Файл: Отчет по дисциплине Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателей детей дошкольного образования.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Многопрофильная Академия непрерывного образования» (АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ
ОТЧЕТ по дисциплине:

«Теоретические и прикладные аспекты методической работы

воспитателей детей дошкольного образования».
тема реферата.

« Роль семьи в системе воспитания детей дошкольного возраста».

Выполнил:

студент II курса гр. ДО-21 Дошкольное образование

Специальности

Юровских НатальяПавловна

Проверил:

Дата защиты Подпись студента

Оценка

Подпись руководителя

Омск 2022
Содержание.
Введение.
Глава 1. Роль семьи в воспитании дошкольника.

1.1. Задачи семьи в воспитании дошкольника.

1.2. Типы семейных взаимоотношений.

Глава 2. Ошибки семейного воспитания дошкольника.

2.1. Влияние конфликтов между родителями на воспитание детей.

Глава 3. Советы родителям.

Глава 4. Заключение.

5. Список литературы.

Введение .
Человек не рождается совершенным, но природа его требует этого. На протяжении всей жизни человек стремится к чему-то более совершенному и прекрасному. Воспитание имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребенка, особенно, в дошкольном возрасте. С того момента как зародилась семья, она стала играть важнейшую роль в формировании ребенка. Первыми воспитателями своих детей считают родителей. Человек находится в семье каждый день, семья касается всех сторон жизни человека.

По своей значимости - роль семьи очень велика в жизни человека. Вся жизнь человека должна проходить в семье. Живя в семье, ребенок должен учиться чувствовать, переживать определенные чувства и эмоции. Это ставит неизгладимый отпечаток на его душу. Даже в плохой семье ребенок черпает определенный опыт.

Изучение мира ребенка происходит через семью. Сильнейшее воспитательное средство - это семья.

Каковы же цели и задачи семьи?

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости».

А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой».


О том, как лучше для себя установить цели работы, связанные с воспитанием ребенка, задумываются, к сожалению не все родители.
Глава 1. Роль семьи в воспитании дошкольника.
Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья-это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ-это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

1.1. Задачи семьи в воспитании дошкольника.

Задачи семейного воспитания могут быть разными по характеру и содержанию.

Основной целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-всё это зависит от семьи, от родителей,  и всё это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели-имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Задачи семейного воспитания могут быть такими :

-создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка;



-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

1.2. Типы семейных взаимоотношений.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Глава 2. Ошибки семейного воспитания.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения, отстранение детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка родителями своих  воспитательных возможностей.

Часто можно встретить и такие ошибки как:

-на воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни;

-отсутствие единых требований и четкой линии воспитания;

-слепая, неразумная любовь;

-единственный ребенок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи;

- у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким;

- нетребовательность родителей к детям;

-плохое представление о задачах и целях воспитания;

-чрезмерная строгость;

-деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных ошибок семейного воспитания.


Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания , угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать

Безразличие

«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают , что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею .Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется , если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».