Файл: Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк. 01. 04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания к практическому занятию:

Составить алгоритм размягчения пазовой изоляции путем высокочастотного нагрева.
Инструкция по выполнению практического занятия:

- Изучить теоретический материал.

- Ответить на вопросы.

- Выполнить задание.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:

Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:

- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического задания.

Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.

Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.

Практическое занятие №18

Химическое размягчение пазовой изоляции
Цель работы: изучить алгоритм химического размягчения пазовой изоляции.
Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:

Планирование ремонта электродвигателей ведут в соответствии с требованиями "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" (ПТЭ) по системе планово-предупредительного ремонта (ППР). ППР включает в себя комплекс мероприятий: техническое обслуживание и надзор во время работы; периодическое проведение капитального и текущего ремонта; проведение профилактических испытаний в соответствии с требованиями "Норм испытания электрооборудования".

Периодичность и сроки проведения ремонта электродвигателей увязываются с ремонтом проводимых агрегатов. Это способствует снижению трудозатрат на центровку агрегата с электродвигателем, подготовку рабочего места оперативным персоналом и т.п. Периодичность ремонта определяется графиком, утвержденным главным инженером предприятия.

Любой вид типового ремонта, для выполнения которого необходимо отсоединение электродвигателя от агрегата и снятие с фундамента, целесообразно выполнять в условиях специальной мастерской. Для доставки электродвигателей в мастерскую следует применять соответствующие транспортные средства, а грузоподъемные средства мастерской должны обеспечивать их разгрузку.

Для выполнения любого вида ремонта прогрессивными методами, обеспечивающими высокую производительность труда и качество ремонта, мастерская должна быть оборудована энергетическими разводками (сжатый воздух, водопровод, электропитание на различных напряжениях) и иметь в своем составе: камеру для пневмогидравлической очистки электродвигателей, установку для мойки деталей, покрасочную и сушильную камеру, стапели для разборки электродвигателей с вертикальным валом, кантователи и подставки для статоров, подставки для установки и проворота роторов, станок для балансировки роторов, станок для изготовления газовых клиньев, сверлильный и заточный станки, комплект съемников (гидравлических и винтовых), комплект приспособлений для извлечений секций обмоток статоров электродвигателей, стеллажи для размещения узлов и деталей при разборке электродвигателей, верстаки для ремонта узлов и деталей электродвигателей.


Существуют следующие способы удаления старой обмотки электродвигателей: механический, термомеханический, термохимический, химический и электромагнитный. Рассмотрим их более подробно.

При механическом способе проводят обрезку лобовых соединений. Для этого статор устанавливают на станок для обрезки так, чтобы схема соединения была со стороны режущего инструмента. При обрезке нельзя допускать задевания режущего инструмента за активную сталь пакета статора. После обрезки статор подают на стол для удаления обмотки. Ее удаляют при помощи крюков. Можно отметить следующие недостатки этого способа: трудоемкость, дополнительные затраты времени на чистку пазов статора.

При термомеханическом способе, получившем наибольшее распространение, сначала обмотку отжигают при высокой температуре, а затем удаляют ее, используя механический способ. Отжиг рекомендуется проводить при температуре 280...400°С в течение 4...6 ч. При этом меньшая температура относится к двигателям с алюминиевым корпусом, а большая - к двигателям с чугунными корпусами. Корпуса двигателей рекомендуется охлаждать совместно с печью до 80...90°С (120...150 °С - для двигателей с алюминиевыми корпусами). При температуре 280 °С изоляция только размягчается, и поэтому обмотки рекомендуется удалять по частям. После удаления обмотки корпус двигателей охлаждают на воздухе.

Часто на ремонтных предприятиях используют печи собственной конструкции. При этом статор охлаждают на воздухе или принудительно вместе с отключенной печью. Все это может привести к тому, что скорость охлаждения статора будет колебаться в широких пределах и появляется опасность в одном случае — снижения пропускной способности печи, а в другом — ухудшения магнитных характеристик стали статора. Последнее возможно при резком охлаждении статора, в результате которого происходит колебание листов пакета стали и появляются механические напряжения.

Принизкотемпературном отжиге в течение часа температуру в печи повышают до 400 °С. Затем статоры выдерживают при этой температуре в течение 5,5...7 ч при охлаждении на воздухе. Если применяют ускоренное охлаждение, то статоры выдерживают при температуре 400 °С в течение 4,5...5,5 ч. После окончания отжига приступают к охлаждению статоров. Их охлаждают на открытом воздухе в течение часа. Для того чтобы ускорить процесс охлаждения статоров, их обдувают теплым воздухом. Минимальные потери в стали наблюдают при отжиге в окислительной среде при температуре 900 °С и времени выдержки 0,25...0,50 ч. При минимальном доступе воздуха в среду отжига наилучшие характеристики получают при температуре 800 °С и времени 2 ч.



Привысокотемпературном отжигеотпадает необходимость в дополнительной чистке пазов. Производительность отжига увеличивается в 12 раз, а расход энергии снижается в 4...5 раз. При этом увеличивается КПД двигателя на 1 ...1,5 %.

К недостаткам высокотемпературного отжига следует отнести то, что после 3...4 выжигов нарушается тугая посадка между корпусом и пакетом стали, ослабляется прессовка пакета стали.

Отжиг в расплаве солей (каустической соды, щелочи) проводят при температуре 300 °С (для электродвигателей с алюминиевыми корпусами) и 480 °С (для электродвигателей с чугунными корпусами) в течение нескольких минут без доступа воздуха.

При химическом способе удаления обмотки статоры опускают в емкость с жидкостью МЖ-70. Эта жидкость очень токсичная и летучая, поэтому емкость для нее должна быть герметичной.

Для химического размягченияпазовой изоляции сердечник с обмоткой помещают на 6...8 ч в ванну с 10 % раствором едкого натрия (каустическая сода), подогретого до температуры 80...90°С.

После извлечения из ванны сцепление обмотки с сердечником резко уменьшается, что позволяет удалить ее без больших механических усилий.

После этого сердечник промывают в проточной воде и сушат. Данный метод трудоемок и требует большого расхода воды и нейтрализации получившегося при промывке раствора, который нельзя сливать в канализацию.

При термохимическом способе 10%-ный раствор каустической соды или щелочи, разогретый до температуры 80... 100 °С, опускают статоры электродвигателей с обмотками, пропитанными масляно - битумными лаками, и выдерживают там в течение 8...10 ч.

Электромагнитный способ. Статор электродвигателя нагревается за счет потерь в стали. Изготавливают трансформатор со съемным якорем, на незаменяемый стержень наматывают обмотку, а на заменяемый стержень надевают несколько статоров (рис. 15.2). При этом между стержнем и статором расстояние должно быть не более 5 мм. Достоинством этого способа является то, что можно регулировать температуру нагрева путем изменения подводимого напряжения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Чем определяется периодичность ремонтов электрических машин?

  2. Перечислите условия, необходимые для проведения работ по различным видам ремонта.

  3. Перечислите основные способы удаления старой обмотки электродвигателей.


Задания к практическому занятию:

Составить алгоритм химического размягчения пазовой изоляции.

Инструкция по выполнению практического занятия:

- Изучить теоретический материал.

- Ответить на вопросы.

- Выполнить задание.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:

Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:

- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.

Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.

Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.

Практическое занятие №19

Удаление обмотки из пазов сердечника
Цель работы: изучить методику удаления обмотки из пазов сердечника.
Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:

Удаление обмотки из пазов сердечника в небольших машинах производят вручную с помощью крючков, которыми захватывают необрезанную лобовую часть обмотки. Из сердечников более крупных машин обмотку извлекают на специальных станках, один из которых показан на рис. 8.11. Производительность станка — 180 статоров в смену.


Статор устанавливают на кулачки 8 задней бабки 11 так, чтобы торцевая поверхность сердечника упиралась в буртики верхних кулачков и фиксировалась с помощью механизма зажима и центровки. Патрон 9 задней бабки подводится к захватам 7 (на передней бабке 6), которые проникают в обмотку, прокалывая ее крюками. Механизм внедрения захватов состоит из шестикулачкового самоцентрирующегося патрона 13, на котором установлены кулачки 12 с захватами 7. Механизм зажима обмотки состоит из диска 14 с шестью пазами, связанного с хомутами захвата и гидроцилиндром. Обмотка зажимается в захватах и выдергивается из статора при движении цилиндра 10 вправо. Извлеченная обмотка сбрасывается с крючков в бункер 4 и затем в пакетировочный пресс 3. После заполнения приемной полости пресса и предварительных подпрессовок удаленных обмоток производится опрессовка ползуном 1, на котором установлен нож 2, отрезающий провода, не попавшие в приемную полость. Спрессованный пакет меди выталкивается из пресса ползуном 4 при одновременном открытии шибера 5. Наибольшее усилие выдергивания обмотки — 38 кН, наибольшее усилие прессования — 300 кН. После извлечения обмотки проводят очистку пазов от остатков изоляции, используя напильники. Очищенные сердечники направляют на мойку.


Если при ремонте отсутствуют обмоточные данные, то после извлечения обмотки несколько катушек прикрепляют к статору и по ним уточняют обмоточные данные — диаметр провода, число элементарных проводников в одном эффективном, длину лобовой части и др.

Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию.


У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какие требования предъявляются к ремонту электрических машин?

  2. Назовите типовой объем текущего ремонта электрических машин.

  3. Назовите типовой объем капитального ремонта электрических машин.

  4. Каков типовой объем предремонтных испытаний?

  5. Поясните последовательность снятия подшипников и подшипниковых щитов электрических машин.

  6. Как снять детали, установленные по посадке с натягом?

  7. Перечислите способы извлечения из пазов обмоток из круглого провода и поясните последовательность извлечения.

  8. Как работают станки по извлечению из пазов обмоток из круглого провода?

  9. Поясните процесс извлечения из пазов обмоток из прямоугольного провода.


Задания к практическому занятию:

19.1 Составить технологическую карту удаления обмотки из пазов сердечника.

Инструкция по выполнению практического занятия:

- Изучить теоретический материал.

- Ответить на вопросы.

- Выполнить задание.

- Форма технологической карты:
Последовательность выполнения

Применяемые оборудование, инструмент

Порядок выполнения отчета по практическому занятию:

Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:

- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.

Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.