Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расположены подвижные контакты, соединяющиеся че­ рез неподвижные контакты при помощи проводов и ка­ белей с набором сопротивлении и управляемой цепью. При повороте рукоятки происходит замыкание и размы­ кание соответствующих цепей в определенной последо­ вательности.

Реостаты подразделяются на пусковые, пуско-регу- лировочные и регулировочные. Судовые реостаты выпол­

няют

водозащищенного

исполнения, на

крышку

выво­

дится

только маховик управления.

На

лицевой

панели

реостата смонтированы:

контакты,

по

которым

сколь­

зят контактные щетки; контактор, осуществляющий за­ щиту от снижения напряжения; реле максимального то­ ка, защищающее цепи от перегрузки током; зажимы для

присоединения к сети и управляемой цепи. За

панелью

расположены элементы

сопротивлений.

 

Автоматические выключатели (автоматы)

служат

для ручного включения

и автоматического отключения

цепи при перегрузках. Автомат максимального тока сра­ батывает при увеличении тока выше нормы, автомат ми­ нимального напряжения — при снижении напряжения ниже нормы.

Установочные автоматы нашли широкое применение на судах, монтируют их в основном на щитах, они слу­ жат для защиты отходящих линий от коротких замыка­ ний и перегрузок током.

Контакторы являются автоматической аппаратурой управления. Служат они для частых включений и пере­ ключений в цепях сильного тока (привода лебедок, ру­ левых приводов и др). путем воздействия на цепи уп­ равления.

Основной частью контактора (рис. 141) является электромагнит 1, катушка 2 которого включена в цепь управления. При подаче питания на эту катушку проис­ ходит замыкание силовых контактов 3 основной силовой цепи.

По принципу действия реле можно разделить на электромагнитные, индукционные и тепловые. Принцип действия теплового реле основан на тепловом действии тока: нагревательный элемент, включенный в силовую цепь, нагревает биметаллическую пластинку (спай из двух металлов с различными коэффициентами расшире­ ния), последняя, изгибаясь, размыкает контакты в цепи

346


управления. Основной частью электромагнитного реле является катушка с сердечником,. которая, притягивая якорь замыкает или размыкает контакты в цепи управ­

ления аппаратуры,

на которую

реле'

подает

команду.

Например, в

пускорегулировочном

реостате

обмотка

максимального

реле

включена в

цепь

якоря двигателя,

а его контакты — в цепь катушки

контактора,

подающе­

го ток к обмотке якоря двигателя. Значит, при повыше­ нии тока выше нормы, реле

обесточивает обмотку кон­

„пуск

тактора, а последний отклю­

 

чает двигатель от сети элек­

 

трического тока.

 

Если тепловые реле за­ щищают цепи от длительных перегрузок током, то плав­ кие предохранители — от ко­ ротких замыканий. Основ­ ной частью предохранителя является плавкая вставка — проволока или пластинка из меди, цинка, сплава олова и свинца, которая плавится током, проходящим по ней, если он намного превышает нормальный. В судовых ус­ ловиях применяют трубча­ тые и пробковые предохра­ нители с номинальными то­ ками плавких вставок от 6 до 600 А в сетях постоянно­ го тока до 350 В и в сетях переменного тока до 380 В.

Рис. 141. Устройство кон- тактора переменного тока.

Допускается лишь применение стандартных вставок. Так как вставка должна выдерживать пусковые токи во вре­ мя пуска двигателей, ее номинальный ток необходимо вы­ бирать с учетом пусковых токов. Для двигателей с пря­ мым пуском ток вставки должен быть в 2,5 раза мень­ ше пускового для Легких условий пуска и в 2 раза для тяжелых.

Аппаратура управления, защиты и контроля, объеди­ ненная вместе, составляет магнитную станцию управ­ ления электроприводом.

22*

347


ГЛАВА 12

СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

Судно обеспечивается энергией от судовой электро­ станции постоянного или переменного тока. В состав электростанции входят: первичные двигатели, электри­ ческие генераторы, распределительные устройства с при­ борами управления, контроля и защиты. В зависимости от величины и назначения судна электрическая энергия применяется: только для освещения, для освещения и работы вспомогательных механизмов, для электродви­ жения, работы вспомогательных механизмов, освещения и других потребителей.

Судовые электроустановки строят в соответствии с Правилами Регистра СССР. Согласно им на судах при­

меняют

постоянный

ток

напряжением

24, 110, 220,

(1200 В

для электродвижения)

и переменный ток напря­

жением

24,

127, 220, 380 (6300

В для

электродвнжения).

Передача

энергии

от

генератора

к

потребителям,

расположенным в различных помещениях судна, осуще­ ствляется при помощи судовых электрических сетей. Выделяют следующие сети:

силовую, в которую входят цепи питания энергией электроприводов судовых вспомогательных механизмов, отопительных и нагревательных приборов;

сеть основного освещения, куда входят цепи питания сигнальных и отличительных огней, освещения всех по­ мещений судна, наружного освещения и др.;

сеть аварийного освещения; сеть слабого тока, которая включает цепи питания

телеграфа и указателей, телефонных установок, пожар­ ной, авральной сигнализации и пр.;

сеть питания навигационной аппаратуры; сеть переносного освещения; сеть малого аварийного освещения.

Конечно, не на каждом судне могут быть все указан­ ные сети, количество их зависит от наличия соответст­ вующих потребителей.

СИЛОВЫЕ СИСТЕМЫ

На судах при постоянном и однофазном переменном токе Правилами Регистра СССР разрешено применять двухпроводную систему (однопроводная запрещена),

348


при трехфазном токе — трехпроводная система распре­ деления энергии. Все провода двух- и трехпроводной си­ стемы должны быть тщательно изолированы от корпуса судна.

На судне энергия распределяется между потребите­ лями через специальные устройства по магистральной,

Рис. 142. Судовой провод и кабели:

/ — токоведущая

жила из тонких

проволочек,

 

2—изоляцион­

ная

резина, 3, 5 — обмотка прорезиненной тканевой

лентой,

4 — скрутка

ж и л

с

наполнением,

6 — оплетка

из

хлопчато­

б у м а ж н о й

п р я ж и ,

пропитанная

противогнилостным-

соста­

вом,

7 — свинцовая

оболочка, 8— полушка,

9

б р о н я ,

из

д в у х стальных лент, 10— наружный покров,

/ / — негорючая

оболочка (шланг), 12— оплетка из стальных

проволок с

ла­

ковым покрытием.

 

 

 

 

 

 

радиальной или смешанной.системам. При магистраль­ ной системе потребители получают питание от главного распределительного щита по магистралям через врезан­ ные в них магистральные коробки. При радиальной си­ стеме распределительные щиты н наиболее ответствен­ ные потребители получают энергию по отдельным фи­ дерам.

349


Электрические сети на судне выполняются кабелями, проводами и шнурами морского исполнения. Морские кабели и провода находятся в более тяжелых условиях работы, чем в общепромышленных установках, они от­ личаются большей надежностью конструкции, защитных покровов, большей гибкостью, теплостойкостью и высо­ ким уровнем изоляции. Токоведущие жилы морских ка­ белей и проводов выполняются из меди и для большей гибкости многопроволочными. Устройство провода и ка­ белей морского исполнения показано на рис. 142.

1

. MS MS

Рис. 143. Измерение электрического сопротивле­ ния изоляции:

а — провода относительно земли; б — м е ж д у проводами .

Токовые нагрузки на морские провода и кабели оп­ ределены Правилами Регистра СССР при условии, что допустимая температура нагрева жилы кабеля равна 65° С при температуре окружающего воздуха 40° С.

Припрокладке в пучке нескольких кабелей допусти­ мая температурная нагрузка на кабели должна соответ­ ственно снижаться. Когда должен быть обеспечен мон­ таж водозащищенного исполнения, ввод кабеля в аппа­ ратуру, проход через водонепроницаемые переборки и палубы выполняется с помощью сальников или коробок, уплотняемых особыми массами. В местах, где возможны механические повреждения кабеля, его защищают спе­ циальными кожухами или прокладывают в трубах, а также применяют бронированные кабели. Марки и се­ чения кабелей и проводов должны соответствовать нор: мальной загрузке их и нормальному режиму работы, нормальной потере напряжения, не превышающей для силовой сети 7%, сети освещения — 5% при напряжении ПО и 220 В и 10% при напряжениях 36 В и ниже.

350