Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
Скорости вдоль различных струек тока межлопаточного ка нала определяют совместным решением уравнений движения в проекциях на координатные оси, уравнений энергии, состояния
и неразрывности. |
Наибольшее распространение получил метод |
||||
расчета, когда уравнения движения рассматриваются |
в проек |
||||
циях |
на естественные криволинейные |
координаты, |
из |
которых |
|
одна |
координатная |
ось совпадает с направлением |
линии тока, |
||
другая — с направлением, нормальным |
к этой линии, и третья |
||||
совпадает с окружным направлением. |
Так как первоначальное |
||||
положение и форма линий тока неизвестны, задача |
решается |
методами последовательных приближений, что затрудняет выбор
оптимальной конфигурации межлопаточного |
канала |
колеса, |
|
в частности при расчете по заданным |
законам |
распределения |
|
меридиональной скорости вдоль средней линии тока, |
а также |
||
вдоль ступицы колеса и у корпуса. |
преимуществами обла |
||
С этой точки зрения определенными |
дают методы решения уравнений движения в полуфиксирован ной и фиксированной сетках.
Для решения задачи напишем основные уравнения в естест венной системе координат.
1. Уравнение неразрывности |
|
dG = 2nrx„pcm dn, |
(33) |
2яг— 2дЛ |
t— а |
где г — радиус рассматриваемого сечения; %п = ----------— = |
-------t |
2 л г |
— безразмерная ширина потока; А — текущая толщина лопатки в окружном направлении; dn — толщина линии тока по нормали.
В безразмерном виде уравнение (33) применительно к струй ке тока в относительном движении имеет вид
|
|
|
|
|
_L k + \ |
|
|
|
|
dG = y v ^ j s i n |
ß I — |
j |
odn, |
|
(34) |
||
где G = -------------- r |
— безразмерный расход; г = — — отно- |
|||||||
2 я Ркр0скр0'0 |
|
|
|
|
точки |
|
г° |
|
сительный |
радиус; г0 — радиус какой-либо |
пространства, |
||||||
параметры |
в которой |
приняты за исходные; п = — |
; q(Kw) — |
|||||
приведенная плотность потока |
|
|
|
Го |
||||
массы, подсчитанная |
по приве |
|||||||
денной скорости К1С] |
ß — угол |
между направлением |
относитель |
|||||
ной скорости и окружным |
направлением; |
Т^ — температура |
||||||
торможения в рассматриваемом сечении струйки |
в относитель |
|||||||
ном движении: |
|
|
|
|
|
|
(35) |
|
|
Т1W — Т1W 1 |
k—1 (—2 |
—2\ |
|
|
|||
|
k + 1 (П)-- U )---- |
|
44
В уравнении (35) |
U |
И U |
и |
окружные скорости |
щ |
|
скрі скрі
в начальном и расчетном сечениях струйки, отнесенные к критической скорости в начальном сечении (в абсолютном движении); Т* — температура торможения в начальном сечении в абсолют
ном движении.
2. Уравнение Эйлера в проекции на направление линии тока, эквивалентное интегралу Бернулли и уравнению сохранения энергии
-^—(і — иса) — О |
|
|
ds ѵ |
и> |
|
и |
|
(36) |
і* = срГ + |
||
где ст — меридиональная составляющая |
абсолютной скорости. |
|
Это уравнение используют |
при выводе соотношения между |
температурой торможения в различных сечениях струйки тока, так как зависимость между статическими и полными парамет рами в каждом рассматриваемом сечении принимается изоэнтропической (энтропия при торможении не меняется), а изменение полного давления р^ вдоль струйки определяется законом из
менения коэффициента изоэнтропичности а, т. е.
k
Ро
3.Уравнение Эйлера в проекции на нормаль к линии тока (уравнение равновесия)
|
ст |
си |
у = |
г7 |
1 |
d p |
|
|
|
-------------cos |
Fn---------- — |
|
|
||||
|
R |
г |
|
|
Р |
du |
|
|
|
|
Fn= - F utgö. |
|
|
|
|||
В относительном |
движении |
ст = wm = w sin |
|
|||||
= w cos ß + и и уравнение (38) принимает вид |
1 |
dp |
||||||
ai2sin2ß |
ш2 cos2 ß + и2— |
2wu |
cos ß |
|
n |
|||
|
cos у = t „------ |
—— |
||||||
R |
|
|
|
|
|
|
p |
dn |
(38)
(39)
где у — угол наклона касательной к линии тока в рассматривае мом сечении к оси компрессора; R — радиус кривизны линии то ка в меридиальной плоскости; Fn — проекция на нормаль массо вой силы, возникающей в результате воздействия потока на ло патки; б — угол между нормалью к линии тока и касательной к средней поверхности канала в рассматриваемой точке плоско сти, перпендикулярной оси компрессора (угол наклона лопатки).
45
В безразмерной форме уравнение (39) имеет вид
dki |
|
cos2 ß cosy |
|
n |
sin2 ß |
|
|
|
d |
ln pw) -Ь |
||
dn |
|
|
|
|
R |
|
|
k |
|
dn |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
r |
|
|
|
|
|
|
|
d ln pw — 2Fn- |
||
+ |
} / - p - cos ß ~cos у |
_ k + 1 |
|
|||||||||
|
' |
1 w |
|
Г |
|
k |
|
dn |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
■2u2 |
1 |
cos Y |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
T, |
|
|
|
|
|
|
|
где и ■ |
|
ln pa |
|
d |
, |
, |
|
k |
|
d |
, I'm |
|
|
—— lnoH----------- — ln — |
|||||||||||
■-крі |
dn |
|
dn |
|
|
k — 1 |
|
dn |
|
j * |
||
F„ |
Awsin ß tgö |
|
|
|
|
|
|
■ |
/ |
T. |
cos ß . |
|
|
|
T„, |
ds |
\ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
После |
обозначений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
A(n). . = |
cos2 ß cos у |
, sin2 ß |
- |
k |
d |
ln p*w\ |
|||||
|
-------- *-=— --1— = |
|
dn |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
2k |
|
||
|
|
B(n) = —2и |
|
|
cos ß cos у |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Y• |
?л T9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
C(n) |
|
d |
, |
* |
^ |
|
—2 |
Л |
cosy |
||
|
|
_ |
ln pw— Fn— u |
|
|
|
|
|||||
|
|
2k |
dn |
|
|
|
|
|
|
T |
|
|
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dl, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ - = ,A { n ) K + B{n) + C {n)- ^ . |
|
|||||||||
|
|
an |
|
|
|
|
|
|
|
A«, |
|
|
(40)
(41)
(42)
При выводе выражения (41) использовано четвертое уравне ние — уравнение моментов количества движения (уравнение Эйлера в проекции на окружное направление)
р |
ст |
du.сII |
Ар |
(43) |
|
и |
ds |
ХР* |
|
Для решения уравнения равновесия меридиональное сечение колеса разбивают сеткой линий постоянных s и п, т. е. совпада ющих с линиями тока и нормальных к ним. В каждом сечении
каждой струйки определяют значения безразмерных радиуса г,
радиуса кривизны линии тока R, углы у наклона линий п, без размерную ширину потока %п, углы лопаток ß' и 6' и коэффици ент изоэнтропичности а. При расчете в первом приближении силу Fn можно принять равной нулю, т. е. пренебречь наклоном лопаток на угол б'.
46
Углы лопаток ß' и 6' определяются их геометрией и задаются обычно в цилиндрических сечениях лопаток (при этом угол 6' — угол между касательной к лопатке и радиальным направлением в плоскости, перпендикулярной оси колеса). Вследствие того, что линия тока наклонена в рассматриваемом сечении на угол у, углы потока ß и б отличаются от геометрических углов ß' и б'. Связь между ними устанавливается следующими соотноше ниями:
ctg ß = (ctg ß' + tg у tg Ö')cos y; tg 6 = (tg ö' —tg у ctg ß')cos у .
После определения геометрических параметров канала про изводят численное интегрирование уравнения равновесия (40).
Переход от параметров газа при абсолютном движении к па раметрам при относительном движении в начальном сечении струек тока и обратный переход в конечном сечении (там, где лопатки отсутствуют) производят по формулам:
в начальном сечении
|
—- 1= —ш~— —Мі(2АИі-—Mi); |
|||
|
г: |
|
é+1 |
|
|
|
tgßi = r |
A, sin «, |
|
|
|
|
||
|
|
|
A, c o s а , — и, |
|
|
|
|
* |
n(AK,t) |
|
|
р^ = р і ~ Щ Г ' - |
||
где A«, |
= Ai cos aj |
окружная |
составляющая приведенной ско- |
|
роста на входе; |
|
|
|
|
в конечном сечении |
|
|
||
|
|
Т2= Т.а>2 “ |
|
|
|
|
* |
* |
k—\ |
|
|
П(Я2) . |
||
|
|
Рг = Pw. |
П ( Лш2) |
|
где |
а2 —Рг—arcsin ^ |
V-sinßo ; |
||
|
|
2 |
, 2 |
і / 2 , 2 2 |
|
с% — |
C 2tn + с'2и= V w2m+ ц м2 |
w2m= W2sin ß2;
Величины |
определяют по формуле (35), а |
— по |
формуле (37). |
|
|
47
В промежуточных сечениях линий тока температуру торможе ния определяют по формуле (35), а давление торможения — по формуле (37). Определенные по уравнению равновесия значения приведенной скорости используют для уточнения ширины канала вдоль линий п по уравнению неразрывности
|
|
k + \ |
|
G |
|
k—1 _ |
|
lnrcl(^w)s'm ß |
odn. |
||
2 я РКрОСкрОГ0 |
|||
О |
|
||
|
и нормалей к ним. |
||
Затем корректируют сетку линий тока |
Для этого удобно воспользоваться методом Флюгеля для опре-
деления |
координат я* (где і = 1, 2, |
N), разбивая межлопа |
точный канал на N струек тока с одинаковым расходом — . |
||
Этот |
|
N |
метод, однако, требует повторного определения геомет |
рических параметров лопаток, углов наклона и радиусов кривиз ны линий тока.
Часто при расчетах скоростей потока в меридиональной пло скости уравнение равновесия (39) упрощают, считая, что сред няя поверхность межлопаточного канала образована прямыми линиями, проходящими через ось колеса. Тогда угол б = 0, и по этому Fn = 0. Кроме того, иногда пренебрегают потерями пол
ного давления при течении газа вдоль линий тока, |
т. е. а = 1. |
При малых скоростях потока (Xw < 0,5) уравнение |
Бернулли |
вдоль линии тока записывают как для несжимаемой жидкости,
вводя вместо скоростей Kw некоторую безразмерную скорость w. Радиус кривизны обычно легко определяется для границ мери дионального контура канала. С целью облегчения расчетов из менение радиуса кривизны вдоль нормали к линиям тока часто принимают следующим линейному закону.
При проектировании колес центробежных компрессоров важ но выбрать меридиональный контур такой конфигурации, которая обеспечивала бы оптимальный закон изменения скорости вдоль различных линий тока. Оптимальным естественно считать рас пределение, обеспечивающее минимальные потери энергии в колесе. Решение этой задачи пока не представляется возмож ным из-за своей сложности. Поэтому используют расчетно-экс периментальный метод, при котором экспериментальное опреде ление потерь в колесе или в ступени в целом сочетается с расчет ным определением закономерности распределения скоростей вдоль различных струек тока. При расчете заранее в конструк цию различных колес закладывается вполне определенный, ха рактерный тип течения потока.
Экспериментальное исследование позволяет, таким |
образом, |
|
выбирать оптимальный |
закон распределения скорости |
хотя бы |
вдоль трех струек тока |
— вдоль контура диска колеса, |
по сред |
ней линии канала и вдоль корпуса. Анализ возможных вариан
48