Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций – снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не 70 отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования.

Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов. Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения.


В условиях недостаточной информированности граждан невозможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях. В заключение необходимо отметить следующее. Две главные проблемы – дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.

Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной 71 развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода. Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.

В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.

При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.


Список использованной литературы


Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

2. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 11.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

6. О накопительной пенсии [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 424-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

7. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 16-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты 47 Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

9. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».


10. Об организации Пенсионного фонда РСФСР [Электронный ресурс] : Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

11. О государственных пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф» (утратил силу).

12. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф» (утратил силу).

Научная и учебная литература

  1. Лаврентьева, П.К. Развитие пенсионной системы в России / П.К. Лаврентьева. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 154 с

  2. Новиков А.В. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы РФ / А.В. Новиков. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. – 231 с.

  3. Сираева, Р.Р. Пенсионная система Германии / Р.Р. Сираева. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 96 с.

  4. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / Г.В. Сулейманова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 430 с. 33. Шестакова, Е.В. Отчетность в Пенсионный фонд России / Е.В. Шестакова. – М.: Феникс, 2014. – 336 c.

Периодические издания

  1. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева //  Аллея науки. — 2017. — Т. 1. — № 11. — С. 271-274.

  2. Алябьева Т.С. Особенности пенсионного обеспечения зарубежных стран / Т.С. Алябьева // Символ науки. — 2017. — Т. 1. — № 4. — С. 21-24.

  3. Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). – С. 75-76.

  4. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.

  5. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» — №8(24). – 2018. – С. 1-3

  6. Горохов А.А. Сравнительный анализ моделей пенсионного обеспечения России и Германии // А.А. Горохов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 4 (22). — С. 61-68.

  7. Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. — №2 (39) – 2018. – С. 79-82

  8. Евстратова А.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в России / А.С. Евстратова // Воронежский государственный технический университет — 2018. – С. 81-84

  9. Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. — 2017. — № 3 (44). — С. 4.

  10. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №14. – 2017. – С. 2

  11. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2018.  – С. 140-142

  12. Криулин В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. — 2018. — № 1 (18). — С. 5.

  13. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №11(27). – 2018. – С. 1-4.

  14. Мадатов А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А. Мадатов,  В. Ю. Михальчук // Финансы и Кредит. — 2015. — № 25. — С.77 — 81.

  15. Стародубова В.С. Сравнительная характеристика пенсионной системы РФ и США / В.С. Стародубова // International Journal of Humanities and Natural Sciences, №12(2). – 2018. – С. 134-136