Файл: Боронихин А.С. Основы автоматизации производства и контрольно-измерительные приборы на предприятиях промышленности строительных материалов учеб. для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
1)постоянный поток (поляризующий), не зависящий от состоя ния схемы; этот поток создается постоянным магнитом;
2)рабочий поток, создаваемый намагничивающей силой рабочей катушки, величина и направление которого зависят от поступа ющего на катушку сигнала.
Поляризованные реле типа РП (рис. XI.7) выпускают в трех ис полнениях: двухпозиционное РП-4, двухпозиционное с преоблада-
Рис. XI.6. Схема промежу- |
Рис. XI.7. Схема поляризованного |
точного реле ЭП |
реле РП |
нием РП-7 и трехпозиционное РП-5. Конструктивно они выполнены одинаково. Катушка 1 реле посажена на магнитопровод 2 с полюс ными наконечниками 3, между которыми помещен якорь 4 реле, подвешенный к рамке 5. К якорю прикреплена контактная пружина 6 с подвижными контактами 7. Неподвижные контакты 8 собирают отдельно на керамическом мостике 9, который прикреплен к общему корпусу. Реле снабжено кожухом.
При отсутствии напряжения на катушке на якорь, установленный в нейтральное (вертикальное) положение, слева и справа действу ют две одинаковые силы притяжения постоянного магнита, обуслов ленные равенством магнитных потоков. Результирующая сила на ходится в равновесии. Достаточно небольшого смещения якоря
200
от нейтрального положения, чтобы изменилась величина магнитного сопротивления воздушных зазоров слева и справа от якоря. Когда подаваемое в обмотку реле напряжение создает в магнитопроводе поток Ф в направлении, указанном на рисунке, то якорь перейдет в правое положение. Движение якоря прекратится, когда он коснется неподвижного контакта. Если изменить направление тока в катушке, то якорь вернется в первоначальное положение и т. д.
Реле времени применяют при необходимости автоматически уп равлять технологическими процессами во времени и включать ме ханизмы через заданные интервалы. В промышленности строитель ных материалов применяют моторные реле времени.
Рис. XI.8. Схема моторного реле времени
Моторные реле времени выпускают со шкалой от 0,1 до 24 ч. В этих реле выдержка времени осуществляется редуктором и син хронным двигателем. Механизм реле времени (рис. XI.8) состоит из редуктора 1, диска времени 2, имеющего несколько зубцов, кон тактов 3, включенных в цепь катушек или пускателей машины, и катушки 4 паузного механизма 5. Диск времени, вращаясь с задан ной скоростью, зубцами замыкает контактную группу 3 и включает электродвигатель машины или другие технологические установки. При помощи путевого "выключателя размыкается цепь механизма 5. Механизм реле приводится в действие синхронным двигателем. Вы держка времени создается за счет замедления, получаемого в редук торе двигателя, и дополнительного редуктора, установленного в реле.
Фотореле, выполненные на фотосопротивлениях, получили широ кое распространение. Так, в ряде автоматических устройств (в счет чике готовых изделий, в регуляторе уровня, в фотоэлектрических путевых выключателях) применено фотореле, схема которого пока зана на рис. XI.9. Фотосопротивление ФС включено последователь но с обмоткой двухпозиционного поляризованного реле РЛ. Сопро тивление неосвещенного фотосопротивления ФС велико (порядка
201
ІО7 Ом), и ток в цепи обмотки недостаточен для срабатывания реле РП. Когда фотосопротивление освещено, величина его сопротивле ния резко уменьшается, ток возрастает и реле срабатывает, вклю чая своими контактами то или иное устройство.
Реле контроля неэлектрических величин — физических и хими ческих состояний контролируемой среды в технологических процес сах — в технике контроля, регулирования и автоматического управ ления получили широкое распространение. К таким реле относятся, например, поплавковые реле, контакты которых замыкаются при
Рис. XI.10. Общий вид кнопки |
Рис. XI.11. Электрическая схема |
управления |
прибора КЭП |
достижении требуемого уровня воды в баках; реле давления, за мыкающие электрическую цепь при увеличении или уменьшении дав ления против заданных величин и т. п. Некоторые схемы этих реле рассмотрены в соответствующих разделах учебника.
Командоаппараты — это устройства, применяемые для пере ключений в цепях управления постоянного и переменного тока на пряжением до 500 В. К командоаппаратам относят: кнопки управ ления, универсальные переключатели, а также путевые выключа тели.
Кнопки управления предназначены для дистанционного включе ния и отключения различных электроустройств (контакторов, маг нитных пускателей и т. п.). На рис. XI. 10 показана кнопка управ ления, которая состоит из одного открытого и одного закрытого кон такта. При нажатии на кнопку «Пуск» подвижной контакт за мыкает контакты электрической цепи; при нажатии на кнопку «Стоп» подвижной контакт размыкает цепь. Пружины, насаженные на штиф ты, возвращают кнопку в исходное положение. Разрывная способ ность контактов, т. е. величина тока размыкания контактов, обыч-
202
но до 15 А. Головки кнопок для удобства обслуживания снабжают надписями: «Пуск», «Вперед», «Назад» и др. и окрашивают в раз личные цвета (кнопку «Стоп» обычно в красный).
Командные электропневматические приборы КЭП — разновид ность реле времени. Они предназначены для выполнения в опреде ленной последовательности с заданной продолжительностью различ ных технологических операций. Их используют для управления как электрическими, так и пневматическими цепями. Число управляе мых цепей может достигать 12 с интервалами включения их (в зави-
Рис. XI.12. Схема универсального переключателя типа УП
симости от настройки прибора) от 4 до 1488 мин. Точность времени цикла ± 2,5%.
Прибор КЭП, электрическая схема которого представлена на
рис. XI. 11, включается |
тумблером Т. Возможен также дистанци |
|
онный пуск |
прибора |
при помощи кнопки К, замыкающей цепь |
соленоида С, |
воздействующего на блокировочные контакты К2 пус |
ка или остановки двигателя Д. |
В приборе имеется барабан 1, на ко |
|
тором расположены кулачки |
2, воздействующие |
на электричес |
кие контакты /Сі—/Сі2 - Расстанавливая кулачки |
на разных участ |
ках окружности барабана, можно получить требуемый порядок переключения всех контактов. В приборе могут быть установлены не только'7электрические контакты,!но также и пневматические пе реключатели, давление воздуха в которых не должно превышать 0,15 МПа (1,5 кгс/см2).
203
Для установления времени цикла переключения контактов по таблице, имеющейся на внутренней стороне крышки корпуса, опре деляют деление на задатчике. Шкалу задатчика устанавливают на отметку против красной стрелки в нижнем вырезе указательного щитка.
Универсальный |
переключатель УП |
предназначен для переключе |
||||||||||||||
ния |
электрических |
цепей, |
например |
исполнительных |
механиз |
|||||||||||
мов, |
на ручную, |
полуавтоматическую |
и автоматическую |
работу. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
Схема одной |
из |
|
модификаций |
||||||||
|
|
|
|
|
универсального |
переключателя |
||||||||||
|
|
|
|
|
на |
шесть цепей |
переключения |
|||||||||
|
|
|
|
|
приведена на рис. XI. 12. |
|
из |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Переключатель |
|
состоит |
||||||||
|
|
|
|
|
валика /, на котором насажены |
|||||||||||
|
|
|
|
|
секции (платы) для |
переключе |
||||||||||
|
|
|
|
|
ния цепей. Число секций зави |
|||||||||||
|
|
|
|
|
сит |
|
от |
числа |
подводимых |
к |
||||||
|
|
|
|
|
нему |
электрических |
|
линий. |
||||||||
|
|
|
|
|
Секции разделены |
перегородка |
||||||||||
|
|
|
|
|
ми 2 из пластмассы, |
а над ними |
||||||||||
|
|
|
|
|
по |
всей |
длине |
переключателя |
||||||||
|
|
|
|
|
проложена рейка |
|
3, |
на |
кото |
|||||||
|
|
|
|
|
рой |
укреплены |
неподвижные |
|||||||||
|
|
|
|
|
контакты 4. |
Подвижные контак |
||||||||||
|
|
|
|
|
ты |
5 |
посажены |
на |
две |
оси 6, |
||||||
|
|
|
|
|
проходящие |
|
через |
все |
платы, |
|||||||
|
|
|
|
|
включая |
торцовые |
|
металличе |
||||||||
|
|
|
|
|
ские |
планки |
7. |
Между крыш |
||||||||
|
|
|
|
|
кой 8, прикрепленной |
к |
лице |
|||||||||
|
|
|
|
|
вой стороне щита 9, |
и передней |
||||||||||
положения 10 рукоятки |
11 |
платой |
смонтирован |
фиксатор |
||||||||||||
переключателя. |
Цепи |
|
переключают |
|||||||||||||
поворотом рукоятки на 45°, что вызывает |
изменение |
положения |
||||||||||||||
кулачковых шайб 12 |
в |
соответствующих |
секциях, |
замыкающих |
||||||||||||
командные цепи. |
|
|
|
|
предназначены для выключе |
|||||||||||
■ Путевые (конечные) выключатели |
ния машин и механизмов и приводятся в действие движущимися частями этих машин и механизмов. Выключатели служатв качестве командоаппаратов при автоматическом управлении движущимися механизмами, а также аварийными ограничителями хода различных машин. В путевых выключателях (рис. XI. 13) моментного действия скорость размыкания и замыкания контактов не зависит от скорос ти перемещения движущихся частей механизмов. Время замыкания открытого контакта и размыкания закрытого контакта не более 0,1 с. Выключатели имеют самовозврат в исходное положение после пре кращения ^нажима на ролик выключателя. Путевые выключатели имеют клеммные колодки 1, на которых укреплены неподвижные контакты 2. Подвижные контакты 3 расположены на валике 4 из
204
пластмассы. Контакты выключателя перемещаются с изменением положения валика, связанного с толкателем 5. Контакты возвраща ются в исходное положение пружиной 6.
§ ХІ.З. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Схемы дают возможность судить об электрической связи между отдельными аппаратами и их элементами, о значении и взаи модействии аппаратов, позволяют правильно эксплуатировать обо рудование, быстро устранять возникшие неисправности.
На принципиальных развернутых схемах все контакты аппара тов показывают в положении, когда отсутствует электрическое или механическое воздействие на отдельные элементы схемы. Главные (силовые) цепи изображают жирными линиями, а цепи управле ния — тонкими линиями. Развернутая схема отличается от обыч ной электрической схемы тем, что ее составляют исключительно в по рядке последовательности соединения электрических цепей, не счи таясь с геометрическими размерами и механическими связями эле
ментов схемы.
Каждому аппарату, изображенному на схеме, присваивают обо значение, содержащее одну или несколько букв. Первая буква обыч но соответствует наименованию аппарата, а вторая — его назначе нию, например РП: Р — реле, П — промежуточное. Если в схеме имеется несколько одинаковых аппаратов, то перед буквенным обозначением ставится порядковый номер — 1РП, 2РП. Отдель ные контакты одного и того же элемента схемы должны иметь оди наковые буквенные обозначения. Например, при обозначении ка тушки реле времени РВ, все контакты этого реле также обознача ются буквами РВ, а после буквенного обозначения ставится цифра, определяющая порядковый номер контакта (РВ1, РВ2, РВЗ нт. д.). При обозначении аппарата одной буквой она должна соответство вать его назначению (табл. XI.5). Условные обозначения элементов электрических схем выполняют по ГОСТ 2.721—68—2.751—68 (см. приложение в конце книги).
Т а б л и ц а |
X I .5. |
Наиболее часто встречающиеся |
|
|
буквенные |
обозначения аппаратов |
Обозначе-. |
||
Аппарат |
Обозначе |
Аппарат |
||
ние |
|
ние |
||
Контакторы: |
в |
|
Линейный контакт |
л |
«Вперед» |
|
Магнитный пускатель |
п м |
|
«Назад» |
и |
|
Конечный выключатель |
к в |
Реле: |
РБ |
|
Кнопка управления |
КУ |
блокировочное |
|
Универсальный переключа- |
УП |
|
времени |
РВ |
|
тель |
к к |
нулевое |
PH |
|
Командоконтроллер |
|
промежуточное |
ии |
|
1 |
|
токовое |
РТ |
|
|
205