Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
Листов значительно превышали диаметры лабораторных шлифован ных образцов. Наряду с этим следует считаться и с действием в ши роких полосах меньших или больших внутренне уравновешенных сил, обусловливающих остаточные напряжения, например, после сосре доточенных нагревов и по другим причинам. Для остаточных напря жений характерна объемность. Не оказывая влияния на сопротив ление пластической деформации, растягивающие остаточные напря жения могут снижать сопротивление хрупкому разрушению. Следо-
/ — состояние высокой пластичности; |
2 — состоя |
ние ограниченной пластичности; |
3 — хрупкое |
состояние. |
|
вательно, в инженерных решениях по прочности целесообразно ру ководствоваться сопротивлениями хрупкому разрушению стали, ра ботающей в составе деталей со свойственными им большими разме рами и шероховатостью. Однако из-за большого рассеяния значений сопротивления хрупкому разрушению в зависимости от размеров образца и состояния его поверхности, нормирование такой характе ристики пока не представляется возможным.
Экспериментальные данные о сопротивлении некоторых листовых судостроительных сталей разрушению получены из испытаний на внецентренное растяжение образцов в виде сравнительно больших плит с надрезом на растянутой стороне (рис. 80, а). Образцы испыты вались при комнатной температуре и при охлаждении до глубокого холода. Действие внецентренной растягивающей силы можно пред ставить действием осевой силы, приложенной в середине надрезан ного сечения, и моментом в том же сечении, что рассмотрено автором в отдельной работе [7 ]. В случае упругой деформации номинальные нормальные напряжения, без учета их концентрации у основания надреза, распределяются линейно и расчет их общеизвестен. При
107
развитии пластической деформации напряжения перераспределяются и выравниваются. В другой работе [8 ] автор дает приближенный рас чет этих напряжений на основе схемы Прандтля. Интересно отме
тить, что делением |
экспериментальных предельных нагрузок Рт |
И Р,шх для кривых |
1 и 2 (рис. 80, б) на центральную часть площади |
сечения в месте надреза, на которой действуют напряжения от осевой составляющей, найдем предельные напряжения, близкие к значе ниям предела текучести и временного сопротивления, полученным при растяжении гладких образцов.
Для примера рассмотрим напряжения внецентренного растяже ния от максимальной нагрузки для образцов из' стали 10ХСНД (СХЛ-4) при различных реологических состояниях, которые наблю дались при комнатной температуре и в условиях охлаждения. В со стоянии высокой пластичности предельное напряжение, соответ ствующее понятию временного сопротивления сгв, составляло 55 кгс/мм2 при комнатной температуре и 62 кгс/мм2 — при —20° С.
В состоянии ограниченной пластичности |
0В было равно 63 |
кгс/мм2 |
при температуре —50° С и 84 кгс/мм2 |
при —140° С. В |
случае |
хрупкого разрушения, при температуре от — 160 до — 196° С в наи более напряженной точке по формуле упругого состояния номиналь ное напряжение сгв = 60 кгс/мм2. Последнее значение близко к ука занному выше временному сопротивлению в состоянии высокой пла
стичности.
В публикации [61 ] излагаются соображения относительно неко торых признаков хрупкого и ограниченно пластичного состояний,
атакже о номинальных предельных напряжениях, соответствующих этим состояниям. Указывается, что при хрупком состоянии пласти ческая деформация охватывает небольшую область материала впе реди трещины — на расстоянии 0,4—0,5 мм, что дает основание руко водствоваться в этом случае законами линейной механики разруше ния. Согласно наблюдениям за конструкциями, номинальные разру шающие напряжения оказались ниже предела текучести на 30 50%. В случае состояния ограниченной пластичности пластическая деформация охватывает всю область будущего мгновенного излома,
аразрушающее напряжение по значению оказывается между преде лом текучести и временным сопротивлением конструкционной стали.
§ 32
Хрупкое разрушение стальных конструкций
Отличительным признаком хрупкого разруше ния служит мгновенное распространение трещины при номинальном напряжении детали, которое ниже предела текучести. В изломе обнаруживается характерная кристаллическая поверхность блестя щего вида. В случае хрупкого разрушения почти весь материал на пряженной детали находится в упругом состоянии; пластическая деформация оказывается возможной лишь вблизи концентраторов, где возбуждаются местные напряжения. В рассмотренных условиях напряжения по сечению детали распределяются соответственно
108
упругому состоянию, а деформационное упрочнение материала не проявляется. Поэтому предельные нагрузки при хрупком разруше нии оказываются сравнительно небольшими.
За последние годы внимание специалистов к хрупким разруше ниям конструкций усилилось в связи с тенденцией использования металлических материалов повышенной прочности. Эти материалы обладают высокой способностью деформироваться пластически в слу чае их надлежащей технологической подготовки. Например, низко легированные судокорпусные стали повышенной прочности для пре дупреждения склонности к хрупкому разрушению обрабатываются термически после проката. В состоянии после проката, за исключе нием тонкостенных листов и профилей, эти стали не получили при менения из-за недостаточной способности деформироваться пласти чески в неблагоприятных условиях.
Для материалов, обладающих пластичностью в условиях осевого растяжения, хрупкое разрушение наиболее хорошо изучено на кон струкционных сталях, к которым применима схема А. Ф. Иоффе [33]. Хрупкость этих сталей обычно обусловливается их хладноломко стью при работе в составе конструкций. Анализ и обобщение причин хрупких разрушений конструкционных сталей представляется весь ма важным для судостроителей, поскольку сталь служит преиму
щественным строительным материалом для корпусов судов. |
Хруп |
|
кость сталей можно объяснить сближением величин у, |
и у |
. Не- |
‘_А |
1отр |
|
4 |
|
|
благоприятные для пластичности стали условия складываются при возрастании у г и снижении у , поскольку при этом может удо-
т
влетворяться условие хрупкого разрушения по формуле (18). Рассмотрим практические примеры хрупких изломов вследствие
высоких значений параметра у х вблизи трещин технологического
'4
или эксплуатационного происхождения, служащих причиной осо бенно больших местных напряжений объемного характера.
Однажды в начале постройки крупного корабля один из листов корпусной низколегированной стали, не проходивший термической обработки после проката, будучи застропленным и поднятым кра ном, мгновенно разломился на две части от изгиба, вызванного дей ствием собственного веса. Толщина этого листа составляла 28 мм, ширина 1,7 м и длина 7 м. Исследование показало, что механические свойства стали были в норме, за исключением пониженной ударной вязкости, что было обнаружено на надрезанных образцах (см. рис. 71, а), охлажденных до температуры —40° С. Хрупкое разру шение произошло по поперечному сечению от небольшой трещины, без заметной предшествующей пластической деформации, обнаружив характерный зернисто-кристаллический излом (рис. 81). След тре щины в изломе имел окисленную поверхность, из чего можно заклю чить, что она образовалась при изготовлении листа на металлурги ческом заводе. От первоначальной трещины хрупкий излом распро странился почти по всему поперечному сечению, за исключением
109
Развитие трещины может служить причиной крайне тяжелой аварийной ситуации, в которой, например, оказался корабль «Сокрушительный» [21 ]. На этом корабле в начале войны закончился специальный ремонт — подкрепление корпуса. Выполняя свое по следнее задание в Баренцевом море, корабль 20 ноября 1942 г. нахо дился в условиях действия ветра до 9—10 баллов и особенно силь ного волнения. При этом волны били в борт корабля. Кроме того, «Сокрушительный» испытывал действие снежных зарядов и холода. Командир стал изменять курс на ветер и сбавлять скорость хода. Это, однако, не помогло, в корпусе «Сокрушительного» от удара волн образовалась трещина на верхней палубе, в кормовой части. Через 3 мин кормовая часть отвалилась по шпангоуту, а еще через 10 мин затонула с шестью моряками, не успевшими ее покинуть.
Рассмотренная авария объясняется значительным влиянием ударов и холода на сопротивление пластическому деформированию стали, работающей в составе судового корпуса. В таких условиях предел текучести существенно повышается, что способствует пони жению реологической характеристики уотр. Описанное разрушение
свидетельствовало о сближении уотр с |
у г, вследствие чего реали- |
зовалось условие хрупкого разрушения |
4~ |
по формуле (18). К тому |
времени был накоплен положительный опыт эксплуатации в морях кораблей той же серии при более благоприятных условиях темпе ратуры и волнения. При обстоятельствах же военного времени специалисты флота не располагали достаточной возможностью про анализировать надежность эксплуатации кораблей в зимних усло виях.
О пластичности, наряду с хрупкостью, одной и той же стали, но при разных напряженных состояниях убедительно свидетельствуют данные испытаний гладких образцов на осевое растяжение (у = 1) и на загиб широких полос (250 мм) с сохранение^ толщины листа l,13j . Исследуемыми материалами служили два листа
среднемарганцовистой стали в состоянии после проката без после дующей термообработки. Толщина листов составляла 46 и 42 мм. Для испытаний брались образцы поперек проката из головной, сред ней и нижней частей листа. На растяжение и на изгиб по оправке двойной толщины образцы испытывались при комнатной темпера туре, а на ударную вязкость — при комнатной и пониженной темпе ратурах. По экспериментальным данным установлены следующие значения механических характеристик.
Для стали из листа толщиной 46 мм ат= 39ч-43 кгс/мм2, ств = 63ч-70 кгс/мм2, бщ = 15ч-19%, ф = 56ч-58%. Предельный угол загиба составлял от 15 до 55°, макроструктура поверхности излома оказалась кристаллической, блестящего вида. Ударная вязкость
QK>o° _ б_л_9 кгс-м/см2, а~ю° — 1,0ч-1,8 кгс-м/см2.
Для стали из листа толщиной 42 мм сгт = 32ч-35 кгс/мм2, 0В= ^ 59ч-63 кгс/мм2, 610 = 18ч-20%, ф = 49 ч-54%, предельный угол загиба составлял от 10 до 25°, макроструктура излома — кристал
11?
лическая. Представленные данные свидетельствуют о высокой спо собности стали деформироваться пластически при осевом растяжении и о высокой ударной вязкости при комнатной температуре. Но при загибе широких полос сталь даже при комнатной температуре не обнаружила пластичности, о чем свидетельствовал мгновенный из лом при небольшом остаточном угле загиба и зернисто-кристалли ческая поверхность излома.
Пример высокого сопротивления широкой стальной полосы осевому растяжению и низкого сопротивления изгибу из-за хруп кости приведен автором в публикации [8]. Полосы из стали марки Ст.4 шириной 450 мм, толщиной 16 мм работали при напряжении до 1700 кгс/см2 как подвески для подъема при сборке тяжелых металло конструкций. Полосы имели приваренные продольно-прерывистые ленты жесткости. Поверхность полос была неровной из-за царапин и вмятин. Однажды при переносе полос краном при температуре —3° С к месту очередной сборки случайно был допущен их изгиб в плоскости наименьшей жесткости под действием собственного веса. При большой ширине по сравнению с толщиной, полосы изгибались как пластины — по цилиндрической поверхности и на их выпуклой стороне возбуждалось плоское растяжение. В результате изгиба, полосы сломались хрупко, обнаружив зернисто-кристаллический излом. Излому, по-видимому, способствовали остаточные напряже ния и неблагоприятная структура стали вблизи приваренных лент жесткости. Однако в условиях осевого растяжения полосы выдержи вали без разрушения очень высокие напряжения, а при изгибе, из-за возбуждения плоского растяжения, оказались хрупкими. Рассмотренные данные имеют большое практическое значение, по скольку холодная гибка листов до заданной остаточной деформации является одним из видов пластической обработки корпусной стали. Холодной гибке листов иногда препятствует образование трещин. Обрабатываемые листы в отдельных случаях повреждаются трещи нами настолько, что изготовление изделий из них становится не возможным.
Возникающие вследствие гибки листов трещины, раскрываясь, обнажают поверхность. Осмотр поверхности такой раскрытой тре щины показывает, что лишь некоторая часть ее является волокни стой, а другая, иногда преимущественная, имеет кристаллический блестящий вид. Такой вид поверхности излома свидетельствует о недостаточной пластичности листовой стали после предшествующей обработки, если даже механические характеристики при осевом растя жении и химический состав ее находятся в норме.
Недостаточную вязкость при холодной гибке имеют судострои тельные стали, которые после проката подвергались несовершенной термообработке или совсем не обрабатывались термически. Повышен ная склонность к хрупким трещинам, вследствие отрицательного действия масштабного эффекта, характерна для толстолистовых сталей. Но образование трещин возможно и при гибке сравнительно тонких листов. Так, в заводской практике на листовой низколегиро ванной стали, не обработанной термически, наблюдались трещины
8 В. А. Быков |
|13 |