Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при напряжении, равном 1,2о_г. Рис. 118, в относится к образцам из сплава титана: циклический пробег — при напряжении кручения, равном 1,4т.! (кривые 1) и 1,2г_г (кривые 2). Как видно из рис. 118, а в, изменения предельных напряжений протекали по-разному

О

0,2

0,4

0,6 n/N

Рис. 118.

Изменение относительных значений механических характеристик

в зависимости от относительного числа циклических пробегов при пере­ менных напряжениях выше предела выносливости.

для различных материалов, причем предел пропорциональности из­ менялся заметнее предела текучести.

Изменение относительного модуля сдвига G = _„пов— в зависи-

мости от

Оисх

относительного циклического пробега представлено на

рис. 118, г

для сталей марок 20, 09Г2С и 40Х после действия напря­

жений изгиба или кручения, составляющих от 1,05 до 1,2 предела выносливости. С возрастанием числа циклов модуль сдвига сни­ жался, примерно асимптотически приближаясь к 0,98—0,92 перво­ начального значения, что свидетельствовало о некотором ослабле­ нии связей атомно-кристаллической решетки материалов в процессе

171

циклического деформирования. Наиболее заметно модуль сдвига изменялся при циклических пробегах п < 0,4N.

Под влиянием повторно-переменного деформирования проис­ ходило непрерывное изменение способности материалов деформиро­ ваться пластически перед разрушением. Об этом свидетельствует

уменьшение максимального относительного сдвига утах

образцов из стали 40Х после пробега при напряжении кру­ чения, равном (1,05-^1,25) т_х.

В результате накопления уста­ лостного повреждения относи­ тельный сдвиг уменьшался до 0,64 начального значения.

Истинное разрушающее на­ пряжение в зависимости от на­ растания циклического пробега снижалось слабо, не более чем на 5%, и выражалось в ще-

а)

 

о.

 

6 , г,

У тах 1

 

 

100

 

G

ZD,3

-----

/

~ Т

 

_ /

 

 

 

-------

90

1

 

/

 

т

У тах

Ymax повр

Ymax исх

/

Т^пц

Рис. 119. Кривые истинных напря­

Рис. 120. Изменение механических ха­

жений,

обобщенных по теориям пла­

рактеристик под влиянием пробегов при

стичности, для материала

неповреж­

переменных напряжениях ниже пре­

денного (сплошная линия) и цикли­

дела выносливости.

чески

поврежденного

(штриховые

 

 

линии).

 

 

 

 

 

 

большом повышении ординат кривой истинных

 

напряжений

кру­

чения при больших пластических деформациях,

предшествую­

щих разрушению (см. рис.

44). Рассмотрим

кривые

истинных

напряжений неповрежденного и циклически поврежденного

мате­

риала (рис. 119). Наиболее заметно различаются

предельная

пла­

стичность

ек и ек повр и знергопоглощение А

и

Лповр,

значения

которых

у поврежденного

материала значительно

меньше,

чем

у неповрежденного. Заштрихованная площадь представляет собой потерю способности поврежденного материала к энергопоглощению.

При переменных напряжениях, составляющих 0,95 предела вы­ носливости (рис. 120), возрастание циклических пробегов до 4-10® отрицательно влияло на значения исследуемых механических харак­

172


теристик.

На рис.

120, а представлены характеристики для стали

марки 20

после циклических пробегов при напряжении изгиба, а на

рис. 120,

б — для

стали 40Х после циклических пробегов при на­

пряжении кручения. Пробеги выше 4• 106 циклов не вызывали даль­ нейшего изменения механических характеристик.

Об отрицательном влиянии циклического перенапряжения на способность материалов деформироваться пластически свидетель­ ствовали некоторые данные инженерной практики. Такое проявление накопленного усталостного повреждения вызывало беспокойство тех­ нических кругов и побудило специалистов развернуть соответствую­ щие исследования, которые были выполнены преимущественно на

конструкционных сталях

с целью

 

 

 

изучения

условий

 

их

перехода

б0тр,кгс/мм2

 

 

к хрупкому состоянию в

связи с

 

 

 

усталостью.

 

Е. М. Шеван-

 

 

 

В исследовании

 

 

 

дина [72] и И. А. Разова [12] испы­

 

 

 

тывались круглые образцы с над­

 

 

 

резами,

которые

изготовлялись

 

 

 

из перегретой

стали

Ст. 3. Для

 

 

 

накопления усталостного

повреж­

 

 

 

дения

образцы

подвергались из­

 

 

 

гибу и вращению при напряже­

Рис. 121. Сопротивление хрупкому

нии

сг =

17,5 кгс/мма. Последую­

излому сготр круглых

образцов с на­

щее

испытание

на

статический

дрезами из стали Ст.З

в зависимости

изгиб

образцов,

охлажденных

от пробега при

циклическом напря­

до

температуры

жидкого азота

жении.

 

(—196° С), выявило изменение со­

в зависимости от числа цик­

противления хрупкому излому

аотр

лов (рис.

121). После 150 тыс. циклов и выше обнаружилось особенно

отчетливое снижение

прочности.

О

накоплении

усталостного по­

вреждения также свидетельствовало повышение критической темпе­ ратуры при ударном изломе образцов на 10—20° С.

Накопление усталостного повреждения рельсовой стали изуча­ лось И. А. Одингом и Т. С. Марьяновской [53]. На круглых надрезан­ ных образцах, предварительно подвергнутых упругому изгибу и вра­ щению, а затем испытанных на ударный излом, получены следующие результаты. Образцы из стали, взятой непосредственно после про­ ката, имели существенное повышение критической температуры хруп­ кости при изломе с возрастанием числа циклов. Образцы из терми­ чески обработанной стали не повреждались от циклического пробега. В этом же исследовании установлена возможность «залечивания» усталостного повреждения промежуточным отпуском при темпера­ туре 600—650° С.

Наблюдения за эксплуатацией судокорпусных конструкций по­ казали, что число повреждений в течение третьего и четвертого года эксплуатации возрастает. По некоторым соображениям, эти повре­ ждения являлись результатом накопления малоциклового поврежде­ ния от перегрузок в начальный период эксплуатации, а также

173


Химический состав и Механические свойства сталей

возникали вследствие постепен­ ного проявления технологических дефектов конструкций, не обнару­ женных при их постройке. Эти соображения проверяются экспе­ риментально.

На металлургических заводах наблюдались аварии воздухона­ гревателей доменных печей в связи с хрупким разрушением цилиндри­ ческих кожухов диаметром 9 м из листовой углеродистой стали тол­ щиной 14 мм. Воздухонагреватели эксплуатировались при чередова­ нии периодов нагрева и дутья, в связи с чем кожуха испытывали напряжение, изменяющееся от О до 850 кгс/см2, с продолжитель­ ностью цикла 6 ч (1460 циклов

вгод). Разрушения происходили

взимнее время (при отрицатель­

ной температуре) после 6—9-лет­ ней эксплуатации. Хрупкое разру­ шение стали кожухов можно объ­ яснить накоплением в них уста­ лостного повреждения.

Влияние малоциклового пов­ реждения на хрупкую прочность исследовалось Л. А. Гликманом и Е.- Д. Шеховцевым [20]. Круглые образцы с кольцевыми надрезами из сталей 4С, 09Г2, 10ХСНД и 35 подвергались вращению и мало­ цикловому пластическому изгибу в пределах до 30% от общего числа циклов до разрушения, причем по­ следнее составляло от 102 до 104. Последующие испытания при ком­ натной температуре и при охлаж­ дении до — 196° С показали, что прочность при разрыве после пла­ стической деформации не изме­ няется с возрастанием числа цик­ лов. Но хрупкая прочность в связи с повреждением от малоцикловой усталости снизилась более чем

в2—3 раза.

Висследовании малоцикло­ вого повреждения, выполненном

174

М. Л, Никишиной [10], материалом служили прокатные листовые судокорпусные стали. Марки сталей, толщина листов, состояние поставки, их химический состав и механические свойства представ­ лены в табл. 11. Из листов, с сохранением их толщины, изготовля­ лись плоские образцы размером 120 X 150 мм с односторонним надре­ зом для испытаний на внецентренное растяжение (см. рис. 80).

Образцы испытывались серийно, при комнатной температуре, малоцикловым нагружением, при номинальных напряжениях выше

предела текучести. Во избежание

 

их нагрева в связи с пластической

 

деформацией частота нагружений

 

не превышала 4 цикл./мин. После

 

возникновения первичной трещины

 

усталости скорость ее распростра­

 

нения была неравномерной. Сна­

 

чала трещина развивалась медлен­

 

но. С приближением к разрушению

 

скорость распространения ее уве­

 

личивалась. При самых высоких

 

нагрузках происходило накопле­

Рис. 122. Сопротивления стали Ст.З

ние локальной пластической

де­

пластическому деформированию и раз­

формации в связи с последействием

рушению в зависимости от цикличе­

при каждом цикле, и разрушение

ского повреждения.

оказывалось похожим на разруше­

 

ние от статической нагрузки,

а сужение вблизи надреза становилось

больше, чем в случае однократного нагружения до разрушения. При числе циклов от 10 до 900 наблюдался переходный вид разрушения, а при числе циклов более 900 наступало характерное усталостное разрушение. По данным серийных испытаний образцов строились кривые малоцикловой усталости (5 <3 N <<7000 циклов).

По кривым усталости взяты повреждающие нагрузки Рп, соот­ ветствующие им предельные долговечности N, а затем произвольно назначены повреждающие пробеги пх <^п%<^ . . . •< N в циклах, и все это сведено в табл. 12.

При пробеге около 400 циклов появлялась первичная трещина усталости, а с возрастанием пробега до 600 циклов трещина иногда углублялась на 2 мм. Кроме того, серии образцов из сталей 09Г2С и 10ХСНД повреждались однократным внецентренным сжатием под нагрузкой, составлявшей 0,9 наибольшей нагрузки однократного внецентренного растяжения. Под действием сжатия противополож­ ные стороны надреза сближались вследствие пластической дефор­ мации, а радиус скругления несколько уменьшался. При этом, из-за неравномерности пластической деформации, вблизи надреза возбу­ ждались объемные растягивающие напряжения. При последующем растяжении образца указанные остаточные напряжения должны

повышать жесткость напряженного

состояния

и

способствовать

возрастанию параметра у i . Образцы

в исходном

и поврежден-

Т

 

комнатной и по-

ном состояниях растягивались статически при

175


 

 

 

 

 

Таблица 12

П о в р е ж д а ю щ и е ц и к л и ч е с к и е о т н у л е в ы е н а г р у з к и и п р о б е г и

 

 

Р К ГС

 

 

Число циклов

 

 

Марка стали

 

 

 

 

 

 

N

щ

пг

п3

 

 

 

п*

Ст.З

6 000

750

100

200

400

600

09Г2С

13 000

663

250

400

10ХСНД

9 000

944

400

600

ниженной температуре. Для каждого образца определялась наи­

большая нагрузка,

сужение, фиксировался вид макроструктуры

и распространение

излома. В зависимости от температуры испы­

тания, согласно признакам, рассмотренным в § 28 (см. табл. 6), установлены три реологических состояния стали: 1) высокой пластич­ ности, 2) ограниченной пластичности, 3) хрупкое. Эти три состояния разделялись двумя критическими температурами [10]. Повышение критических температур в связи с возрастанием повреждающего циклического пробега было заметнее на стали Ст. 3 и составляло от 40 до 50°. Низколегированные стали оказались менее чувствитель­ ными к накоплению усталостного повреждения, и для образцов из сталей 09Г2С и 10ХСНД критические температуры повысились после циклических пробегов при внецентренном растяжении на 20°, а после однократного сжатия — на 30°.

В табл. 13 представлены нагрузки при внецентренном растяжении до разрушения поврежденных образцов в процентах от нагрузок для образцов без повреждения при трех состояниях сталей Ст. 3, 09Г2С, 10ХСНД. Согласно экспериментальным данным, накопление повре­ ждения даже при образовании трещин малоцикловой усталости не­ значительно влияет на прочность, если разрушению предшествует пластическая деформация (состояние 1). Снижение сопротивления хрупкому разрушению (состояние 3) при повреждении оказалось более заметным, причем для углеродистой стали Ст. 3 это сопротивле­ ние снизилось в неблагоприятном случае почти в 6 раз. Низколегиро­ ванные стали оказались менее чувствительными к малоцикловому повреждению и имели снижение сопротивления хрупкому разруше­ нию иногда на 18% после отнулевого растяжения образцов и на 36%— после однократного сжатия. Значительное отрицательное влияние предварительного однократного сжатия наблюдалось только в случае хрупкого состояния сталей и оказалось пренебрежимо малым при состоянии высокой' пластичности.

Поясним графически (см. рис. 122) влияние малоциклового повреж­ дения на сопротивление стали разрушению. Сопротивление пластиче-

176


Таблица 13

Нагрузки статического внецентренного растяжения поврежденных образцов (Рп>о), отнесенные к нагрузкам

неповрежденных образцов (Р 0) ПРИ тРех состояниях стали, %

 

 

 

 

 

Н а гр узки

для сталей

 

 

 

 

 

Ст.

3

 

 

|

09Г2С

|

 

10ХСНД

 

Состояние

 

 

 

при

числе циклов п,

равном

 

 

 

 

100

200

400

600

250

400

1 Ц И К Л

400

600

1 Ц И К Л

 

сжатия

сжатия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокой

97

94

90

88

 

98

95

92

98

96

92

пластично­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ограничен­

97

92

84

75

 

97

92

88

97

92

85

ной пла­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стичности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хрупкое

88

67

45

18

 

92

86

70

94

84

54

скому деформированию представлено кривой 1, сопротивление хруп­ кому разрушению—линиями 2 и 3. Если первое сопротивление почти одинаково для материала неповрежденного и поврежденного, то сопротивление хрупкому разрушению поврежденного материала (линия 3) значительно ниже, чем неповрежденного (линия 2). Осо­ бенно резкое снижение хрупкой прочности в связи с малоцикловыми повреждениями, появившееся у стали Ст. 3, объясняется ее менее совершенной технологической подготовкой в исследованном случае, чем низколегированных сталей.

Таким образом, наличие трещин незначительно влияет на сопро­ тивление разрушению при состоянии высокой пластичности, но мо­ жет оказаться причиной резкого снижения сопротивления разруше­ нию в условиях, способствующих появлению хрупкости. В йоследнем случае возникает вопрос об отрицательном влиянии углубления трещин на сопротивление хрупкому разрушению. В связи с этим исследовалось сопротивление хрупкому разрушению образцов с пред­ варительно накопленным неразрушающим усталостным поврежде­ нием и с выращенными трещинами усталости различной длины. Одна серия плоских образцов изготовлялась из листа углеродистой стали толщиной 8 мм, шириной 20 мм. На одном боку образцов имелся угло­ вой надрез глубиной 3 мм с раскрытием 60°, скругленный радиусом 0,25 мм. Эти образцы для накопления неразрушающего повреждения и выращивания трещин глубиной до 10 мм предварительно повторно­ переменно изгибались в плоскости наибольшей жесткости. Напря­ жение образцов изменялось по симметричному циклу. Амплитуда номинального напряжения составляла 25 кгс/мм2 и была близкой

12 В . А. Бы ков

177