Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таком случае гражданин имеет право получать пенсию с 55 лет. Кроме того, их пенсионных накоплений можно взять единовременную выплату, а остальные средства получать в качестве пенсии.

Швеция

Пенсия в стране состоит из трех частей:

  1. Условно-накопительная часть формируется из взносов, которые составляют 16% от всех доходов, которые получает гражданин в Швеции. Эта часть регулярно индексируется в соответствии с макроэкономическими показателями в стране. Размер условно-накопительной части определяется за счет деления этих начислений на ожидаемую продолжительность жизни. Получать ее можно с 61 года.

  2. Персональная накопительная часть формируется в результате отчисления 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Этими средствами управляют пенсионные фонды, которые инвестируют их за счет рыночных механизмов. Начисляется также с 61 года.

  3. Добровольная часть формируется в результате заключения коллективного договора между работниками и работодателями. Эту часть получают около 90% граждан. В среднем она составляет 10% от последней зарплаты перед выходом на пенсию.

Стоит отметить, что гражданам, которые получают маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или совсем не получают средств из госбюджета, выплачивают гарантированную пенсию. Этот тип назначается после 65 лет, если человек прожил в Швеции не менее трех лет. Однако в полном размере ее могут получить только граждане, прожившие в стране 40 лет. Размер этой пенсии составляет для одного человека 2,13 прожиточных минимума.

Минимальная пенсия в Швеции составляет 5,5 тысяч крон (или 637 долларов), средняя – 9,2 тысячи крон (1 066 долларов), максимальная – 36,8 тысяч крон (4 264 долларов).

2.3. Пенсионная система азиатских стран
В данную группу вошли Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Япония. Страны Азиатского региона существенно отличаются по устройству пенсионных систем и их ваимодействию с взаимными фондами, однако в организации их внутренней модели сбережений есть ряд общих черт [15].

В азиатской модели финансовой системы средний размер пенсионных фондов, взаимных фондов и страховщиков составил в 2007-2011 гг. соответственно 15,2, 52,9 и 27,6% ВВП. Активы коммерческих банков в среднем за период 2007—2010 гг. достигли 103,4% ВВП, что больше размера институциональных инвесторов вместе взятых. То есть в финансовом секторе здесь, как правило, преобладают банки и отчасти взаимные фонды, продавцами которых выступают крупнейшие банки. По относительному уровню развития взаимных фондов азиатский регион уступает только англосаксонским странам. В банковском секторе азиатские страны характеризуются самой низкой долей иностранных банков в активах банковской системы и самым слабым показателем уроня конкуренции среди банков, характеризуемой индексом Лернера. По размеру активов страховщиков и коммерческих банков показатель по странам Азии выше, чем у стран Латинской Америки и континентальной Европы.


Размер пенсионных фондов в странах Азии один из самых низких из пяти рассматриваемых групп стран, он лишь немного превосходит общий показатель по странам континентальной Европы. Однако при этом средний уровень государственных расходов на социальные нужды в странах Азии, составляющий всего 4,1% ВВП, — самый низкий из пяти групп стран. При преобладающем конфуцианском мировоззрении в азиатских странах государство не обременяется чрезмерными социальными расходами. Это существенно упрощает задачу формирования здесь в будущем системы пенсионных накоплений из-за отсутствия в большинстве стран необходимости финансирования государственных пенсионных обязательств на солидарной основе за счет взносов трудоспособных граждан.

По индексу надежности пенсионной системы швейцарской бизнес-школы IMD азиатские экономики уступают только скандинавским странам.

Относительно низкий показатель размеров пенсионных накоплений связан с несколькими обстоятельствами. Наиболее развитые пенсионные системы, например, в Японии, Республике Корея, являются распределительными, хотя и частично фондируемыми. Накопительный элемент в этих странах весьма активно развивается, но пока он еще не стал основой пенсионных систем данных стран. В других странах, например, в Индии и Китае, пенсионные системы делают лишь первые шаги. Только в Гонконге, Сингапуре и Малайзии накопительные пенсионные системы играют все более заметную роль в экономике.

Характерной особенностью пенсионной системы для 9 из 10 рассматриваемых азиатских стран является то, что ее основу составляют обязательные государственные пенсионные программы первого уровня (табл. 2.3). Исключение из данного правила — Гонконг, где обязательным является не государственный пенсионный план, а обязательный план второго уровня, управляемый частными организациями. Из 9 стран с преобладанием обязательных государственных планов в пяти странах (Китай, Таиланд, Филиппины, Южная Корея и Япония) данные планы являются распределительными; в трех странах (Индонезия, Малайзия и Сингапур) они сформированы в виде государственных пенсионных (резервных) фондов с накопительными программами; в Индии распределительная программа сосуществует вместе с государственным пенсионным фондом.

В тех странах, которые первыми создали национальные пенсионные системы в Азии (Япония, Республика Корея), они были преимущественно распределительными с установленными выплатами. Это в полной мере соответствовало азиатской модели принципа социального партнерства, ориентированного на долговременные трудовые отношения работника с одной из крупных корпораций. В такой системе выплаты пенсий осуществлялись преимущественно в виде единовременного пособия в размере 10—12 годовых окладов при достижении работником пенсионного возраста.


Однако объективные обстоятельства заставляют большинство азиатских стран активно развивать накопительные пенсионные программы. Это обусловлено не только демографической ситуацией — старением населения и ростом числа пенсионеров на одного работающего, что делает оплату пенсионных обязательств непосильным бременем для бюджета. Это также обусловлено изменениями на рынке труда, необходимостью не только стимулирования в корпорациях тех работников, которые имеют длительный трудовой стаж, но и привлечения новых талантливых людей, обладающих уникальными знаниями и навыками. Многие японские корпорации в настоящее время вынуждены перестраивать систему мотивации труда в сторону стандартов западного общества. В сфере пенсионного обеспечения это означает переориентацию старых распределительных корпоративных планов на новые накопительные программы, которые более приспособлены для стимулирования работников в условиях мобильных рынков труда.

По этим причинам в Японии и Республике Корея активно развиваются корпоративные и индивидуальные накопительные пенсионные планы по модели англосаксонских стран. Сингапур, Малайзия, Индонезия создали накопительные пенсионные системы на базе государственных пенсионных фондов; Гонконг — на базе частных пенсионных фондов. По своему устройству данные пенсионные системы являются уникальными и мало похожи на рассмотренные выше модели англосаксонских стран.

Средние размеры капитализации рынка акций, внутренних облигаций и банковского кредита за 2007—2011 гг. в азиатских странах составили соответственно 129,0, 72,6 и 122,8%. Уровень капитализации акций здесь оказался самым высоким из рассмотренных пяти групп стран. Высокий уровень развития в данном регионе фондового рынка и банковского капитала является благоприятной предпосылкой для опережающего роста институциональных инвесторов и коллективных инвестиций в странах Юго-Восточной Азии на перспективу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным побудительным мотивом к началу реформы пенсионной системы на страховых принципах для России, как и для всех развитых стран мирового сообщества, послужил демографический кризис, который увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население и несет угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств.

Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие и отчасти антагонистичные задачи, которые необходимо решить:


1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов.

2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.

3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.

4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.

Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития. Проводить модернизацию на базе прежнего законодательства стало проблематично.

Поэтому был принят пакет законов, устанавливающих новые нормы пенсионного права.

В соответствии с Законами №400-ФЗ и №424-ФЗ с 1 января 2015 г. введен новый порядок формирования пенсионного капитала работающих граждан и расчета пенсии. При этом накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид – накопительную пенсию. Законодательные новшества не затронули тех граждан, которым уже выплачивается трудовая пенсия по старости. Новации коснулись тех, кто вышел на пенсию в 2015 – 16 г.г. и будет выходить в последующие годы. При этом Законами предусмотрен переходный период. А это значит, что в полном объеме новые нормы заработают к 2025 г. К 2030 г. поставлена задача достичь среднего размера пенсии по старости на уровне 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионера. При этом коэффициент замещения страховой пенсией по старости должен достичь 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 30 лет при средней заработной плате. Для тех граждан, которые обратятся за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, а также для тех, кто откажется от получения назначенной страховой пенсии по старости, в расчете будут применяться «премиальные» коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты.

Таким образом, при сохранении пенсионного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, законодатель определил нормы, делающие выгодной более длительную работу. От распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному.

Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.


Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета. На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы.

В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности.

Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста – бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Однако этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем 69 гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа.