Файл: Боронихин А.С. Основы автоматизации производства и контрольно-измерительные приборы на предприятиях промышленности строительных материалов учеб. для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема управления асинхронным электродвигателем трехфаз­ ного тока (рис. XI. 14, а). Для пуска двигателя включают рубиль­ ник Р, подавая напряжение на главную и вспомогательную цепи. Затем нажатием кнопки «Пуск» замыкают цепь питания катушки магнитного пускателя ПМ, в результате чего контакты ПМ замыка­ ются, присоединяя двигатель к сети. Одновременно замыкается от-

Рис. XI. 14. Схемы управления асинхронными электро­ двигателями

а — нереверсивным; б — реверсивным

крытый блок-контакт ПМ, который шунтирует кнопку «Пуск», чем исключает необходимость держать ее нажатой. Предохранители ПР защищают двигатель от коротких замыканий. Тепловые реле 1РТ и 2РТ своими закрытыми контактами защищают двигатель от перегрузок. Магнитный пускатель создает также защиту двига­ теля от самопуска после отключения р результате снижения или ис­ чезновения напряжения. В этом случае уменьшается электромаг­ нитное усилие втягивающей катушки, что влечет за собой отпа-

206

дение якоря контактора и отключение двигателя, а повторно вклю­ чить его можно только после нажатия кнопки «Пуск».

Схема управления реверсивным асинхронным электродвига­ телем. Для работы двигателя в двух направлениях — вперед и на­ зад применяют реверсивный магнитный пускатель (рис. XI. 14, б), состоящий из двух контакторов В для вращения вперед и двух кон-

 

Пуск

 

ІИ -

РТ

РТ

S

Стоп

 

 

-

 

 

_ Л _

¥

 

 

LJ

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

Двигат ель]

Стоп

П усн

ІИ

РТ

РТ

 

 

 

 

 

п

¥

¥

 

 

 

11-

 

 

 

и

 

X .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДвигмтелЫ

Й)1

\

Стоп

Пусн

Р Т

РТ

\

п

м

¥

I

 

 

 

ІИ

и

 

<ч<

~ '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель!

Стоп

Пуск

РТ

РТ

 

ІН

п

¥

¥

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель2

Рис.

XI. 15.

Схемы

управления

двумя двигателями

а — включение

только

одного

двигателя

из двух; б — последовательное

 

 

 

включение

 

такторов Я для вращения назад. Для пуска двигателя включают рубильник Р и после нажатия кнопки КВ создают цепь катушки контактора. Контактор В срабатывает и подает^ питание на статор двигателя через контакты В. Одновременно замыкается блок-кон­ такт В1, шунтируя кнопку КВ. Для изменения направления вра­ щения двигателя необходимо нажать на кнопку КН. Контактор Н присоединит двигатель к сети через контакты Н. Одновременно включить оба контактора В и Я нельзя, так как контактор В имеет контакт В2 в цепи контактора Я, а контактор Я — такой же контакт Н2 в цепи контактора В.

Схема одновременного управления несколькими двигателями.

Рабочие механизмы автоматизированных установок в ряде случаев

207


обслуживаются не одним, а несколькими двигателями, в связи с чем возникает необходимость определенной последовательности их пус­ ка и остановки. Для защиты технологических установок от поломок применяют схемы блокировки, которые обеспечивают исполнение только верных команд со стороны обслуживающего персонала. Оши­ бочные команды эти схемы не выполняют. Рассмотрим подобные схемы.

Схема работы двух двигателей только 'раздельно может осущест­ вляться включением закрытых блок-контактов первого двигателя в цепь второго, а второго в цепь первого (рис. XI. 15, а). Таким обра­ зом, двигатель 1 не может быть включен до тех пор, пока двигатель 2 работает, и наоборот.

Схема последовательного включения двигателей (рис. XI. 15, б)

состоит в следующем. Если по условиям технологического процесса необходимо включать вначале двигатель 1, затем двигатель 2 и т. д. то применяют схему, по которой в цепь магнитного пускателя вводят открытый контакт от магнитного пускателя двигателя 1, а в цепь двигателя 3 — открытый контакт от двигателя 2 и т. д. При этом только после включения двигателя 1 можно включить дви­ гатель 2 и т. д., так как имеющиеся блокировочные контакты Щ и разомкнуты.

§ XI.4. СХЕМЫ СИГНАЛИЗАЦИИ

При автоматизации технологических процессов, создании си­ стем централизованного контроля и управления и организации служ­ бы диспетчерского управления большое значение имеют устройство сигнализации, предназначенные для извещения обслуживающего персонала о состоянии контролируемых объектов. Аварийно-пре­ дупредительная сигнализация служит для подачи сигнала о ненор­ мальной работе установок, переведенных на автоматическое управле­ ние. Сигналы обычно бывают звуковые и световые. Звуковые сигна­ лы привлекают внимание дежурного. Световые сигналы в той или иной мере расшифровывают характер неисправности и указывают объект, где возникла эта неисправность.

Схемы сигнализации по назначению можно классифицировать следующим образом:

1) сигнализация положения оповещает о состоянии контроли­ руемых объектов (включены или отключены магнитные пускатели, контакторы, выключатели, открыты или закрыты задвижки, заслон­ ки и другие подобные устройства);

2)командная сигнализация предназначена для передачи заранее определенных команд из одного помещения в другое при помощи раз­ личных световых и звуковых сигналов

3)сигнализация действия и защиты автоматики — это информа­ ция о работе того или иного вида автоматической защиты или бло­ кировки;

208


4) технологическая сигнализация предназначена для оповеще­ ния о нарушении нормального хода технологических процессов (об отклонении от установленного значения температуры, давления, уровня и т. д.). При этом технологическая сигнализация может быть двух видов:

а) предупредительная сигнализация о ненормальных, но пока еще допустимых значениях контролируемых или регистрируемых параметров. Появление предупредительных сигналов указывает об­ служивающему персоналу на необходимость принятия мер для устранения возникших неисправностей;

б) аварийная сигнализация о недопустимых значениях контроли­ руемых и регулируемых параметров, об аварийном состоянии на отдельных участках технологического процесса или об аварийных отключениях контролируемых объектов. Появление аварийных сигналов часто сопровождается действием устройств автоматичес­ кой защиты и блокировки. Аварийная сигнализация требует немед­ ленного вмешательства персонала.

По принципу действия схемы сигнализации разделяют на:

1)схемы сигнализации с индивидуальным съемом звукового сигнала;

2)схемы сигнализации с центральным (общим) съемом звукового сигнала; эти схемы оснащены единым устройством, позволяющим отключать звуковой сигнал, сохраняя индивидуальный световой сигнал;

3)схемы сигнализации с центральным съемом звукового сигна­ ла и повторностью действия; они отличаются от предыдущих схем способностью повторно подавать звуковой сигнал при срабатывании любого преобразователя сигнализации независимо от состояния всех остальных.

Схемы сигнализации выполняют на постоянном или переменном

токе. В системах автоматизации технологических процессов находят применение схемы сигнализации, различающиеся как по структуре, так и-по способам построения отдельных их узлов. Разберем некото­ рые схемы сигнализации.

Сигнализация положения. Наиболее просто эту сигнализа­ цию выполняют для таких механизмов, которые имеют только два рабочих положения: отключено — включено или открыто — закры­ то. На рис. X I.16 показано несколько вариантов включения ламп, сигнализирующих работу и остановку электродвигателя. В схеме а сигнализация осуществляется одной лампой ЛВ, подключаемой параллельно катушке контактора К ■В схеме б кроме лампы ЛВ, под­ ключенной параллельно катушке контактора, имеется лампа ЛО, включаемая размыкающим блок-контактом контактора и сигнали­ зирующая отключение электродвигателя. Если электродвигателем управляют не кнопками «Пуск» и «Стоп», а универсальным переклю­ чателем типа УП, рукоятка которого может быть в положениях: О— отключено; 00 — операция отключения; В — включено; OB — операция включения, то в схему сигнализации положения

209



(рис. XI. 17, а) помимо ламп ЛВ и JIÖ вводят лампу аварийного от­ ключения ЛАО, работающую на принципе несоответствия между положением ключа управления КУ и состоянием электродвигателя.

Схемы сигнализации, построенные по принципу соответствия и несоответствия между положением ключа управления и состоянием электродвигателя, широко применяют в тех случаях, когда кроме

ручного дистанционного управления может осуществляться также автоматическое включение и выключение электродвигателей. На рис. X I.17, б приведена схема сигнализации, выполненная на двух лампах ЛВ и ЛО, причем в положении соответствия сигнальные лам­ пы горят ровным светом, а в положении несоответствия — мигающим (питание происходит от шины ЛЗ с импульсным напряжением).

Схемы технологической сигнализации. На рис. XI. 18 показана схема сигнализации на два сигнала. При замыкании контактов одно­ го из преобразователей, например 1КД, срабатывает реле 1П. Его контакт 1П1, разомкнувшись, отключает сигнальную лампу 1ЛС от

210

шинки проверки ламп; контакт реле 1П2, замкнувшись, включает сигнальную лампу 1ЛС\ контакт 1ПЗ замыкается и включает си­ рену С; контакт 1П4, замкнувшись, подготовляет цепь питания реле /У. В результате включается сигнальная лампа 1ЛС и сирена С. Для снятия звукового сигнала следует нажать кнопку гашения звука КГ, включающую промежуточное реле звукового сигнала П.

Реле П, сработав, своим контактом П1 замкнет цепь питания реле 1У, которое контактом /У / самоблокируется, а контактом 1У2 разорвет цепь сирены С. Сигнальная лампа 1ЛС и реле сигнализации остаются включенными до восстановления нормального значения контролируемого параметра, т. е. до размыкания контакта преобразо­ вателя 1КД. При замыкании контакта преобразователя 2КД схема сигнализации сработает аналогично. Кнопка КПЛ предназначена для проверки исправности сигнальных ламп 1ЛС и 2ЛС, а кнопка КС — для проверки исправности сирены С. Лампа ЛКН обеспечи­ вает постоянный контроль наличия напряжения схемы сигнализации.

В рассмотренной схеме число реле звукового сигнала У и контак­ тов промежуточного реле звукового сигнала П должно соот­ ветствовать числу сигнализируемых параметров.