Файл: Брудка Я. Легкие стальные конструкции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где d — диаметр сварной точки; g — толщина соединяемого элемента; g \ — толщина наиболее тонкого из соединяемых элементов; ki, — допускаемое сдвигающее напряже­ ние сварной точки; kds— допускаемое условное давление на сварную точку.

Допускаемое сдвигающее напряжение принимается таким же, как для угловых швов, в зависимости от допускаемого растягивающего нап­ ряжения для исходного материала. Величина допускаемого давления устанавливается как дополнительное условие и дифференцируется в за­ висимости от типа стыка.

Принимаются следующие значения допускаемых напряжений k свар­ ных точек (где k — допускаемое напряжение основного металла):

при сдвиге

 

 

 

kls =

0,65 k;

 

 

при смятии в односрезных соеди­

 

 

нениях

1,8 k-

 

 

kds

 

 

при сжатии в двусрезных соеди­

 

 

нениях

2,5k.

Рис. 3-29. Примеры соединений то­

kds =

чечной сваркой давлением, подверга­

Точечные сварные соединения,

ющихся воздействию силы, перпенди­

кулярной плоскости стыка (а—а)

подвергающиеся

воздействию силы,

а — плоский стык;

б — стык с гофровой

перпендикулярной к плоскости сты­

посадкой

листа металла

ка, рассчитывают на отрыв сварной

 

 

точки от материала по всему ее сечению по формулам

 

 

Р

nd.2 ,

 

 

п ^ тг~ ! N0

k0s,

 

 

Nо

4

 

где kai — допускаемое напряжение на сдвиг сварной точки (£Os= 0,4 k).

Значение напряжения kQs необходимо постоянно проверять при изго­

товлении конструкций на заводе.

В. Мошиньски

[138] приводит пони­

жающий коэффициент, равный

0,2—0,5. В сомнительных

случаях

(рис. 3-29, а) рекомендуется

гофровая посадка

листового

металла

(рис. 3-29, б), чтобы сварные точки могли работать на сдвиг.

 

Расчет сварных соединений,

подвергаемых воздействию скручиваю­

щего момента или скалывающего усилия, производится так же, как для заклепочных соединений.

Стыки с рельефной сваркой давлением рассчитывают аналогично стыкам с точечной сваркой.

В стыке в направлении действия силы размещают по меньшей мере две сварные точки и не более пяти точек в одном ряду. В несущих сты­ ках расстояния между сварными точками (рис. 3-30) должны быть сле­ дующими:

в направлении действия силы

е = (3 -f- 6) d;

от края элемента до сварной точки в направлении действия силы

е1 = (2,5 ч- 4,5) d-

6— 1021

73


от края элемента до сварной точки в направлении, перпендикуляр­ ном к направлению действия силы,

е2 = (2 + 4)d.

В стыках с прихватными швами расстояния между сварными точка­ ми должны быть равны:

в стыках без элементов жесткости, подвергающихся сжатию е = 8 d или е —20 g (d — диаметр сварной точки, g — толщина наиболее тонко­ го листа металла в стыке);

встыках с элементами жесткости, подвергающихся сжатию е = 1 2 d

или е —30 g ,‘

встыках без элементов жесткости, подвергающихся растяжению,

е— 12d или 6=30,?;

встыках с элементами жесткости, подвергающихся растяжению, е =

18 d или е= 45 g.

Принимается меньшая из двух приведенных величин. Расстояние от края до сварной точки не должно превышать половины величины рас­ стояния между двумя сварными точками.

Пример 3-3. Рассчитать сварной стык двух листов металла с накладками, подвер­ гающийся воздействию растягивающей силы Р =5000 кгс.

Допускаемые напряжения для металла и сварных точек:

k = 1600 кгс/см2;

kts =0,65-1600 = 1040 кгс!см2-,

kds = 2,5-1600 = 4000 кгс!см2.

Соединение двухсрезное. Сечение листов металла 80X4 мм\ сечение накладок

80X2,5 мм.

Напряжение в металле и накладках равны:

 

 

5000

 

 

 

 

 

 

 

пМет=-------- = 1563 < 1600 кгс/см2;

 

 

 

 

0,4-8

 

 

 

 

 

 

 

5000

1250 <

1600

кгс/см2.

 

 

 

онакл ----------------=

 

 

 

 

20,25 -8

 

 

 

 

 

Диаметр сварной точки составляет:

 

 

 

 

 

d =

1,2-2,5 -f- 4 =

7 мм,

или d =

5 г

2,5 = 7,9 мм.

 

 

I---

 

 

 

 

Сварные т очки

0 7им

 

QJ*

*■ ♦

* fl

 

 

 

 

 

1 !♦ t

U

 

 

 

t "

я:

l

e,| e |e,|c,| e |e, (

 

 

- • -j—Ф-

Ф- -

Ico

 

 

 

 

Рис. 3-30. Расстояния между сварными

 

 

 

 

■ |

точками

 

 

 

 

\2 0 \2 5 j

25 \ 20

 

Рис. 3-31. Соединение с накладками ли-

^

 

 

 

<N‘

 

 

 

 

стов металла точечной сваркой дазле- ^

 

 

 

 

нием

 

 

 

 

 

 

>■0

74


Расчетный диаметр сварной точки принимается 7 мм. Предельная нагрузка сварных точек равна:

 

N. -

3,14-0,72

1040 - 800 кгс:

 

---------—

 

 

 

7

 

 

 

N4 0,7-0,4-4000 =

1120 кгс > 800 кгс.

Необходимое число сварных точек в стыке:

Принято девять сварных точек.

 

 

 

Соединение

с накладками

листов металла точечной сваркой давлением показано

на рис. 3-31.

минимальные

расстояния между сварными точками в стыке:

Желательны

 

 

е = 3-7 =

21

мм < 25 мм;

 

ех =

2,5-7 =

17,5 мм < 20 мм;

 

 

е2 = 2-7 = 14 мм < 15 мм.

Сварные точки, роликовые швы и швы, полученные при рельефной сварке, на рисунках надо обозначать в соответствии с рекомендациями,

указанными в нормах PN-64/M-01139 [159].

3.4.БОЛТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Влегких стальных конструкциях болтовые соединения делают в мон­ тажных стыках, выполняемых на стройке, что значительно ускоряет монтаж конструкции. В стандартизированных конструкциях такие сое­ динения выполняют во время сборки мелких элементов на стройке, что позволяет смонтировать конструкцию, затратив времени на монтаж на 30% меньше, чем при сварке.

При соединении листов металла толщиной менее 4 мм можно приме­ нять болты с накатанной резьбой по всей длине стержня [25]. В этом случае давление болта на стенку отверстия осуществляется нарезкой.

Монтажные отверстия для болтов, пробиваемые или просверливае­

мые в листовом металле толщиной 4 мм и более и развертываемые во время монтажа, должны иметь диаметр меньше на 0,5 мм.

Согласно требованиям норм PN-67/B-06200, выход резьбы стержня болта должен быть целиком погружен в подкладную шайбу и кончаться за пределами соединяемых элементов. Допускается углубление нарезки болта на два витка.

При подборе диаметров болтов в соответствии с толщиной соединяе­ мых элементов можно пользоваться рекомендациями, приводимыми для заклепок. Однако лучше болты применять больших диаметров и не сле­ дует использовать тоньше 10 мм.

Проектирование стыков производится теми же способами, что и для обычных стальных строительных конструкций.

Испытания, проведенные в США, показали, что если расстояние между болтами велико, то разрушение стыка происходит при меньшей нагрузке, чем определяемая прочностью металла в ослабленном сече­

6 ;

75


нии. Поэтому американские нормы [148] рекомендуют, чтобы напряже­ ния в таком сечении были меньше допускаемых или установленных по формуле:

kr = k,

или kt = ^0,1 +

3 — j k,

 

где к — допускаемое напряжение

для листового металла; d — диаметр стержня болта;

— расстояние между болтами.

 

 

 

При соединении тонких листов металла

минимальные

расстояния

между болтами и расстояния их от края лучше принимать

несколько

большими, чем в обычных элементах стальных конструкций, например: расстояние между болтами

е = 3,5 d;

расстояние от края элемента до оси болта в направлении, параллель­ ном направлению действия силы,

ех = 2,5 d;

расстояние от края элемента до оси болта в направлении, перпенди­ кулярном направлению действия силы,

е2 ■■=2d.

Максимальные расстояния необходимо устанавливать в соответствии с нормами PN-62/В-03200.

3.5.ЗАКЛЕПОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Влегких стальных конструкциях заклепочные соединения использу­ ют в немногочисленных случаях:

в стыках стальных элементов высокой прочности 80—100 кгс/мм2, так как обычно сталь этих марок трудносвариваемая или несвариваемая вообще;

в заводских стыках, выполненных в основном с помощью точечной

сварки давлением в тех их частях, где число листов металла превышает 3 или если их суммарная толщина больше 15 мм;

в монтажных стыках, если нужно давать очень много болтов. Но да­ же в этом случае для уменьшения размеров соединительных деталей вы­ годно применять болты из высокопрочной стали (без сжатия стыка), а не заклепки.

В других решениях заклепочные соединения применять не следует. Общие принципы проектирования и расчета заклепочных соединений тонких листов металла такие же, как и толстых. Заклепки диаметром

4— 14 мм используют для листового металла толщиной

1,5—6 мм.

За­

клепки диаметром до 10 мм подвергают х о л о д н о й

клепке ,

за­

клепки большего диаметра — г о р я че й клепке .

 

 

Чаще всего диаметр заклепок подбирают по формулам:

 

 

d =

5g — 4 мм- или d = g -f- 5 мм,

 

 

где g — толщина листового

металла, мм.

 

 

Расстояния между заклепками в стыке должны быть такими же, как между болтами. Для расчета заклепки берется диаметр отверстия в сое­ диняемых элементах.

76


З а к л е п о ч н ы е с о е д и н е н и я с п р о б и т ы м и о т в е р с т и я ­ ми характеризуются меньшей прочностью, чем со с в е р л е н ыми о т в е р с т и я ми . Снижение прочности особенно велико при повторяю-, щейся статической нагрузке.

Заполнение отверстия и прижатие листов металла друг к другу при холодной клепке достигаются вследствие давления, оказываемого кле­ почным аппаратом, и пластической осадки стержня. Степень заполнения заклепочного отверстия зависит от формы замыкающей головки заклеп­ ки. Лучшие результаты достигаются при формировании плоских замы­ кающих головок. При холодной клепке достигается лучшее заполнение отверстия, чем при горячей, так как во время остывания заклепка всег­ да подвергается некоторой усадке. Заклепки, выполняемые способом холодной клепки, также имеют предварительное растягивающее напря­ жение в стержне, возникающее вследствие отрыва головок пакетом ли­ стов, упруго сжатых при клепке.

3.6. КЛЕЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Склеивание металлов впервые было применено в авиационной про­ мышленности около 30 лет назад. В строительстве до недавнего време­ ни склеивание для соединения конструктивных материалов применялось только от случая к случаю. В течение последних 10 лет многие научные учреждения разных стран занимались вопросами широкого применения

этого метода,

в частности в элементах, состоящих из деталей, изготов­

ленных из разных материалов.

м е т а л л и ч е с к и х

э л е м е н т о в

Ме т о д

с о е д и н е н и я

с к л е и в а н и е м но сравнению с другими методами соединения имеет следующие достоинства:

равномерное распределение напряжений в соединении, достигаемое благодаря действию усилия на всю плоскость прилегания материалов, если только соединяемые листы металла не слишком тонки. В противо­ положность другим способам соединений можно легко проектировать стыки, в которых проявляются небольшая концентрация напряжений или дополнительные предварительные напряжения. Это особенно вы­ годно в элементах, подвергающихся динамической нагрузке;

снижение массы элементов вследствие уменьшения количества фа­ совок и накладных деталей, но только по сравнению со сварными или заклепочными соединениями;

полную защиту от коррозии прилегающих друг к другу плоскостей; возможность соединения стали с другими конструктивными материа­

лами или заполнителями.

Кл е е в ы е с о е д и н е н и я имеют следующие недостатки, ограничи­ вающие пригодность данного метода для соединения легких элементов:

поверхности соединяемых элементов должны быть подготовлены для: склеивания, что обходится дороже, чем подготовка элементов к соеди­ нению другими методами;

стоимость оборудования для склеивания значительно выше стоимо­ сти оборудования для сварки плавлением или давлением. Оборудование

77