Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лопаточного канала (рис. 52); Ьаср — средняя высота канала в горловине диффузора.

При движении газа в безлопаточной части диффузора теплообмен с окружающей средой обычно невелик, поэтому им

можно

пренебречь

и принять Т3 = Т2

.

Выразив в форму­

ле (91)

среднее полное давление на входе

в лопаточный диф­

фузор

Рзср как

произведение среднего

полного давления на

Рис. 52. Схема лопаточного диффузора центробежного компрессора

выходе

из

колеса

р2 Ср и коэффициента

восстановления Обл,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G V T ;

f д геом М 'д^бл^кр'

 

 

 

(92)

 

 

Ро

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ П і Т І

 

 

Повышение полной

температуры

ТІ:Т\

 

в колесе опре­

деляется по уравнению (12).

повышения

полного давления в

Для

определения степени

колесе

воспользуемся

выражением

(13).

Подставляя

выраже­

ния для

 

Т2, Т*і

и ргср.Рі

в уравнение

(92)

с учетом того,

что во

входном

устройстве

компрессора

можно

принять

Т'і = Т0

,

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I о

Ѵ К

 

 

 

 

 

 

(93)

 

 

V

Po

 

/ д г е о м И 'д ^ в х ^ б л ^ к р Ф *

 

 

 

max д

 

 

к

 

 

 

 

 

 

k— 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

г д е

 

 

Ф

1+

2Ц2 ^ а Д2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2«2^2

 

 

 

 

88


— функция, зависящая от режима работы и потерь энергии в рабочем колесе;

'ф2 = Ц + и/ — VcpDicp

— теоретический

коэффициент

напора

колеса.

 

 

 

Из полученных выражений видно, что максимальный расход

через лопаточный диффузор компрессора

зависит от

режима

работы компрессора,

закручивания потока на входе в

колесо,

к. п. д. колеса, дисковых потерь и коэффициента циркуляции ц. Анализ влияния на величину GmaxH различных факторов, учи­ тываемых уравнением (93), представляет интерес как для оценки диапазона работы компрессора по расходу воздуха, так и для определения сдвига характеристики компрессора при изменении какого-либо параметра.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ЛОПАТОЧНОГО ДИФФУЗОРА

Для оценки влияния потерь энергии и режима работы на пропускную способность диффузора введем понятие теорети­ ческой удельной пропускной способности единицы площади минимального сечения каналов диффузора некоторого идеаль­ ного компрессора. Предположим, что движение газа в элемен­ тах компрессора происходит без потерь, а число лопаток его колеса бесконечно велико (поэтому ц = 1,0). Тогда удельная пропускная способность диффузора будет максимально возмож­ ной и определится по формуле,вытекающей из уравнения (93):

 

 

G V T:

 

а Ѵ т *

_ V ро

■= т*рФг,

Ро

 

 

шах уд

/ д I

 

 

 

где

 

 

_L *±i

Фт =

k—1

 

 

2 f t - l

 

k+ 1

 

 

Из этих соотношений следует, что теоретическая пропускная способность диффузора резко увеличивается с ростом окруж­

ной скорости « 2 колеса

и уменьшается с увеличением закручи­

вания потока на входе в

колесо.

Расчеты показывают,

что при ѴсрДыр = 0,125 и и2 = 1,4

снижение максимального теоретического расхода через диффу­ зор достигает приблизительно 14%.

Для оценки влияния потерь энергии в элементах компрес­ сора и режима его работы сопоставим величину максимального расхода через диффузор в реальном компрессоре с теоретиче­ ской пропускной способностью диффузора при отсутствии

89



закручивания потока на

входе

в

колесо, т. е.

рассмотрим

выражение

 

 

 

 

(о;

)ѵ = 0

(*вХ<ТблМ'д(і),

 

к

 

 

 

 

 

1+- k— 1

 

ft—1

 

2и2хМ ІД2

 

Ф

_L *+I

k ~ 1

1

 

/г — 1

2 к- 1 /

Т

1+ ----- 2и2,

 

1+- k+ 1 2«2Ф2

 

k+ 1

 

 

 

или для воздуха

(3 + ц ^ 2н*д2)

Ф =

(3 + игУ3(3 +

Влияние режима работы и потерь в колесе на величину Gmax можно установить, исследовав изменение функции Ф. На рис. 53 видно, что величина Ф при различных ф2 и ы2 с увеличением

т)ад2 возрастает практически по линейному закону и тем интенсивнее, чем больше коэффициент ф2 напора и окружная

скорость и2 колеса. Поэтому чем меньше падение к. п. д. и ко­ эффициента напора колеса с увеличением расхода, тем более широкого диапазона работы компрессора следует ожидать.

Влияние изменения к. п. д. колеса с увеличением расхода показано на рис. 54. Для сравнения было принято колесо с по­ стоянным к. п. д., равным 0,90, и компрессор с диапазоном работы по расходу 40%. При других законах изменения к. п. д. колеса с увеличением расхода до максимального граница пом­ пажа принята неизменной, так как параметры компрессора и к. п. д. колеса при минимальном расходе те же самые, что и в исходном варианте. Потери в других элементах компрессора одинаковы во всех вариантах расчета, который был выполнен

для значений ф>2 = 0,90, ы2 = 1,0 и 1,4.

Уменьшение к. п. д. колеса от 0,90 до 0,80 при увеличении расхода от минимального до максимального приводит к суже­

нию диапазона работы до 22% при значении «2 = 1,4. Следова­ тельно, для расширения диапазона работы компрессора необ­ ходимо расчетную точку по расходу выбирать левее максималь­ ных значений к. п. д. колеса.

Коэффициент напора ф2 зависит от коэффициента циркуля­

ции р, коэффициента дисковых потерь а/ и параметра

vD2icp.

Коэффициент циркуляции р с увеличением расхода

газа

по

сравнению с расчетным значением уменьшается, причем

это

уменьшение р составляет 2—3% [15]. Уменьшение р с увеличени­ ем расхода способствует уменьшению максимального расхода лопаточного диффузора.

90


Следует подчеркнуть, что увеличение абсолютной величины коэффициента ц, например, вследствие увеличения числа лопа­ ток колеса может не дать необходимого эффекта по увеличению диапазона работы компрессора. Это объясняется тем, что одно­ временно с увеличением максимального расхода через лопа­ точный диффузор будет увеличиваться плотность газа и, следо­ вательно, углы атаки при входе потока на лопатки диффузора при минимальных значениях расхода. Поэтому следует ожидать

 

I

исходный

вариант (г| а

0 —0,90 = const);

 

2

(11ад2 ) в шах

0,95; 3

СПад2 ) в max

сдвиг границы помпажа в

= 0,85;

4

Ol*

= 0,80; сплошные

 

 

 

 

“д2) ° т а х

 

область больших расхо­

линии

иг

1,4;

штриховые линии — и, =

дов.

 

 

 

 

 

= 1,0

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение коэффициента дисковых потерь а/ способствует увеличению коэффициента напора фг, но одновременно вызывает

снижение к. п. _д. колеса л*д2

что в конечном итоге приводит

К у м е н ь ш е н и ю Gmax-

 

Действительно,

 

k — I

 

1+ ■

•2^2 ( l* - v CpDicp)

(94)

1+ т п 2^ + а / - ' Л )

где Gmax — максимальный расход через лопаточный диффузор при отсутствии потерь на трение диска.

91