ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
также может предложить пациенту определенную мысль, которая противоположна ожидаемой.
Т: О чем вы думали, когда я спросил: "Как у вас дела с учебой?" и вам стало грустно?
П: Я не знаю. Действительно, я не знаю. Мне просто стало очень плохо.
Т: Попробуйте догадаться, о чем вы могли подумать. (Или: могли ли вы подумать о школе, о поисках работы или о терапии? Или: возникли ли у вас какие-нибудь мысленные картины? Или: что для вас означал мой вопрос об учебе? Или: думали ли вы о том, как хорошо идут ваши дела?)
Выявление автоматических мыслей 109
ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ
Чтобы помочь пациенту идентифицировать автоматические мысли, которые возникают у него в промежутках между сессиями, подойдут те же самые вопросы. Как и в предыдущем случае, терапевт вначале задает главный вопрос ("О чем вы думали") и предлагает пациенту описать проблемную ситуацию.
Т: Итак, вы были в классе, когда вдруг почувствовали, что нервничаете. О чем вы думали?
П: Я не знаю.
Т: А что происходило?
П: Преподаватель объяснял требования к работе, и мой сосед шепотом спросил меня, когда нужно ее сдать.
Т: Значит, ваш сосед задал вам вопрос в то время, когда преподаватель объяснял требования? И вы почувствовали, что нервничаете?
П: Да. Ой, вспомнила! Я подумала: "Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать".
Если для того, чтобы выявить автоматические мысли, недостаточно вербального описания ситуации, терапевт просит пациента представить ее так, как будто все происходит прямо сейчас. Терапевт побуждает пациента к подробному рассказу и предлагает говорить в настоящем времени.
Т: Салли, можете ли вы представить, что сейчас сидите в классе, преподаватель объясняет требования к работе, ваш сосед шепотом задает вам вопрос, а вы нервничаете... Опишите эту ситуацию как можно подробнее. Как выглядит аудитория? Где именно вы сидите? Где сидит или стоит преподаватель? именно он говорит? Что вы делаете?
П: Я сижу в кабинете экономики. Преподаватель стоит на кафедре, перед студентами... (Задумчиво.)
Я сидела в правом ряду и слушала очень внимательно...
Т: Значит, "Я сижу в правом ряду и слушаю очень внимательно…" (Побуждает пациентку описывать ситуацию так, как будто она происходит в настоящий момент времени.)
П: Преподаватель рассказывает о темах, из которых мы можем выбирать, о макроэкономике и... В этот момент мой сосед наклоняется ко мне и шепчет: "Когда нужно сдать курсовую?"
Т: О чем вы сейчас думаете?
П: Что сказал преподаватель? Что я упустила? Теперь я не буду знать, что делать.
110 Глава 6
Итак, с помощью терапевта пациент заново "проживает" проблемную ситуацию, как будто она происходит в настоящий момент. Замечая, что пациент употребляет в рассказе прошедшее время, терапевт мягко корректирует рассказ, так, чтобы он звучал в настоящем времени. Кроме того, если пациент испытывает трудности с идентификацией автоматических мыслей в ситуации межличностного взаимодействия, терапевт может помочь ему воссоздать ситуацию с помощью ролевой игры. Пациент описывает, кто и что именно говорил, а затем представляет самого себя, в то время как терапевт играет роль другого участника взаимодействия.
Т: Значит, вы были подавлены, когда разговаривали со своей однокурсницей о домашнем задании?
П: Да.
Т: О чем вы думали во время этого разговора?
П: (После паузы.) ...Я не знаю. Но мне было очень плохо.
Т: Можете вспомнить, что вы говорили ей и что она отвечала?
П: (Вспоминает и описывает диалог.)
Т: Давайте попробуем сыграть в ролевую игру? Я буду вашей подругой, а вы представите саму себя.
П: Хорошо.
Т: Когда мы будем проигрывать эту ситуацию, обратите внимание на свои мысли.
П: (Кивает.)
Т: Хорошо. Начинаем. Что вы сказали вначале?
П: Карен, я хочу спросить тебя кое о чем.
Т: Ладно, но давай немного позже? Я опаздываю на лекцию.
П: Это не долго. Я пропустила занятие... Что профессор Смит говорил о наших работах?
Т: Говорю тебе, я очень спешу. Позвони мне сегодня после семи, хорошо? Пока... Все. Ролевая игра закончена. Удалось ли вам понять, о чем вы думали?
П: Да. Я думала о том, что у нее нет времени для меня, что она не хочет мне помочь и я не знаю, что мне делать.
Т: У вас были мысли "У нее нет времени для меня", "Она не хочет мне помочь", "Я не знаю, что мне делать".
П: Да.
Т: И из-за этих мыслей вы расстроились?
П: Да.
Выявление автоматических мыслей 111
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
После того как пациент обнаружил свои первичные автоматические мысли терапевт продолжает задавать вопросы.
Т: Значит, когда вы получили результаты контрольной работы, вы подумали: "Я могла бы написать ее лучше. Мне надо было лучше подготовиться" О чем еще вы думали?
П: Я написала работу хуже всех.
Т: И что?
П: Я подумала: "Мне не место здесь. Я полное ничтожество".
Терапевт должен учитывать, что у пациента могут быть другие автоматические мысли, которые касаются не собственно ситуации, а его реакции на нее. Пациент может негативно воспринимать свои собственные эмоции, поведение или физиологические реакции.
Т: Значит, у вас была мысль: "Я могу оказаться в неловком положении", и вы почувствовали тревогу. Что произошло потом?
П: Мое сердце забилось очень быстро, и я подумала: "Что со мной происходит?"
Т: И вы почувствовали...
П: Еще более сильную тревогу.
Т: И потом?
П: Я подумала: "Моя жизнь никогда не наладится".
Т: И вы почувствовали...
П: Тоску и безнадежность.
Обратите внимание, что вначале пациентка выявила автоматические мысли по поводу конкретной ситуации (выполнения какого-то задания). Затем у неё появились мысли о её тревоге и физиологической реакции (ускоренном сердцебиении). Во многих случаях эти вторичные эмоциональные реакции могут быть довольно травмирующими и в значительной мере ухудшить состояние пациента. Чтобы работа оказалась максимально эффективной, важно определить, в какой точке пациент испытывал самый глубокий дистресс (до, во время или после конкретного случая), а также каковы были его автоматические мысли в тот момент. Болезненные автоматические мысли могли появиться у пациента в предчувствии ситуации ("Что если она начнет на меня кричать?"), во время ситуации ("Она думает, что я дурак") и/или позднее, в ходе размышлений над тем, что произошло ("Я ничего не могу сделать толком; не следует даже пытаться").
112 Глава 6
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Не всегда просто распознать автоматические мысли, связанные с определенной эмоцией. Но иногда пациент испытывает трудности в выявлении собственно ситуации или темы, которая причиняет ему наибольшее беспокойство (или же части ситуации, которая огорчает сильнее всего). Когда происходит подобное, перед терапевтом встает новая задача - помочь пациенту выявить собственно проблемную ситуацию. Методика заключается в том, что терапевт предлагает пациенту мысленно исключить из перечня проблем одну и определяет, улучшилось ли его состояние. Когда ясна конкретная ситуация, гораздо проще выявить связанные с ней автоматические мысли.
Т: (Подводит итог.) Значит, в последние дни вы были очень расстроены, но не знаете, почему, и не можете выявить свои автоматические мысли - вы просто расстроены и подавлены большую часть суток. Это так?
П: Да. Я не знаю, что со мной происходит.
Т: О чем вы думали все это время?
П: Ну, об учебе... и о том, что я не могу поладить с соседкой по комнате. И о том, что я снова пыталась дозвониться маме, но у меня не получилось... и... я не знаю... Обо всем.
Т: Итак, существуют проблемы с учебой, с соседкой по комнате и с попытками дозвониться маме. Что-нибудь еще?
П: Да. Я плохо себя чувствую. И я боюсь, что могу заболеть и не закончить курсовую работу.
Т: Какая из этих проблем причиняет вам больше всего беспокойства - учеба, отношения с соседкой по комнате, попытки дозвониться маме или плохое самочувствие?
П: О, я не знаю. Это все так ужасно.
Т: Запишите, пожалуйста, все эти проблемы. Теперь давайте представим, что мы можем полностью исключить проблему плохого самочувствия. Предположим, что вы сейчас в отличной физической форме. Насколько сильно вы теперь тревожитесь?
П: Почти так же.
Т: Хорошо. А теперь представьте, что вам удалось дозвониться маме, скажем, как раз после нашей сессии. Вы поговорили с ней, у нее все хорошо. Как вы себя чувствуете теперь?
П: Немного лучше. Совсем немного.
Выявление автоматических мыслей 113
Т: Хорошо. Теперь давайте предположим, что проблема с учебой... Кстати, что это за проблема?
П: К следующей неделе я должна закончить курсовую работу.
Т: Давайте предположим, что вы вовремя сдали работу и уверены, что написали ее хорошо. Как вы себя чувствуете теперь?
П: Это было бы большим облегчением - если бы я сдала эту работу и была уверена, что хорошо написала ее.
Т: Похоже, проблема с написанием курсовой работы причиняет вам наибольшее беспокойство.
П: Наверное, да.
Т: А теперь, просто, чтобы быть уверенными... Если вам все еще будет необходимо закончить курсовую работу, но разрешится проблема с соседкой но комнате, как вы будете себя чувствовать?
П: Не очень хорошо. Думаю, что больше всего меня волнует моя курсовая работа.
Т: Сейчас мы рассмотрим эту проблему подробнее, но прежде я хочу, чтобы вы кратко повторили, как нам удалось вычислить самую травмирующую проблему, чтобы в будущем вы могли выполнять это самостоятельно.
П: Сначала мы составили перечень проблем, которые волнуют меня, и по очереди исключали их.
Т: И вы смогли понять, решение какой из них принесет вам наибольшее облегчение.
П: Да.
(Затем терапевт и пациентка рассматривают проблему, связанную с написанием курсовой работы; они выявляют автоматические мысли, формируют адаптивные ответы на них и решают эту проблему.)
Эта же методика позволяет определить, какая часть значительной проблемы наиболее болезненна для пациента.
Т: Значит, вас очень беспокоят проблемы в отношениях с соседкой по комнате. А что именно?
П: О, я не знаю. Все.
Т: Можно подробнее?
П: Она берет мою еду, но никогда не возвращает. Вряд ли она это делает специально, но это раздражает меня. А еще у нее есть друг, и всякий раз, рассказывая о нем, она не забывает напомнить мне, что я до сих пор не встречаюсь ни с кем из парней. А еще она неаккуратна, повсюду разбрасывает свои вещи и мусор... Она невнимательна. Она все время забывает оставить мне записки, и вообще она все забывает.
114 Глава 6
Т: Что-нибудь еще?
П: Это основное.
Т: Теперь мы выполним уже знакомое вам задание. Сейчас я повторю все сказанное вами, а попробуете определить, что волнует вас больше всего. Если
Т: О чем вы думали, когда я спросил: "Как у вас дела с учебой?" и вам стало грустно?
П: Я не знаю. Действительно, я не знаю. Мне просто стало очень плохо.
Т: Попробуйте догадаться, о чем вы могли подумать. (Или: могли ли вы подумать о школе, о поисках работы или о терапии? Или: возникли ли у вас какие-нибудь мысленные картины? Или: что для вас означал мой вопрос об учебе? Или: думали ли вы о том, как хорошо идут ваши дела?)
Выявление автоматических мыслей 109
ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ
Чтобы помочь пациенту идентифицировать автоматические мысли, которые возникают у него в промежутках между сессиями, подойдут те же самые вопросы. Как и в предыдущем случае, терапевт вначале задает главный вопрос ("О чем вы думали") и предлагает пациенту описать проблемную ситуацию.
Т: Итак, вы были в классе, когда вдруг почувствовали, что нервничаете. О чем вы думали?
П: Я не знаю.
Т: А что происходило?
П: Преподаватель объяснял требования к работе, и мой сосед шепотом спросил меня, когда нужно ее сдать.
Т: Значит, ваш сосед задал вам вопрос в то время, когда преподаватель объяснял требования? И вы почувствовали, что нервничаете?
П: Да. Ой, вспомнила! Я подумала: "Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать".
Если для того, чтобы выявить автоматические мысли, недостаточно вербального описания ситуации, терапевт просит пациента представить ее так, как будто все происходит прямо сейчас. Терапевт побуждает пациента к подробному рассказу и предлагает говорить в настоящем времени.
Т: Салли, можете ли вы представить, что сейчас сидите в классе, преподаватель объясняет требования к работе, ваш сосед шепотом задает вам вопрос, а вы нервничаете... Опишите эту ситуацию как можно подробнее. Как выглядит аудитория? Где именно вы сидите? Где сидит или стоит преподаватель? именно он говорит? Что вы делаете?
П: Я сижу в кабинете экономики. Преподаватель стоит на кафедре, перед студентами... (Задумчиво.)
Я сидела в правом ряду и слушала очень внимательно...
Т: Значит, "Я сижу в правом ряду и слушаю очень внимательно…" (Побуждает пациентку описывать ситуацию так, как будто она происходит в настоящий момент времени.)
П: Преподаватель рассказывает о темах, из которых мы можем выбирать, о макроэкономике и... В этот момент мой сосед наклоняется ко мне и шепчет: "Когда нужно сдать курсовую?"
Т: О чем вы сейчас думаете?
П: Что сказал преподаватель? Что я упустила? Теперь я не буду знать, что делать.
110 Глава 6
Итак, с помощью терапевта пациент заново "проживает" проблемную ситуацию, как будто она происходит в настоящий момент. Замечая, что пациент употребляет в рассказе прошедшее время, терапевт мягко корректирует рассказ, так, чтобы он звучал в настоящем времени. Кроме того, если пациент испытывает трудности с идентификацией автоматических мыслей в ситуации межличностного взаимодействия, терапевт может помочь ему воссоздать ситуацию с помощью ролевой игры. Пациент описывает, кто и что именно говорил, а затем представляет самого себя, в то время как терапевт играет роль другого участника взаимодействия.
Т: Значит, вы были подавлены, когда разговаривали со своей однокурсницей о домашнем задании?
П: Да.
Т: О чем вы думали во время этого разговора?
П: (После паузы.) ...Я не знаю. Но мне было очень плохо.
Т: Можете вспомнить, что вы говорили ей и что она отвечала?
П: (Вспоминает и описывает диалог.)
Т: Давайте попробуем сыграть в ролевую игру? Я буду вашей подругой, а вы представите саму себя.
П: Хорошо.
Т: Когда мы будем проигрывать эту ситуацию, обратите внимание на свои мысли.
П: (Кивает.)
Т: Хорошо. Начинаем. Что вы сказали вначале?
П: Карен, я хочу спросить тебя кое о чем.
Т: Ладно, но давай немного позже? Я опаздываю на лекцию.
П: Это не долго. Я пропустила занятие... Что профессор Смит говорил о наших работах?
Т: Говорю тебе, я очень спешу. Позвони мне сегодня после семи, хорошо? Пока... Все. Ролевая игра закончена. Удалось ли вам понять, о чем вы думали?
П: Да. Я думала о том, что у нее нет времени для меня, что она не хочет мне помочь и я не знаю, что мне делать.
Т: У вас были мысли "У нее нет времени для меня", "Она не хочет мне помочь", "Я не знаю, что мне делать".
П: Да.
Т: И из-за этих мыслей вы расстроились?
П: Да.
Выявление автоматических мыслей 111
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
После того как пациент обнаружил свои первичные автоматические мысли терапевт продолжает задавать вопросы.
Т: Значит, когда вы получили результаты контрольной работы, вы подумали: "Я могла бы написать ее лучше. Мне надо было лучше подготовиться" О чем еще вы думали?
П: Я написала работу хуже всех.
Т: И что?
П: Я подумала: "Мне не место здесь. Я полное ничтожество".
Терапевт должен учитывать, что у пациента могут быть другие автоматические мысли, которые касаются не собственно ситуации, а его реакции на нее. Пациент может негативно воспринимать свои собственные эмоции, поведение или физиологические реакции.
Т: Значит, у вас была мысль: "Я могу оказаться в неловком положении", и вы почувствовали тревогу. Что произошло потом?
П: Мое сердце забилось очень быстро, и я подумала: "Что со мной происходит?"
Т: И вы почувствовали...
П: Еще более сильную тревогу.
Т: И потом?
П: Я подумала: "Моя жизнь никогда не наладится".
Т: И вы почувствовали...
П: Тоску и безнадежность.
Обратите внимание, что вначале пациентка выявила автоматические мысли по поводу конкретной ситуации (выполнения какого-то задания). Затем у неё появились мысли о её тревоге и физиологической реакции (ускоренном сердцебиении). Во многих случаях эти вторичные эмоциональные реакции могут быть довольно травмирующими и в значительной мере ухудшить состояние пациента. Чтобы работа оказалась максимально эффективной, важно определить, в какой точке пациент испытывал самый глубокий дистресс (до, во время или после конкретного случая), а также каковы были его автоматические мысли в тот момент. Болезненные автоматические мысли могли появиться у пациента в предчувствии ситуации ("Что если она начнет на меня кричать?"), во время ситуации ("Она думает, что я дурак") и/или позднее, в ходе размышлений над тем, что произошло ("Я ничего не могу сделать толком; не следует даже пытаться").
112 Глава 6
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Не всегда просто распознать автоматические мысли, связанные с определенной эмоцией. Но иногда пациент испытывает трудности в выявлении собственно ситуации или темы, которая причиняет ему наибольшее беспокойство (или же части ситуации, которая огорчает сильнее всего). Когда происходит подобное, перед терапевтом встает новая задача - помочь пациенту выявить собственно проблемную ситуацию. Методика заключается в том, что терапевт предлагает пациенту мысленно исключить из перечня проблем одну и определяет, улучшилось ли его состояние. Когда ясна конкретная ситуация, гораздо проще выявить связанные с ней автоматические мысли.
Т: (Подводит итог.) Значит, в последние дни вы были очень расстроены, но не знаете, почему, и не можете выявить свои автоматические мысли - вы просто расстроены и подавлены большую часть суток. Это так?
П: Да. Я не знаю, что со мной происходит.
Т: О чем вы думали все это время?
П: Ну, об учебе... и о том, что я не могу поладить с соседкой по комнате. И о том, что я снова пыталась дозвониться маме, но у меня не получилось... и... я не знаю... Обо всем.
Т: Итак, существуют проблемы с учебой, с соседкой по комнате и с попытками дозвониться маме. Что-нибудь еще?
П: Да. Я плохо себя чувствую. И я боюсь, что могу заболеть и не закончить курсовую работу.
Т: Какая из этих проблем причиняет вам больше всего беспокойства - учеба, отношения с соседкой по комнате, попытки дозвониться маме или плохое самочувствие?
П: О, я не знаю. Это все так ужасно.
Т: Запишите, пожалуйста, все эти проблемы. Теперь давайте представим, что мы можем полностью исключить проблему плохого самочувствия. Предположим, что вы сейчас в отличной физической форме. Насколько сильно вы теперь тревожитесь?
П: Почти так же.
Т: Хорошо. А теперь представьте, что вам удалось дозвониться маме, скажем, как раз после нашей сессии. Вы поговорили с ней, у нее все хорошо. Как вы себя чувствуете теперь?
П: Немного лучше. Совсем немного.
Выявление автоматических мыслей 113
Т: Хорошо. Теперь давайте предположим, что проблема с учебой... Кстати, что это за проблема?
П: К следующей неделе я должна закончить курсовую работу.
Т: Давайте предположим, что вы вовремя сдали работу и уверены, что написали ее хорошо. Как вы себя чувствуете теперь?
П: Это было бы большим облегчением - если бы я сдала эту работу и была уверена, что хорошо написала ее.
Т: Похоже, проблема с написанием курсовой работы причиняет вам наибольшее беспокойство.
П: Наверное, да.
Т: А теперь, просто, чтобы быть уверенными... Если вам все еще будет необходимо закончить курсовую работу, но разрешится проблема с соседкой но комнате, как вы будете себя чувствовать?
П: Не очень хорошо. Думаю, что больше всего меня волнует моя курсовая работа.
Т: Сейчас мы рассмотрим эту проблему подробнее, но прежде я хочу, чтобы вы кратко повторили, как нам удалось вычислить самую травмирующую проблему, чтобы в будущем вы могли выполнять это самостоятельно.
П: Сначала мы составили перечень проблем, которые волнуют меня, и по очереди исключали их.
Т: И вы смогли понять, решение какой из них принесет вам наибольшее облегчение.
П: Да.
(Затем терапевт и пациентка рассматривают проблему, связанную с написанием курсовой работы; они выявляют автоматические мысли, формируют адаптивные ответы на них и решают эту проблему.)
Эта же методика позволяет определить, какая часть значительной проблемы наиболее болезненна для пациента.
Т: Значит, вас очень беспокоят проблемы в отношениях с соседкой по комнате. А что именно?
П: О, я не знаю. Все.
Т: Можно подробнее?
П: Она берет мою еду, но никогда не возвращает. Вряд ли она это делает специально, но это раздражает меня. А еще у нее есть друг, и всякий раз, рассказывая о нем, она не забывает напомнить мне, что я до сих пор не встречаюсь ни с кем из парней. А еще она неаккуратна, повсюду разбрасывает свои вещи и мусор... Она невнимательна. Она все время забывает оставить мне записки, и вообще она все забывает.
114 Глава 6
Т: Что-нибудь еще?
П: Это основное.
Т: Теперь мы выполним уже знакомое вам задание. Сейчас я повторю все сказанное вами, а попробуете определить, что волнует вас больше всего. Если