Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
расположены подвижные контакты, соединяющиеся че рез неподвижные контакты при помощи проводов и ка белей с набором сопротивлении и управляемой цепью. При повороте рукоятки происходит замыкание и размы кание соответствующих цепей в определенной последо вательности.
Реостаты подразделяются на пусковые, пуско-регу- лировочные и регулировочные. Судовые реостаты выпол
няют |
водозащищенного |
исполнения, на |
крышку |
выво |
|
дится |
только маховик управления. |
На |
лицевой |
панели |
|
реостата смонтированы: |
контакты, |
по |
которым |
сколь |
зят контактные щетки; контактор, осуществляющий за щиту от снижения напряжения; реле максимального то ка, защищающее цепи от перегрузки током; зажимы для
присоединения к сети и управляемой цепи. За |
панелью |
|
расположены элементы |
сопротивлений. |
|
Автоматические выключатели (автоматы) |
служат |
|
для ручного включения |
и автоматического отключения |
цепи при перегрузках. Автомат максимального тока сра батывает при увеличении тока выше нормы, автомат ми нимального напряжения — при снижении напряжения ниже нормы.
Установочные автоматы нашли широкое применение на судах, монтируют их в основном на щитах, они слу жат для защиты отходящих линий от коротких замыка ний и перегрузок током.
Контакторы являются автоматической аппаратурой управления. Служат они для частых включений и пере ключений в цепях сильного тока (привода лебедок, ру левых приводов и др). путем воздействия на цепи уп равления.
Основной частью контактора (рис. 141) является электромагнит 1, катушка 2 которого включена в цепь управления. При подаче питания на эту катушку проис ходит замыкание силовых контактов 3 основной силовой цепи.
По принципу действия реле можно разделить на электромагнитные, индукционные и тепловые. Принцип действия теплового реле основан на тепловом действии тока: нагревательный элемент, включенный в силовую цепь, нагревает биметаллическую пластинку (спай из двух металлов с различными коэффициентами расшире ния), последняя, изгибаясь, размыкает контакты в цепи
346
управления. Основной частью электромагнитного реле является катушка с сердечником,. которая, притягивая якорь замыкает или размыкает контакты в цепи управ
ления аппаратуры, |
на которую |
реле' |
подает |
команду. |
|
Например, в |
пускорегулировочном |
реостате |
обмотка |
||
максимального |
реле |
включена в |
цепь |
якоря двигателя, |
|
а его контакты — в цепь катушки |
контактора, |
подающе |
го ток к обмотке якоря двигателя. Значит, при повыше нии тока выше нормы, реле
обесточивает обмотку кон |
„пуск |
тактора, а последний отклю |
|
чает двигатель от сети элек |
|
трического тока. |
|
Если тепловые реле за щищают цепи от длительных перегрузок током, то плав кие предохранители — от ко ротких замыканий. Основ ной частью предохранителя является плавкая вставка — проволока или пластинка из меди, цинка, сплава олова и свинца, которая плавится током, проходящим по ней, если он намного превышает нормальный. В судовых ус ловиях применяют трубча тые и пробковые предохра нители с номинальными то ками плавких вставок от 6 до 600 А в сетях постоянно го тока до 350 В и в сетях переменного тока до 380 В.
Рис. 141. Устройство кон- тактора переменного тока.
Допускается лишь применение стандартных вставок. Так как вставка должна выдерживать пусковые токи во вре мя пуска двигателей, ее номинальный ток необходимо вы бирать с учетом пусковых токов. Для двигателей с пря мым пуском ток вставки должен быть в 2,5 раза мень ше пускового для Легких условий пуска и в 2 раза для тяжелых.
Аппаратура управления, защиты и контроля, объеди ненная вместе, составляет магнитную станцию управ ления электроприводом.
22* |
347 |
ГЛАВА 12
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
Судно обеспечивается энергией от судовой электро станции постоянного или переменного тока. В состав электростанции входят: первичные двигатели, электри ческие генераторы, распределительные устройства с при борами управления, контроля и защиты. В зависимости от величины и назначения судна электрическая энергия применяется: только для освещения, для освещения и работы вспомогательных механизмов, для электродви жения, работы вспомогательных механизмов, освещения и других потребителей.
Судовые электроустановки строят в соответствии с Правилами Регистра СССР. Согласно им на судах при
меняют |
постоянный |
ток |
напряжением |
24, 110, 220, |
|||
(1200 В |
для электродвижения) |
и переменный ток напря |
|||||
жением |
24, |
127, 220, 380 (6300 |
В для |
электродвнжения). |
|||
Передача |
энергии |
от |
генератора |
к |
потребителям, |
расположенным в различных помещениях судна, осуще ствляется при помощи судовых электрических сетей. Выделяют следующие сети:
силовую, в которую входят цепи питания энергией электроприводов судовых вспомогательных механизмов, отопительных и нагревательных приборов;
сеть основного освещения, куда входят цепи питания сигнальных и отличительных огней, освещения всех по мещений судна, наружного освещения и др.;
сеть аварийного освещения; сеть слабого тока, которая включает цепи питания
телеграфа и указателей, телефонных установок, пожар ной, авральной сигнализации и пр.;
сеть питания навигационной аппаратуры; сеть переносного освещения; сеть малого аварийного освещения.
Конечно, не на каждом судне могут быть все указан ные сети, количество их зависит от наличия соответст вующих потребителей.
СИЛОВЫЕ СИСТЕМЫ
На судах при постоянном и однофазном переменном токе Правилами Регистра СССР разрешено применять двухпроводную систему (однопроводная запрещена),
348
при трехфазном токе — трехпроводная система распре деления энергии. Все провода двух- и трехпроводной си стемы должны быть тщательно изолированы от корпуса судна.
На судне энергия распределяется между потребите лями через специальные устройства по магистральной,
Рис. 142. Судовой провод и кабели:
/ — токоведущая |
жила из тонких |
проволочек, |
|
2—изоляцион |
|||||
ная |
резина, 3, 5 — обмотка прорезиненной тканевой |
лентой, |
|||||||
4 — скрутка |
ж и л |
с |
наполнением, |
6 — оплетка |
из |
хлопчато |
|||
б у м а ж н о й |
п р я ж и , |
пропитанная |
противогнилостным- |
соста |
|||||
вом, |
7 — свинцовая |
оболочка, 8— полушка, |
9 — |
б р о н я , |
из |
||||
д в у х стальных лент, 10— наружный покров, |
/ / — негорючая |
||||||||
оболочка (шланг), 12— оплетка из стальных |
проволок с |
ла |
|||||||
ковым покрытием. |
|
|
|
|
|
|
радиальной или смешанной.системам. При магистраль ной системе потребители получают питание от главного распределительного щита по магистралям через врезан ные в них магистральные коробки. При радиальной си стеме распределительные щиты н наиболее ответствен ные потребители получают энергию по отдельным фи дерам.
349
Электрические сети на судне выполняются кабелями, проводами и шнурами морского исполнения. Морские кабели и провода находятся в более тяжелых условиях работы, чем в общепромышленных установках, они от личаются большей надежностью конструкции, защитных покровов, большей гибкостью, теплостойкостью и высо ким уровнем изоляции. Токоведущие жилы морских ка белей и проводов выполняются из меди и для большей гибкости многопроволочными. Устройство провода и ка белей морского исполнения показано на рис. 142.
1
. MS MS
Рис. 143. Измерение электрического сопротивле ния изоляции:
а — провода относительно земли; б — м е ж д у проводами .
Токовые нагрузки на морские провода и кабели оп ределены Правилами Регистра СССР при условии, что допустимая температура нагрева жилы кабеля равна 65° С при температуре окружающего воздуха 40° С.
Припрокладке в пучке нескольких кабелей допусти мая температурная нагрузка на кабели должна соответ ственно снижаться. Когда должен быть обеспечен мон таж водозащищенного исполнения, ввод кабеля в аппа ратуру, проход через водонепроницаемые переборки и палубы выполняется с помощью сальников или коробок, уплотняемых особыми массами. В местах, где возможны механические повреждения кабеля, его защищают спе циальными кожухами или прокладывают в трубах, а также применяют бронированные кабели. Марки и се чения кабелей и проводов должны соответствовать нор: мальной загрузке их и нормальному режиму работы, нормальной потере напряжения, не превышающей для силовой сети 7%, сети освещения — 5% при напряжении ПО и 220 В и 10% при напряжениях 36 В и ниже.
350