ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
где d — диаметр сварной точки; g — толщина соединяемого элемента; g \ — толщина наиболее тонкого из соединяемых элементов; ki, — допускаемое сдвигающее напряже ние сварной точки; kds— допускаемое условное давление на сварную точку.
Допускаемое сдвигающее напряжение принимается таким же, как для угловых швов, в зависимости от допускаемого растягивающего нап ряжения для исходного материала. Величина допускаемого давления устанавливается как дополнительное условие и дифференцируется в за висимости от типа стыка.
Принимаются следующие значения допускаемых напряжений k свар ных точек (где k — допускаемое напряжение основного металла):
при сдвиге |
|
|
|
kls = |
0,65 k; |
|
|
при смятии в односрезных соеди |
|
|
|
нениях |
1,8 k- |
|
|
kds |
|
|
|
при сжатии в двусрезных соеди |
|
|
|
нениях |
2,5k. |
Рис. 3-29. Примеры соединений то |
|
kds = |
чечной сваркой давлением, подверга |
||
Точечные сварные соединения, |
ющихся воздействию силы, перпенди |
||
кулярной плоскости стыка (а—а) |
|||
подвергающиеся |
воздействию силы, |
а — плоский стык; |
б — стык с гофровой |
перпендикулярной к плоскости сты |
посадкой |
листа металла |
|
ка, рассчитывают на отрыв сварной |
|
|
|
точки от материала по всему ее сечению по формулам |
|
||
|
Р |
nd.2 , |
|
|
п ^ тг~ ! N0 — |
k0s, |
|
|
Nо |
4 |
|
где kai — допускаемое напряжение на сдвиг сварной точки (£Os= 0,4 k).
Значение напряжения kQs необходимо постоянно проверять при изго
товлении конструкций на заводе. |
В. Мошиньски |
[138] приводит пони |
||
жающий коэффициент, равный |
0,2—0,5. В сомнительных |
случаях |
||
(рис. 3-29, а) рекомендуется |
гофровая посадка |
листового |
металла |
|
(рис. 3-29, б), чтобы сварные точки могли работать на сдвиг. |
|
|||
Расчет сварных соединений, |
подвергаемых воздействию скручиваю |
щего момента или скалывающего усилия, производится так же, как для заклепочных соединений.
Стыки с рельефной сваркой давлением рассчитывают аналогично стыкам с точечной сваркой.
В стыке в направлении действия силы размещают по меньшей мере две сварные точки и не более пяти точек в одном ряду. В несущих сты ках расстояния между сварными точками (рис. 3-30) должны быть сле дующими:
в направлении действия силы
е = (3 -f- 6) d;
от края элемента до сварной точки в направлении действия силы
е1 = (2,5 ч- 4,5) d-
6— 1021 |
73 |
от края элемента до сварной точки в направлении, перпендикуляр ном к направлению действия силы,
е2 = (2 + 4)d.
В стыках с прихватными швами расстояния между сварными точка ми должны быть равны:
в стыках без элементов жесткости, подвергающихся сжатию е = 8 d или е —20 g (d — диаметр сварной точки, g — толщина наиболее тонко го листа металла в стыке);
встыках с элементами жесткости, подвергающихся сжатию е = 1 2 d
или е —30 g ,‘
встыках без элементов жесткости, подвергающихся растяжению,
е— 12d или 6=30,?;
встыках с элементами жесткости, подвергающихся растяжению, е =
—18 d или е= 45 g.
Принимается меньшая из двух приведенных величин. Расстояние от края до сварной точки не должно превышать половины величины рас стояния между двумя сварными точками.
Пример 3-3. Рассчитать сварной стык двух листов металла с накладками, подвер гающийся воздействию растягивающей силы Р =5000 кгс.
Допускаемые напряжения для металла и сварных точек:
k = 1600 кгс/см2;
kts =0,65-1600 = 1040 кгс!см2-,
kds = 2,5-1600 = 4000 кгс!см2.
Соединение двухсрезное. Сечение листов металла 80X4 мм\ сечение накладок
80X2,5 мм.
Напряжение в металле и накладках равны:
|
|
5000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
пМет=-------- = 1563 < 1600 кгс/см2; |
|
|
||||
|
|
0,4-8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5000 |
1250 < |
1600 |
кгс/см2. |
|
|
|
|
онакл ----------------= |
|
|
|||||
|
|
20,25 -8 |
|
|
|
|
|
|
Диаметр сварной точки составляет: |
|
|
|
|
|
|||
d = |
1,2-2,5 -f- 4 = |
7 мм, |
или d = |
5 г |
2,5 = 7,9 мм. |
|
|
|
-г |
I--- |
|
|
|
|
Сварные т очки |
0 7им |
|
QJ* |
*■ ♦ |
* fl |
|
|
|
|
|
|
1 !♦ t |
U |
— |
|
|
|
t " |
||
я: |
l |
e,| e |e,|c,| e |e, ( |
|
|
- • -j—Ф- |
Ф- - |
Ico |
|
|
|
|
|
|||||
Рис. 3-30. Расстояния между сварными |
|
|
|
|
■ | |
|||
точками |
|
|
|
|
\2 0 \2 5 j |
25 \ 20 |
|
|
Рис. 3-31. Соединение с накладками ли- |
^ |
|
|
|
<N‘ |
|||
|
|
|
|
|||||
стов металла точечной сваркой дазле- ^ |
|
|
|
|
||||
нием |
|
|
|
|
|
|
>■0 |
74
Расчетный диаметр сварной точки принимается 7 мм. Предельная нагрузка сварных точек равна:
|
N. - |
3,14-0,72 |
1040 - 800 кгс: |
||
|
---------— |
||||
|
|
|
7 |
|
|
|
N4 —0,7-0,4-4000 = |
1120 кгс > 800 кгс. |
|||
Необходимое число сварных точек в стыке: |
|||||
Принято девять сварных точек. |
|
|
|
||
Соединение |
с накладками |
листов металла точечной сваркой давлением показано |
|||
на рис. 3-31. |
минимальные |
расстояния между сварными точками в стыке: |
|||
Желательны |
|||||
|
|
е = 3-7 = |
21 |
мм < 25 мм; |
|
|
ех = |
2,5-7 = |
17,5 мм < 20 мм; |
||
|
|
е2 = 2-7 = 14 мм < 15 мм. |
Сварные точки, роликовые швы и швы, полученные при рельефной сварке, на рисунках надо обозначать в соответствии с рекомендациями,
указанными в нормах PN-64/M-01139 [159].
3.4.БОЛТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Влегких стальных конструкциях болтовые соединения делают в мон тажных стыках, выполняемых на стройке, что значительно ускоряет монтаж конструкции. В стандартизированных конструкциях такие сое динения выполняют во время сборки мелких элементов на стройке, что позволяет смонтировать конструкцию, затратив времени на монтаж на 30% меньше, чем при сварке.
При соединении листов металла толщиной менее 4 мм можно приме нять болты с накатанной резьбой по всей длине стержня [25]. В этом случае давление болта на стенку отверстия осуществляется нарезкой.
Монтажные отверстия для болтов, пробиваемые или просверливае
мые в листовом металле толщиной 4 мм и более и развертываемые во время монтажа, должны иметь диаметр меньше на 0,5 мм.
Согласно требованиям норм PN-67/B-06200, выход резьбы стержня болта должен быть целиком погружен в подкладную шайбу и кончаться за пределами соединяемых элементов. Допускается углубление нарезки болта на два витка.
При подборе диаметров болтов в соответствии с толщиной соединяе мых элементов можно пользоваться рекомендациями, приводимыми для заклепок. Однако лучше болты применять больших диаметров и не сле дует использовать тоньше 10 мм.
Проектирование стыков производится теми же способами, что и для обычных стальных строительных конструкций.
Испытания, проведенные в США, показали, что если расстояние между болтами велико, то разрушение стыка происходит при меньшей нагрузке, чем определяемая прочностью металла в ослабленном сече
6 ; |
75 |
нии. Поэтому американские нормы [148] рекомендуют, чтобы напряже ния в таком сечении были меньше допускаемых или установленных по формуле:
kr = k, |
или kt = ^0,1 + |
3 — j k, |
|
где к — допускаемое напряжение |
для листового металла; d — диаметр стержня болта; |
||
— расстояние между болтами. |
|
|
|
При соединении тонких листов металла |
минимальные |
расстояния |
|
между болтами и расстояния их от края лучше принимать |
несколько |
большими, чем в обычных элементах стальных конструкций, например: расстояние между болтами
е = 3,5 d;
расстояние от края элемента до оси болта в направлении, параллель ном направлению действия силы,
ех = 2,5 d;
расстояние от края элемента до оси болта в направлении, перпенди кулярном направлению действия силы,
е2 ■■=2d.
Максимальные расстояния необходимо устанавливать в соответствии с нормами PN-62/В-03200.
3.5.ЗАКЛЕПОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Влегких стальных конструкциях заклепочные соединения использу ют в немногочисленных случаях:
в стыках стальных элементов высокой прочности 80—100 кгс/мм2, так как обычно сталь этих марок трудносвариваемая или несвариваемая вообще;
в заводских стыках, выполненных в основном с помощью точечной
сварки давлением в тех их частях, где число листов металла превышает 3 или если их суммарная толщина больше 15 мм;
в монтажных стыках, если нужно давать очень много болтов. Но да же в этом случае для уменьшения размеров соединительных деталей вы годно применять болты из высокопрочной стали (без сжатия стыка), а не заклепки.
В других решениях заклепочные соединения применять не следует. Общие принципы проектирования и расчета заклепочных соединений тонких листов металла такие же, как и толстых. Заклепки диаметром
4— 14 мм используют для листового металла толщиной |
1,5—6 мм. |
За |
|
клепки диаметром до 10 мм подвергают х о л о д н о й |
клепке , |
за |
|
клепки большего диаметра — г о р я че й клепке . |
|
|
|
Чаще всего диаметр заклепок подбирают по формулам: |
|
|
|
d = |
5g — 4 мм- или d = g -f- 5 мм, |
|
|
где g — толщина листового |
металла, мм. |
|
|
Расстояния между заклепками в стыке должны быть такими же, как между болтами. Для расчета заклепки берется диаметр отверстия в сое диняемых элементах.
76
З а к л е п о ч н ы е с о е д и н е н и я с п р о б и т ы м и о т в е р с т и я ми характеризуются меньшей прочностью, чем со с в е р л е н ыми о т в е р с т и я ми . Снижение прочности особенно велико при повторяю-, щейся статической нагрузке.
Заполнение отверстия и прижатие листов металла друг к другу при холодной клепке достигаются вследствие давления, оказываемого кле почным аппаратом, и пластической осадки стержня. Степень заполнения заклепочного отверстия зависит от формы замыкающей головки заклеп ки. Лучшие результаты достигаются при формировании плоских замы кающих головок. При холодной клепке достигается лучшее заполнение отверстия, чем при горячей, так как во время остывания заклепка всег да подвергается некоторой усадке. Заклепки, выполняемые способом холодной клепки, также имеют предварительное растягивающее напря жение в стержне, возникающее вследствие отрыва головок пакетом ли стов, упруго сжатых при клепке.
3.6. КЛЕЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Склеивание металлов впервые было применено в авиационной про мышленности около 30 лет назад. В строительстве до недавнего време ни склеивание для соединения конструктивных материалов применялось только от случая к случаю. В течение последних 10 лет многие научные учреждения разных стран занимались вопросами широкого применения
этого метода, |
в частности в элементах, состоящих из деталей, изготов |
||
ленных из разных материалов. |
м е т а л л и ч е с к и х |
э л е м е н т о в |
|
Ме т о д |
с о е д и н е н и я |
с к л е и в а н и е м но сравнению с другими методами соединения имеет следующие достоинства:
равномерное распределение напряжений в соединении, достигаемое благодаря действию усилия на всю плоскость прилегания материалов, если только соединяемые листы металла не слишком тонки. В противо положность другим способам соединений можно легко проектировать стыки, в которых проявляются небольшая концентрация напряжений или дополнительные предварительные напряжения. Это особенно вы годно в элементах, подвергающихся динамической нагрузке;
снижение массы элементов вследствие уменьшения количества фа совок и накладных деталей, но только по сравнению со сварными или заклепочными соединениями;
полную защиту от коррозии прилегающих друг к другу плоскостей; возможность соединения стали с другими конструктивными материа
лами или заполнителями.
Кл е е в ы е с о е д и н е н и я имеют следующие недостатки, ограничи вающие пригодность данного метода для соединения легких элементов:
поверхности соединяемых элементов должны быть подготовлены для: склеивания, что обходится дороже, чем подготовка элементов к соеди нению другими методами;
стоимость оборудования для склеивания значительно выше стоимо сти оборудования для сварки плавлением или давлением. Оборудование
77