Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стве внутреннего сопротивления гальванометра Rr входному сопротивлению схемы моста со стороны зажимов ВД— /?вд т. е. при RT~-Rün- При выполнении этого условия считают, что сопротивление гальванометра согласовано с сопротивлением схемы. Согласованный режим работы моста практически весь­ ма целесообразен, так как позволяет выбрать менее чувстви­ тельный и потому более удобный в эксплуатации и более де­ шевый гальванометр.

На практике широко применяются мосты, в которых все плечи равны между собой и равны внутреннему сопротивлению гальванометра

# х = = # 2 = = Я 3 = Я 4 = # г . /Ѵі-5)

В случае невозможности обеспечить точное равенство всех сопротивлений рекомендуется для получения высокой чувст­ вительности схемы выбирать все сопротивления одного поряд­ ка (например, все сопротивления порядка тысяч ом или сотен ом и т. д.). Если же и это условие выполнить не представляет­

ся возможным (а это наиболее частый случай),

плечи

моста

следует выбирать попарно одного порядка: Rx

с R2 и Rz с RA.

П р и м е ч а и и с. Условия получения высокой чувствительности

чаще

всего удается выполнить только при работе со стрелочным

гальванометром,

режим успокоения которого мало зависит от параметров схемы. В точных мостах, использующих зеркальные гальванометры, для быстрого успокое­ ния последних желательно сделать входное сопротивление моста (на которое замкнут гальванометр) близким к его внешнему критическому сопротивле­ нию. Поскольку внешнее критическое сопротивление зеркального гальвано­ метра обычно в несколько раз больше его внутреннего сопротивления, обес­ печить указанные условия не представляется возможным — гальванометр работал бы в сильно переуспокоенном режиме. Поэтому зеркальные гальва­ нометры выбирают обычно с учетом условий успокоения, прогадывая в от­ ношении достижимой чувствительности.

Кроме рассмотренного, на чувствительность мостовой схе­ мы оказывает влияние напряжение источника питания: чем оно больше, тем больший ток течет в цепи гальванометра при одной и той же расстройке схемы и тем больше, следователь­ но, чувствительность измерения. Ограничителем здесь являет­ ся допустимая мощность рассеяния на катушках магазинов со­ противлений, которая по ГОСТу не должна превышать 1 er (а для некоторых магазинов 0,5 вт) на каждой катушке. В специальных таблицах, прилагаемых к мостам, приводятся рекомендуемые для каждого диапазона напряжения, которые рассчитываются из соображений допустимой мощности рас­ сеяния.

Второй важной характеристикой качества измерения явля­ ется его точность, которая для мостов постоянного тока зави­ сит от нескольких причин.

197


Основными из них являются следующие:

1. Неточность изготовления моста и несовершенство его конструкции, которые вносят в измерения определенную по­ грешность ôK. Величина этой погрешности характеризуется классам точности моста, указанным в его паспорте.

2. Недостаточная чувствительность гальванометра, внося­ щая в измерения погрешность ог . Недостаточная чувствитель­ ность проявляется в том, что гальванометр показывает отсут­ ствие тока не при одном значении сопротивлений плеч, а в не­ котором диапазоне изменения их величин.

Согласно ГОСТ 7165—54 для мостов, где гальванометр встроен в конструкцию, чувствительность гальванометра должна быть такой, чтобы изменению величины сопротивле­ ния плеча сравнения на k% (где k—класс точности моста)' при напряжении питания, установленном для этого моста, соответ­

ствовало отклонение стрелки гальванометра не менее

чем на

1 мм. Если это условие не выполняется, необходимо

прини­

мать во внимание возможную погрешность, вызываемую недо­ статочной чувствительностью гальванометра. Количественная оценка этой погрешности производится на основании экспери­

мента: мост уравновешивают, а затем изменяют

сопротивле­

ние плеча сравнения до величины ^ 3 ', при которой

стрелка

гальванометра отклоняется на 0,5 деления вправо

от нуля. За­

тем изменяют R3 до значения R3", при котором стрелка

откло­

нится на 0,5 деления влево от нуля.

 

 

Погрешность подсчитывается по формуле

 

 

# з ' - # з " . 1 0 0 о / о >

 

( Ѵ І . 6 )

3. Недостаточная «тонкость» регулировки плеча сравнения Rz, вызывающая погрешность од^,. Эта погрешность ста­ новится соизмеримой с общей •погрешностью измерения, когда сопротивление плеча сравнения, установленное в процессе уравновешивания моста, имеет относительно малое значение. В этом случае величина сопротивления наименьшей ступени магазина, которую назовем Л/?3 , оказывается недостаточно малой по сравнению с набранным значением самой величины Яз и всякое изменение сопротивления плеча сравнения получа­ ется слишком грубым, что приводит к появлению погрешно­ сти. Максимально возможное значение этой погрешности мо­ жет быть найдено по формуле

гд*, = 4 ' " ^ - - 1 0 0 % -

(Ѵі-7)

Для уменьшения погрешности Вд#8 следует увеличивать сопротивление R3, что вытекает из уравнения (ѴІ-7). Увеличе-

198


ніие этого сопротивления имеет смысл до определенного преде­

ла, ограниченного классом точности моста.

 

,

Поскольку разобранные выше отдельные погрешности ок ,

— это погрешности, взаимно друг с другом никак не

связанные, при рассмотрении

результирующего

эффекта их

можно рассматривать

как случайные и общая возможная от­

носительная погрешность измерения может быть

найдена как

 

К

V V ' +

Ч 2 + 8д*. •

(ѴІ-8)

 

Пример. Рассмотрим два варианта измерения

на мосте по­

стоянного тока одного и того же сопротивления,

величину ко­

торого будем считать заранее известной: /^=1 8 ом. Для изме­ рения взят мост типа МВЛ-49, класса точности 0,5. Плечо сравнения —пятидекадный магазин сопротивлений с декада­ ми от тысяч до десятых долей ома: /?з=9- (1000+ 100+10+1 +

+ 0,1) ом (цифра

девять

перед

скобкой показывает, что а

каждой

декаде магазина

имеется

по девять сопротивлений).

Плечи

мостового

отношения — два одинаковых штепсельных

магазина с сопротивлениями: У?2 =і?4=1000, 100, 10, 1 ом. В

четырехплечем

мосте

равновесие

может

быть достигнуто при

многих

вариантах

выбора

плеч, удовлетворяющих

условию

(ѴІ-2). Рассмотрим вариант,

соответствующий

максимальной

чувствительности,

когда все плечи моста

одного

порядка.

Rx =1 8 ом (задано). Ближайшие по значению

плечи мо

ставого

отношения

R2 — Rt—W

ом. Тогда

следует

взять Rs —

= 18 ом, чтобы получить нужный

результат.

 

 

 

 

 

/?г = / ? з - — = 1 8 . — = 18 о *

 

 

 

 

 

 

 

# 4

 

Ю

 

 

 

 

(т. е. результат представлен двухзначным

числом).

 

 

Рассчитаем

погрешность

измерения

при таком

выборе

плеч: Зк =0,5% (задано классом

точности моста);

 

 

 

 

1

Д Р

1

О 1

 

 

 

 

 

гд *, = -

 

il!L =

- L . - ^ L -ioo% =0,3 %

 

(здесь

s

2

 

Rs

2

18

ступень

сопротивле­

АЯз = 0,1 ом, так как наименьшая

ния последней декады равна 0,1 ом).

 

 

 

 

Допустим, что погрешностью

вносимой гальванометром,

можно

пренебречь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ьх

= у ок* +

оіЦГ= у 0,5- + 0,32 = У ( Щ ^

0,6 %.

Для

уменьшения

погрешности

3Д / ? з

выберем

другой ва­

риант измерения: /?3=>1800 ом, і?е

= 10 ом, ^4 =1000 ом.

 

H

 

 

р

 

1 о

 

 

 

 

 

= / ? , - * ! =

1800 - ^ - = 18,00 ом

 

 

 

 

 

 

 

/?4

 

1000

 

 

 

 

199



(результат представлен четырехзначным числом). Рассчитаем погрешность измерения для этого случая

 

1

bR, • 100%

=

1

_ 0,1 • 100% =0,003%;

 

 

 

 

2

1800

 

 

5, =

V V + З д / ? г =

у

0,5= +0,0032

^ 0,5%.

 

Точность

второго измерения

за

счет

увеличения плеча

сравнения получилась выше, чем первого, и равна

примерно

классу точности

моста.

 

 

 

 

 

 

Оценивая результат измерения, в разбираемом

примере не

принимали

во

внимание

влияние

на точность

измерения

сопротивлений проводников и зажимов, присоединяющих из­ меряемое сопротивление к схеме моста.

 

Если сопротивления проводников и зажимов

весьма малы

по

сравнению

с Rx

(при больших значениях сопротивлений

Rx),

они внесут пренебрежимо малую погрешность в резуль­

тат измерения;

если

же их величина соизмерима

с величиной

Rx

(при малых

значениях сопротивлений Rx),

погрешность

может достичь

больших величин.

 

Примем сопротивление коротких подеоединительных про­ водников и зажимов примерно равными 0,001 ом. При измере­ нии Rx=l ом погрешность, возникающая от проводников и зажимов, может быть порядка 0,1%, а при измерении сопро­ тивления Rx^ Ю ом она будет около 0,01%.

По этой причине четырехплечие мосты рекомендуются для измерения сопротивлений более 10 ом, когда погрешностью от проводников и зажимов можно пренебречь.

Нужно иметь в виду, что рассмотренные погрешности воз­ никают в четырехіплечем мосте не из-за каких-либо его недо­ статков, а из-за невозможности осуществления точных мало-

омных

сопротивлений при их двухзажимяом исполнении. По­

этому

малоомные сопротивления выполняются,

как правило,

с четырьмя зажимами—двумя токовыми и двумя

потенциаль­

ными. Наличие двух пар зажимов позволяет в большой степе­

ни устранить влияние подводящих проводов и присоединитель­ ных контактов на результат измерения (см. § 2, гл. I I ) .

Четырехзажимные малые сопротивления могут быть изме­ рены с достаточной степенью точности на четырехзажимноѵі обычном мосте, если при включении в схему моста предусмо­ треть, чтобы сопротивления соединительных проводов и зажи­ мов не входили в плечо моста, в которое включено Rx. Подоб­ ная схема приведена на рис. ѴІ-3.

200