Файл: Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк. 01. 04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №25
Изучение способов погружения изделия в лак
Цель работы: способы погружения изделия в лак.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Статоры, роторы и катушки аппаратов подвергают пропитке, которая цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, так как она уменьшает площадь их соприкосновения с окружающей средой. При этом повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Пропитка снижает превышение температуры обмоток, так как теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха.
Обмотки статоров, роторов и катушки электрических аппаратов подвергают пропитке, которая уменьшает площадь их соприкосновения с окружающей средой и тем самым цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов. При пропитке повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Кроме того, пропитка снижает температуру обмоток, так как теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха.
При ремонте возможности выбора изоляции и лака ограничены и наиболее часто для пропитки обмоток из эмалированных проводов используют лаки марок МЛ-92, МГМ-8, КО-916к, КО- 964 Н, компаунды КП-34, КП-103 (составы без растворителей). Провода с волокнистой изоляцией допускают более широкий выбор пропиточного состава. Для них не представляет опасность высокая цементирующая способность пропиточного лака. Обмотки вращающихся частей при использовании проводов с волокнистой изоляцией пропитывают в компаундах (типов КП и Б-ИД- 9127), которые обеспечивают высокую цементацию.
Растворители лаков (ксилол, толуол) при сушке должны испариться и выделиться из обмоток в виде летучих веществ, которые необходимо нейтрализовать и рассеять в атмосфере. Поэтому оборудование для пропитки должно быть установлено в отдельном помещении. Составы без растворителей при отвердении не выделяют вредных летучих веществ, поэтому оборудование дня пропитки и сушки можно располагать в общем помещении.
В промышленности используют несколько способов пропитки и сушки. При ремонте на небольших участках используют способ погружения изделия в лак. Этот способ позволяет на одном и том же оборудовании пропитывать изделия различных размеров и конструкций, однако его применение сопряжено с большой долей ручного труда. Обычно при пропитке используют маловязкие лаки с вязкостью 40...45 с (по вискозиметру ВЗ-4 при температуре лака 20 X) и содержанием пленкообразующих веществ 51 .,.58 %. Чтобы внести в обмотку необходимое количество лака, выполняют несколько пропиток, после каждой из которых обмотки сушат в течение 8... 1
ч.
Время нахождения изделия в лаке при первой пропитке составляет от 20 мин до I ч, а при следующих — от 10 до 20 мин. Заполнение пор и пустот в изоляции обмоток происходит в основном при первой пропитке, а последующие пропитки фактически являются покровными.
Способ пропитки изделия лаком в вакууме с переходом к вишенному давлению является менее гибким, чем способ погружения. но позволяет получить более высокое качество пропитки с меньшей трудоемкостью и используется на специализированных предприятиях. Цикл пропитки в зависимости от типа изделий можно изменять в пределах 6... 16 мин. Отсутствие воздуха в изделии способствует глубокому проникновению лака в обмотку. Этот процесс усиливается при создании повышенного давления после заполнения автоклава лаком. При таком способе пропитки можно использовать лаки с вязкостью 55... 100 с. Создание вакуума после пропитки приводит к испарению более половины летучих веществ и повышению вязкости лака. При этом лак становится настолько вязким, что практически не вытекает из обмотки после пропитки и во время сушки.
Использование более вязкого лака, чем при пропитке погружением, и повышение его вязкости сразу после пропитки позволяют за одну пропитку ввести в обмотку примерно столько же лака, сколько вносится при двукратной пропитке погружением. Использование более вязкого лака требует меньше времени для сушки. Время пропитки и сушки сокращается в 4...6 раз по сравнению со способом погружения. Особенно эффективен рассматриваемый способ для многовитковых катушек из тонкого провода (обмотки электрических машин небольшой мощности, катушки аппаратов, реле и т.п.).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Как производится восстановление изоляции круглого провода? -
Как пересчитать шаг концентрической обмотки на равнокатушечную? -
Как восстанавливают изоляцию катушек, используемых повторно? -
Какие преимущества имеет пропитка под вакуумом и давлением? -
Почему не используются при ремонте механизированные способы укладки обмоток из круглого провода?
Задания к практическому занятию:
25.1 Составить технологическую карту погружения изделия в лак.
Инструкция по выполнению практического занятия:
- Изучить теоретический материал.
- Ответить на вопросы.
- Выполнить задание.
- Форма технологической карты:
Последовательность выполнения
Применяемые оборудование, инструмент
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №26
Изучение балансировки ротора
Цель работы: изучить содержание и последовательность балансировки ротора.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Идеально сбалансированный ротор электродвигателя – это ротор, центральная ось инерции которого совпадает с осью вращения. На самом же деле на практике, в большей или меньшей степени, всегда наблюдается дисбаланс ротора. И если его величина превосходит допустимые значения, то проводят балансировку ротора электродвигателя.
Ротор электродвигателя состоит из множества деталей, которые могут иметь неоднородную плотность и дефекты геометрии, отклонения при установке на валу и т.д. – все это и является причиной возникновения критического дисбаланса, при котором нужно обязательно проводить балансировку электродвигателей.
Балансировка ротора электродвигателя или, что то же самое, балансировка якоря электродвигателя может проводиться как в статическом, так и в динамическом режиме.
Как известно, центробежные силы инерции и моменты сил инерции, обусловленные дисбалансом и возникающие при вращении ротора, имеют квадратичную зависимость от угловой скорости. Поэтому, для тихоходных электродвигателей можно ограничиться проведением статической балансировки, а для двигателей с высокой частотой вращения ротора уже необходима динамическая балансировка.
После ремонта ротора или якоря электродвигателя их обязательно необходимо подвергнуть статической, а иногда и динамической балансировке в сборе с вентиляторами и другими вращающимися частями.
И ротор, и якорь электродвигателя состоят из большого количества деталей, поэтому распределение масс в них не может быть строго равномерным. Чаще всего причина неравномерного распределения масс заключается в разной толщине или массе отдельных деталей, наличии в них раковин, неодинаковый вылет лобовых частей обмотки и пр.
Каждая из деталей, входящих в состав собранного ротора или якоря, может быть неуравновешенной вследствие смещения ее осей инерции от оси вращения. В собранном роторе или якоре неуравновешенные массы отдельных деталей в зависимости от их расположения могут суммироваться или взаимно компенсироваться. Роторы и якоря, у которых главная центральная ось инерции не совпадает с осью вращения, называют неуравновешенными.
Неуравновешенность, как правило, складывается из суммы двух неуравновешенностей — статической и динамической.
Вращение статически и динамически неуравновешенного ротора и якоря является частой причиной возникновения вибрации при работе электродвигателя, способной разрушить подшипники и фундамент механизма. Разрушающее воздействие неуравновешенных роторов и якорей устраняют путем их балансировки, которая заключается в определении размера и места неуравновешенной массы.
Балансировка производятся мастерами на специальном оборудовании для выявления неуравновешенности масс ротора (якоря).
Неуравновешенность определяют статической или динамической балансировкой. Выбор способов балансировки зависит от требуемой точности уравновешивания в каждой конкретной ситуации. При динамической балансировке получаются более высокие результаты компенсации неуравновешенности (меньшая остаточная неуравновешенность), чем при статической. При выборе способа балансировки необходимо учитывать много нюансов. Например, статическая балансировка применяется для роторов, вращающихся с частотой, не превышающей 1000 об/мин. Статически уравновешенный ротор (якорь) может иметь динамическую неуравновешенность, поэтому роторы, вращающиеся с частотой выше 1000 об/мин, рекомендуют подвергать динамической балансировке, при которой одновременно устраняются оба вида неуравновешенностей — и статическая и динамическая.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
В каких случаях необходимо проводить балансировку ротора электродвигателя? -
Когда проводят динамическую балансировку ротора электродвигателя? -
Когда проводят статическую балансировку ротора электродвигателя?
Задания к практическому занятию:
26.1 Составить технологическую карту балансировки ротора.
Инструкция по выполнению практического занятия:
- Изучить теоретический материал.
- Ответить на вопросы.
- Выполнить задание.
- Форма технологической карты:
Последовательность выполнения
Применяемые оборудование, инструмент
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №27
Сборка электрических машин
Цель работы: изучить содержание и последовательность работ при сборке электрических машин.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Общая сборка является завершением всего технологического цикла ремонта машины. Сборку электрических машин выполняют в определенной технологической последовательности, включающей следующие основные операции:
-
сборку полюсов; -
установку полюсных катушек; -
соединение выводов полюсных катушек; -
изолирование выводов межкатушечных соединений; -
установку ротора машины; -
сборку подшипниковых узлов; -
установку щеток на электрическую нейтраль; -
проверку правильности соединения выводов машины.