Файл: Быков М.А. Электрические измерения электрических величин [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из этих выражений, сравниваемые друг с дру­

гом полные сопротивления Z\ ,и Z 2 должны быть одного

вида

и иметь одинаковые фазовые углы, а их модули должны

быть

равны друг другу (или быть в отношении k). Отношение k, ес­ ли оно не равно единице, часто берется равным либо 10, либо 1:10. В этих двух последних случаях одна из секций вторичной обмотки питающего трансформатора сама выполняется из де­ сяти равных по числу витков и выполнению подсекций, подоб­ ных другой секции. При выполнении выводов от каждой под­ секции получают мост со ступенчато-переменным отноше­ нием k.

Основным достоинством таких трансформаторных мостов является то, что в их «трансформаторных» плечах могут соз­ даваться значительные разности потенциалов, но собственные сопротивления этих плеч могут быть при этом весьма малыми, определяясь активными сопротивлениями соответствующих обмоток и их индуктивными сопротивлениями рассеяния. Для получения предельно малых индуктивных сопротивлений рас­ сеяния обмоток, а также предельно равных друг другу и сов­ падающих друг с другом по фазе э. д. с , индуктируемых в от­ дельных секциях обмоток, все эти секции выполняют в виде обмоток, равномерно распределенных (каждая из них) на то­ роидальном сердечнике трансформатора (каждая из секций при этом оказывается сцепленной практически с одним и тем же потоком, потоки же рассеяния отдельных секций ничтожно малы).

В результате значительных разностей потенциалов на «трансформаторных» плечах моста при незначительных соб­ ственных сопротивлениях этих плеч чувствительность таких мостов может быть раза в два выше, чем при сравнении таких же полны* сопротивлений Z\ и Z 2 в мосте, состоящем целиком из полных сопротивлений.

Кроме того, и это наиболее существенно, «трансформатор­ ные» плечи, вследствие их малого собственного сопротивле­ ния, весьма мало подвержены искажениям их параметров при шунтировании паразитными внешними емкостными и.активны­ ми проводимостями и значительно упрощают проведение эк­ ранирования в трансформаторных мостах. Более подробно это поясняется несколько ниже, при рассмотрении принципов эк­ ранирования мостов переменного тока.

Уравновешивание мостов переменного тока

Своеобразность процесса уравновешивания моста перемен­ ного тока и осложнения, возникающие при этом из-за необхо­ димости одновременного удовлетворения при этом двух усло­ вий равновесия (VI-13) и (VI-14), наиболее просто могут быть показаны на примере моста іЧаиавелла.

221


Опв.

Предположим, что мост (рис. ѴІ-5 и VI-11, а) неурав­ новешен и между его узловыми точками D и В на зажимах нулевого прибора имеется какое-то напряжение ÛDB, опре­ деляемое выражением (сопротивление нулевого прибора при­ мем бесконечно большим и током через него пренебрежем).

/;

—r'r

fj —i'r

7

"^з

7

r y

i

V

 

UDB—UDC

UBC—^*

\

M /

 

 

 

 

^ 1

1 ^ 3

^ 2

^ 4

 

 

_. Q

^ 2 ^ 3

^ 1 ^ 4

 

 

£ y

^ 2 ^ 3 "

^1 ^ 4

_

 

M

( Z ^ Z ^ - j - Z , )

 

~~ M

F

 

 

 

 

^

L' M [ R n

/ " > / " ) / ч ' г '

~

 

f

?'mLx)R*

 

 

 

(VI-35)

где

£УМ —напряжение

источника

питания

моста;

F={Zl + Z3)

(Z2 + Z4)—обозначение,

 

принимаемое

для

сокра­

 

 

щения

записи в дальнейшем.

 

 

Определим, как будет изменяться это напряжение, при малых изменениях значений отдельных элементов скемы

моста вблизи его состояния равновесия. Для этого найдем ча­ стные производные от выражения (ѴІ-35) по этим перемен­ ным: ради упрощения будем считать величину F постоянной. Каждая из этих производных будет представлять собой неко­ торый вектор, определенным образом ориентированный отно­

сительно вектора напряжения С м .

Эти векторы вместе с век­

тором напряжения ÙM показаны

на векторной диаграмме па

рис. VI-14.

 

Рис. ѴІ-14

222


1)

du

 

2)

dU DB

äR0

 

3)aüpR dRx

4). dR3

5)à ОDB

--j: (т./«>/?з);

-fi (-f *.,):

F

F

О,

Fr (Rx + y c o L J .

(VI-36)

(VI -37)

(VI-38)

(Vl-39)

(VI-40)

 

Показав на этой диаграмме

также и вектор

напряжения

ÛDB

(а точнее вектор ,,— LJ'DB")

в каком-то

произвольном

направлении, легко увидеть, что в общем случае это напряже­ ние ÙDB не может быть скомпенсировано (мост призедеч к равновесию) путем изменения значения какого-нибудь одногэ из элементов схемы моста. Наоборот, это может быть сделлііэ путем изменений значений некоторых пар элементов моста - - векторов соответствующих частных производных, по которым

напряжения UDB

находятся друг

относительно

друга

под ка­

кими-то углами у, не равными нулю или 180°. Такими

парами

являются L 0 , R0;

L 0 , Rz; L 0 , /?4; R0, Rz\ Ro, Rt,

Rx,

R3 и Rx, R4.

При применении первых двух пар элементов векторы по­

лучающихся изменений напряжения UDR

взаимно перпенди­

кулярны (Y=90°), ВО всех

других

случаях

они

оказываются

под некоторыми

другими

углами,

значения которых

зазисят

от величины tg?^ — - р р или t g o 0 =

- g - (которые

вблизи рав-

И. у

до

 

новеоия моста становятся равными друг другу).

 

Рассмотрим процесс уравновешивания моста

в дзух слу­

чаях: в случае взаимной перпендикулярности векторов измене­ ний напряжения ÜDB и при угле у между ними, существенно отличающемся от прямого. Векторная диаграмма для первого

случая

показана

на рис. VI-15, а, а для

второго — на

рис.

ѴІ-15, б).

 

 

 

 

Бели мост неуравновешен и на зажимах его нулевого при­

бора имеется некоторое напряжение UDB

(на рис. VI-15 по­

казан вектор ,,~UDB\

а направления векторов производных

напряжения ÜDB,

например, по Ro и по L 0

таковы, как они пред­

положительно показаны

на рис. VI-15, а,

у=90°), то при по­

пытке

уравновешивания

моста с помощью изменения

значе-

223


ния сопротивления Ro при одном направлении этого изменениі напряжение UDB начнет еще более увеличиваться, при другом

же — будет уменьшаться и мост начнет приближаться

к со­

стоянию равновесия. Однако

путем изменения только

сопро­

тивления Ro напряжение UDH

не сможет быть сведено к нулю,

а только (в идеальном случае) до некоторого минимального значения üDB'< фактически же — лишь до некоторых несколько

больших значений, ü'DB или ÜpB,

так как

в этой области

значений Ro изменения абсолютных

значений

UDB становятся

очень малыми и трудно различимыми. Предположим, что ре­ гулировка с помощью сопротивления Ro приостановлена при получении напряжения ÜD"B и начата регулировка изменени­ ем значения индуктивности Lo.

 

 

Рис. VI-15

 

 

 

 

Опять при изменениях значения

Lo в

одном

направлении

получают увеличение значения

UDB,

но

при другом — умень­

шение его. И в этом случае с помощью регулировки

значения

Lo не удастся уменьшить UDB

до нуля, а только до некоторого

нового

минимального

значения 0^в

или & £ в

(но значи­

тельно

меньше предыдущего,

l'fpB),

поскольку при

предыду­

щем уравновешивании

с помощью

сопротивления

Ro

не уда­

лось остановиться на его идеально оптимальном значении, со­

ответствующем

получению минимального напряжения

ÜDB.

Если теперь

возобновить уравновешивание моста

с то-

мощью сопротивления Ro, то ясно обнаружится, что значение Ro, на котором была приостановлена регулировка им в преды­ дущий раз и которое тогда казалось оптимальным, в действи­ тельности не является таковым, и теперь может быть уточнено, но тоже не до конца, а лишь до нового его оптимального зна­ чения, определяемого теперь со значительно большей точно­ стью, при большем приближении к состоянию равновесия мо­ ста.

Таким образом, путем многократных повторных регулиро­ вок, с помощью изменений то одного элемента моста, то дру-

224


гого, достигается постепенное приближение к равновесному состоянию моста. Однако это приближение происходит до­ вольно быстро: при возможности обнаружить с помощью при­

меняемого нулевого прибора различие между

абсолютными

значениями U^B

и U(pB

или U(pB

до

2—3% от

их

значений минимальные значения напряжения

UDB

при каж­

дом последующем

уравновешивании будут, по крайней

мере,

в 5—7 раз менее, чем при предыдущем. Например,

с точно­

стью до 0,1!% мост может

быть уравновешен

после 5 и 6-го

уравновешивания. При этом значения

и L0,получаемые

при

каждом последующем уравновешивании, будут все более точ­ ными, хотя и оставаясь в «зонах неопределенности», получав­ шихся для них при предыдущих уравновешиваниях.

Посмотрим, как происходит уравновешивание моста в дру­ гом случае, при у •?' 90° (рис. VI-15, б).

Первое уравновешивание (скажем, с помощью изменений

сопротивления Ro) ничем не будет отличаться

от предыдуще­

го случая. При следующем уравновешивании,

теперь

уже

с

помощью изменений сопротивления R4, напряжение

UDB

не

будет сведено до нуля не только потому, что при предыдущем

уравновешивании

с помощью

это уравновешивание

было

приостановлено не при идеальном

минимуме

значения

0Пч'

.-,(-,)

 

 

г

 

 

 

г ,<2>

,ѵ<з>

 

UDB,

а

при значении его, равном

UDB

или

UDB,

но

и вследствие того,

что -,'=^=90° и вектор

изменения

напряжения

UDB

при изменениях

R4

направлен теперь в сторону от конца

вектора напряжения

U'DB.

Теперь, в результате уравновешива­

ния с помощью R4,

будет получено

новое минимальное

значе-

ние напряжения

UDB

или

UDB,

относительно мало отли-

 

 

 

 

 

 

. Л2>

 

, ,<3>

t-.

 

 

чающееся

от предыдущих и D B

или

UDB.

Процесс при­

ближения к полному равновесию моста пойдет в этом случае значительно медленнее, путем гораздо большего числа повтор­ ных уравновешиваний, чем это было при у=90° — в тем боль­

шей мере, чем меньше угол у, т. е. чем меньше в данном слу-

чае отношение

- D - - = —уг-

(при равновесии моста).

Более того,

Кх

Но

 

при повторном уравновешивании с помощью

Ro (после уравновешивания

с помощью Ri) окажется, что те­

перь для получения

нового

минимума напряжения UDB по­

требуется установить совсем иное значение Ro, чем при преды­ дущем уравновешивании, лежащее вне пределов полученной тогда для него «зоны неопределенности». Если она в тот раз составляла, например, ± 5 % , находясь около какого-то значе­ ния Ro', то теперь эта зона хотя и будет более узкой, но будет находиться около нового значения Ro", отличающегося от пре­ дыдущего, может быть, на 10—15%- Такой «скользящий» ми­ нимум при "|'=?ь90° приводит к тому, что приблизительно взя-

15 2,55 — М, А. Быков и др.

225