Файл: Боронихин А.С. Основы автоматизации производства и контрольно-измерительные приборы на предприятиях промышленности строительных материалов учеб. для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. XI 1.4. Авто­ матизированная во­ донасосная станция

а — принципиальная

схема : б — электриче­ ская схема

Верхний аварийный уроВень

Верхний рабочий

уроВень

Нижний рабочий уроВень

Н иж ний аварийны й у р о В е н ь

Управление

насосом

Л / * /

/Ібтомптичесное

Включение резерва

Управление

н а с о с о м

№ 2

С игнализация Верхне­ го аварийного уровня

С игна л изац ия нижне гоаВорийногоуроВня

Сигнализация понише-

С игнализация отсутствия напряжения

Пуск

д в и г а т е л я '


чий верхний уровень) и замыкает свои открытые контакты РУВ1, РУВ2 и РУВЗ. При дальнейшем уменьшении уровня обесточива­ ется реле РУН (рабочий нижний уровень). При замыкании его контактов РУHI включается реле 2РН, что вызывает включение двигателя и, следовательно, насоса № 2. Уровень воды в баке будет подниматься. При достижении нижнего рабочего уровня III вклю­ чится реле РУН, а контакты РУН1 и РУН2 разомкнутся, но это не вызовет остановки насоса, так как контакт РУН1 блокируется блок-контактом магнитного пускателя 2ПМ1. Насос остановится после достижения уровнем воды положения II, когда включится ре­ ле РУВ, а контакт РУВ2 разомкнется. При аварийном режиме, если уровень будет уменьшаться ниже положения IV, а рабочий насос не будет восстанавливать уровень воды, включится резерв­ ный насос. Если уровень станет ниже отметки IV, выключится реле АН и замкнутся его контакты АН1 и АН2. Контакт АН1 вклю­ чит резервный насос, а контакт АН2 — аварийную сигнализацию.

§ XII.4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАДВИЖКАМИ И ПРОБКОВЫМИ КРАНАМИ

Задвижки. При автоматизации установок промышленности стро­ ительных материалов для открытия и перекрытия трубопроводов находят широкое применение задвижки, оборудованные электропри­ водом с редуктором (рис. XII.5). Управлять этими задвижками мож­

0

Рис. ХІІ.5. Задвижка с электроприводом

а — общий вид задвижки; б — электрическая схема

но дистанционно как вручную, так и автоматически, включая их в соответствующие цепи управления. Для выключения двигателя задвижки при достижении положения «Открыто» или «Закрыто» при­ менены конечные выключатели КВН и КВ В.

При нажатии кнопок КВ или КН ток поступает соответственно в катушку магнитного пускателя В или Н, который включает дви-

220

гатель привода редуктора, при этом замыкаются соответствующие блок-контакты пускателей. Пусковой ток двигателя всегда превы­ шает номинальный ток. В момент пуска через токовое реле РТ, включенное в одну из фаз двигателя (на рисунке не показано), пойдет ток выше номинального, в связи с чем размыкается его кон­ такт РТ1 в цепи управления, и двигатель будет остановлен. Чтобы

этого не произошло, в момент пуска необходимо пусковую кнопку удерживать 2—3 с. В случае аварийного заклинивания задвижки ток в цепи двигателя резко возрастет, что вызовет срабатывание реле РТ и выключение всей системы. Положения задвижки отмечаются световыми сигналами.

Пробковые краны. Для перекрытия потока продукта в трубо­ проводах применяют краны больших диаметров с проходным сече­ нием 100—800 мм. Преимущество кранов перед другими типами запорных устройств заключается в высокой герметичности, про­ стоте конструкции и возможности применения их в автоматизи­ рованных установках. Выпускаемые краны подразделяют по спо­ собу управления на краны с ручным приводом и комбинированные, например с пневмогидравлическим приводом (рис. XII.6). Преоб­ разователями электрических импульсов управления в пневмати­ ческие у пробковых кранов служат электромагнитные клапаны. При поступлении электрического импульса в обмотку электромаг­ нитного клапана сердечник втягивается и открывает проход воз­ духу в привод, управляющий операциями закрытия или откры­ тия крана. Узел управления с клапанами монтируют непосредст­ венно у кранов. При необходимости конструкция клапанов поз­

221


воляет открывать или закрывать их вручную. Для этого нужно нажать на рычаг, имеющийся в каждом клапане. Рычаг поднимает сердечник, давлением воздуха производится нужная операция —■ закрывается или открывается кран. Кран можно также перекрыть при помощи штурвала.

§ ХП.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ДРОБЛЕНИЯ СЫРЬЯ

Все системы автоматического регулирования загрузки дроби­ лок могут быть разделены по виду регулируемого параметра на сис­ темы регулирования по уровню материала в зеве дробилки и току нагрузки электродвигателя.

Уровень материала в дробильном пространстве контролируется на высоте 2/3 рабочей части дробилки при помощи гамма-реле. При уровне материала ниже контролируемого питатель работает, при уровне материала выше контролируемого питатель отключает­ ся, при последующем снижении уровня материала питатель авто­ матически включается. Регулирование по нагрузке электродвига­ теля основано на следующем принципе: чувствительный элемент — токовое реле включено через трансформатор тока в одну из фаз электродвигателя дробилки. Включение и отключение питателя производится токовым реле, но через реле времени. Этим достига­ ется то, что при кратковременном возрастании тока отключения питателя не происходит.

Автоматическое регулирование загрузки дробилки (рис. XII.7). Для поддержания определенного режима дробления в автоматизи­ рованных линиях применяют системы регулирования загрузки, действующие в функции тока приводного электродвигателя дро­ билки с коррекцией по току приводного электродвигателя отходя­ щего конвейера и по верхнему уровню материала в зеве дробилки.

Для получения требуемой производительности дробильного комплекса преобразователи 1ДН и 2ДН настраивают на опре­

деленные нагрузки приводов щековой

дробилки и отходяще­

го конвейера. Выходными элементами

преобразователей 1ДН

и 2ДН являются соответственно реле 1РП и 2РП. При нормальных условиях эти реле находятся под током, а при перегрузке приводов обесточиваются. Включение реле 5РП происходит при наличии

следующих

условий: работает дробилка — замкнут контакт 7РП\

включена

поточно-транспортная система

завода — замкнут

кон­

такт

8РП;

электродвигатели

дробилки

и конвейера не перегру­

жены — замкнуты контакты

1РП и 2РП; обесточено реле отклю­

чения

питателя — замкнут

контакт 6РП. В процессе регулирова­

ния

загрузки дробилки

привод питателя отключается

либо

при перегрузке электродвигателя дробилки и обесточивании реле 2РП, либо при перегрузке электродвигателя конвейера и обесто­ чивании реле 2РП.

Схемой предусмотрен контроль аварийного переполнения зева дробилки и контроль низкой подушки материала на питателе

222


при помощи гамма-реле Г1 и Г2. При аварийном переполнении зева дробилки в результате зависания или попадания негабарит­ ного куска под действием гамма-реле Г1 включается реле контроля переполнения дробилки ЗРП. При низком уровне материала на пи­ тателе под действием другого гамма-реле Г2 включается реле контроля низкой подушки 4РП. При этом реле ЗРП и 4РП воз­ действуют на аварийное реле РВ, которое дает импульс на отключе­ ние питателя с выдержкой времени. Если за это время режим ра­ боты питателя восстановится, то отключения не происходит.

Схема предусматривает нормальную и аварийную сигнализа­ цию для предупреждения обслуживающего персонала о работе механизмов комплекса дробилки об аварийном состоянии техноло­

гических параметров дробилки, систем жидкой и густой смазки.

Защита дробилок от попадания металлических предметов.

Удаление металлических предметов из горной массы, поступающей на дробление, является обязательным, поскольку эти предметы вызывают аварии и повреждения дробилок. Для удаления металли­ ческих предметов наибольшее распространение получили электро­ магнитные шкивы и подвесные электромагниты, устанавливаемые на конвейерах после дробилок первичного дробления.

При установке электромагнитного шкива на приводной головке конвейера немагнитная горная масса под действием центробежной силы отрывается от конвейера в первой четверти шкива, а металл, притягиваемый шкивом, вместе с лентой огибает шкив и попадает в воронку. Этот способ обеспечивает удаление металлических пред­ метов, близко расположенных к ленте. Из верхних слоев материа­ ла металлические предметы удаляют при помощи подвесных элект­ ромагнитов. Поэтому целесообразно использовать одновременно два типа металлоуловителей. Однако даже одновременное исполь­ зование двух металлоуловителей не может полностью исключить попадание металла, поскольку его не всегда можно извлечь из по­ роды (значительная масса и большое расстояние до ленты). Полное удаление металлических предметов из потока материала может быть осуществлено путем своевременного обнаружения металла при по­ мощи металлоискателей и последующего механического удаления.

Механические уловители работают по принципу отсечения части потока материала вместе с металлическими предметами. При обна­ ружении металла металлоискателем подается команда в схему уп­ равления, в результате реверсивный конвейер часть материала с металлическим предметом подает в противоположном направлении от дробильного агрегата. После удаления части материала с метал­ лом в противоположный от дробилки конец конвейер опять начина­ ет работать в рабочем направлении. Время обратной подачи мате­ риала должно быть минимальным, поэтому металлоискатель следует устанавливать как можно ближе к головке конвейера.

К основным недостаткам механических металлоулавливателей относится необходимость удаления вместе с металлом некоторого количества материала.

223


Автоматический контроль работы конвейеров. Нормальная работа конвейеров предопределяет успешную эксплуатацию дро­ бильных установок. Для этого необходимо обеспечить постоянный контроль скорости ленты конвейера и контроль положения ленты. Преобразователь скорости ленты устанавливают на натяжном бара­ бане или ролике, скорость вращения которых зависит от скорости движения ленты.

На положение ленты конвейера влияют многие факторы: непра­ вильная установка натяжного барабана, нехватка роликов и за-

Рис. XII.8.

Схема преобразователя

Рис. XII.

9. Механический преобра­

 

забивания течек

зователь

 

контроля

забивания

течек

а

— общий вид установки;

б

— электриче­

1

— корпус

течки;

2 —

отклоняющий сеі

 

ская схема;

1

— течка;

2

— конвейер

тор;

3

— кронштейн;

4

— кнопка

управ­

 

 

 

 

 

 

ления;

 

5

противовес;

6

— амортизатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

клинивание их, смещение слоя материала при загрузке относительно продольной оси конвейера и др. Существуют два способа контроля положения ленты — одноступенчатый и двухступенчатый. При од­ ноступенчатом контроле преобразователь положения ленты соот­ ветствует крайнему допустимому положению и при нарушениях отключает привод конвейера. При двухступенчатом контроле дополнительно устанавливают промежуточный преобразователь. В случае отклонения ленты до первой ступени контроля подается сигнал на щит, а при отклонении ленты до второй ступени отклю­ чается привод. На конвейерных линиях в ряде случаев устанавли-

224