Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
лопаточного канала (рис. 52); Ьаср — средняя высота канала в горловине диффузора.
При движении газа в безлопаточной части диффузора теплообмен с окружающей средой обычно невелик, поэтому им
можно |
пренебречь |
и принять Т3 = Т2 |
. |
Выразив в форму |
ле (91) |
среднее полное давление на входе |
в лопаточный диф |
||
фузор |
Рзср как |
произведение среднего |
полного давления на |
Рис. 52. Схема лопаточного диффузора центробежного компрессора
выходе |
из |
колеса |
р2 Ср и коэффициента |
восстановления Обл, |
||||||
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G V T ; |
f д геом М 'д^бл^кр' |
|
|
|
(92) |
|||
|
|
Ро |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Ѵ П і Т І |
|
|
|||
Повышение полной |
температуры |
ТІ:Т\ |
|
в колесе опре |
||||||
деляется по уравнению (12). |
повышения |
полного давления в |
||||||||
Для |
определения степени |
|||||||||
колесе |
воспользуемся |
выражением |
(13). |
Подставляя |
выраже |
|||||
ния для |
|
Т2, Т*і |
и ргср.Рі |
в уравнение |
(92) |
с учетом того, |
||||
что во |
входном |
устройстве |
компрессора |
можно |
принять |
|||||
Т'і = Т0 |
, |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I о |
Ѵ К |
|
|
|
|
|
|
(93) |
|
|
V |
Po |
|
/ д г е о м И 'д ^ в х ^ б л ^ к р Ф * |
|
||||
|
|
max д |
|
|
к |
|
|
|||
|
|
|
|
k— 1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
||
г д е |
|
|
Ф |
1+ |
2Ц2 ^ а Д2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
2«2^2 |
|
|
|
|
88
— функция, зависящая от режима работы и потерь энергии в рабочем колесе;
'ф2 = Ц + и/ — VcpDicp |
— теоретический |
коэффициент |
напора |
колеса. |
|
|
|
Из полученных выражений видно, что максимальный расход |
|||
через лопаточный диффузор компрессора |
зависит от |
режима |
|
работы компрессора, |
закручивания потока на входе в |
колесо, |
к. п. д. колеса, дисковых потерь и коэффициента циркуляции ц. Анализ влияния на величину GmaxH различных факторов, учи тываемых уравнением (93), представляет интерес как для оценки диапазона работы компрессора по расходу воздуха, так и для определения сдвига характеристики компрессора при изменении какого-либо параметра.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ЛОПАТОЧНОГО ДИФФУЗОРА
Для оценки влияния потерь энергии и режима работы на пропускную способность диффузора введем понятие теорети ческой удельной пропускной способности единицы площади минимального сечения каналов диффузора некоторого идеаль ного компрессора. Предположим, что движение газа в элемен тах компрессора происходит без потерь, а число лопаток его колеса бесконечно велико (поэтому ц = 1,0). Тогда удельная пропускная способность диффузора будет максимально возмож ной и определится по формуле,вытекающей из уравнения (93):
|
|
G V T: |
|
а Ѵ т * |
_ V ро |
■= т*рФг, |
|
Ро |
|
|
|
шах уд |
/ д I |
|
|
|
|
||
где |
|
|
_L *±i |
Фт = 1т |
k—1 |
|
|
|
2 f t - l |
||
|
k+ 1 |
|
|
Из этих соотношений следует, что теоретическая пропускная способность диффузора резко увеличивается с ростом окруж
ной скорости « 2 колеса |
и уменьшается с увеличением закручи |
вания потока на входе в |
колесо. |
Расчеты показывают, |
что при ѴсрДыр = 0,125 и и2 = 1,4 |
снижение максимального теоретического расхода через диффу зор достигает приблизительно 14%.
Для оценки влияния потерь энергии в элементах компрес сора и режима его работы сопоставим величину максимального расхода через диффузор в реальном компрессоре с теоретиче ской пропускной способностью диффузора при отсутствии
89
закручивания потока на |
входе |
в |
колесо, т. е. |
рассмотрим |
выражение |
|
|
|
|
(о; |
)ѵ = 0 |
(*вХ<ТблМ'д(і), |
|
|
к |
|
|||
|
|
|
|
|
1+- k— 1 |
|
ft—1 |
|
|
2и2хМ ІД2 |
|
|||
Ф |
_L *+I |
k ~ 1 |
1 |
|
|
||||
/г — 1 |
2 к- 1 / |
Т |
||
1+ ----- 2и2, |
|
1+- k+ 1 2«2Ф2 |
|
|
k+ 1 |
|
|
|
или для воздуха
(3 + ц ^ 2н*д2)
Ф =
(3 + игУ3(3 +
Влияние режима работы и потерь в колесе на величину Gmax можно установить, исследовав изменение функции Ф. На рис. 53 видно, что величина Ф при различных ф2 и ы2 с увеличением
т)ад2 возрастает практически по линейному закону и тем интенсивнее, чем больше коэффициент ф2 напора и окружная
скорость и2 колеса. Поэтому чем меньше падение к. п. д. и ко эффициента напора колеса с увеличением расхода, тем более широкого диапазона работы компрессора следует ожидать.
Влияние изменения к. п. д. колеса с увеличением расхода показано на рис. 54. Для сравнения было принято колесо с по стоянным к. п. д., равным 0,90, и компрессор с диапазоном работы по расходу 40%. При других законах изменения к. п. д. колеса с увеличением расхода до максимального граница пом пажа принята неизменной, так как параметры компрессора и к. п. д. колеса при минимальном расходе те же самые, что и в исходном варианте. Потери в других элементах компрессора одинаковы во всех вариантах расчета, который был выполнен
для значений ф>2 = 0,90, ы2 = 1,0 и 1,4.
Уменьшение к. п. д. колеса от 0,90 до 0,80 при увеличении расхода от минимального до максимального приводит к суже
нию диапазона работы до 22% при значении «2 = 1,4. Следова тельно, для расширения диапазона работы компрессора необ ходимо расчетную точку по расходу выбирать левее максималь ных значений к. п. д. колеса.
Коэффициент напора ф2 зависит от коэффициента циркуля
ции р, коэффициента дисковых потерь а/ и параметра |
vD2icp. |
|
Коэффициент циркуляции р с увеличением расхода |
газа |
по |
сравнению с расчетным значением уменьшается, причем |
это |
уменьшение р составляет 2—3% [15]. Уменьшение р с увеличени ем расхода способствует уменьшению максимального расхода лопаточного диффузора.
90
Следует подчеркнуть, что увеличение абсолютной величины коэффициента ц, например, вследствие увеличения числа лопа ток колеса может не дать необходимого эффекта по увеличению диапазона работы компрессора. Это объясняется тем, что одно временно с увеличением максимального расхода через лопа точный диффузор будет увеличиваться плотность газа и, следо вательно, углы атаки при входе потока на лопатки диффузора при минимальных значениях расхода. Поэтому следует ожидать
|
I — |
исходный |
вариант (г| а |
0 —0,90 = const); |
|||
|
2 |
(11ад2 ) в шах |
0,95; 3 |
— СПад2 ) в max |
|||
сдвиг границы помпажа в |
= 0,85; |
4 |
— |
Ol* |
= 0,80; сплошные |
||
|
|
|
|
“д2) ° т а х |
|
||
область больших расхо |
линии |
— |
иг |
1,4; |
штриховые линии — и, = |
||
дов. |
|
|
|
|
|
= 1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение коэффициента дисковых потерь а/ способствует увеличению коэффициента напора фг, но одновременно вызывает
снижение к. п. _д. колеса л*д2 |
что в конечном итоге приводит |
К у м е н ь ш е н и ю Gmax- |
|
Действительно, |
|
k — I |
|
1+ ■ |
•2^2 ( l* - v CpDicp) |
(94)
1+ т п 2^ + а / - ' Л )
где Gmax — максимальный расход через лопаточный диффузор при отсутствии потерь на трение диска.
91