Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
лопаток и осевой протяженности изогнутой части лопаток л;тах, является диффузорность межлопаточного канала в его входном сечении.
Рассмотрим входной участок межлопаточного канала в ци линдрическом сечении (см. рис. 19). Предположим, что началь ный участок выпуклой поверхности лопаток очерчен отрезком параболы 2-го порядка. Из точки А пересечения линии спинки с линией MN — фронтом решетки — проведем нормаль к линии спинки. Из точки В пересечения линии вогнутой поверхности ко рыта лопатки с фронтом решетки проведем линию BD, нормаль ную к линии спинки соседней лопатки, и продолжим ее до пере сечения с нормалью ОА (в точке О). Если угол лопатки А образован касательными к линиям спинки и корыта в точках пересечения этих линий с фронтом решетки, то углом диффузорности канала во входном сечении BD будет разность углов Ö= Ѳ'— А.
Расстояние между точками А и В равно t —б*гаах, где t — шаг лопаток, а 6*тах—толщина входных кромок в окружном направ
лении. |
входной угол |
спинки |
лопаток. |
Пусть ßi.:i — геометрический |
|||
Отрезок ВС = АС + AB = ОА sin р1л + (t—'ö* |
). Из |
треуголь |
|
ника ОСВ следует, что |
|
|
|
ВС |
ОЛ sin Р1л + (^—d*max) |
|
|
tg(0/ + ß,JI) = |
ОА cos р1л |
|
|
ОС |
|
|
|
Откуда |
|
|
|
Ѵ ~ 0 х т а х } = 0 А tC0S Pl^tg(0' + ßlJ — Sin ßiJ. |
(25) |
Отрезок OA определится, если принять дугу AD за дугу окружности постоянного радиуса, равного радиусу кривизны па раболы в точке А. Воспользуемся формулой для вычисления ра диуса кривизны кривой
ОА = Rx
_з_
2 3 2
'Зпах -
|
*тах |
|
|
Тогда выражение для Я* |
после преобразований примет вид |
||
Rxmax |
______-*тпах________ |
(26) |
|
sin2 ß^cosßu, |
|||
|
|
||
Из уравнения (25) с учетом выражения (26) |
находим |
||
О' = arctg - |
sin2ß^COS2ß,j, |
(27) |
|
Sin3ß^COS2ßijj-l- y y q |
|
39
На рис. 21 показана зависимость величин |
™х |
для пе- |
риферийного и корневого сечений вращающихся направляющих аппаратов (ВНА) или колес компрессоров для наддува дизелей, выпускаемых Коломенским тепловозостроительным заводом им. В. В. Куйбышева.
Из рассмотрения рис. 21 следует, что при полном числе лопа ток большинство ВНА, изготовленных фрезерованием, имеют
тайные по формуле (27)
угол диффузорности Ѳ7= 5 -ь 7°. У цельнолитых колес в связи с возможностью осуществления параболы большой осевой про тяженности углы диффузорности Ѳ7, как правило, меньше и рав няются 3—4°.
При вырезке лопаток через одну углы Ѳ7 возрастают у фрезе рованных ВНА до 12—15°, у цельнолитых колес до 6—7°.
Необходимо заметить, что фактические углы диффузорности Ѳ будут мало отличаться от углов Ѳ7, так как наличие угла А ло патки (см. рис. 19), равного 1—2°, вызывает уменьшение угла Ѳ по сравнению с Ѳ7, в то же время замена параболы окружностью
40
на участке AD лопатки, как это принято при выводе формулы (27), несколько увеличивает угол Ѳ по сравнению с Ѳ', т. е. ком пенсирует влияние угла А.
Эксперименты показывают, что к. п. д. и напор компрессора с литым колесом, с полным и уменьшенным вдвое числом лопа ток в его входной части остаются практически одинаковыми (рис. 22). Это свидетельствует о том, что увеличение диффузорности от 3—4° до 6—7° и увеличение нагрузки на лопатки в на чальной части канала практически не влияет на максимальные
Рис. 22. Характеристики компрессора ТК-34 с безлопаточным диффузором:
1 — с колесом, у которого лопатки во входной части выре заны через одну; 2 — с колесом, имеющим полное число
лопаток
значения к. п. д. и коэффициента напора компрессора (в то же время наблюдается увеличение пропускной способности колеса при уменьшении числа лопаток вдвое). Диффузорность межло паточного канала в начальной части колеса или ВНА имеет большое значение, так как скорость потока на этом участке наи большая. В то же время для оценки всего канала имеет значе ние средняя диффузорность канала от его входного сечения до выходного. Величина среднего угла диффузорности цилиндри ческого сечения канала может быть получена, как и для любого плоского диффузора, из выражения
Ѳср = 2 arctg |
, |
(28) |
где b и а — соответственно ширина канала |
на выходе и входе; |
|
/ — длина средней линии канала. |
|
|
41
Ширина канала на входе может быть принята
|
а — (t —^ max)sin Р1л; |
(29) |
ширина канала на выходе |
||
|
b = t — öx= 0. |
(30) |
, |
nD |
лопаток. |
где г = --------шаг лопаток; zK— количество |
ZK
Длину канала определяют как длину дуги средней линии ка
нала в интервале изменения х от х = 0 до х = хтах: |
|
|
||
|
|
/ = І Ѵ \ + y'2dx. |
2 |
|
|
|
о |
|
|
Примем, |
что |
средняя линия — парабола (23) при т |
. |
|
Тогда |
2х |
|
||
|
|
У = |
|
|
Р
и, следовательно,
+ X 2 d x .
Интегрируя последнее выражение по частям, получим
Подставляя пределы интегрирования и значение параметра параболы из выражения (24), после преобразований находим
*тах |
1 |
+ tg |
ln |
1 |
( 31) |
2 |
sin ßij, |
+COS ßIJT |
|||
|
|
|
|
sin р 1л |
|
Формула (28) с учетом выражений (29), (30) и (31) прини мает вид
t (1 - sin ß ,л) - |
(в, _ о - |
||
Ѳср = 2 arctg |
, , , |
f. |
, / |
1 |
|||
--- |
+ tg ß |
ln |
|
sin ß |
|
|
|
6xmax sin ß, л)
(32)
1+ co sß ^ sin ß[
Расчеты по формуле (32) показывают, что основное влияние на величину Ѳср оказывает осевая протяженность лопаток ВНА и их число, а также угол Ріл (который для ВНА колес с диамет ром D2 = 230 -т- 400 мм колеблется в пределах 26—36°) и закон изменения толщины лопаток в осевом направлении. Обычно на периферии ВНА угол ѲСр колеблется в пределах 8—15°, а в кор-
42
невых сечениях он близок к нулю и может быть отрицательным из-за быстрого увеличения толщины лопаток вдоль канала. По следнее определяется соображениями прочности лопаток.
Недостатком профилирования выходных участков по парабо ле является возрастание кривизны лопаток с уменьшением ко ординаты X. Если ВНА изготовляется отдельно от колеса, то в месте стыкования его лопаток с прямолинейными лопатками колеса появляется скачкообразное изменение кривизны до нуля, что способствует резкому торможению потока вблизи поверхно сти лопатки и может приводить к отрыву пограничного слоя.
Во избежание этого применяется профилирование выпуклой стороны (спинки) лопаток ВНА по двум кривым: параболы 2-го порядка в начальной части лопатки и лемнискаты вблизи колеса. Могут применяться комбинации и других кривых. При сопряже нии двух кривых исходят из того, что в точке сопряжения коор динаты угол наклона кривых к оси х, т. е. первые производные от у по X, и радиусы кривизны должны быть одинаковы. Однако такая комбинация параболы с лемнискатой при очерчивании профиля выпуклой стороны лопаток увеличивает осевую протя женность ВНА.
ПРОФИЛИРОВАНИЕ МЕРИДИОНАЛЬНОГО КОНТУРА КОЛЕСА
Поток в рабочем колесе имеет пространственный характер. Общее решение уравнений движения в каналах колеса вязкого сжимаемого газа весьма затруднительно. Поэтому задачу опре деления скоростей в межлопаточных каналах сводят к задаче определения распределения осредненной скорости газа на неко торой средней поверхности межлопаточного канала, по форме совпадающей со средней поверхностью лопатки. Тем самым пред полагают наличие бесконечно большого количества бесконечно тонких лопаток. При этом основные уравнения движения не бу дут отличаться от осредненных уравнений движения, а загро мождение канала реальными лопатками может быть учтено вве дением в уравнение расхода коэффициента загромождения Хк < 1 [34, 43, 47]. При выводе уравнений и расчете газ считают идеальным, сжимаемым, а потери энергии при его течении вдоль каналов колеса учитывают введением коэффициента изоэнтро-
пичности процесса а = ехр --------- |
где До—приращение энтро- |
V ср — си ) ’
пни из-за тепла трения при движении газа от начального сечения до рассматриваемого; ср, сѵ— теплоемкости при постоянных давлении и объеме. При этом закон изменения а вдоль каждой струйки тока считается известным [34]. Наличие потерь в колесе также может быть учтено принятием политропического закона изменения параметров вдоль канала колеса с постоянными по казателями политропы я [43, 47].
43