Файл: Психические состояния Задание 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3



Раздел 3. Психические состояния
Задание 3
Вам предстоит при помощи пакета методик изучить психическое состояние личности. Обычно диагностика психического состояния проводится при помощи методики САН. Вам следует провести диагностику по этой методике и написать заключение. Затем вы проводите проверку данных при помощи дополнительных методик «Оценка настроения» В.Л. Марищука, Ю.М. Блудова, В.А. Плахитенко, Л.К. Серовой и «Изучение тревожности» Ч. Спилберга. После получения результатов диагностики по дополнительным методикам вы проводите сравнительный анализ данных диагностики и только потом делаете итоговое заключение о психическом состоянии испытуемого с корректировкой показателей.
Рекомендации к выполнению задания

1. Внимательно изучите по учебной литературе содержание третьего раздела «Психические состояния».

2. Ответьте на предложенные вопросы для самопроверки. Это поможет определить, достаточно ли хорошо вами изучен раздел, и при необходимости устранить пробелы в изучении тем. Самопроверка не предполагает письменных ответов. Для самоконтроля требуется дать устный ответ. Если вы не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, то вам следует вернуться к материалам учебника и самостоятельно устранить этот пробел. Вопросы составлены таким образом, чтобы охватить весь объем основных знаний по изучаемому разделу.

3. Измерение психических состояний обычно проводится по трем основным аспектам: эмоциональному, физиологическому и поведенческому, а затем изучается взаимосвязь этих трех аспектов. Воспользовавшись методикой САН (самочувствие, активность, настроение), разработанной в Ленинградской военно-медицинской академии в 1973 году, изучите психическое состояние у 2-3 испытуемых.

4. Проведите обработку протоколов исследования в соответствии с ключом. Постройте графики профиля состояний по каждому испытуемому. Занесите результаты в сводный протокол оценки состояний методом САН.

5. Сделайте письменное заключение об особенностях психического состояния каждого испытуемого. Например: «В ходе исследования психического состояния испытуемого … было установлено, что в целом состояние можно определить как хорошее/удовлетворительное/неудовлетворительное, о чем свидетельствуют показатели: …. При качественном анализе выявлено (например) соответствие/несоответствие показателей активности и настроения. Так, активность находится в высоких значениях, а настроение в целом снижено…»


6. В свободной форме проведите сопоставительный анализ психических состояний у разных испытуемых, сделайте заключение о возможных сходствах и различиях. И предположения о том, чем эти различия могут быть вызваны.

7. Проведите дополнительное обследование настроения испытуемых для уточнения показателей методики САН. Используйте методики «Оценка настроения» В.Л. Марищука, Ю.М. Блудова, В.А. Плахитенко, Л.К. Серовой и «Изучение тревожности» Ч. Спилберга. Изучение настроения проведите при помощи устного опроса, потренируйтесь в умении применять стандартную инструкцию, задавать вопросы и фиксировать ответы; а изучение тревожности – при помощи письменного опроса.

8. Проведите обработку полученных данных по всем испытуемым, пользуясь ключами к обработке. Для понимания показателей уточните понятия: аффективное состояние и функциональное состояние, стенические состояния и психоастенические состояния, ситуативная тревожность и личностная тревожность, оптимальный уровень тревожности.

9. По каждому испытуемому сделайте дополнительное заключение, используя полученные данные. Для заключения требуется провести беседу по поводу текущей ситуации, которая поможет вам интерпретировать показатели. В беседе требуется учесть, что тревожность всегда связана с событиями и предстоящей деятельностью, поэтому существует понятие «оптимальный уровень тревожности» (т. е. существуют ситуации, которые требуют либо высокого, либо низкого уровня ситуативной тревожности). Уточните, какова ситуация. Так, например, предстоящее выступление нормативно должно поднимать уровень тревожности, что является оптимальным показателем.

10. Сопоставьте полученные данные с показателем «Н» в методике САН и сделайте дополнительные выводы.

11. Уточните список материалов, необходимых для оформления задания 3 «Диагностика психических состояний», по которым оно будет оцениваться.

12. Ответьте на контрольные вопросы. Предоставляются краткие ответы в письменной форме, объемом не более 1 страницы стандартного печатного текста, с обязательным условием проверки на антиплагиат.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля) по разделу «Психические состояния»

  1. Что такое психическое состояние?

  2. В чем различие психических состояний и эмоциональных процессов?

  3. Какие виды психических состояний вы знаете?

  4. Что такое адаптация?

  5. Какой вклад внесли работы К. Бернара, У. Кеннона и Г. Селье в учение об адаптации?

  6. Как можно охарактеризовать три различных уровня адаптации: физиологический, психический, социальный?

  7. Почему адаптация рассматривается как динамическое образование?

  8. Что в работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова и П.К. Анохина дает основание понимать психофизиологическую систему организма человека как саморегулирующуюся?

  9. Какие ситуации требуют регуляции психических состояний? Что выступает в качестве их регулятора?

  10. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний?

  11. Что такое нормативный интервал и границы изменчивости состояний?

  12. Что такое адаптационный барьер?

  13. Что такое пограничные состояния? Чем они отличаются от патологических состояний?

  14. Дайте характеристику понятия «измененные состояния сознания». Приведите их примеры.

  15. Как невротические расстройства связаны с состояниями?

  16. Как понятие гомеостаза соотносится с регуляторной функцией психики?

  17. Что такое психологическая защита? Какие виды защит вы знаете?

  18. Можно ли считать психологическую защиту адаптационным механизмом? Почему?

  19. Может ли личностная тревожность повышать или понижать ситуативную тревожность?

  20. Какой уровень тревожности необходим для эффективного осуществления деятельности?

  21. Что такое функциональное состояние, по каким критериям оно оценивается? Назовите уровни функционирования.

  22. Что такое оптимальное рабочее состояние?

  23. Назовите основные характеристики и функции сна, релаксации и утомления как психических состояний? В чем их сходство и различие?

  24. Как циркадные ритмы влияют на состояние человека?

  25. Почему состояние стресса называется также общим адаптационным синдромом?

  26. Назовите три стадии стресса.

  27. В чем сходство и различие различных видов стресса?

  28. Что такое стресс-факторы, какие их виды вы знаете?

  29. Чем состояние фрустрации отличается от состояния стресса?

  30. В чем заключается положительная сторона стрессовых состояний?

  31. Какие механизмы психологической адаптации вы знаете?

  32. Чем вызывается утомление? Чем утомленность отличается от утомления?

  33. Чем личностные состояния отличаются от ситуативных?

  34. Что относится к состояниям сознания и внимания?

  35. Что такое состояния аффективно-волевой сферы?

  36. Как соотносятся между собой состояния и переживания?

  37. Что такое интерпсихический конфликт и интрапсихический конфликт?

  38. Каким образом потребностная сфера личности связана с психическими состояниями?

  39. Считаете ли вы стрессоустойчивость системным качеством личности? Почему?

  40. Почему субъективная сторона состояний является ведущей по отношению к объективной?

  41. Что такое личностный адаптационный потенциал?

  42. Какие методы изучения состояний человека вы знаете?

  43. Какие методы регуляции состояний вы знаете?



Пакет материалов по заданию 3 «Диагностика психических состояний»

  1. По каждому испытуемому представляется 3 протокола исследования, 3 результата первичной обработки данных (в том числе график) и 3 написанных заключения по каждой методике, представленных в конце каждой методики.

  2. Сводная таблица данных по методике САН.

  3. Сопоставительные выводы (сравнение данных разных испытуемых между собой).

  4. Дополнительные выводы (см. пункт 10 в рекомендациях к выполнению задания) по каждому испытуемому, уточняющие показатели методики САН.

  5. Письменные ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

  1. В какой взаимосвязи находятся между собой следующие психические явления: эмоция, настроение, состояние?

  2. Определите содержательную часть показателей состояния в методике САН.

  3. Какие показатели кроме астеничности, эйфории и тревоги обычно входят в описание настроения человека?

  4. Перечислите основные факторы, определяющие состояние человека.

  5. Какие приемы снижения ситуативной тревоги вы можете назвать?


Методика оценки состояний САН

Дата__________время_______

Пол ______________________

Возраст ___________________

Образование_______________

Профессия_________________
Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак Х между противоположными по смыслу характеристиками в том месте, которое в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами для вас в данный момент.


1

Самочувствие хорошее

9

8

7

6

5

4

3

2

1

плохое

2

Чувствую себя сильным

9

8

7

6

5

4

3

2

1

слабым

3

Пассивный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

активный

4

Малоподвижный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

подвижный

5

Веселый

9

8

7

6

5

4

3

2

1

грустный

6

Настроение хорошее

9

8

7

6

5

4

3

2

1

плохое

7

Работоспособный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

разбитый

8

Полный сил

9

8

7

6

5

4

3

2

1

обессиленный

9

Медлительный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

быстрый

10

Бездеятельный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

деятельный

11

Счастливый

9

8

7

6

5

4

3

2

1

несчастный

12

Жизнерадостный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

мрачный

13

Напряженный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

расслабленный

14

Здоровый

9

8

7

6

5

4

3

2

1

больной

15

Безучастный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

увлеченный

16

Равнодушный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

взволнованный

17

Восторженный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

унылый

18

Радостный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

печальный

19

Отдохнувший

9

8

7

6

5

4

3

2

1

усталый

20

Свежий

9

8

7

6

5

4

3

2

1

изнуренный

21

Сонливый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

возбужденный

22

Желание отдохнуть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

действовать

23

Спокойный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

озабоченный

24

Оптимистичный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

пессимистичный

25

Выносливый

9

8

7

6

5

4

3

2

1

утомленный

26

Бодрый

9

8

7

6

5

4

3

2

1

вялый

27

Соображать трудно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

легко

28

Рассеянный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

внимательный

29

Полный надежд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

разочарованный

30

Довольный

9

8

7

6

5

4

3

2

1

недовольный



Ключ к обработке:




Показатель

№№

1

С – самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

2

А – активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

3

Н – настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30



Обработка

  1. По каждому показателю производится подсчет суммы набранных баллов. Сумму необходимо разделить на 10 – по числу вопросов о каждом состоянии.

Например: С = (5 + 5 + 7 + 6 + 5 + 4 + 8 + 6 + 7 + 4) : 10 = 5,7 (общее самочувствие чуть выше среднего значения).

  1. Далее строится профиль состояния: на оси x находится число набранных баллов по показателю (максимально – 9 баллов), на оси y расположены показатели состояния (три показателя: С, А, Н).



Сводный протокол оценки состояний методом САН



Испытуемый

Пол

Возраст

Образо-вание

Место работы

Показатели



С



А


Н

1























2























3









































































Дополнительное обследование испытуемых


  1. Опросник «Оценка настроения»

Номер испытуемого в сводном протоколе


оценки состояний методом САН_________________________________
Инструкция. Для оценки состояния вам предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует отвечать одним из трех ответов: «Да», «Нет», «Наоборот» (противоположное чувство). Если вы согласны с тем, что говорится (или с тем, что прочтете) в предлагаемой фразе, отметьте в протоколе ответ «Да». Если у вас противоположное чувство, отметьте «Наоборот». Если вы не согласны или сомневаетесь в ответе, поставьте «Нет».

Помните о том, что в оценке состояний не существует «хороших» или «плохих» ответов, отвечайте, не задумываясь, оценивая то состояние, которое есть у вас в данный момент.
Опросник

  1. Чувствую себя исключительно бодро.

  2. Хотелось бы поменьше сталкиваться с другими людьми.

  3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

  4. Скорее бы испытать чувство покоя.

  5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

  6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

  7. Беседа с экспериментатором неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

  8. Удивительное настроение! Хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

  9. Вокруг меня много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

  10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне довольно неудачными.

  11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость (такое состояние).

  12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

  13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

  14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!».

  15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

  16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

  17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

  18. Мое будущее кажется мне печальным.

  19. Бывает хуже, но редко.

  20. Не верю даже самым близким людям.

  21. Автомашины на улице гудят редко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.


Оценка настроения

Бланк регистрации ответов
Дата__________время_______

Пол ______________________

Возраст ___________________

Образование_______________

Профессия_________________


Номер

вопроса

Ответ

«Да»

«Нет»

«Наоборот»

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21