Файл: Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк. 01. 04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №20
Дефектация деталей и узлов электрических машин
Цель работы: изучить методику дефектации деталей и узлов электрических машин.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
При дефектации деталей и узлов электрических машин производят визуальный осмотр узлов и деталей машины, а также проводят необходимые измерения и испытания.
Мойка деталей и узлов.Перед дефектацией все детали и узлы необходимо очистить от грязи и масел в моющих растворах, промыть в воде и просушить. При мойке деталей используются такие синтетические препараты как МЛ-51,МЛ-52. Они хорошо растворяются в воде, нетоксичны, негорючи, взрывобезопасны, не вызывают ожогов кожи и пригодны для чистки деталей из черных (не вызывают коррозии) и цветных металлов, включая алюминий и его сплавы. Эти препараты предназначены для струйной очистки деталей, но могут использоваться и для очистки деталей в ваннах.
Струйную очистку наиболее эффективно проводить в моечных машинах. Мойку проводят следующим образом. Большие детали подвешивают на подвеске, а малые укладывают в контейнер, также закрепленный на подвеске. Детали поступают в моечную машину, а раствор, нагретый до 70...80°С, омывает их через качающиеся сопла.
Подвеска при этом медленно поворачивается. Время мойки определяется габаритами и степенью загрязнения деталей и занимает, как правило, 15...20 мин. После обработки раствором детали моют горячей водой (70...80°С), а затем сушат горячим воздухом.
Дефектация необмотанного статора.При дефектации визуально проверяют наличие трещин, сколов и деформаций корпуса, состояние резьбовых отверстий, крепление сердечника в корпусе, наличие распушения крайних листов и выгорания отдельных листов сердечника, наличие коррозии. Плотность сборки сердечника проверяют щупом толщиной 0,2 мм, который под давлением руки должен входить между листами сердечника не более чем на 2...3 мм. Распушение листов проверяют путем измерения штангенциркулем длины сердечника по дну пазов и по верхней части зубцов. В сердечниках длиной до 100 мм допускается распушение до 2 мм, а при длине 101...150 мм – до 3 мм. В двух взаимно перпендикулярных плоскостях производят измерение диаметров внутренней поверхности сердечника и замков корпуса, служащих для посадки подшипниковых щитов. В машинах общепромышленного исполнения точность обработки замков должна находиться в пределах 7...9 квалитетов.
Необмотанный статор бракуется и не подлежит ремонту при наличии откола более двух лап, сквозных трещин в корпусе, выгорании одного или нескольких зубцов на длину более 50 мм или 1/3 длины сердечника, увеличении воздушного зазора более чем на 15% (25% – для двухполюсных машин) и при значительном повреждении сердечника.
Дефектация необмотанного якоря (ротора).Перед дефектацией должны быть отремонтированы центральные отверстия вала.
Якорь (ротор) устанавливают шейками вала на призмы и производят его внешний осмотр, а также измеряют диаметр сердечника для дальнейшего расчета воздушного зазора, измеряют посадочные места шеек вала под подшипники и вентилятор, измеряют биение шеек вала и сердечника, проверяют состояние шпоночных пазов и выходного конца вала. После этого осматривают коллектор и контактные кольца для выявления подгаров, поджогов, оплавлений и неравномерной выработки, измеряют их биение относительно шеек вала, а также сопротивление изоляции коллектора и контактных колец.
Поверхности под посадку подшипников должны иметь допуск; k4...k6, под посадку вентилятора – h6...h10, под посадку коллектора – k6...k8. Дефектация сердечника ротора проводится также как сердечника статора.
Якорь бракуется и не подлежит ремонту, если имеется излом вала в любом сечении или значительный износ сердечника (в результате коррозии, абразивного износа и пр.). Для короткозамкнутых роторов асинхронных машин признаком брака является также обрыв ли-
того стержня обмотки.
Дефектация подшипниковых щитов:
- визуально проверяют наличие трещин и изломов, состояние резьбовых отверстий и приливов;
- измеряют посадочные места под подшипник и замка для посадки в корпус. Поверхности под посадку подшипников должны иметь допуск Н6...Н7, под посадку щита на корпус – h6...h9. Признаками брака являются трещины и отколы в щите и на посадочных поверхностях, а также откол крепежных приливов.
Дефектация щеточного узла.В ходе дефектации визуально проверяют состояние щеткодержателей, пружин, выводных проводов (кабелей) и канатиков щеток. Проверяют давление пружин на щетки, которое должно быть одинаковым у всех щеток и соответствовать заданному. Измеряют сопротивление изоляции между щеткодержателем и корпусом. Зазор между щеткой и щеткодержателем не должен превышать 0,3... 0,5 мм.
Дефектация вентилятора и его кожуха.Визуально проверяют целость поверхностей, отсутствие изломов, вмятин других механических повреждений. У вентиляторов проверяют размер посадочной поверхности под вал, который должен иметь допуск по Н6...Н9.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Какие требования предъявляются к ремонту электрических машин? -
Объясните, зачем детали подвергают мойке и каковы правила техники безопасности при этой операции. -
Опишите процесс механизации мойки. -
В чем заключается процесс дефектации отдельных узлов и деталей электрических машин? -
При каких повреждениях статора (ротора), корпуса и подшипниковых щитов они не подлежат ремонту?
Задания к практическому занятию:
20.1 Составить дефектную ведомость деталей и узлов электрической машины по форме:
20.2 Составить дефектную ведомость деталей и узлов электрической машины по форме:
Инструкция по выполнению практического занятия:
20.1 Изучить теоретический материал.
20.2 Ответить на вопросы.
20.3 Выполнить задание.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №21
Изучение содержаниЯ ремонтов
Цель работы: изучить виды и содержание ремонтов.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Как и любое другое оборудование, электрооборудование имеет свой срок эксплуатации и соответственно могут возникать ситуации, когда необходимо проводить его ремонт. Для правильной эксплуатации электрооборудования необходимо осуществлять своевременные плановые ремонты такого оборудования, что позволит вовремя восстановить такой ресурс оборудования до момента прихода его в негодность.
Любой плановый ремонт электрооборудования можно отнести к одному из двух его основных видов:
1. Текущий ремонт электрооборудования необходим для своевременного восстановления его работоспособности. Такой ремонт предполагает восстановление и / или замену отдельных составных элементов электрооборудования. В свою очередь в зависимости от характера электрооборудования, его конструктивных особенностей и объёма необходимых работ, текущие ремонты могут также делиться на: первый текущий ремонт, второй текущий ремонт и т.п. Весь перечень необходимых для выполнения работ по текущему ремонту такого оборудования, обязан быть перечислен в соответствующей ремонтной документации на предприятии.
2. Капитальный ремонт электрооборудования необходим для обеспечения исправности такого оборудования, а также его полного восстановления. Такой ремонт предполагает восстановление и замену любой части электрооборудования, в том числе и его базовые составляющие. После такого ремонта электрооборудование должно быть на 80% идентично новому аналогичному оборудованию. Для проведения такого ремонта на любом предприятии должно быть соответствующее ТУ для всех видов ремонтируемого электрооборудования.
Текущий ремонт (Т) - это ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных составных частей.
В зависимости от конструктивных особенностей оборудования, характера и объема проводимых работ, текущие ремонты могут подразделяться на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий ремонт (Т2) и т.д. Перечень обязательных работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте, должен быть определен в ремонтной документации электроцеха (подразделения).
При текущем ремонте, как правило, выполняются: - работы регламентированного ТО; - замена (или восстановление) отдельных узлов и деталей; - ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий; - ревизия оборудования; - проверка на точность; - ревизия арматуры и другие работы, примерно такой же степени сложности.
Для проведения текущих ремонтов электрооборудования разрабатываются технологические карты.
Капитальный ремонт (К) - ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (под базовой понимают основную часть оборудования, предназначенную для компоновки и установки на нее других составных частей). Послеремонтный ресурс оборудования должен составлять не менее 80% ресурса нового оборудования.