ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Беспокоило ли вас что-либо в связи с предыдущей сессией? Было ли что-нибудь, о чем вам очень не хочется говорить?

3. Как прошла последняя неделя? Изменилось ли ваше настроение? (1-3 предложения.)

4. Случилось ли за эту неделю что-нибудь важное, что нам следовало бы обсудить? (1-3 предложения.)

5. Что вы хотите включить в повестку дня? (1-3 предложения.)

6. Что вы выполнили / не выполнили в качестве домашнего задания? Чему вы научились?

 

Рис. 4.1. Рабочий бланк "Мост между сессиями". Изменено с разрешения

Tomas Ellis, Ph. D.

Если бы пациент рассказал о чем-то неприятном в отношении предыдущей сессии, терапевт мог бы проанализировать это вместе с пациентом или вклю­чить этот вопрос в повестку дня. Также, если бы пациент не вспомнил ничего значительного с предыдущей сессии, терапевт мог бы спросить: "Помните ли вы, что мы говорили о связи мыслей с эмоциями?" Еще он мог поинтересовать­ся: "Как насчет того, чтобы внести обзор когнитивной модели в сегодняшнюю повестку дня?" Как мы упоминали выше, терапевт помогает пациенту принять на себя ответственность за запоминание важного содержания текущей сессии, например, так: "Что вы могли бы сделать в ближайшую неделю, чтобы запом­нить то, о чем мы будем говорить сегодня?" Заметьте, что главная причина "за­бывчивости" пациентов кроется в неспособности терапевтов убедить их запи­сывать важные тезисы непосредственно во время сессии.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ

На первых сессиях терапевт берет на себя ведущую роль в определении повестки дня, а затем постепенно передает ее пациенту. Освоив навыки определения повестки дня, пациент с большей вероятностью продолжит самотерапию после окончания курса лечения (глава 15).

Т: Сейчас нам нужно определить повестку дня. Мы уже отметили подготовку экзамен и проблему с соседкой по комнате. А еще я хотел бы поговорить о типичном ходе улучшений и немного об автоматических мыслях. И конечно, проведем анализ домашнего задания. Что-нибудь еще?

П: Наверное, нет.

Т: Это очень обширная повестка дня. Если нам не хватит времени, что мы можем отложить до следующей недели? (Учит пациентку расставлять приоритеты.)

Вторая и последующие сессии: структурирование и формат                                  75


 

П: Гм... Думаю, проблему с соседкой по комнате. Возможно, она разрешится сама собой.

Т: Хорошо, мы поставим ее последней в нашем списке и постараемся ре­шить ее сегодня, в противном случае вернемся к ней через неделю, если она все еще будет актуальной.

Чтобы помочь пациенту определить повестку дня, терапевту зачастую при­ходится проявлять настойчивость. Многие пациенты могут не осознавать, что их беспокоит, и/или сомневаться, заслуживает ли тот или иной вопрос внима­ния. Терапевт предлагает пациенту называть проблемы, в разрешении которых ему нужна помощь. "О чем вы хотели бы поговорить сегодня?", "Что вы хотите включить в повестку дня?", "Чем я могу помочь вам?", "Над чем нам стоит се­годня поработать?". Если повестка дня получилась очень объемной, терапевт и пациент совместно определяют более и менее приоритетные вопросы, устанав­ливают время, которое отведут на обсуждение каждого вопроса, и, при необхо­димости, откладывают один или больше пунктов до следующей сессии.

Важно отметить, что не всегда целесообразно строго придерживаться по­вестки дня. А в некоторых обстоятельствах ее даже не следует придерживать­ся. Отступая от установленной повестки дня, терапевт, однако, разъясняет па­циенту причины и получает его согласие.

Т: Салли, я вижу, что вы до сих пор беспокоитесь по поводу предстоящего экзамена, но у нас истекает время, отведенное на этот вопрос. Согласны ли вы продолжить нашу беседу, а другие вопросы отложить до следующей недели? Или постараемся уложиться с обсуждением экзамена в пять минут, чтобы у нас осталось время поговорить о проблеме с соседкой по комнате?

П: Думаю, проблема с соседкой по комнате может подождать до следующей недели.

Т: Хорошо, сейчас я запишу это, и мы продолжим разговор об экзамене.

Терапевт может изменить распределение времени в ходе сессии по ряду причин. Например, как в приведенном примере, пациент огорчен из-за опреде­ленной проблемы, которой необходимо уделить больше внимания. Или возни­кает новая тема, которая кажется значимой. Или настроение пациента во время сессии ухудшается. Терапевт уводит пациента от обсуждения второстепенных вопросов, которые не вошли в повестку дня и которые не могут играть важную роль в улучшении состояния пациента. Исключением является случай, когда терапевт намеренно (но обычно кратко) вызывает пациента на неформальный
диалог для достижения определенных целей: чтобы улучшить его настроение, укрепить терапевтический альянс либо оценить когнитивные или социальные способности пациента. Например, терапевт может поинтересоваться, какой фильм пациент смотрел накануне, или спросить о его семье, или узнать его мнение о текущих политических событиях.

76                                                                                                                          Глава 4

 

АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

Исследования показывают, что пациенты, регулярно выполняющие домашние задания, достигают более быстрых и устойчивых улучшений, чем те, которые не выполняют (Persons и др., 1988; Niemeyer & Feixas, 1990). Анализ домашне­го задания на каждой сессии подчеркивает важность межсессионной работы. Основываясь на собственном опыте, мы можем утверждать, что если анализ домашнего задания не проводится, у пациента формируется представление, что выполнять домашнее задание не важно, и вероятность его выполнения су­щественно снижается. Иногда анализ домашнего задания относительно кра­ток; в других случаях он может продолжаться почти всю сессию, особенно если домашнее задание касается вопросов, которые пациент желает обсудить на данной сессии. Домашнее задание мы подробно обсудим в главе 14.

Вот пример успешного анализа домашнего задания.

Т: Следующий вопрос нашей повестки дня - домашнее задание. Что вы вы­полнили?

П: Я прочитала брошюру о депрессии.

Т: Вы захватили ее с собой? Не могли бы вы достать ее? Скажите, пожалуй­ста, что полезного для себя вы нашли в этой книге? Что показалось вам важ­ным? (Терапевт и пациентка несколько минут обсуждают содержание брошю­ры.) У вас остались вопросы по книге? Есть что-то, с чем вы не согласны или что не поняли?

П: Нет, это очень полезная книга.

Т: Хорошо. Еще у вас было задание отслеживать автоматические мысли, возникающие во время изменения настроения.

П: Я пыталась, но мне не всегда удавалось понять, о чем я думаю.

Т: Это нормально. Мы будем говорить об автоматических мыслях на каждой сессии
, до конца терапии. Что касается этого домашнего задания, удалось ли вам распознать хоть какие-то автоматические мысли при изменении наст­роения?

П: Да, но я не записала их.

Т: А что это была за ситуация?

П: Я сидела в классе и вдруг начала сильно тревожиться.

Т: И о чем вы думали в тот момент?

П: Я думала, что скоро экзамен и нет никакой надежды на то, что я успею подготовиться.

Т: Хорошо. Позвольте, я запишу это, и мы вернемся к этим мыслям через которое время, когда будем говорить об экзамене.

 

 

 

Вторая и последующие сессии: структурирование и формат        77

 

П: Конечно.

Т: Какие еще автоматические мысли вы отметили на этой неделе?

П: Больше никаких.

Т: Хорошо. Давайте перейдем к следующему пункту домашнего задания. Вы дополнили свой список целей?

П: Нет. Я просматривала его, но больше ничего не придумала.

Т: Если захотите что-нибудь добавить, скажите мне об этом. А удалось ли вам напоминать себе о том, что вы испытываете разнообразные трудности из-за депрессии, а не потому, что ленивы?

П: С этим я справилась. Несколько раз ловила себя на мыслях о лени и тут же напоминала себе о депрессии.

 

Терапевт стремится проанализировать все пункты домашнего задания, по­этому он отмечает автоматические мысли Салли как вопрос для обсуждения на сессии. Терапевт не должен рассматривать домашнее задание отдельно от всех остальных пунктов повестки дня. Многие опытные специалисты объединяют анализ домашнего задания с работой по повестке дня. Однако начинающий те­рапевт нуждается в более четком представлении о том, где именно он сейчас находится и что еще предстоит выполнить. В этом случае легче придерживать­ся точного плана и лишь отмечать темы, которые предстоит обсудить позднее. Начинающим терапевтам легче, например, углубиться в дискуссию об экзаме­не в ущерб анализу остальной части домашнего задания.

 

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ

НОВОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ПЕРИОДИЧЕСКОЕ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

В большинстве случаев терапевт спрашивает пациента, с какого пункта по­вестки дня тот хочет начать обсуждение. Поступая так, терапевт побуждает пациента к активности, укрепляет его уверенность в себе и подводит его к осо­
знанию собственной ответственности. Иногда право выбора первой темы для обсуждения терапевт оставляет за собой, особенно если полагает, что выбор определенной темы будет более полезным и приведет к улучшению состояния пациента ("Вы не против, если мы начнем с проблемы в отношениях с началь­ником?").

Терапевт формулирует собственные цели обсуждения каждой темы. Так, на второй сессии терапевт не только старается помочь Салли решить некоторые проблемы, но и:

 

 

 

78                                                                                                                          Глава 4

  

•  устанавливает связь обсуждаемой темы с терапевтическими целями Салли;

•  усиливает когнитивную модель;

•  продолжает обучать Салли выявлению ее автоматических мыслей, стре­мится улучшить самочувствие Салли, помогая ей правильно реагиро­вать на тревожные мысли;

•  как всегда, поддерживает и укрепляет раппорт, выражая понимание и принятие пациентки.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ. ПУНКТ № 1

 

Т: Взгляните на повестку дня. Как вы думаете, с чего нам лучше начать? Выбирайте - поговорим о предстоящем экзамене или о характере улучшений в терапии?

П: Я думаю, об экзамене. Этот вопрос очень меня волнует.

Т: Эта тема касается двух ваших терапевтических целей - улучшения успе­ваемости и уменьшения волнения перед экзаменами, так?

П: Да.

Т: Расскажите, пожалуйста, как прошла эта неделя. Как вам давалась учеба? Получалось ли сосредоточиться на занятиях?

П: Я никак не могла начать подготовку к экзамену. Всякий раз, когда я уса­живалась за письменный стол, я начинала сильно волноваться. Иногда я не осознав ала, что мои мысли блуждают, и потом мне приходилось перечитывать несколько страниц заново.

Т: А когда экзамен, и сколько глав нужно выучить? (Стремится получить больше сведений, чтобы распознать возможные искажения мышления пациент­ки и помочь ей решить проблему)

П: Через две недели. Всего десять глав.

Т: И сколько вы уже прочли?

П: Три главы.

Т: Есть что-нибудь в этих трех главах, в чем вы не разобрались?

П: Очень много.