8.5.2. Прогоны, балки перекрытий и главные балки
Прогоны покрытий можно проектировать в виде однопролетных или неразрезных. При проектировании неразрезных прогонов пластическое выравнивание напряжений не учитывается.
Прогоны из тонкостенных профилей имеют небольшую жесткость при кручении. Чтобы избежать излишних деформаций во время нагруз ки, перевозки и разгрузки, необходимо ограничить длину прогонов, из готовленных на заводе.
На рис. 8-68 показано поперечное сечение прогона, использованного при строительстве промышленного здания, возведенного в Польше. Тол щина поясов увеличена до 3 мм на тех отрезках-прогона, где крепятся
горизонтальные связи жесткости. Сварные точки диаметром d — 5 V~g~ (g — толщина листовой стали) расположены на расстоянии 40 мм друг от друга. Прогоны спроектированы в виде неразрезных балок пролетом 6 м из гнутых профилей, соединенных точечной сваркой. Сечение прого на рассчитано на изгиб в плоскости, перпендикулярной уклону покры тия. Изгиб в плоскости покрытия не учитывался, так как составляющая нагрузка в плоскости ската крыши передается жестким щитом покрытия. Для обеспечения перекрытию жесткости и защиты прогона от бокового выпучивания к верхнему поясу прогона точечной сваркой прикреплены отрезки тонкостенных профилей на расстоянии 50 см друг от друга. Монтажные стыки запроектированы через каждые 12 м. Для увеличе ния несущей способности двухсрезных болтов на смятие в монтажных стыках увеличена толщина стенки балки путем крепления к ней наклад ки с помощью сварных точек. Стык стенки балки показан на рис. 8-69; на рис. 8-70 приведены прогоны с фрагментом крыши. Использование таких прогонов позволило получить экономию в расходе стали по срав нению с прогонами из прокатного двутавра на 31 %.
На рис. 8-71 показан решетчатый прогон, применяемый в автомо бильных гаражах, спроектированных исследовательским и проектным бюро стальных конструкций «Мостосталь»; расход стали на 1 м2 прого на 6,52 кг.
В легких каркасных конструкциях шаг балок перекрытий 0,6— 1,2 м. Балки изготовляют пролетом до 6 м. При большей величине пролета применяют главные балки. Балки проектируют, как правило, в виде двутавров. Соединения балок с опорами в основном выполняют как шарнирные, но иногда применяют и такие соединения, что позволяет считать их жестко закрепленными (рис. 8-72).
При пролетах до 1,5 м связи жесткости между балками не применя ют, при пролетах до 3 м используют отдельные связи, а при пролетах большей величины — двойные связи (рис. 8-73).
Соединение балок на стройке (стыки) выполняют с помощью вспо могательных элементов, которые обычно запатентованы.
На рис. 8-74 показано соединение балок системы «Стрен-Стил», а на рис. 8-75 — соединение балок перекрытий под прямым углом с по мощью болтов и профилированных накладок.
Конструкция соединений балок с опорами дана на рис. 8-76.