Файл: Шумилин Н.П. Специальные измерения в проводной связи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

NO. Имее+ся вольтметр .на 16 6 сопротивлением 7500 Ом. Какие нужно включить добавочные сопротивления, чтобы расширить пре­ делы измерений до: а) 75; б) 160; в) 300; г) 30; д) 60 В?

141* Произвести поверочный расчет шунтов и добавочных со­ противлений для мнлливольтміиллиамперметра М-82 (р.ис. 10.19), по­ лагая сопротивление измерительного механизма (125 Ом) верным.

тон

Рис. 10.19

142.Нарисовать схему линейного детекторного вольтметра с

двухполупериодным выпрямлением по мостовой схеме и пояснить

ееработу.

443.Для схемы рис. 10.20 оп­

ределить

 

систематическую

по­

 

 

 

 

 

грешность

измерения

силы

тока,

 

 

 

 

 

протекающего

через

сопротивле­

 

 

 

 

 

ние Я, кОм, возникающую

из-за

 

 

 

 

 

наличия

паразитных

емкостей

C t

 

 

 

 

 

и Cs,

пФ,

при частоте f, кГц.

 

Рис. 10.20

 

 

 

144.

Для

схемы

 

рис.

10.21

 

 

 

 

 

 

 

'*)

 

б)

 

в)

 

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

К)

Я

 

50

 

20

 

40

 

60

80

30

70

90

100

10

f

400

 

300

500

200

100

400

100

150

300

400

Cl

 

5

 

10

 

20

 

5

10

20

10

15

10

20

С2

 

5

 

10

 

20

 

5

10

6

20

4

10

6

2 2 3


 

 

 

 

 

определить

систематическую по­

 

 

 

 

 

грешность, возникающую из-за

 

 

 

 

 

паразитной емкости входных за­

 

 

 

 

 

жимов вольтметра при частоте /,

 

 

 

 

 

кГц,

полагая

активную

состав­

 

 

 

 

 

ляющую

его

входного

сопротив­

 

 

 

 

 

ления

пренебрежимо

 

большой

 

 

 

 

 

(Ri и

Rz,

кОм).

 

 

 

 

а )

б)

в )

г)

д )

 

е )

ж)

 

з )

и)

 

10

10

5

2 5

5

 

8

10

 

10

6

R2

10

1

10

10

2 0

 

2 0

15

 

2 0

1

f

5 0 0

5 0 0

4 0 0 0

2 5 0

1 0 0

5 0 0

2 0 0

3 0 0

3 0 0

С, пФ

10

2 0

10

10

15

 

5

8

 

4

10

145. Выразить в омах на вольт входное сопротивление вольт­ метра с пределом измерений ■ ££„р, если ток .полного отклонения стрелки равен 1, мА.

 

а )

 

б)

в )

г )

д )

е )

ж )

з )

и)

к )

££п р

15

м В

15 В

1 5 0 В

3 0 0 В

1 , 5 В 6

В

3 0 0 м В

1 В

150 м В

3 В

/

0 , 1

1

3

3

15

3

0 , 5

3

0 , 2 0 , 1

146*.

При

десятикратной

проверке

 

номинальных

показаний

вольтметра ££„ по образцовому прибору (класс точности которого

много выше —

не

менее чем втрое) получены показания

последне­

го U і , 2 , з, 4 и

т. д.

Найти систематическую погрешность

проверяе­

мого вольтметра, определить среднюю квадратичную случайную пог­ решность а, максимально возможную случайную погрешность, пре­ дельную общую погрешность. Определить класс точности, к которо­

му

можно

было

бы отнести

поверяемый прибор:

а)

££„ =

8 В;

б) £/„=3 В;

в) ££„=25 В;

г) ££„ = 50 В.

 

 

 

 

 

 

 

и 1

££а

и 3

Щ

и 6

££в

££,

 

и 3 и 9 ££ю

а )

8 , 2 0

8 , 1 5

8 , 2 5

8 , 1 0

8 , 1 8

8 , 2 4

8 , 3 2

 

8 , 0 5

8 , 1 4

8 , 3 7

б)

2 , 9 0

2 , 9 5

2 , 7 5

2 , 7 0

2 , 7 9

2 , 9 5

2 , 8 1

 

2 , 7 2

2 , 7 5

2 , 8 8

в )

2 5 , 1 0

2 5 , 4 0

2 4 , 6 0

2 4 , 8 0

2 5 , 6 0

2 5 , 0 0

2 3 , 9 0 2 4 , 5 0

2 5 , 8 0 2 6 , 0 0

г )

4 9 , 0 0

4 9 , 5 0

4 9 , 5 0

4 9 , 8 0

4 9 , 3 0

4 9 , 2 0

4 9 , 9 0

4 9 , 4 0

4 9 , 5 0

4 9 , 2 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

147. Куда следует включить миллиамперметр при измерениях си­ лы тока на высоких частотах по схемам рис. 10.22а и 10.226. П о ­ чему?

224


Рис. 110.22

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.23

 

148.

В

схеме

рис.

10.23

емкость

контура С , пФ, индуктивность

L, мюГ. Емкость зажимов миллиамперметра относительно земли С і =

— Сг, лФ. Найти

абсолютные и относительные изменения резонансной

частоты контура из-за наличия паразитных емкостей Сі и С 2

(индук­

тивностью

и

активным

сопротивлением

миллиамперметра

прене­

бречь). Как правильнее включить миллиамперметр?

 

 

 

 

 

а )

б)

в )

г )

д )

е )

ж)

з )

 

 

L

5 0 0

3 0 0

2 0 0

4 0 0

5 0 0

8 0 0

1 0 0

1 0 0

 

 

С

2 0 0

4 0 0

2 0 0

2 0 0

3 0 0

2 0 0

5 0

4 0

 

 

 

5

7

1 0

10

8

6

4

6

 

149. Что покажут вольтметры различных систем '(проградуиро­ ванные в действующих значениях синусоидального напряжения):

пиковый (А), линейный детекторный !(Д ), термоэлектрический

(К),

■ магнитоэлектрический і(М), если на

их вход подано напряжение си­

нусоидальной формы, имеющее: а)

амплитуду t/мако =20;

0,3;

50 В;

б) действующее значение (1Л = 0,5;

40; 6 В ; в) средневылрямленное

значение для двухполупериодного

выпрямителя UCTl2= 1-5;

.1; 90 В;

г) средневыпрямленное значение для одиополулериодного

выпрям­

ления U ср і= ’5; 16; 0,16 В?

-

 

 

150. Линейный детекторный миллиамперметр с пределом (изме­ рений 150 мА, проградуированный в действующих значениях сину­ соидального тока, включен в цепь 'Постоянного тока /. Что он пока­

жет при I, равном: а) 30 мА; б) 50 мА; в)

75 .мА; г) 4 мА; д) 16 мА?

151. Некоторое напряжение измерено

четырьмя вольтметрами

(А, Д , К , М ), указанными в задаче № 149. Найти по их показаниям

коэффициент амплитуды и коэффициент формы кривой измеряемо­ го напряженіи я, полагая, что все вольтметры имеют одинаковую ос­ новную и дополнительные погрешности.

 

а )

б)

в )

г )

д )

е )

ж)

з )

и)

к )

л )

м)

 

 

 

А

5

10

15

2 0

4 0

6 0

2 5

2

0 , 5 9 0

3 0

5 0

Д

4 , 2

9

10

1 5

3 2

5 8

2 0

1 , 5

0 , 3

6 5

2 8

4 2

К

4

1 0

12

18

3 6

5 6

2 2

1 , 6 0 , 4

7 0

2 6

4 4

М

 

 

 

н о л ь д л я в с е х с л у ч а е в

 

 

 

8 - 3 0 1

2 2 5


152.Сколько Покажу4 (пр.и равных основных я дополнительных

Погрешностях) вольтметры

разных систем (А, К, М , Д (,

Д

2,

см.

за­

дачу № 149. Индекс у Д і

означает однополупериодиое,

а

у

Д 2

двухполупериодное выпрямление), если кривые измеряемого напря­

жения имеют вид, показанный

на рис.

10.24 при

длительности

пе­

риода Г = 2 0

мс и длительности импульса т?

 

 

 

 

 

 

 

а )

б)

в )

г)

д )

е)

 

ж)

з )

и)

к )

л)

б^максі В

6

6

6

8

8

8

 

8

1 0

1 0

1 0

2 0

т, МС

2

4

6

6

4

2

 

8

6

4

1 0

8

 

 

 

т

 

153*.

То

же и для тех же дан­

имакс

 

 

 

ных,

что

и

в задаче

152,

но

 

 

 

 

кривая рис. 10.25: а) для прибо­

 

 

Т______^

t

ров с открытым входом при пря­

 

 

мой и обратной полярности вклю­

 

 

 

 

 

чения; б) для приборов с закры­

 

 

 

 

 

тым входом '(также для прямой и

Рис. 110.24

 

 

 

 

обратной

полярности

включения).

Рис. 10.25

154. Для условий задачи № 137 определить систематическую погрешность в децибелах и иеперах.

155.Каков должен быть нижний предел измерений измерителя уровня (в дБ и в Ни), если требуется, чтобы он измерял напряже­ ния, начиная с: а) 10 мкВ; б) 100 мкВ; в) 1 мВ?

156.'Измеритель уровня проградуирован в уровнях по мощности для систем коаксиального кабеля (2с=75 Ом). Какому напряжению соответствуют его показания при высокоомном входе, если он пока­

зывает: а)

— 2,5;

— 3,8;

—4,2; —0,25; +0,65; —*5,8 Ни; б) — 14; — 26;

— 48; — 2,5;

+8,5;

— 6 8

дБ?

157. Избирательный измеритель уровня показал при измерениях некоторого сигнала уровень основной гармоники рі и уровни второй, третьей и т. д. гармоник р%, рз, Рі, Рз- Найти действующее значение напряжения сигнала и суммарный коэффициент гармоник в про­ центах.

2 2 6


 

а )

б)

в )

г )

Л)

е)

ж)

з )

и)

к )

 

Нп

ДБ

дБ

дБ

Нп

дБ

ДБ

Нп

Нп

Нп

Р і

— 0,5

+ 1 0

+ 15

+ 5

+ 1 , 0

+ 14

— 6

- 0 , 8

+ 1,5

+

1

Р2

2 , 6

- 2 5

- 4 5

— 25

— 3,6

— 26

-4 2

- 4 ,9

- 5 ,6

-

2 , 2

Рз

— 3,1

— 42

— 28

- 3 0

- 3 ,2

- 3 4

- 3 6

- 4 ,6

- 4 ,1

- 3 ,2

Рі

- 4 , 5 - 3 8

— 70

— 35

- 5 ,7

— 40 - 6 4 - 6 , 2 - 6 ,3 - 4 ,1

Рь

— 7,0

— 65

- 5 6

— 50

— 4,9

— 54

- 5 0

- 7 ,4

- 5 ,4

- 5 ,6

158. Как измерить в цепи ряс. 10.26 сопротивление с помощью одного измерителя уровня, не выключая 7?х из цепи?

600

159. Можно ли использовать цифровой вольтметр в качестве измерителя сопротивлений? Если можно, то как, а если нельзя, то почему?

8*

2 2 7