ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10. Получите согласие пациента на проведение аудио- или видеозапи­си терапевтических сессий (и оформите его в письменном виде) Прослушивание аудиозаписей - самостоятельно, с коллегой или супервизором - необходимое условие совершенствования когнитивного терапевта.

11. Продолжайте  процесс  совершенствования,  читая  литературу когнитивной терапии (обратитесь к спискам литературы, представленным в приложениях Б и В). Не пренебрегайте чтением буклетов, статей и брошюр, предназначенных для пациентов, чтобы в каждом конкретном терапевтическом случае выбирать подходящий вариант для библиотерапии.

12. Используйте другие возможности для обучения и супервизии, доступные в вашем регионе. Вы также можете обратиться в Институт когнитивной терапии и исследований Бека (см. приложение Г).

 

 

 

 

374                                                                                                                      Глава 18

 

13. Наконец, используйте возможность участия в конференциях Меж­дународной ассоциации когнитивной психотерапии, Европейской ассоциации когнитивной и поведенческой терапии (см. приложе­ние Г) или в региональных конференциях по вопросам поведенчес­кой и когнитивной терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________Приложение А

 

РАБОЧИЙ БЛАНК

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

 

 

 

 

 

 

ФИО терапевта Дж. Бек  ФИО пациента  Салли Р.   Дата 10.02

 

I.  Общая информация

 

Салли - 18 лет, студентка колледжа, живет в студенческом общежитии с одной соседкой в комнате.

 

II.  Диагнозы (DSM-IV)

Ось I: Депрессия, единичный эпизод, средняя степень тяжести 296.22

Ось II: Расстройства личности - отсутствуют.

Ось III: Соматические заболевания, или особые состояния — отсутствуют.

Ось IV: Тяжесть психологических стрессоров: умеренная (начало учебы в отрыве от родного дома).

Ось V: Общая оценка функционирования: текущая - 60; в прошлом году - 85.

 

III. Объективные данные

 

 

При первичном обследовании 

 Сессия №

 Сессия №

 Сессия №

 Сессия №

 Сессия №

Сессия №

 Заключительная сессия

ШДБ*

27

 

 

 

 

 

 

 

ШТБ*

15

 

 

 

 

 

 

 

ШББ*

15

 

 

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

* ШДБ - Шкала депрессии Бека; ШТБ - Шкала тревоги Бека; ШББ - Шкала безнадежности Бека.

375
 

376                                                                                                       Приложение А

 

Общая информация:

IV. Текущие проблемы и общее состояние.

Жалуется на подавленное настроение, тревожность, трудности с кон­центрацией внимания, нежелание общаться с окружающими, сонли­вость, самокритичность. Посещает занятия, но с учебой и подготов­кой домашних заданий справляется плохо. Избегает ссор с соседкой по комнате.

V. Анамнез.

А. История (семейная, социальная, образовательная, медицинская, пси­хиатрическая, профессиональная)

Младшая из двоих детей в полной семье.

Всегда имела друзей.

Успеваемость в школе - между средней и хорошей; несколько трево­жилась по поводу своей успеваемости.

Существенные нарушения здоровья - отсутствуют; психиатриче­ские расстройства в прошлом - отсутствуют.

Успешная времен­ная работа в прошлом году.

Б. Отношения (с родителями, братьями и сестрами, сверстниками и дру­гими значимыми людьми).

Мать была (и есть) слишком критична по отношению к Салли; отец мягче, но он часто отсутствовал (работа, связанная с команди­ровками).

Хорошие отношения с братом, несмотря на разницу в возрасте пять лет.

Боялась грубых учителей.

В. Значимые события и травмы.

Конфликты между родителями.

Грубый учитель во втором классе ("Я боялась его весь год").

Критика со стороны матери.

Самокритика из-за воображаемою несоответствия брату в дости­жениях.

VI. Когнитивные данные

А. Когнитивная модель в приложении к данному пациенту

1. Типичные текущие трудности/проблемные ситуации

Учеба и написание курсовых работ.

Активность на занятиях.


Рабочий бланк терапевтического случая                                                               377



Экзамены и тесты.

Социальная отчужденность.

Неуверенность в общении с соседкой по комнате, с преподавателями.

Повышенная утомляемость.

2. Типичные автоматические мысли, эмоции и поведение в проблемных ситуациях

Я не справлюсь, я неудачница, у меня не получится => Грусть

Что если я не сдам экзамен, что если помощник преподавателя отка­жется помочь мне, меня отчислят из колледжа => Тревога


Я должна делать больше и лучше =>  Чувство вины

 

Б. Глубинные убеждения

Я ни на что не способна/никчемна.

В. Условные убеждения

Если я не выполню это на "отлично", меня постигнет неудача.

Если у меня будет плохая успеваемость, значит, я никчемна.

Если я попрошу о помощи, я покажу свою слабость.

 

Г. Правила (долженствования в отношении себя/окружающих)

Я должна упорно трудиться.

Я должна сделать все возможное.

Я должна достичь полного успеха.

 

VII. Интеграция и концептуализация когнитивных данных и анамнеза

А. Восприятие Салли себя и окружающих

Салли считает себя способной в некоторых аспектах, но ни на что не

способной и никчемной - в других.

Она переоценивает способности и успешность других людей (своего

брата, друзей) и недооценивает себя.

 

Б. Взаимосвязь жизненных событий и когнитивной уязвимости

Салли с детства считала себя ни на что не способной.

Ее мать своей критикой усиливала это убеждение. Кроме того, Салли постоя, сравнивала себя со старшим братом не в свою пользу, поскольку брат, который на пять лет старше, достигал больших успехов, чем Салли.

В. Компенсаторные и копинг - стратегии

 

Завышенные требования к себе.

Старается все выполнять на "отлично".

 

 

 378                                                                                                      Приложение А

 

          Повышенная чувствительность к своим неудачам.

Избегает обращаться за помощью.

 

Г. Развитие текущего расстройства

Депрессивное расстройство обусловлено первым длительным пребы­ванием вдали от дома и некоторыми сложностями в учебе.

Тревога, возможно, вызвана стремлением хорошо учиться.

Во всех неудачах Салли обвиняет себя и испытывает при этом дисфорию.

Она из­бегает общения с окружающими и участия в различных меропри­ятиях; недостаток позитивных впечатлений способствует ухуд­шению состояния.

VIII. Показания к когнитивной терапии

А. Податливость когнитивным вмешательствам (оценить каждое каче­ство как слабо, средне или сильно выраженное; в случае необходимо­сти добавить комментарии)

1.  Психологическая открытость - высокая

2.  Объективность - высокая

3.  Осознанность - средняя/высокая

4.  Доверие когнитивной модели - среднее/высокое


5. Доступность автоматических мыслей и убеждений и их податливость изменениям - средние

6.  Адаптивность - высокая

7. Чувство юмора - слабо выраженное (при первичном обследовании)

 

Б. Личностная организация: социабельность против автономии

Более выражена автономия, чем социабельность.

Наделяет большим значением достижения; считает обращение за по­мощью признаком слабости.

Социабелъность выражена в средней степени; ценит дружбу; беспоко­ится о том, как выглядит в глазах окружающих.

В. Мотивация, цели и ожидания пациента в отношении терапии

Высокая мотивация; имеет лишь смутные представления о когнитив­ной терапии, но хорошо восприняла идею стать своим собствен­ным терапевтом.

Цели:

Улучшить успеваемость.

Меньше волноваться перед экзаменами.

 

 

 Рабочий бланк терапевтического случая                                                             379

 

Больше общаться.

Участвовать в мероприятиях и/или найти работу на неполный рабочий день.

Г. Цели терапевта

Снизить самокритику пациентки.

Обучить ее базовым когнитивным навыкам.

Снизить повышенную утомляемость (избыточную потребность отдыхе и сне).

Разрешить проблемы, касающиеся учебы, написания курсовых работ подготовки к экзаменам.

Д. Ожидаемые трудности и модификация стандартной когнитивной терапии

Отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________Приложение Б

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ТЕРАПЕВТОВ

 

 

 

 


КНИГИ, ОТДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ

И ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ


  1. Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press.

  2. Beck, A. T. (1988). Love is newer enough. New York: Harper &: Row.

  3. Beck, A. T. (1991). Cognitive therapy: A 30-year retrospective. American Psychologist, 46, 368-375.

  4. Beck, A. T., & Emery, G. (with Greenberg, R. L). (1983). Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective. New York: Basic Books.

  5. Beck, A, T., Freeman, A., & Associates. (1990). Cognitive therapy of personality diso­rders. New York: Guilford Press.

  6. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B..R, & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of dep­ression. New York: Guilford Press.

  7. Beck, A. T., Wright, F. D., Newman, C. F., & Liese, B. S. (1993). Cognitive therapy of substance abuse. New York: Guilford Press.

  8. Clark, D. M. (1989). Anxiety states: Panic and generalized anxiety. In K. Hawton, P. M. Salkovskis, J. Kirk, & D. M. Clark (Eds.), Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A practical guide (cxp. 52-96). Oxford: Oxford University Press.

  9. Dattilio, F. M., & Padesky, C. A. (1990). Cognitive therapy with couples. Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.

380

Список рекомендованной литературы для терапевтов                                           381



  1. Edwards, D. J. A. (1989). Cognitive restructuring through guided imagery Lessons from Gestalt therapy. In A. Freeman, K. M. Simon, L. E. Beutler & H. Arkowitz (Eds.), Comprehensive handbook of cognitive therapy (стр. 283-298) New York: Plenum Press.

  2. Epstein, N., Schlesinger, S. E., & Dryden, W. (1988). Cognitive-behavioral therapy with families. New York: Brunner/Mazel.

  3. Fennell, M. J. V. (1989). Depression. In K. Hawton, P. M. Salkovskis, J. Kirk, & D. M. Clark (Eds.), Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A pra­ctical guide (169-234). Oxford: Oxford University Press.

  4. Freeman, A. (Ed.)- (1983). Cognitive therapy with couples and groups. New York Plenum Press.

  5. Freeman, A., & Dattilio, F. M. (Eds.). (1992). Comprehensive casebook of cognitive the­rapy. New York: Plenum Press.

  6. Freeman, A., Pretzer, J., Fleming, B., & Simon, K. M. (1990). Clinical applications of cognitive therapy. New York: Plenum Press.

  7. Freeman, A., Simon, K. M., Beutler, L. E., & Arkowitz, H. (Eds.). (1989) Comprehensive handbook of cognitive therapy. New York: Plenum Press.

  8. Garner, D. M., & Bemis, K. M. (1985). Cognitive therapy for anorexia nervosa In D. M. Garner & P. E. Garfinkel (Eds.), Handbook of psychotherapy for anorexic nervosa and bulimia (стр. 107-146). New York: Guilford Press.

  9. Hawton, K., Salkovskis, P. M., Kirk, J., & Clark, D. M. (Eds.). (1989). Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: A practical guide. Oxford: Oxford: University Press.

  10. Hollon, S. D., & Beck, A. T. (1993). Cognitive and cognitive-behavioral therapies In A. E. Bergin, & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior, change: An empirical analysis (4-e изд., стр. 428-466). New York: Wiley.

  11. Kuehlwein, K. T., & Rosen, H. (Eds.). (1993). Cognitive therapies in action: Evolving innovative practice. San Francisco: Jossey-Bass.

  12. Layden, M. A., Newman, C. F., Freeman, A., & Morse, S. B. (1993). Cognitive therapy of borderline personality disorder. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon

  13. McMullin,  R,  E.  (1986). Handbook of cognitive therapy techniques. New York W.W.Norton.

  14. Persons, J. B. (1989). Cognitive therapy in practice: A case formulation approach. New York: W.W.Norton.

  15. Safran, J. D., Vallis, T. M., Segal, Z. V., & Shaw, B. F. (1986). Assessment of core cognitive processes in cognitive therapy. Cognitive Therapy and Research,509-526.