Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным условием надежной работы электрических установок является исправное состояние изоляции сети. Под влиянием нагрева, окружающей среды, старения и механических воздействий происходит утечка тока через изоляцию. Величина тока утечки зависит от сопротивле­ ния изоляции. Установлены минимальные нормы сопро­ тивления изоляции для отдельных сетей и установок. Например, для обмоток электрических машин относи­ тельно корпуса и между обмотками норма сопро­ тивления 2—0,7 МОм, сетей слабого тока 0,15 МОм при напряжении 24 В.

Сопротивление изоляции измеряют при помощи ме­ гомметра при обесточенной сети или высокоомного вольт­ метра (500 Ком), обычно включаемого на главном рас­ пределительном щите. Мегомметр включают, как показа­ но на рис. 143 и, вращая рукоятку прибора со скоростью и в направлении, указанном на приборе, делают замер сопротивления по шкале килоомов или мегомов (пере­ ключатель шкал на приборе).

СУДОВОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Сеть судового электрического освещения должна обеспечить электроэнергией все осветительные установки судна, куда входят: питание коммутатора сигнальных и отличительных огней, освещение машинно-котельных от­ делений, наружного . освещения, освещение различных помещений судна и т. д.

Различают сети основного, аварийного и малого ава­ рийного освещения, переносного и сигнально-отличи- тельных огней, которые получают питание от главного распределительного щита, от аварийного щита или от щитка аккумуляторной батареи.

В сетях электрического освещения из кабеля выпол­ няют магистральные линии, идущие от главного распре­ делительного щита к групповым щиткам, всю проводку в машинном и котельном отделениях, грузовых трюмах, на открытых палубах и во всех сырых помещениях. Изо­ лированный провод применяют для проводки в жилых помещениях и коридорах, примыкающих к ним. Для переносных ламп используют гибкие шланговые кабели. Соединение и разветвление кабелей и проводов осуще­ ствляют при помощи специальных крестовых коробок из пластмассы, бронзы или силумина.

351

Основными источниками света на судах являются лампы накаливания судового исполнения, которые по сравнению с обычными имеют большую продолжитель­ ность службы, механическую прочность и вибростойкость. Цоколи ламп резьбовые и штифтовые, причем последние надежнее. На современных судах применяют люмине­ сцентные лампы, которые экономичнее и долговечнее ламп накаливания, а также ртутные лампы, создающие' значительные световые потоки.

Судовой светильник состоит из источника света и ос­ ветительной арматуры, которая предназначена для крепления лампы, ее защиты от действия окружающей среды, а также для рационального распределения све­ тового потока. Светильники, предназначенные для ос­ вещения далекорасположенных объектов, называются прожекторами.

Судовая осветительная арматура может быть откры­ того, защищенного, брызгозащищенного, водозащищен­ ного и взрывобезопасного исполнения.

Каждый светильник или несколько светильников од­ ного помещения имеют отдельный двухполюсный вы­ ключатель, в жилых помещениях допускается установ­ ка однополюсных выключателей. Светильники объединя­ ются в группы, по Правилам Регистра СССР в одной группе должно быть не более 10 светильников-при на­ пряжении менее ПО В, 14—при напряжении 110 или 220 В, 18—при 220 В. Питание светильников осуществ­ ляется от групповых щитков с выключателями, предо­ хранителями или другими коммутационно-защитными аппаратами по одному на каждую группу.

Из сети основного освещения выделяют сеть наруж­ ного освещения, куда входят светильники, установлен­ ные на наружных палубах. Управление этой сетью осу­

ществляется

централизованно из рулевой

рубки,

чтобы

в случае необходимости

его можно было быстро

отклю­

чить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждое

судно в темное

время

суток

обязано

за­

жигать специальные сигнально-отличительные

огни

во

избежание столкновения

с

другими

судами.

На ходу

судна включают передний и задний топовые белые огни

на мачтах, правый

зеленый- и левый

красный

бортовые

огни — на

крыльях

ходового мостика

и белый

гакоборт-

ный — на

корме. Топовые огни светят

вперед,

бортовые

352


вперед

и в наружную

сторону,

а

гакобортиый

назад.

На стоянке зажигают

два белых

 

фонаря: штаговый на

носу

и гакобортиый

якорный па

корме,

которые

светят

во все

стороны.

Кроме того,

на

 

судах

устанавливают

буксирные

огни,

зажи­

 

 

 

 

 

 

гаемые

при

буксиров­

 

 

 

 

 

 

ке, аварийные

(«Не мо­

 

 

 

 

 

 

гут

управляться»),

а

 

 

 

 

 

•вш

на танкерах

специ­

 

[i

п п п []

[]

альный

красный огонь

 

 

 

 

 

 

(«Огнеопасный

груз»).

 

 

 

 

3

 

Для

световой

сигнали­

 

 

 

 

 

 

зации

на

мачте

уста­

 

 

 

 

 

 

навливают

клотиковый

Рис.

144.

Принципиальная

схема

огонь,

белый

и

крас­

соединения коммутатора сигналь-

ный.

Для

различных

ноотличителыгах

огней.

 

сигнальных и отличи­ тельных огней выпускаются специальные светосигналь­

ные приборы в брызгонепроницаемом или водозащищен­ ном исполнении.

Питание огней осуществляют от коммутатора, поме­ щенного в рулевой рубке, который представляет собой распределительный щит, оснащенный выключателями и сигнальными реле по числу огней, подключенных к не­

му. Коммутатор

получает

питание по двум

отдельным

линиям: от

шин

основной

электростанции

(непосредст­

венно или через

шины аварийной, если она есть) и

от

ближайшего

щита

сети

основного

освещения; вторая

линия — резервная.

Каждый

фонарь

присоединяют

к

шинам / и 2 (рис.

144) через предохранители и обмотку

сигнального

реле — дробса

D. Когда цепь огня замкну­

та и по катушке дробса течет

ток, якорь его притянут и

в окошечке

около

выключателя появляется

красное

по­

ле

с белой точкой посередине — бленкер. В случае обры­

ва

цепи огня происходит обесточивание катушки дробса,

якорек отпадает и подает питание в цепь звонка 3, включенного между шиной 2 и вспомогательной шиной

ВШ — в

окошке

появляется

белое

поле. От коммутато­

ра должны питаться также

фонари: топовые, правый и

левый отличительные,

гакобортиый

и буксирные. Ос­

тальные

огни

могут

получать

питание от групповых

щитов основного освещения

или

от

штепсельных розе­

ток наружного освещения.

 

 

 

353


СУДОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ

Внутрисудовая связь и сигнализация предназначены для обеспечения слаженной работы всех членов экипа­ жа в различных рабочих и аварийных ситуациях. Мож­ но выделить следующие основные виды сигнализации и связи:

телефонная связь; электрические указатели и телеграфы;

электрическая сигнализация (обиходная, авральная, вахтенная, пожарная, трюмная автоматическая и др.);

электрические приборы контроля.

Для передачи различных сигналов па судах исполь­ зуют световую п звуковую сигнализацию. Световые сиг­ налы подаются при помощи ламп накаливания с преры­ вателями, обеспечивающими их мигание. В качестве ап­ паратуры звуковой сигнализации применяют электриче­ ские звонки, ревуны, трещотки, колокола громкого боя, отличающиеся по тембру и силе звука. Включение сиг­ нальной аппаратуры осуществляется кнопками, педаль­ ными замыкателями и автоматическими датчиками. Приборы звуковой сигнализации бывают постоянного и переменного тока, в основном отличаются друг от друга конструкцией акустической части. Принцип действия за­ ключается в том, что ток, протекающий по обмотке электромагнита, приводит в действие якорек, который, совершая колебательные движения, ударяет либо о ча­ шу звонка, либо о мембрану с различной частотой — от этого зависит высота и прерывистость звука: у ревуна сплошной, ревущий; у трещотки низкий, прерывистый.

Наиболее ответственной является система авральной сигнализации для подачи сигналов тревоги: водяной, по­ жарной и др. Колокола н ревуны этой системы разме­ щают на судне так, чтобы в любом помещении и при любом уровне шума они были слышны. Все приборы включают из рулевой рубки одновременно.

Из других видов судовой сигнализации важное зна­ чение имеют пожарная и температурная сигнализации. Пожарная сигнализация предназначена для подачи на командный мостик сигналов о возникновении пожара. Различают ручную, автоматическую и комбинированную

системы

сигнализации. Подача сигналов осуществляет­

ся при

помощи извещателей, расположенных в различ-

354

ных местах судна и подключенных к коммутатору по­ жарной сигнализации. Ручной извещатель — это коро­ бочка с застекленным окошком, окрашенная в красный цвет, за которым находится кнопка, включающая лампу и звуковой сигнал. Звонок привлекает внимание, а лам­ па показывает, откуда подан сигнал. Автоматические извещатели более надежны, так как сразу сигнализиру­ ют о пожаре, они могут быть температурными, дымовы­ ми и световыми. Принцип действия теплового извещателя заключается' в следующем: при повышении темпе­ ратуры датчик замыкает контакты сигнального устрой­ ства. Датчиком может быть термометр с электрически­ ми контактами, биметаллические пластинки, фотоэле­ мент и др.

Цепи пожарной сигнализации постоянно находятся под током, в случае срабатывания извещателей контак­ ты размыкаются.

ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

По сравнению с береговыми электротехническими ус­ тановками электрооборудование на судне находится в особых условиях, которые всегда должны учитываться.

Высокая влажность (97—98%) предъявляет повы­ шенные требования к изоляции аппаратуры, электриче­ ских машин и кабелей. Работа судового электрооборудо­ вания рассчитана,на более высокую температуру окру­ жающего воздуха (40° С). Морская вода способна вызывать чрезмерно сильную коррозию металлических корпусов и деталей электрооборудования, поэтому их антикоррозийное покрытие должно быть надежным (ок­ раска, никелирование) или они могут изготовляться из металлов, не подверженных коррозии (бронза, латунь, силумин). Приходится также учитывать электрохимиче­ скую коррозию, возникающую при соприкосновении раз­ нородных металлов при попадании влаги, особенно при монтажных работах.

Судовое электрооборудование работает в условиях повышенной тряски и вибрации, оно должно быть вибро­ стойким, а крепления надежными.

По степени защищенности судовое электрооборудо­ вание бывает защищенного^ брызгонепроницаемого, во-

3,55.


дозащищенного, герметического и взрывозащищенного исполнения. Выбор исполнения зависит от места располо­ жения на судне.

Судовое электрооборудование должно надежно рабо­ тать в условиях длительного крена и дифферента, поэто­ му оборудование, работа которого в таких условиях бу­ дет нарушаться, например масляные трансформаторы,- в судовых условиях неприменимо.

Обслуживание судового электрооборудования и уход за ним осуществляется в соответствии с «Правилами тех­ нической эксплуатации судового электрооборудования». Под обслуживанием подразумеваются работы по содер­ жанию его в чистоте и сохранности, обеспечении немед­ ленной готовности к действию, а также операции по уп­ равлению электрооборудованием: пуск, остановка и т.д. В обслуживание входят, в частности, систематические ос­ мотры электрооборудования, контроль за сопротивлени­ ем его изоляции и поддержания его в пределах нормы, а в случае снижения его, принятие мер по устранению неисправности.

Обслуживание электрического освещения сводится к поддержанию его в исправном состоянии. При осмотрах проверяют наличие предохранителей в групповых щит­ ках, исправность выключателей и штепселей, патронов ламп, которые в случае негодности заменяют новыми. Цепи связи и сигнализации проверяют в действии. Аппа­ ратура связи и сигнализации должна содержаться в чис­ тоте, особенно контакты, с которых надо вовремя уда­ лять нагар (у звонков, ревунов и др.).

При работе с электрооборудованиемнужно соблю­ дать правила техники безопасности, так как прикоснове­ ние человека к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или к частям машин с поврежденной изо­ ляцией, опасно для жизни, если это вызывает протека­ ние через его тело электрического тока. Ток в основном поражает нервную систему, деятельность сердца и ды­ хания, а под действием дуги вызывает ожоги. Степень опасности поражения зависит от силы и длительности действия тока. Считается, что переменный ток представ­ ляет большую опасность, чем постоянный того же на-, пряжения; и чем выше напряжение, тем опасность пора­ жения больше. Принято считать, что ток 100. мА, безус­ ловно, смертелен, а 10 мА переменного и 50 мА постоян-

356

i-ioro — неопасен.

Относительно безопасно напряжение

24 В, а в сырых помещениях-— 12 В.

Исполнение

судового электрооборудования таково,

что опасность поражения током людей при обслужива­ нии его значительно снижена: это защищенное исполне­ ние, повышенные требования к изоляции, надежное за­ земление и др. И тем не менее основные правила по тех­ нике безопасности надо выполнять неукоснительно. Все работы по ремонту необходимо производить при обесто­

ченных цепях, допускается

смена

предохранителей и

ламп под напряжением при

использовании специальных

фибровых клещей, диэлектрических

перчаток и галош,

но если это возможно, лучше отключить ток.

Перед тем как приступить к работе, необходимо-убе­ диться в отсутствии напряжения при помощи контроль­ ной лампы или индикатора напряжения. Контрольная лампа должна иметь пластмассовый патрон, из которого выходят два изолированных провода длиной 40 см, ого­ ленных на самом конце. До проверки отключенного электрооборудования нужно убедиться в исправности са­ мой контрольной лампы. Все работы должны выполнять только ответственные лица, не допускается даже само­ вольная смена предохранителей без ведома ответствен­ ного лица. Во избежание несчастных случаев при ре­ монте около-включающего аппарата нужно вывешивать плакат: «Не включать — работают люди!».

Если же поражение током произошло, надо оказать пострадавшему первую помощь: освободить от действия тока, помня при этом, что самому надо быть изолиро­ ванным (коврик, резиновые перчатки, галоши, сухая доска). Если пострадавший в сознании, ему необходим полный покой. Если без сознания, но дыхание не нару­ шено, необходимо его уложить на спину, обеспечить при­ ток свежего воздуха и укрыть теплым одеялом. При от­ сутствии дыхания немедленно производить искусствен­ ное дыхание до прихода врача, который должен быть вызван при всех случаях поражения током. Нужно пом­ нить, что от быстроты принятых мер зависит жизнь по­ страдавшего человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

 

ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

А р и с т о в

Ю. 1\.

Судовые

 

вспомогательные

механизмы. М.,

«Речной транспорт»,

1963. 287 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А р и с т о в

Ю. К.

Судовые

 

вспомогательные

механизмы. М.,

«Транспорт»,

1968. 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б р а с л а в с к и й М. И. Судовые дизель-генераторы

малой

мощ­

ности. Л., «Судостроение»,

1968. 174 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б у р ы ш к н н

Л. П.

Техническая

эксплуатация

судовых

дви­

гателей внутреннего сгорания. М., «Транспорт»,

1969. 240 с.

 

 

Б е н ь к о в с к и й

Д. Д.

 

и др. Технология

судоремонта.

М.,

«Морской транспорт»,

1961. 559 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б л и н о в

И. С. Справочник технолога механосборочного цеха

судоремонтного завода. М., «Транспорт»,

1969. 607 с.

 

 

 

 

 

В о з ни цк и и

И. В.

Техническая

 

эксплуатация

двигателей

промысловых

судов. М.,

«Пищевая

промышленность»,

1969. 368 с.

 

В а н ш е й д т

 

В. А.

Судовые

двигатели внутреннего

сгорания.

Л.,

«Судпромгиз»,

1962. 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В а н ме р М. А.,

К а м а х и н

Е. С.

Быстроходные

дизели ти--

па

Ч 10,5/13. М.. Машгиз,

1957. 335 с'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д и з е л и

 

64 12/14.

Описание

н инструкция

по обслуживанию.

М.,

«Машиностроение»,

1965. 187 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д о р м е н к о

 

В. В.

 

Береговые

и

судовые

рыбопромысловые

установки и механизмы. М., Пищепромиздат, 1953. 366 с.

 

 

 

 

К р а к о в с к и й

И. И.

Судовые

вспомогательные

механизмы.

Л.,

«Речной транспорт»,

1961. 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о р о л е в

И. И.

Регулирование судовых

дизелей. М., «Транс­

порт», 1961. 153 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К р о п о в н и ц к и й

Н. Н.

Приемы

и технология

слесарно-сбо-

рочных работ. Л., Лениздат,

1970. 397 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л и в ш и ц

М. Л.

Быстроходные

дизели Д6. М., Машгиз,

1956.

264 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М и к л о с

А. Г.,

Ч е р н я в с к а я

Н. Г.

Судовые

двигатели

внутреннего сгорания. Л., «Судостроение»,

1971. 400 с.

 

 

 

 

 

М е г р а б о в

 

Г. А.

и др. Технология

судоремонта. М., «Мор­

ской транспорт»,

1962. 383 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н е к р у т м а и

С. В. Электрооборудование

двигателей

внутрен­

него сгорания. М., «Машиностроение»,

1967. 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

О р л и н А. С. и др. Двигатели внутреннего

сгорания. М., «Ма­

шиностроение»,

1970. 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о п о в

Р. И.

Судовые

вспомогательные

механизмы. М., «Пи­

щевая промышленность»,

1970. 350 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С е р г е е в

Д. И. Техническая

.эксплуатация

 

судовых

дизелей.

М.,

«Транспорт»,

1969. 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С о л о в ь е в

Е. М. Пособие

мотористу рыбопромыслового

суд­

на. М., «Пищевая

 

промышленность», 1966. 414 с.

 

 

 

 

 

 

 

Х а н д о в

 

3. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. М ,

«Транспорт»,

1969. 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х е т а г у р о в

 

М. Г.-Судовые

вспомогательные

механизмы

и си­

стемы. Л., «Морской транспорт»,

1956. 473 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т о р б а н

С. С.

Судовые

и

береговые промысловые

установки

и механизмы. М., «Пищевая

промышленность»,

1972. 327 с.

 

 

 

3 а й ч и к К- С.

Промысловые

устройства

 

морских

 

рыбопро­

мысловых судов. Л., «Судостроение»,

1972. 231 с.

 

 

 

 

 

 

358