений менее 10 ом.

Ниже рассматриваются принцип действия и схемы одинар­ ного и двойного мостов.

Одинарный мост

На рис. VI-1 изображена в самом упрощенном виде прин­ ципиальная схема одинарного моста постоянного тока, назы­ ваемого иначе четырехплечим или мостом Витстона. Она пред­ ставляет собой четырехугольник сопротивлений, в диагонали которого включены гальванометр Г и источник питания схемы Е. Сопротивления (Ru Ru, R3, R4) образуют так называемые «плечи» моста; под сопротивлением Rc понимается внутрен­ нее сопротивление гальванометра.

Если

представить ток / г ,

протекающий в гальванометре,

как функцию сопротивлений

схемы и э. д. с. источника питания,

получим уравнение

 

 

/ —

/?;/?з — Rt /?4

£ . у j j

/ ? г ( / ? а + Я , ) ( Я і - т - / ? 3 ) + « 2 Я Л Я . + Я 8 ) +

Я , / ? 8 ( Я з + Я « )

Из уравнения следует, что ток в гальванометре будет ра­ вен нулю в двух случаях: когда э.д.с. источника равна нулю, что соответствует обесточенному состоянию схемы и не пред-

192


ставляет никакого практического интереса, и в случае, когда числитель дроби равен нулю (т. е. /?2-/?з)- Второй случай соот­ ветствует так называемому условию «равновесия» моста и ис­ пользуется при измерениях в мостах постоянного тока.

Для удовлетворения условия равновесия моста необходимо выбрать плечи его такими, чтобы произведения противополож­ ных плеч были равны между собой

Ri • Ri=R2 - Rz-

Обычно одно из плеч моста бывает неизвестным. Примем,

что Ri=Rx.

Решив уравнение относительно Rx, получим основную рас­ четную формулу одинарного моста

(ѴІ-2)

Рис. ѴІ-1

Процесс измерения неизвестного сопротивления Rx на мо­ сте сводится к подбору сопротивлений плеч R3, R4, Rg. Вклю­ чив неизвестное сопротивление в одно из плеч моста, изменяют сопротивления трех других до тех пор, пока не будет достигну­ то равновесие, т. е. пока гальванометр не покажет отсутствие тока в диагонали моста.

В процессе уравновешивания сопротивления плеч моста иг­

рают неодинаковую роль, что отразилось на

их

конструкции

и названии.

 

 

Так, сопротивление Rs получило название

«плеча сравне­

ния». Это чаще всего многодекадный магазин,

позволяющий

плавно (точнее — достаточно малыми ступенями)

менять вели­

чину сопротивления в широких пределах. Одна из возможных конструкций такого магазина изображена на рис. 11-8 и рас­ смотрена в гл . II (§ 11—26).

13 255 - М. А. Быков и др .

193

Сопротивления R2 и ^ 4 называют «плечами мостового от­ ношения». Они обычно выполняются как магазины сопротив­ лений штепсельного типа с сопротивлениями, имеющими зна­ чения 1 • 10" ом. Однако есть много конструкций, где плечи мо­ стового отношения — это рычажные магазины сопротивлений.

В качестве индикатора нуля в мостах постоянного тока ис­ пользуются магнитоэлектрические зеркальные или стрелочные гальванометры: зеркальные — при измерениях повышенной точности, стрелочные — во всех остальных случаях.

На рис. ѴІ-2 в качестве примера приведена принципиаль­ ная схема моста типа МКМВ, представляющего собой пере­ носный технический прибор со «строенным гальванометром, предназначенный для измерения сопротивлений в пределах от 1 до 100 000 ом.

кг

К,

 

 

 

 

Рис. ѴІ-2

 

Плечо сравнения R3

выполнено в этом мосте в виде рычаж­

ного четырехдекадного

магазина сопротивлений,

имеющего

декады

тысяч, сотен, десятков и единиц ом, причем

каждая

декада состоит из десяти катушек. Наименьшее сопротивле­ ние, которое может быть выбрано в плече R3, составляет 1 ом, наибольшее— 11 110 ом.

Плечи отношений R2 и R4 представляют собой набор из восьми катушек сопротивлений, подобранных таким образом, что при соответствующих положениях рычажного переключа-

теля отношение плеч - ^ - может быть установлено равным:

0,001—0,01—0,1 — 1—10—100— 1000,

194


Ключ Кі служит для включения батареи и гальванометра, ключ К*—для успокоения стрелки гальванометра (путем за­ корачивания цепи гальванометра).

Точность моста МКМВ соответствует классу 0,2. Постоянная стрелочного гальванометра, встроенного в при­

бор, равна 1-10~6 ах/мм; при необходимости более точных из­ мерений предусмотрена возможность подключения к специаль­ ным зажимам внешнего, более чувствительного гальванометра с постоянной 1 • Ю - 9 aJMM.

Мосты рассмотренного типа называют уравновешенными, поскольку расчет измеряемого сопротивления Rx производит­ ся по значениям плеч, полученным в момент равновесия моста.

В отличие от -рассмотренных существуют неуравновешен­ ные мосты, работающие постоянно в неуравновешенном состоя­ нии, когда об измеряемой величине судят по углу отклонения стрелки гальванометра. Неуравновешенные мосты широко при­ меняются при измерении всякого рода неэлектрических вели­ чин, таких, как температура, уровень жидкости, давление и др. Не во всех мостах подбор сопротивлений осуществляется вруч­ ную, как в мосте МКМВ. Современная техника располагает большой группой автоматических мостов, где процесс уравно­ вешивания осуществляется автоматически с помощью специ­ альных регулирующих устройств (см. § 6, гл. V I ) .

К мосту постоянного тока, как к любому измерительному прибору, предъявляются требования высокой точности и чув­ ствительности измерения.

Под чувствительностью моста понимается способность гальванометра, включенного в диагональ, реагировать на из­ менение плеч.

В самом общем виде чувствительность моста может быть записана уравнением

ç_ da

где da—изменение

 

u~~dR'

 

 

 

 

угла отклонения стрелки гальванометра;

dR—изменение

сопротивления

одного из плеч моста, вы­

зывающее отклонение стрелки на

da.

 

Приведем записанное уравнение к другому виду, умножив

числитель и знаменатель

на dIT,

где

Іт ток,

протекающий

в гальванометре.

 

 

 

 

 

 

s d a . d ^ ^ d ^ . A k

- ^

S r

S c ,

(VI-3)

dR dlr

dh

dR

 

 

 

В уравнении £ г

= Д т

представляет

собой чувствительность

 

"'г

dIT

чувствительность схемы

гальванометра по току, а $<*—~^Щ

по току, характеризующая изменение тока в гальванометре в зависимости от изменения одного из плеч моста.

13* 195


Следовательно,

понятие «чувствительность

моста» распа­

дается на два

самостоятельных

понятия — чувствительность

гальванометра

и чувствительность

схемы. Чем больше обе эти

величины, тем больше чувствительность моста в целом.

Рассмотрим

причины, способствующие

росту

величин

5Г и Sc x .

 

чувствительностью Sr

 

 

 

Связь между

и

гальванометром

очевидна: чем

чувствительнее гальванометр,

тем

больше 5Г

и тем больше

5С Х .

 

 

 

 

 

Чувствительность схемы Scx определяется электрическим состоянием измерительной цепи: изменение любого плеча мо­ ста вызывает изменение тока, напряжения, выделяемой мощ­ ности .на всех ее участках и з том числе на диагонали В -- Д, содержащей гальванометр. Установлено, что подбором сопро­ тивлений схемы можно создать оптимальные условия на ее «вы­ ходе», т. е. на зажимах В—Д, при которых напряжение на этих зажимах, или ток в диагонали, или, наконец, мощность, переда­ ваемая схемой гальванометру, будут максимальны. В соответ­ ствии с этим различают «чувствительность измерительной це­ пи по току», «чувствительность по напряжению» и «чувстви­ тельность по мощности на выходе цепи» (т. е. на гальваномет­ ре) к изменению переменного параметра, когда это изменение стремится к нулю. В качестве переменного параметра удобнее всего брать плечо сравнения R3, которое благодаря конструк­ ции позволяет менять величину сопротивления ступенями в де­ сятые, а иногда и сотые доли ома.

Тогда чувствительность мостовой схемы по току, напряже­ нию и мощности запишется следующим образом:

Sex (/) ~

dR3

Sex ({/) =

,-Г'Д ; 5

С Х (р) -

(V 1-4)

 

 

dRz

 

dRs

 

Необходимость

в получении

максимальных

тока,

напряже­

ния или мощности в гальванометре в каждом конкретном слу­ чае диктуется условием поставленной задачи.

Анализ уравнений (ѴІ-4) на максимум чувствительности, подробно рассмотренный в литературе [2], позволил сделать следующие выводы:

а) максимум чувствительности схемы по напряжению, со­ ответствующий наибольшему напряжению на зажимах диаго­

нали В—Д моста, возникает в случае попарного равенства

со­

противлений верхних и нижних плеч моста,

когда

R-2—Rt

и

RX = R3,

причем абсолютные значения

этих сопротивлений

не

влияют

на чувствительность;

 

 

 

 

 

б) чувствительность моста по току,

близкая к

оптималь­

ной, имеет место в равноплечем мосте, где

Rx=Ra—R3

=

R4;

в) максимальная

чувствительность

моста по мощности, пе­

редаваемой в ветвь

с гальванометром,

возникает

при

равен-

196