Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
стве внутреннего сопротивления гальванометра Rr входному сопротивлению схемы моста со стороны зажимов В— Д— /?вд т. е. при RT~-Rün- При выполнении этого условия считают, что сопротивление гальванометра согласовано с сопротивлением схемы. Согласованный режим работы моста практически весь ма целесообразен, так как позволяет выбрать менее чувстви тельный и потому более удобный в эксплуатации и более де шевый гальванометр.
На практике широко применяются мосты, в которых все плечи равны между собой и равны внутреннему сопротивлению гальванометра
# х = = # 2 = = Я 3 = Я 4 = # г . /Ѵі-5)
В случае невозможности обеспечить точное равенство всех сопротивлений рекомендуется для получения высокой чувст вительности схемы выбирать все сопротивления одного поряд ка (например, все сопротивления порядка тысяч ом или сотен ом и т. д.). Если же и это условие выполнить не представляет
ся возможным (а это наиболее частый случай), |
плечи |
моста |
следует выбирать попарно одного порядка: Rx |
с R2 и Rz с RA. |
|
П р и м е ч а и и с. Условия получения высокой чувствительности |
чаще |
|
всего удается выполнить только при работе со стрелочным |
гальванометром, |
режим успокоения которого мало зависит от параметров схемы. В точных мостах, использующих зеркальные гальванометры, для быстрого успокое ния последних желательно сделать входное сопротивление моста (на которое замкнут гальванометр) близким к его внешнему критическому сопротивле нию. Поскольку внешнее критическое сопротивление зеркального гальвано метра обычно в несколько раз больше его внутреннего сопротивления, обес печить указанные условия не представляется возможным — гальванометр работал бы в сильно переуспокоенном режиме. Поэтому зеркальные гальва нометры выбирают обычно с учетом условий успокоения, прогадывая в от ношении достижимой чувствительности.
Кроме рассмотренного, на чувствительность мостовой схе мы оказывает влияние напряжение источника питания: чем оно больше, тем больший ток течет в цепи гальванометра при одной и той же расстройке схемы и тем больше, следователь но, чувствительность измерения. Ограничителем здесь являет ся допустимая мощность рассеяния на катушках магазинов со противлений, которая по ГОСТу не должна превышать 1 er (а для некоторых магазинов — 0,5 вт) на каждой катушке. В специальных таблицах, прилагаемых к мостам, приводятся рекомендуемые для каждого диапазона напряжения, которые рассчитываются из соображений допустимой мощности рас сеяния.
Второй важной характеристикой качества измерения явля ется его точность, которая для мостов постоянного тока зави сит от нескольких причин.
197
Основными из них являются следующие:
1. Неточность изготовления моста и несовершенство его конструкции, которые вносят в измерения определенную по грешность ôK. Величина этой погрешности характеризуется классам точности моста, указанным в его паспорте.
2. Недостаточная чувствительность гальванометра, внося щая в измерения погрешность ог . Недостаточная чувствитель ность проявляется в том, что гальванометр показывает отсут ствие тока не при одном значении сопротивлений плеч, а в не котором диапазоне изменения их величин.
Согласно ГОСТ 7165—54 для мостов, где гальванометр встроен в конструкцию, чувствительность гальванометра должна быть такой, чтобы изменению величины сопротивле ния плеча сравнения на k% (где k—класс точности моста)' при напряжении питания, установленном для этого моста, соответ
ствовало отклонение стрелки гальванометра не менее |
чем на |
1 мм. Если это условие не выполняется, необходимо |
прини |
мать во внимание возможную погрешность, вызываемую недо статочной чувствительностью гальванометра. Количественная оценка этой погрешности производится на основании экспери
мента: мост уравновешивают, а затем изменяют |
сопротивле |
|
ние плеча сравнения до величины ^ 3 ', при которой |
стрелка |
|
гальванометра отклоняется на 0,5 деления вправо |
от нуля. За |
|
тем изменяют R3 до значения R3", при котором стрелка |
откло |
|
нится на 0,5 деления влево от нуля. |
|
|
Погрешность подсчитывается по формуле |
|
|
# з ' - # з " . 1 0 0 о / о > |
|
( Ѵ І . 6 ) |
3. Недостаточная «тонкость» регулировки плеча сравнения Rz, вызывающая погрешность од^,. Эта погрешность ста новится соизмеримой с общей •погрешностью измерения, когда сопротивление плеча сравнения, установленное в процессе уравновешивания моста, имеет относительно малое значение. В этом случае величина сопротивления наименьшей ступени магазина, которую назовем Л/?3 , оказывается недостаточно малой по сравнению с набранным значением самой величины Яз и всякое изменение сопротивления плеча сравнения получа ется слишком грубым, что приводит к появлению погрешно сти. Максимально возможное значение этой погрешности мо жет быть найдено по формуле
гд*, = 4 ' " ^ - - 1 0 0 % - |
(Ѵі-7) |
Для уменьшения погрешности Вд#8 следует увеличивать сопротивление R3, что вытекает из уравнения (ѴІ-7). Увеличе-
198
ніие этого сопротивления имеет смысл до определенного преде |
||||
ла, ограниченного классом точности моста. |
|
|||
, |
Поскольку разобранные выше отдельные погрешности ок , |
|||
— это погрешности, взаимно друг с другом никак не |
||||
связанные, при рассмотрении |
результирующего |
эффекта их |
||
можно рассматривать |
как случайные и общая возможная от |
|||
носительная погрешность измерения может быть |
найдена как |
|||
|
К |
V V ' + |
Ч 2 + 8д*. • |
(ѴІ-8) |
|
Пример. Рассмотрим два варианта измерения |
на мосте по |
||
стоянного тока одного и того же сопротивления, |
величину ко |
торого будем считать заранее известной: /^=1 8 ом. Для изме рения взят мост типа МВЛ-49, класса точности 0,5. Плечо сравнения —пятидекадный магазин сопротивлений с декада ми от тысяч до десятых долей ома: /?з=9- (1000+ 100+10+1 +
+ 0,1) ом (цифра |
девять |
перед |
скобкой показывает, что а |
|
каждой |
декаде магазина |
имеется |
по девять сопротивлений). |
|
Плечи |
мостового |
отношения — два одинаковых штепсельных |
магазина с сопротивлениями: У?2 =і?4=1000, 100, 10, 1 ом. В
четырехплечем |
мосте |
равновесие |
может |
быть достигнуто при |
|||||||
многих |
вариантах |
выбора |
плеч, удовлетворяющих |
условию |
|||||||
(ѴІ-2). Рассмотрим вариант, |
соответствующий |
максимальной |
|||||||||
чувствительности, |
когда все плечи моста |
одного |
порядка. |
||||||||
Rx =1 8 ом (задано). Ближайшие по значению |
плечи мо |
||||||||||
ставого |
отношения |
R2 — Rt—W |
ом. Тогда |
следует |
взять Rs — |
||||||
= 18 ом, чтобы получить нужный |
результат. |
|
|
|
|||||||
|
|
/?г = / ? з - — = 1 8 . — = 18 о * |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
# 4 |
|
Ю |
|
|
|
|
|
(т. е. результат представлен двухзначным |
числом). |
|
|
||||||||
Рассчитаем |
погрешность |
измерения |
при таком |
выборе |
|||||||
плеч: Зк =0,5% (задано классом |
точности моста); |
|
|
||||||||
|
|
1 |
Д Р |
1 |
О 1 |
|
|
|
|
||
|
гд *, = - |
|
il!L = |
- L . - ^ L -ioo% =0,3 % |
|
||||||
(здесь |
s |
2 |
|
Rs |
2 |
18 |
ступень |
сопротивле |
|||
АЯз = 0,1 ом, так как наименьшая |
|||||||||||
ния последней декады равна 0,1 ом). |
|
|
|
|
|||||||
Допустим, что погрешностью |
вносимой гальванометром, |
||||||||||
можно |
пренебречь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ьх |
= у ок* + |
оіЦГ= у 0,5- + 0,32 = У ( Щ ^ |
0,6 %. |
||||||||
Для |
уменьшения |
погрешности |
3Д / ? з |
выберем |
другой ва |
||||||
риант измерения: /?3=>1800 ом, і?е |
= 10 ом, ^4 =1000 ом. |
||||||||||
|
H |
|
|
р |
|
1 о |
|
|
|
|
|
|
= / ? , - * ! = |
1800 - ^ - = 18,00 ом |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
/?4 |
|
1000 |
|
|
|
|
199
(результат представлен четырехзначным числом). Рассчитаем погрешность измерения для этого случая
|
1 |
bR, • 100% |
= |
1 |
_ 0,1 • 100% =0,003%; |
|||
|
|
|
|
2 |
1800 |
|
|
|
5, = |
V V + З д / ? г = |
у |
0,5= +0,0032 |
^ 0,5%. |
|
|||
Точность |
второго измерения |
за |
счет |
увеличения плеча |
||||
сравнения получилась выше, чем первого, и равна |
примерно |
|||||||
классу точности |
моста. |
|
|
|
|
|
|
|
Оценивая результат измерения, в разбираемом |
примере не |
|||||||
принимали |
во |
внимание |
влияние |
на точность |
измерения |
сопротивлений проводников и зажимов, присоединяющих из меряемое сопротивление к схеме моста.
|
Если сопротивления проводников и зажимов |
весьма малы |
||
по |
сравнению |
с Rx |
(при больших значениях сопротивлений |
|
Rx), |
они внесут пренебрежимо малую погрешность в резуль |
|||
тат измерения; |
если |
же их величина соизмерима |
с величиной |
|
Rx |
(при малых |
значениях сопротивлений Rx), |
погрешность |
|
может достичь |
больших величин. |
|
Примем сопротивление коротких подеоединительных про водников и зажимов примерно равными 0,001 ом. При измере нии Rx=l ом погрешность, возникающая от проводников и зажимов, может быть порядка 0,1%, а при измерении сопро тивления Rx^ Ю ом она будет около 0,01%.
По этой причине четырехплечие мосты рекомендуются для измерения сопротивлений более 10 ом, когда погрешностью от проводников и зажимов можно пренебречь.
Нужно иметь в виду, что рассмотренные погрешности воз никают в четырехіплечем мосте не из-за каких-либо его недо статков, а из-за невозможности осуществления точных мало-
омных |
сопротивлений при их двухзажимяом исполнении. По |
|
этому |
малоомные сопротивления выполняются, |
как правило, |
с четырьмя зажимами—двумя токовыми и двумя |
потенциаль |
|
ными. Наличие двух пар зажимов позволяет в большой степе |
ни устранить влияние подводящих проводов и присоединитель ных контактов на результат измерения (см. § 2, гл. I I ) .
Четырехзажимные малые сопротивления могут быть изме рены с достаточной степенью точности на четырехзажимноѵі обычном мосте, если при включении в схему моста предусмо треть, чтобы сопротивления соединительных проводов и зажи мов не входили в плечо моста, в которое включено Rx. Подоб ная схема приведена на рис. ѴІ-3.
200