Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
величина Gmaxд/'/дгсом больше, если больше к. п. д. колеса, мень ше потери полного давления во входном патрубке, безлопаточном диффузоре, во входном участке лопаточного диффузора. С другой стороны, характер изменения потерь в указанных эле ментах с изменением расхода определяет диапазон работы ком прессора. Поэтому чем больше удельная пропускная способность
лопаточного |
диффузора, |
тем |
Gma*s/f± |
|
|
|
|
|
||||||||
больший диапазон |
работы по |
|
|
|
... |
’ |
||||||||||
расходу имеет |
компрессор. На кг^ 2° |
|
|
|
2 |
/ |
||||||||||
рис. 62 |
приведены |
результаты |
|
|
|
|
|
|
||||||||
обработки |
характеристик |
ком |
|
|
|
|
/ 3 |
і |
||||||||
прессоров ТК-30 и ТК-34 с ло |
400 |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
паточными |
|
диффузорами раз |
|
|
|
|
|
|
||||||||
личных |
типов |
(см. |
рис. 42). |
350 |
|
|
|
|
--- - - |
|||||||
При ограничении |
расхода ло |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
паточным диффузором величи |
300 |
|
|
|
|
|
||||||||||
на |
бтахУ/дгеом |
быстро |
возрас |
|
|
|
|
|
||||||||
тает с увеличением |
|
и2пр. |
При |
â,% |
S* |
|
|
|
|
|||||||
увеличении |
|
расхода до значе |
|
|
|
|
||||||||||
ний, соответствующих «запира |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
нию» колеса, быстрый рост по |
90 |
|
V |
|
|
|
||||||||||
терь в колесе |
вызывает замед |
|
|
|
— |
|
||||||||||
ление темпа |
роста |
|
величины |
70 |
|
|
|
|
||||||||
Отах//дгеом |
с увеличением « 2 щ> |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Сопоставление |
|
|
характера |
50 |
|
1' |
|
|
|
|||||||
изменения величин С тах д//д геом |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
и б |
с |
изменением |
|
и2пр |
под |
30 |
|
|
|
|
|
|||||
тверждает |
|
высказанное |
выше |
|
|
|
Ч |
. |
||||||||
положение о том, |
|
что |
у ком |
10 |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
‘ |
|||||||||||
прессора, |
имеющего большую |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 и2„р,м/с |
||||||||||
удельную |
пропускную способ |
|
|
|
|
Gn |
|
|||||||||
ность диффузора, больший диа |
Рис. 62. Зависимости |
и б |
||||||||||||||
пазон работы. |
Большая |
про |
|
|
|
|
fdгеом |
|||||||||
пускная |
способность |
диффузо |
|
от величины и2Пр: |
|
|||||||||||
1 — компрессор ТК-34, |
а 3 |
22°; |
||||||||||||||
ра |
компрессора |
типа ТК-23 и |
компрессор |
ТК-34, азл = |
1U5° |
«и ^а„зл- |
||||||||||
больший его диапазон |
работы |
— 18°; |
3 — компрессор |
ТК-23, |
а чл = 22° |
|||||||||||
по раходу |
|
объясняется |
|
мень |
|
|
|
|
|
|
шей зависимостью к. п. д. колеса этого компрессора от расхода (см. рис. 26).
Таким образом в качестве основных мероприятий, способ ствующих расширению диапазона работы одноступенчатого центробежного компрессора, на основании теоретического ана лиза, подтверждающего накопленный при создании компрес соров опыт, можно рекомендовать следующие:
1.Применение тщательно спрофилированных входных пат рубков с осевым входом потока.
2.Меридиональное профилирование колеса, обеспечивающее плавное ускорение потока в радиальной части колеса.
7 Заказ 963 |
97 |
3.Вырезание лопаток через одну в начальной части вра щающегося направляющего аппарата или колеса с целью увели чения их пропускной способности.
4.Выбор расчетного расхода, несколько меньшего (на 10—15%) расхода, при котором к. п. д. колеса максимальный.
5.Увеличение относительной высоты лопаток колеса Ь2, что при одновременном выполнении требования (п. 2) приводит к увеличению отношения D\ID2 (до 0,65—0,67 и выше).
6. Ограничение числа |
и М3 на входе в колесо и лопа |
|
точный диффузор |
(не более 0,90). |
|
7. Увеличение |
радиальной |
протяженности безлопаточного |
диффузора так, чтобы относительная длина / траектории частиц воздуха в нем [см. формулу (95)] была не менее 3,5—4,0.
Uf. Нору«nt_________ОХЛАЖДЕНИЕ ВОЗДУХА,
ПОДАВАЕМОГО В ЦИЛИНДРЫ
НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА
Известно, что одним из основных путей достижения высоких удельных показателей, комбинированных двигателей является'
увеличение среднего эффективного давления ре = fl — ; ---- ; г|Д
VТа |
« |
! |
где ра и Та — соответственно давление и температура |
воздуха |
в цилиндре в начале сжатия; а — коэффициент избытка воздуха; г)ѵ — коэффициент наполнения; це— эффективный к. и. д.
Анализ влияния различных факторов на величину ре с уче том возможных пределов их изменения показывает, что наибо лее просто увеличение ре может быть достигнуто увеличением
отношения Ра практически пропорционального плотности воз
Т а
душного заряда цилиндров. При этом всегда рациональнее уменьшать Та, так как в этом случае максимальные тепловые и динамические напряжения будут меньше, чем в случае достиже
ния тех же значений |
и ре увеличением ра. Получаемый эф- |
Та
фект количественно зависит и от совершенства способа, и кон структивного устройства, используемых для охлаждения воз духа.
Если потери давления на охлаждение воздуха будут такими, что суммарный рост плотности воздуха будет незначительным или вовсе отсутствовать, а также в случае, если затраты мощ ности на функционирование системы охлаждения (на переме щение воздуха и охлаждающей жидкости, а при необходимости, и на охлаждение последней) окажутся близкими к увеличению индикаторной мощности, получаемому вследствие охлаждения наддувочного воздуха, то такое охлаждение термодинамически неоправданно.
При оценке целесообразности установки охладителя надду вочного воздуха и сопутствующих ему узлов и деталей необхо димо, наряду с термодинамическим эффектом, в каждом кон кретном случае учитывать как возможное уменьшение темпера тур деталей двигателя и повышение их надежности, так и увели чение затрат на систему охлаждения воздуха и увеличение раз меров силовой установки, связанных с применением этой сис темы.
7' |
9 9 |
Возможности повышения ре с помощью охлаждения надду вочного возЯ^ха показаны на рисунках 63 и 64. Расчеты выпол-
пены по уравнению ре= --------------Q нЧу |
Щ •-----Ра , |
в котором принято: .L0 = |
|
0 ,9 R L Q |
а |
Т а |
1,05Г*; а = 1,6; це = |
= 14,5; ра = 0,95рх\ рх = 0,99рк; |
Та = |
=0,35 -н 0,4.
Сприменением охлаждения воздуха можно обеспечить пря мую пропорциональность между ре и рк (рис. 63). Без охлажде
ния рост ре существенно |
затормаживается и |
уже |
при |
рк — |
|||||
= 0,294 МН/м2 составляет только 70% |
величины ре, полученной |
||||||||
Ре, |
1 |
|
|
при охлаждении |
наддувочного |
||||
М Н/м2 |
|
/ |
воздуха. Возрастание |
эффектив |
|||||
26 |
|
ного к. п. д. т\е с 0,35 |
до 0,4 уве |
||||||
2.4 |
_ |
|
личивает |
рс в |
1,14 раза, |
но не |
|||
22 |
/V 'у |
V |
/ . |
меняет характер |
относительного |
||||
2,0 |
/ / |
роста ре (см. рис. 64). |
|
|
|||||
|
|
/ / |
|
|
|
|
|
|
|
W
1,6
1.4
V
W
о,в
. т " "
У / |
У |
2 |
У
У
г |
у ' |
У
0 ,5 ------------------------------------- |
|
|
0,20 |
0,25 |
|
|
, |
|
|
|
|
|
|
|
0,10 0,15 |
0,30 р«,МН/м2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Рис. 63. Изменение р е в зависи |
Рис. 64. |
Изменение |
р е в |
|||||||||||
1 — |
|
|
мости от рк: |
|
|
зависимости от |
|
Рк |
||||||
с |
охлаждением |
до |
значения |
|
||||||||||
|
Ро |
|||||||||||||
Тх = Т0 = 298 К; |
2 — |
без |
охлажде |
1 — |
|
|
|
|
||||||
ния; |
3 — |
с |
постоянной |
величиной |
при |
охлаждении |
до |
|||||||
ДТх ~ |
ЗОК; |
4 |
— |
с постоянным |
по |
Тх = |
Го = 298 К; |
2 |
— |
без |
||||
ГОСТу |
10598—63 |
значением |
0.7; |
охлаждения; 3 — с постоян |
||||||||||
сплошные |
линии |
— |
“ |
0,4, |
а = |
ным |
по |
ГОСТу |
10598—63 |
|||||
|
значением |
т)-= 0,7 |
|
|||||||||||
= 1,6; |
|
штриховые |
линии — г] е~ |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
=0,35, |
а = |
1,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Точнее эффект охлаждения наддувочного воздуха в поверх ностных охладителях с целью увеличения, плотности воздушного заряда цилиндров р можно оценить отношением
Рк— Ьрх
— |
А Т р |
|
Рк Ар* |
Т |
Р |
Рк |
|
Рк |
Т К ~ ~ А Т х |
|
R T K |
|
|
(196) |
|
Jh |
1 |
бвнх |
|
|
Рк |
тX |
Овн |
|
|
|
т К |
|
|
100
где индексы вн относятся к двигателю с наддувом, а внх —• к двигателю с наддувом и охлаждением наддувочного воздуха.
Очевидно, что применение |
охладителя воздуха оправдано |
|
только в случае, когда |
к~ -А Т |
Р к ~ Ь р х |
' К |
< |
|
|
Рк |
При двухступенчатом наддуве и промежуточном охлаждении величины рк — Арх = рх и Тк — АТХ = ТХ должны заменяться ве личинами давления и температуры воздуха перед поршневой частью с учетом сту пенчатого сжатия и промежуточного ох лаждения.
Изменение значения
GBHX в зависимости от величин потери давле ния Арх и понижения температуры воздуха АТх для различных зна чений рк и г|к = 0,8 пред ставлено на рис. 65.
Рис. 65. |
Изменение |
И |
Gвн* = |
||||
—f (АТх\ |
Арх\ |
Рк) |
Gвид;— |
||||
= / 1(ДГзс; Арх): |
1 |
|
= |
40; |
|||
2 —І2 |
30: |
|
|
|
|||
штриховые |
Е |
|
|
|
|
по |
|
линии — линии |
|||||||
стоянных |
|
значений |
|
Е |
= |
||
°в Ѵ |
Т- |
|
|
мощность, |
|||
N агр |
N агр |
|
|||||
|
|
перемещение |
|||||
затрачиваемая на |
|||||||
воздуха |
и воды |
через |
охлади |
||||
|
|
тель |
|
|
|
|
|
Расчеты показали, чтсупри изменении рк в пределах от 0,13
до 0,25 МН/м2 величина GBBX мало меняется и практически мо жет не учитываться.
На рис. 65 можно выделить область, в которой охлаждение наддувочного воздуха термодинамически оправдано, и область, которую условно целесообразно назвать «запретной». К послед
ней относится участок, в пределах которого GBHx ^ l . Этот учас ток невелик, так как отсутствие относительного роста воздуш ного заряда возможно только при сравнительно редко встречаю щихся высоких сопротивлениях охладителя и одновременно низких перепадах температур АТх < 20К. Если же учесть затра
101