Файл: Талыпов Г.Б. Сварочные деформации и напряжения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щие деформации и напряжения претерпевают резкие изменения с переменой знака. Например, опыты [132] показали, что про­ дольная деформация (напряжение), возникающая в результате на­ плавки валика на продольную кромку полосы, в весьма узкой зоне около шва (валика) претерпевает резкое изменение с переме­ ной знака. Аналогичные результаты получены в работах [76, 93, 146] по стыкованию полос и пластин при помощи ручной и авто­ матической сварки. Результаты опытов приведены на рис. 15, а [93] и 15, б [146]. Тот же характер распределения продольных остаточных напряжений в соединениях из низкоуглеродистой

стали и

алюминиевых сплавов приводится в работе [18] на

рис. 25,

а, в, г.

Если температура объемных превращений металла меньше его температуры Тк, то пластические деформации, соответствующие этим объемным превращениям, накладываясь на пластические деформации нагрева, могут привести к коренному изменению характера распределения и величин остаточных деформаций и напряжений. Как указано выше, во всем последующем ограни­ чимся рассмотрением класса металлов, у которых температуры объемных превращений выше их температуры Тк.

27.ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ИМЕХАНИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ОСНОВНОГО МЕТАЛЛА ЗОНЫ ШВА

ИОДНО ИЗ ЕЕ РЕШЕНИЙ

Решение этой проблемы интересно не только с точки зрения непосредственного приложения, но и с принципиальной точки зрения, сформулированной во введении.

Опытным путем (см. п. 25) было установлено, что повышение начальной температуры свариваемых элементов при условии, когда она имеет постоянный по ширине элемента градиент, приводит к улучшению механических свойств основного металла зоны шва. Решение этой проблемы путем повышения начальной равномер­ ной температуры свариваемых элементов является наиболее есте­ ственным с физико-механической точки зрения. Этот путь на основе общих соображений рекомендуется также в работе [106], где на основе опытной зависимости между скоростью охлаждения и твер­ достью дается теоретический метод определения того значения начальной равномерной температуры Т0 свариваемых элементов, при котором металл околошовной зоны получает заданную твер­ дость. Позже Л. А. Фридлянд [128] на основе результатов своих опытов приходит к заключению о низкой эффективности подо­ грева. Подробнее результаты этой работы будут рассмотрены в конце этого параграфа. Изложим здесь результаты проведен­ ных нами опытов, которые покажут, что повышение начальной равномерной температуры свариваемых элементов является эф-


фективным методом управления механическими свойствами основ­ ного металла зоны шва [116].

Для опытов были взяты пять листов стали типа СХЛ размером 150x250 мм и после предварительного равномерного нагрева в муфельной печи до назначенной температуры на длинную кромку каждого из них наплавлялся валик. Соответствующие значения начальной равномерной температуры 71 0 °С в моменты начала и

окончания наплавки указаны

ниже:

№ листа

Т0 °С

18

250—240

330—320

420—390

540—490

Рис. 16

Изменение начальной температуры каждого листа в процессе наплавки валика контролировалось при помощи термопары. Ее изменение за период наплавки, как и следовало ожидать, растет вместе с повышением Т0.

После наплавки валика и остывания из каждого листа соот­ ветственно в одном и том же месте были вырезаны образцы для микроанализа и изучения механических свойств основного ме­ талла зоны валика. На рис. 16 приведены схемы распространения зон термического влияния образцов 1 (а) и 5 (б). С повышением начальной равномерной температуры зона мелкозернистой струк­ туры!/// практически исчезает, вместо нее возникает некоторая переходная^зона, где сохранена полосчатость от прокатки, а значительно^модифицированная крупнозернистая структура // гра­ ничите зоной переходной структуры. На рис. 16, а, б даны также кривые изменения микротвердости вместе с удалением от валика. Микротвердость замерялась в каждой клетке миллиметровой сетки вдоль одной и той же прямой. Непосредственно видно, что с повышением начальной равномерной температуры листа макси­ мальное значение твердости основного металла зоны валика при­ ближается к ее значению для основного металла вне зоны тер­ мического влияния. На рис. 17, а приведена кривая изменения

максимального значения микротвердости зоны термического влия­ ния в зависимости от начальной равномерной температуры Т0. Ри­ сунок показывает, что при Т0 = 350-н400° С наибольшая микро­ твердость зоны термического влияния и, следовательно, все другие

механические характеристики основного металла

этой зоны

(см. п. 25) практически остаются постоянными и

равными их

значениям для основного металла в исходном состоянии. Аналогич­ ные температуры без труда могут быть установлены для других сортов стали.

Таким образом, видим, что проблема управления механиче­ скими свойствами основного "металла Ьколбшовной зоны в случае,

а)

 

(Нд)тлах

М).

і 1

1

, —

— і

1

1

0

WO

JO0

5001о°С

too

m

500

w

 

 

Рис.

17

 

 

 

когда температура объемных превращений этого металла выше его температуры Тк может быть решена повышением начальной равномерной температуры Т0 свариваемых элементов. Чем ближе Т0 к температуре Тк данного металла, т. е. чем меньше разность Тк — Т0, тем ближе значения механических характеристик основ­ ного металла, околошовной зоны к их значениям для основного металла вне зоны термического влияния. Но уменьшения разно­ сти Тк — Т0 в зоне шва в принципе можно добиться также и в том случае, когда начальная температура Т0 не является равномер­ ной. При этом закон распределения Т 0 должен быть таким, чтобы подогрев подлежащей сварке кромки элемента до Т0 не сопро­ вождался пластическими деформациями сжатия зоны нагрева. Лишь при выполнении этого условия повышение начальной тем­ пературы свариваемых элементов может привести к выравниванию механических характеристик основного металла зоны шва к их значениям для основного металла вне зоны термического влияния.

Изложенные здесь результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Проблема управления механическими свойствами основ­ ного металла околошовной зоны в случае, когда температура объемных превращений этого металла выше его температуры Тк, решается повышением начальной равномерной температуры Т0 свариваемых элементов. Чем ближе Т0 к температуре Тк, тем ближе значения механических характеристик металла зоны шва


к значениям этих характеристик для основного металла вне зоны термического влияния. Для стали типа СХЛ при Т0 = 350 -т- -ИЮО0 С; т. е., когда начальная равномерная температура дости­ гает верхнего предела температуры ее синеломкости, механиче­ ские характеристики металла зоны шва остаются практически постоянными и равными их значениям для основного металла вне зоны термического влияния.

2. Для металлов рассматриваемого класса (гл. 5) проблема управления механическими свойствами основного металла около­ шовной зоны может быть решена также при помощи такого началь­ ного неравномерного нагрева свариваемых элементов, который не сопровождается пластическими деформациями сжатия зоны на­ грева, где Т Тк.

Эти выводы не противоречат результатам опыта в работе [128], где автор заключает, что эти результаты «. . . указывают на сравни­ тельно низкую эффективность подогрева. Несмотря на возрастаю­ щие температуры подогрева в опытах серий 2, 3, 4-; средние ско­ рости охлаждения в субкритическом интервале и максимальные твердости в зоне термического влияния изменяются незначительно. При увеличении температуры подогрева возрастает скорость охла­ ждения в поле подогрева, что и является причиной низкого эф­ фекта подогрева». Результаты опытов изображены в виде графика на рис. 17, б (сплошная кривая). Там же нанесены значения HV (штриховая кривая), полученные Г. Б. Евсеевым [128] в резуль­ тате газовой резки после подогрева для той же стали. Из рисунка ясно, что вместе с приближением начальной равномерной темпе­ ратуры Т0 к температуре Тк стали 35ХГС максимальная твер­ дость по Виккерсу HV зоны термического влияния уменьшается до твердости исходного металла. Таким образом, результаты опытов, приведенные в этом параграфе, показывают, что для металлов^ рассматриваемого класса основным параметром, опре­ деляющим изменение механических свойств основного металла околошовной зоны, является разность Тк — Т0 при стесненном температурном расширении в условиях мощного местного нагрева и несвободном температурном сокращении нагретых зон при после­ дующем остывании. При этом геометрия соответствующей изотер­ мической поверхности Тк будет определяться формой и размерами свариваемых деталей, мощностью источника, скоростью его пере­

мещения

и теплофизическими характеристиками металла (п. 4,

8, 9 гл.

2).

28. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СВАРОЧНЫМИ ДЕФОРМАЦИЯМИ (НАПРЯЖЕНИЯМИ) И ОДНО ИЗ ЕЕ РЕШЕНИЙ

В настоящее время для снятия или уменьшения сварочных напряжений рекомендуют предварительное нагружение сварного соединения, про колач иван ие (проковка), последующую терми­ ческую обработку, термопластический метод, предварительный

8 Г. Б. Талыпов

113


выгиб и интенсивное охлаждение. Подробное описание всех этих методов можно найти в монографиях [52, 83].

О влиянии предварительного подогрева детали на сварочные напряжения в опубликованной литературе имеются лишь проти­ воречивые данные. В. П. Вологдин рекомендует предваритель­ ный нагрев до 200—250° С как профилактическое мероприятие, замедляющее скорость охлаждения металла зоны шва и преду­ преждающее закалку этой зоны [21 ] . Г. А. Николаев отмечает, что в лабораторных условиях было достигнуто значительное умень­ шение остаточных напряжений в результате подогрева до 200—

250° С металла,

прилегающего к шву (см. стр. 168 в работе [77]).

Н. О. Окерблом

[83] считает, что «подогрев свариваемых деталей

перед сваркой и в процессе сварки особенно необходимы как средство борьбы со структурными напряжениями». Принимая сварку с подогревом эквивалентной выполнению сварки при высо­ ких режимах, автор приходит к заключению, что если в случае узкой полосы «подогрев привел к улучшению напряженного со­ стояния, то подогрев при наплавке на широкую полосу привел к ухудшению напряженного состояния». Касаясь влияния режима сварки, Н. О. Окерблом утверждает, что «если при низких режи­ мах сварки подогрев, как правило, приводит к увеличению пла­ стических деформаций, то при высоких режимах сварки подогрев приводит к уменьшению пластических деформаций растяжения и даже к напряжениям сжатия». На основании этих соображений автор заключает, что «однозначного ответа о влиянии подогрева дать нельзя, так как это влияние зависит от размеров свариваемых элементов и выбранных режимов сварки. В общем виде можно сказать, что при тех размерах полос и тех режимах сварки, кото­

рые создают относительную узкую зону

нагрева (по сравнению

с общей шириной элемента), — подогрев

ухудшает напряженное

состояние, при размерах и режимах, создающих относительно широкую зону нагрева, подогрев улучшает напряженное состо­ яние».

Лютвеллер на основании своих исследований, а также Спрараген и Кордови [146] в дискуссии, посвященной вопросу влияния подогрева на сварочные напряжения, приходят к выводу, что наиболее эффективным является подогрев до Т0 = 200° С. Н. О. Окерблом [83] считает вывод этих авторов беспочвенным, частным и что применение подогрева целесообразно главным образом с «целью уменьшения скорости остывания и предотвра­ щения структурных напряжений». В одной из последующих ра­ бот [87], выполненных совместно с И. П. Байковой, Н. О. Окерб­ лом, определяя напряжения, возникающие при наплавке валика на кромку полос разной ширины из хрупкого материала при усло­ виях, когда при всех температурах материал сохраняет неизмен­ ными упругие свойства, он отмечает наличие предельной ширины полосы, при которой наступает разрушение. Н. О. Окерблом на основании расчетов приходит к выводам, что «с увеличением раз-


меров изделия сварочные напряжения растут и могут вызвать разрушение в процессе остывания после сварки» и что «подогрев изделия в процессе сварки существенно снижает сварочные напря­ жения».

Таким образом, мы видим, что по вопросу о влиянии предвари­ тельного подогрева на сварочные деформации и напряжения в на­ стоящее время нет единого мнения. Между тем, проведенные нами опыты дали вполне определенный и положительный ответ на этот вопрос [116]. В дальнейшем (гл. V I I и т. д.) для замера деформа­ ций используем методику, которая во избежание повторений при­ ведена ниже. Для опыта были взяты десять одинаковых листов

а)

6к

X-- ф — Ф — Ф — ( 3 —

+- - - Ф - - ф - - ё - - Ф - Н

0,5

0,6

0,7

0,8

 

-— - Ф - - Ф - Ф - - © - -

\5.

0,1

0,2

0,3

О'Л

\и ,и і/ г

 

f r - f r - f r -

~

 

Рис. 18

стали типа СХЛ 250x150x10 мм, одинаково ориентированных по отношению к направлению прокатки. На соответственные про­ дольные кромки, совмещенные с осью х, первых девяти из них наплавлялся валик в одном и том же направлении и при одном и том же режиме. На лист № 1 до наплавки валика были приклеены проволочные датчики сопротивления У—8 в соответствии со схемой на рис. 18, а. Наплавка валика на кромку листа № 1 производи­ лась при нормальной температуре. Наплавка валика на соответ­ ственные кромки каждого из листов № 2—9 производилась после их предварительного равномерного нагрева в муфельной печи до назначенной начальной температуры Т0. Значения начальной равномерной температуры Т0 в момент начала и окончания на­ плавки указаны ниже.

 

№. листа

Т„ в °С

1

 

18

2

 

120—140

3

 

210—215

4

 

330—330

5

 

370—345

6

'

530—475

7

 

560—530

8

 

670—625

9

 

750—705

8*

 

115