ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Получите согласие пациента на проведение аудио- или видеозаписи терапевтических сессий (и оформите его в письменном виде) Прослушивание аудиозаписей - самостоятельно, с коллегой или супервизором - необходимое условие совершенствования когнитивного терапевта.
11. Продолжайте процесс совершенствования, читая литературу когнитивной терапии (обратитесь к спискам литературы, представленным в приложениях Б и В). Не пренебрегайте чтением буклетов, статей и брошюр, предназначенных для пациентов, чтобы в каждом конкретном терапевтическом случае выбирать подходящий вариант для библиотерапии.
12. Используйте другие возможности для обучения и супервизии, доступные в вашем регионе. Вы также можете обратиться в Институт когнитивной терапии и исследований Бека (см. приложение Г).
374 Глава 18
13. Наконец, используйте возможность участия в конференциях Международной ассоциации когнитивной психотерапии, Европейской ассоциации когнитивной и поведенческой терапии (см. приложение Г) или в региональных конференциях по вопросам поведенческой и когнитивной терапии.
___________________________________________Приложение А
РАБОЧИЙ БЛАНК
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ
ФИО терапевта Дж. Бек ФИО пациента Салли Р. Дата 10.02
I. Общая информация
Салли - 18 лет, студентка колледжа, живет в студенческом общежитии с одной соседкой в комнате.
II. Диагнозы (DSM-IV)
Ось I: Депрессия, единичный эпизод, средняя степень тяжести 296.22
Ось II: Расстройства личности - отсутствуют.
Ось III: Соматические заболевания, или особые состояния — отсутствуют.
Ось IV: Тяжесть психологических стрессоров: умеренная (начало учебы в отрыве от родного дома).
Ось V: Общая оценка функционирования: текущая - 60; в прошлом году - 85.
III. Объективные данные
| При первичном обследовании | Сессия № | Сессия № | Сессия № | Сессия № | Сессия № | Сессия № | Заключительная сессия |
ШДБ* | 27 | | | | | | | |
ШТБ* | 15 | | | | | | | |
ШББ* | 15 | | | | | | | |
Другое | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
* ШДБ - Шкала депрессии Бека; ШТБ - Шкала тревоги Бека; ШББ - Шкала безнадежности Бека.
375
376 Приложение А
Общая информация:
IV. Текущие проблемы и общее состояние.
Жалуется на подавленное настроение, тревожность, трудности с концентрацией внимания, нежелание общаться с окружающими, сонливость, самокритичность. Посещает занятия, но с учебой и подготовкой домашних заданий справляется плохо. Избегает ссор с соседкой по комнате.
V. Анамнез.
А. История (семейная, социальная, образовательная, медицинская, психиатрическая, профессиональная)
Младшая из двоих детей в полной семье.
Всегда имела друзей.
Успеваемость в школе - между средней и хорошей; несколько тревожилась по поводу своей успеваемости.
Существенные нарушения здоровья - отсутствуют; психиатрические расстройства в прошлом - отсутствуют.
Успешная временная работа в прошлом году.
Б. Отношения (с родителями, братьями и сестрами, сверстниками и другими значимыми людьми).
Мать была (и есть) слишком критична по отношению к Салли; отец мягче, но он часто отсутствовал (работа, связанная с командировками).
Хорошие отношения с братом, несмотря на разницу в возрасте пять лет.
Боялась грубых учителей.
В. Значимые события и травмы.
Конфликты между родителями.
Грубый учитель во втором классе ("Я боялась его весь год").
Критика со стороны матери.
Самокритика из-за воображаемою несоответствия брату в достижениях.
VI. Когнитивные данные
А. Когнитивная модель в приложении к данному пациенту
1. Типичные текущие трудности/проблемные ситуации
Учеба и написание курсовых работ.
Активность на занятиях.
Рабочий бланк терапевтического случая 377
Экзамены и тесты.
Социальная отчужденность.
Неуверенность в общении с соседкой по комнате, с преподавателями.
Повышенная утомляемость.
2. Типичные автоматические мысли, эмоции и поведение в проблемных ситуациях
Я не справлюсь, я неудачница, у меня не получится => Грусть
Что если я не сдам экзамен, что если помощник преподавателя откажется помочь мне, меня отчислят из колледжа => Тревога
Я должна делать больше и лучше => Чувство вины
Б. Глубинные убеждения
Я ни на что не способна/никчемна.
В. Условные убеждения
Если я не выполню это на "отлично", меня постигнет неудача.
Если у меня будет плохая успеваемость, значит, я никчемна.
Если я попрошу о помощи, я покажу свою слабость.
Г. Правила (долженствования в отношении себя/окружающих)
Я должна упорно трудиться.
Я должна сделать все возможное.
Я должна достичь полного успеха.
VII. Интеграция и концептуализация когнитивных данных и анамнеза
А. Восприятие Салли себя и окружающих
Салли считает себя способной в некоторых аспектах, но ни на что не
способной и никчемной - в других.
Она переоценивает способности и успешность других людей (своего
брата, друзей) и недооценивает себя.
Б. Взаимосвязь жизненных событий и когнитивной уязвимости
Салли с детства считала себя ни на что не способной.
Ее мать своей критикой усиливала это убеждение. Кроме того, Салли постоя, сравнивала себя со старшим братом не в свою пользу, поскольку брат, который на пять лет старше, достигал больших успехов, чем Салли.
В. Компенсаторные и копинг - стратегии
Завышенные требования к себе.
Старается все выполнять на "отлично".
378 Приложение А
Повышенная чувствительность к своим неудачам.
Избегает обращаться за помощью.
Г. Развитие текущего расстройства
Депрессивное расстройство обусловлено первым длительным пребыванием вдали от дома и некоторыми сложностями в учебе.
Тревога, возможно, вызвана стремлением хорошо учиться.
Во всех неудачах Салли обвиняет себя и испытывает при этом дисфорию.
Она избегает общения с окружающими и участия в различных мероприятиях; недостаток позитивных впечатлений способствует ухудшению состояния.
VIII. Показания к когнитивной терапии
А. Податливость когнитивным вмешательствам (оценить каждое качество как слабо, средне или сильно выраженное; в случае необходимости добавить комментарии)
1. Психологическая открытость - высокая
2. Объективность - высокая
3. Осознанность - средняя/высокая
4. Доверие когнитивной модели - среднее/высокое
5. Доступность автоматических мыслей и убеждений и их податливость изменениям - средние
6. Адаптивность - высокая
7. Чувство юмора - слабо выраженное (при первичном обследовании)
Б. Личностная организация: социабельность против автономии
Более выражена автономия, чем социабельность.
Наделяет большим значением достижения; считает обращение за помощью признаком слабости.
Социабелъность выражена в средней степени; ценит дружбу; беспокоится о том, как выглядит в глазах окружающих.
В. Мотивация, цели и ожидания пациента в отношении терапии
Высокая мотивация; имеет лишь смутные представления о когнитивной терапии, но хорошо восприняла идею стать своим собственным терапевтом.
Цели:
Улучшить успеваемость.
Меньше волноваться перед экзаменами.
Рабочий бланк терапевтического случая 379
Больше общаться.
Участвовать в мероприятиях и/или найти работу на неполный рабочий день.
Г. Цели терапевта
Снизить самокритику пациентки.
Обучить ее базовым когнитивным навыкам.
Снизить повышенную утомляемость (избыточную потребность отдыхе и сне).
Разрешить проблемы, касающиеся учебы, написания курсовых работ подготовки к экзаменам.
Д. Ожидаемые трудности и модификация стандартной когнитивной терапии
Отсутствуют.
______________________________________________Приложение Б
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ТЕРАПЕВТОВ
КНИГИ, ОТДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ
И ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
-
Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press. -
Beck, A. T. (1988). Love is newer enough. New York: Harper &: Row. -
Beck, A. T. (1991). Cognitive therapy: A 30-year retrospective. American Psychologist, 46, 368-375. -
Beck, A. T., & Emery, G. (with Greenberg, R. L). (1983). Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective. New York: Basic Books. -
Beck, A, T., Freeman, A., & Associates. (1990). Cognitive therapy of personality disorders. New York: Guilford Press. -
Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B..R, & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Guilford Press. -
Beck, A. T., Wright, F. D., Newman, C. F., & Liese, B. S. (1993). Cognitive therapy of substance abuse. New York: Guilford Press. -
Clark, D. M. (1989). Anxiety states: Panic and generalized anxiety. In K. Hawton, P. M. Salkovskis, J. Kirk, & D. M. Clark (Eds.), Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A practical guide (cxp. 52-96). Oxford: Oxford University Press. -
Dattilio, F. M., & Padesky, C. A. (1990). Cognitive therapy with couples. Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
380
Список рекомендованной литературы для терапевтов 381
-
Edwards, D. J. A. (1989). Cognitive restructuring through guided imagery Lessons from Gestalt therapy. In A. Freeman, K. M. Simon, L. E. Beutler & H. Arkowitz (Eds.), Comprehensive handbook of cognitive therapy (стр. 283-298) New York: Plenum Press. -
Epstein, N., Schlesinger, S. E., & Dryden, W. (1988). Cognitive-behavioral therapy with families. New York: Brunner/Mazel. -
Fennell, M. J. V. (1989). Depression. In K. Hawton, P. M. Salkovskis, J. Kirk, & D. M. Clark (Eds.), Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A practical guide (169-234). Oxford: Oxford University Press. -
Freeman, A. (Ed.)- (1983). Cognitive therapy with couples and groups. New York Plenum Press. -
Freeman, A., & Dattilio, F. M. (Eds.). (1992). Comprehensive casebook of cognitive therapy. New York: Plenum Press. -
Freeman, A., Pretzer, J., Fleming, B., & Simon, K. M. (1990). Clinical applications of cognitive therapy. New York: Plenum Press. -
Freeman, A., Simon, K. M., Beutler, L. E., & Arkowitz, H. (Eds.). (1989) Comprehensive handbook of cognitive therapy. New York: Plenum Press. -
Garner, D. M., & Bemis, K. M. (1985). Cognitive therapy for anorexia nervosa In D. M. Garner & P. E. Garfinkel (Eds.), Handbook of psychotherapy for anorexic nervosa and bulimia (стр. 107-146). New York: Guilford Press. -
Hawton, K., Salkovskis, P. M., Kirk, J., & Clark, D. M. (Eds.). (1989). Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A practical guide. Oxford: Oxford: University Press. -
Hollon, S. D., & Beck, A. T. (1993). Cognitive and cognitive-behavioral therapies In A. E. Bergin, & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior, change: An empirical analysis (4-e изд., стр. 428-466). New York: Wiley. -
Kuehlwein, K. T., & Rosen, H. (Eds.). (1993). Cognitive therapies in action: Evolving innovative practice. San Francisco: Jossey-Bass. -
Layden, M. A., Newman, C. F., Freeman, A., & Morse, S. B. (1993). Cognitive therapy of borderline personality disorder. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon -
McMullin, R, E. (1986). Handbook of cognitive therapy techniques. New York W.W.Norton. -
Persons, J. B. (1989). Cognitive therapy in practice: A case formulation approach. New York: W.W.Norton. -
Safran, J. D., Vallis, T. M., Segal, Z. V., & Shaw, B. F. (1986). Assessment of core cognitive processes in cognitive therapy. Cognitive Therapy and Research,509-526.