Файл: Белоногов Г.Г. Автоматизированные информационные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г пгі— »-С (обнаружены случаи);

С — ^Ср (случаи нарушения);

С — ^Ср (нарушения стандартов);

С — >-Ср (нарушения условий);

П «—С (технических условий).

Всего таким образом было обработано 1000 предложений, вы­ бранных из деловых текстов различного содержания, и был состав­ лен частотный словарь структурных формул словосочетаний объемом в 713 элементов. Длина предложений в текстах колебалась в преде­ лах от 6 до 78 слов. В среднем она была равна 19 словам.

Структурные формулы словосочетаний распределены в текстах весьма неравномерно. Если расположить их по убыванию частот встречаемости, то уже первые десять формул покрывают 55% их

общего числа, первые двадцать — 64%,

первые

сорок — 73%,

первые

сто — 85%, первые триста — 95%. Аналитическое выражение

для

функции распределения структурных

формул

приведено в

гл.

16.

В приложении 5 дан перечень сорока наиболее часто встречающихся структурных формул.

Исходные данные для алгоритма синтаксического анализа формируются путем морфологического анализа текстов. В результате работы алгоритма синтаксическо­ го анализа строится дерево предложения. В памяти ма­ шины дерево предложения записывается таким образом, что для каждого порядкового номера слова указываются перечни порядковых номеров подчиняющих и подчинен­ ных слов.

Работа алгоритма построения дерева предложения заключается в последовательном принятии решения о ха­ рактере синтаксической связи между двумя словами. Переход от одной пары слов к другой совершается с уче­ том результатов анализа предшествующей пары слов. Синтаксические связи определяются согласно правилам, приведенным в табл. 14.1. Эти правила вырабатывались на основе статистического анализа текстов.

В первой графе табл. 14.1 указывается сочетание символов грамматических классов слов, а во второй гра­ фе оговариваются условия, при которых могут иметь место различные виды связи между словами:

подчинение правого элемента сочетания левому (связь типа «->»);

подчинение левого элемента правому (связь типа «Ч-»);

отсутствие связи между элементами сочетания.

244


Т а б л и ц а 14.1

П р а в и л а уст а н о вл ен и я синт аксических св язей м еж ду классам и слов

Сочетание классов Правило установления синтаксической связи и вид связи

слов

П е р в ы й п р о х о д

СС1. Проверка первого элемента сочетания на местои-

 

менность: „да“—связь

не устанавливать;

„нет“—перей­

 

ти к п.2.

 

 

элемента

сочетания

на

наличие

 

2. Проверка второго

 

признака родительного, дательного или творительного па­

 

дежа: „да“—установить связь вида

„нет“—перей­

 

ти к п.З.

 

 

элемента

сочетания

на

наличие

 

3. Проверка второго

 

признака неизменяемого существительного:

„да“—устано­

 

вить связь

вида

► “ ;

„нет“—связь не устанавливать.

СП

Проверка

 

П е р в ы й п р о х о д

 

 

призна­

элементов сочетания на совпадение

 

ков рода, числа и падежа: „да“—установить

связь типа

 

нет“—связь не устанавливать.

 

 

 

В т о р о й п р о х о д

1.Проверка второго элемента сочетания на наличие признака местоименного субстантивированного прилага­ тельного: „да“—перейти к п.4; „нет“ —перейти к п .2 .

2.Проверка элементов сочетания на совпадение при­

 

знаков рода, числа и падежа: „да“ —установить связь ви­

 

да

„нет“—перейти к п.З .

сочетания

на

наличие

 

3.

Проверка первого

элемента

 

признака неизменяемого существительного:

„да“—устано­

 

вить

связь вида

„нет“ —связь не

устанавливать.

 

4.

Проверка элементов

сочетания на

совпадение

при­

 

знака

падежа: „да“ —установить связь вида

 

„нет“ —

 

связь

не устанавливать.

 

 

 

 

 

 

 

1.

П е р в ы й п р о х о д

контактное

рас­

СГ

Проверка элементов сочетания на

положение: „да“—перейти

к п.2;

„нет“ —связь

не

уста,

 

навливать.

элемента

сочетания

на

наличие

 

2. Проверка первого

 

признака именительного падежа:

„да“ —установить связь

 

вида

„нет“—перейти к п.З.

сочетания

на

наличие

 

3.

Проверка первого

элемента

 

признака творительного падежа: „да“ —перейти к п.4;

 

„нет“ —связь не устанавливать.

сочетания

на

наличие

 

4. Проверка второго элемента

 

признака инфинитива: „да“ —установить

связь вида

 

 

„нет“—связь не устанавливать.

 

 

 

 

 

245


Сочетание

классов

слов

С Р

сч

С&пол

П С

пг

пн

П Р

П р о д о л ж ен и е т а б л . 14.1

Правило установления синтаксической связи и вид связи

В т о р о й п р о х о д

Проверка первого элемента сочетания на наличие при­ знака „существительное, образованное от модального гла­

гола“ ,

а второго—на

наличие

признака инфинитива:

„да“—установить связь

вида

„нет“ —установить

связь

вида

 

 

При первом и втором проходе во всех случаях устанав­

ливается

связь вида „ —

 

 

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

 

 

распо­

Проверка элементов сочетания

на контактное

ложение: „да“—установить связь вида

 

„нет“—

связь не

устанавливать.

 

 

при вто­

При первом проходе связь не устанавливать,

ром проходе во всех случаях устанавливать

связь

вида

 

П е р в ы й п р о х о д

 

 

приз­

1. Проверка элементов сочетания на совпадение

наков рода, числа и падежа: „да“—установить

связь ви­

да

„нет“— перейти к п.2.

сочетания

на

наличие

2. Проверка второго элемента

признака неизменяемого существительного: „да“—уста­

новить связь вида

„нет“ —перейти к п.З.

наличие

3. Проверка

первого

элемента

сочетания

на

признака

глагольности: „да“ —установить связь вида

„нет“ —перейти

к п .4 .

элемента

сочетания на

наличие

4. Проверка

первого

признака

неизменяемого прилагательного:

„да“—устано­

вить связь

вида

„нет“—связь не устанавливать.

Связь

не

 

 

П е р в ы й п р о х о д

 

 

устанавливать.

 

 

 

 

 

 

В т о р о й п р о х о д

 

 

Проверка первого элемента сочетания на наличие при­ знака „прилагательное, образованное от модального гла­ гола“ , а второго элемента—на наличие признака инфи­ нитива: „да“ —установить связь вида „нет“— уста­ новить связь вида„<-“ .

П е р в ы й п, р о X о д

Проверка первого элемента сочетания на наличие при­ знака глагольности: „да“—установить связь вида „нет“ —связь не устанавливать.

П е р в ы й п р о х о д

1. Проверка первого элемента сочетания на наличие признака глагольности: „да“—установить связь вида „нет“ —перейти к п .2 .

246


Сочетание

классов

слов

п ч

П&под

ГС

гп

гг

ГН

ГР

г ч

Г&под

Н С

П родол ж с.нае т абл . 14.1

Правило установления синтаксической связи и вид связи

2. Проверка первого элемента сочетания на наличие признака „прилагательное, образованное от модального

глагола“ : „да“—установить связь

вида

„нет“—пе­

рейти

к п .З .

 

 

 

 

 

рас­

3. Проверка элементов сочетания на контактное

положение: „да“ —установить

связь

вида

 

„нет“—

связь

не устанавливать.

 

 

 

 

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

 

располо

Проверка элементов сочетания на контактное

жение: „да“— установить связь

вида

„нет“—связь

не устанавливать.

 

 

 

 

 

 

Первый проход—связь не устанавливать.

 

 

 

Второй проход—установить связь

вида

 

 

 

Во всех случаях установить

связь

вида

 

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

наличие при­

Проверка второго элемента сочетания на

знака творительного падежа: „дак—установить

связь

ви­

да

„нет“—связь не устанавливать.

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

1. Проверка второго элемента на наличие признака ин­

финитива: „да“—установить связь вида

„нет“— пе­

рейти к п .2 .

 

2. Проверка второго элемента сочетания на наличие

признака краткого прилагательного:

„да“— установить

связь

вида

„нет“—перейти

к п.З .

на

наличие

3.

Проверка второго элемента

сочетания

признака глагола

прошедшего

времени: „да“—устано­

вить

связь вида

 

„нет“—перейти

к п.4.

на

наличие

4.

Проверка первого элемента

сочетания

признака инфинитива: „да“—установить связь вида

„нет“—связь не устанавливать.

 

 

 

 

Во всех случаях установить связь вида

 

 

Во всех случаях установить связь вида

 

 

Во всех случаях установить связь вида

 

 

Первый проход—связь не устанавливать.

 

 

Второй проход—установить связь вида

 

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

 

наличие при­

Проверка первого элемента сочетания на

знака глагольности:

„да“— установить

связь

вида

„нет“ — установить

связь вида

 

 

 

 

247


П родолжение табл. 14.1

Сочетание

классов

слов

нп

Правило установления синтаксической связи и вид связи

П е р в ы й п р о х о д

Проверка элементов сочетания на контактное распо­ ложение: „да“—установить связь вида „нет“—связь не устанавливать.

П е р в ы й п р о х о д

ННПроверка элементов сочетания на контактное распо­

ложение: „да“ —установить связь вида

„нет“—связь

не устанавливать.

 

HP

нч

PC

РП

РГ

чс

чп

П е р в ы й и т р е т и й п р о х о д ы

Проверка первого элемента сочетания на признак гла­ гольности: „да“-—установить связь вида „нет“— связь не устанавливать.

 

П е р в ы й п р о х о д

 

распо­

Проверка элементов сочетания

на

контактное

ложение: „да“— установить связь

вида

 

„нет“—связь

не устанавливать. П е р в ы й п р о х о д

 

 

1.

Проверка элементов сочетания

на совпадение при­

знака

падежа: „да“— установить связь вида

 

„нет“—

перейти к п.2.

сочетания

на

наличие

2.

Проверка второго элемента

признака „неизменяемое существительное“ : „да“—устано­

вить связь

вида

„нет“—связь

не устанавливать.

Первый

проход—связь

не устанавливать.

 

Второй проход—связь

не устанавливать.

 

 

 

Т р е т и й п р о х о д

 

призна­

Проверка второго члена сочетания на наличие

ка глагольности: „да“—установить связь вида

„нет“— связь не

устанавливать.

 

 

Первый проход—связь не устанавливать.

устанав­

Второй и третий проходы— во всех

случаях

ливать связь вида

 

 

 

П е р в ы й п р о х о д

Проверка элементов сочетания на контактное распо­ ложение: „да“—установить связь вида „нет*— связь не устанавливать.

П е р в ы й п р о х о д

Проверка первого элемента сочетания на наличие при­ знака отрицательной частицы [(„не“ или „ни“): „да*— установить связь вида „нет*—установить связь ви­ да

2 4 8