Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

величина Gmaxд/'/дгсом больше, если больше к. п. д. колеса, мень­ ше потери полного давления во входном патрубке, безлопаточном диффузоре, во входном участке лопаточного диффузора. С другой стороны, характер изменения потерь в указанных эле­ ментах с изменением расхода определяет диапазон работы ком­ прессора. Поэтому чем больше удельная пропускная способность

лопаточного

диффузора,

тем

Gma*s/f±

 

 

 

 

 

больший диапазон

работы по

 

 

 

...

расходу имеет

компрессор. На кг^ 2°

 

 

 

2

/

рис. 62

приведены

результаты

 

 

 

 

 

 

обработки

характеристик

ком­

 

 

 

 

/ 3

і

прессоров ТК-30 и ТК-34 с ло­

400

 

 

 

 

 

 

 

 

паточными

 

диффузорами раз­

 

 

 

 

 

 

личных

типов

(см.

рис. 42).

350

 

 

 

 

--- - -

При ограничении

расхода ло­

 

 

 

 

 

 

паточным диффузором величи­

300

 

 

 

 

 

на

бтахУ/дгеом

быстро

возрас­

 

 

 

 

 

тает с увеличением

 

и2пр.

При

â,%

S*

 

 

 

 

увеличении

 

расхода до значе­

 

 

 

 

ний, соответствующих «запира­

 

 

 

 

 

 

нию» колеса, быстрый рост по­

90

 

V

 

 

 

терь в колесе

вызывает замед­

 

 

 

 

ление темпа

роста

 

величины

70

 

 

 

 

Отах//дгеом

с увеличением « 2 щ>

 

 

 

 

 

 

Сопоставление

 

 

характера

50

 

1'

 

 

 

изменения величин С тах д//д геом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и б

с

изменением

 

и2пр

под­

30

 

 

 

 

 

тверждает

 

высказанное

выше

 

 

 

Ч

.

положение о том,

 

что

у ком­

10

 

 

 

 

 

 

 

прессора,

имеющего большую

150

200

250

300

350 и2„р,м/с

удельную

пропускную способ­

 

 

 

 

Gn

 

ность диффузора, больший диа­

Рис. 62. Зависимости

и б

пазон работы.

Большая

про­

 

 

 

 

fdгеом

пускная

способность

диффузо­

 

от величины и2Пр:

 

1 — компрессор ТК-34,

а 3

22°;

ра

компрессора

типа ТК-23 и

компрессор

ТК-34, азл =

1U5°

«и ^а„зл-

больший его диапазон

работы

— 18°;

3 — компрессор

ТК-23,

а чл = 22°

по раходу

 

объясняется

 

мень­

 

 

 

 

 

 

шей зависимостью к. п. д. колеса этого компрессора от расхода (см. рис. 26).

Таким образом в качестве основных мероприятий, способ­ ствующих расширению диапазона работы одноступенчатого центробежного компрессора, на основании теоретического ана­ лиза, подтверждающего накопленный при создании компрес­ соров опыт, можно рекомендовать следующие:

1.Применение тщательно спрофилированных входных пат­ рубков с осевым входом потока.

2.Меридиональное профилирование колеса, обеспечивающее плавное ускорение потока в радиальной части колеса.

7 Заказ 963

97


3.Вырезание лопаток через одну в начальной части вра­ щающегося направляющего аппарата или колеса с целью увели­ чения их пропускной способности.

4.Выбор расчетного расхода, несколько меньшего (на 10—15%) расхода, при котором к. п. д. колеса максимальный.

5.Увеличение относительной высоты лопаток колеса Ь2, что при одновременном выполнении требования (п. 2) приводит к увеличению отношения D\ID2 (до 0,65—0,67 и выше).

6. Ограничение числа

и М3 на входе в колесо и лопа­

точный диффузор

(не более 0,90).

7. Увеличение

радиальной

протяженности безлопаточного

диффузора так, чтобы относительная длина / траектории частиц воздуха в нем [см. формулу (95)] была не менее 3,5—4,0.

Uf. Нору«nt_________ОХЛАЖДЕНИЕ ВОЗДУХА,

ПОДАВАЕМОГО В ЦИЛИНДРЫ

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА

Известно, что одним из основных путей достижения высоких удельных показателей, комбинированных двигателей является'

увеличение среднего эффективного давления ре = fl — ; ---- ; г|Д

VТа

«

!

где ра и Та — соответственно давление и температура

воздуха

в цилиндре в начале сжатия; а — коэффициент избытка воздуха; г)ѵ — коэффициент наполнения; це— эффективный к. и. д.

Анализ влияния различных факторов на величину ре с уче­ том возможных пределов их изменения показывает, что наибо­ лее просто увеличение ре может быть достигнуто увеличением

отношения Ра практически пропорционального плотности воз­

Т а

душного заряда цилиндров. При этом всегда рациональнее уменьшать Та, так как в этом случае максимальные тепловые и динамические напряжения будут меньше, чем в случае достиже­

ния тех же значений

и ре увеличением ра. Получаемый эф-

Та

фект количественно зависит и от совершенства способа, и кон­ структивного устройства, используемых для охлаждения воз­ духа.

Если потери давления на охлаждение воздуха будут такими, что суммарный рост плотности воздуха будет незначительным или вовсе отсутствовать, а также в случае, если затраты мощ­ ности на функционирование системы охлаждения (на переме­ щение воздуха и охлаждающей жидкости, а при необходимости, и на охлаждение последней) окажутся близкими к увеличению индикаторной мощности, получаемому вследствие охлаждения наддувочного воздуха, то такое охлаждение термодинамически неоправданно.

При оценке целесообразности установки охладителя надду­ вочного воздуха и сопутствующих ему узлов и деталей необхо­ димо, наряду с термодинамическим эффектом, в каждом кон­ кретном случае учитывать как возможное уменьшение темпера­ тур деталей двигателя и повышение их надежности, так и увели­ чение затрат на систему охлаждения воздуха и увеличение раз­ меров силовой установки, связанных с применением этой сис­ темы.

7'

9 9



Возможности повышения ре с помощью охлаждения надду­ вочного возЯ^ха показаны на рисунках 63 и 64. Расчеты выпол-

пены по уравнению ре= --------------Q нЧу

Щ •-----Ра ,

в котором принято: .L0 =

0 ,9 R L Q

а

Т а

1,05Г*; а = 1,6; це =

= 14,5; ра = 0,95рх\ рх = 0,99рк;

Та =

=0,35 -н 0,4.

Сприменением охлаждения воздуха можно обеспечить пря­ мую пропорциональность между ре и рк (рис. 63). Без охлажде­

ния рост ре существенно

затормаживается и

уже

при

рк —

= 0,294 МН/м2 составляет только 70%

величины ре, полученной

Ре,

1

 

 

при охлаждении

наддувочного

М Н/м2

 

/

воздуха. Возрастание

эффектив­

26

 

ного к. п. д. т\е с 0,35

до 0,4 уве­

2.4

_

 

личивает

рс в

1,14 раза,

но не

22

/V 'у

V

/ .

меняет характер

относительного

2,0

/ /

роста ре (см. рис. 64).

 

 

 

 

/ /

 

 

 

 

 

 

 

W

1,6

1.4

V

W

о,в

. т " "

У /

У

2

У

У

г

у '

У

0 ,5 -------------------------------------

 

 

0,20

0,25

 

 

,

 

 

 

 

 

 

0,10 0,15

0,30 р«,МН/м2

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Изменение р е в зависи­

Рис. 64.

Изменение

р е в

1

 

 

мости от рк:

 

 

зависимости от

 

Рк

с

охлаждением

до

значения

 

 

Ро

Тх = Т0 = 298 К;

2

без

охлажде­

1

 

 

 

 

ния;

3

с

постоянной

величиной

при

охлаждении

до

ДТх ~

ЗОК;

4

с постоянным

по

Тх =

Го = 298 К;

2

без

ГОСТу

10598—63

значением

0.7;

охлаждения; 3 — с постоян­

сплошные

линии

0,4,

а =

ным

по

ГОСТу

10598—63

 

значением

т)-= 0,7

 

= 1,6;

 

штриховые

линии — г] е~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=0,35,

а =

1,6

 

 

 

 

 

 

 

 

Точнее эффект охлаждения наддувочного воздуха в поверх­ ностных охладителях с целью увеличения, плотности воздушного заряда цилиндров р можно оценить отношением

Рк— Ьрх

А Т р

 

Рк Ар*

Т

Р

Рк

 

Рк

Т К ~ ~ А Т х

 

R T K

 

 

(196)

 

Jh

1

бвнх

 

Рк

тX

Овн

 

 

т К

 

 

100


где индексы вн относятся к двигателю с наддувом, а внх —• к двигателю с наддувом и охлаждением наддувочного воздуха.

Очевидно, что применение

охладителя воздуха оправдано

только в случае, когда

к~ -А Т

Р к ~ Ь р х

' К

<

 

Рк

При двухступенчатом наддуве и промежуточном охлаждении величины рк — Арх = рх и Тк — АТХ = ТХ должны заменяться ве­ личинами давления и температуры воздуха перед поршневой частью с учетом сту­ пенчатого сжатия и промежуточного ох­ лаждения.

Изменение значения

GBHX в зависимости от величин потери давле­ ния Арх и понижения температуры воздуха АТх для различных зна­ чений рк и г|к = 0,8 пред­ ставлено на рис. 65.

Рис. 65.

Изменение

И

Gвн* =

f (АТх\

Арх\

Рк)

Gвид;—

= / 1(ДГзс; Арх):

1

 

=

40;

2 —І2

30:

 

 

 

штриховые

Е

 

 

 

 

по­

линии — линии

стоянных

 

значений

 

Е

=

°в Ѵ

Т-

 

 

мощность,

N агр

N агр

 

 

 

перемещение

затрачиваемая на

воздуха

и воды

через

охлади­

 

 

тель

 

 

 

 

 

Расчеты показали, чтсупри изменении рк в пределах от 0,13

до 0,25 МН/м2 величина GBBX мало меняется и практически мо­ жет не учитываться.

На рис. 65 можно выделить область, в которой охлаждение наддувочного воздуха термодинамически оправдано, и область, которую условно целесообразно назвать «запретной». К послед­

ней относится участок, в пределах которого GBHx ^ l . Этот учас­ ток невелик, так как отсутствие относительного роста воздуш­ ного заряда возможно только при сравнительно редко встречаю­ щихся высоких сопротивлениях охладителя и одновременно низких перепадах температур АТх < 20К. Если же учесть затра­

101