Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
Впоследние годы Уральским, Иркутским и Ухтинским терри ториальными геологическими управлениями, а также СКВ Мини стерства геологии СССР разработаны полуавтоматические элеваторы, позволяющие производить спуско-подъемные операции без наго ловников, либо с использованием быстросъемных стержневых и шарнирных муфт.
В1967—1968 гг. в Белгородской экспедиции геологического
управления Центральных районов, в Прокопьевской, Киселевской и Шуштуленской партиях Западно-Сибирского геологического упра вления проводились сравнительные испытания полуавтоматических элеваторов «Воркутинец-50», «Урал-2» и ПЭШ-5.
Элеваторы «Воркутинец-50» были изготовлены ремонтно-мехаии- ческимп мастерскими Воркутинской комплексной экспедиции, эле ваторы «Урал-2» — Центральными механическими мастерскими Уральского геологического управления, элеваторы ПЭШ-5 — цен тральными ремонтно-механическими мастерскими Иркутского геоло гического управления.
Одновременно с целью получения сравнительных технико-эконо мических показателей проводилась эксплуатация серийно выпуска емого элеватора МЗ-50-80 конструкции СКВ Министерства геологии
СССР.
Условия бурения скважин в этих партиях приводятся в табл. 10.
Т а б л п ц а 10
|
|
Районы испытаний |
|
|
Условия бурения |
Прокопьсвская |
Киселевская |
Шуштулеп- |
Белгородская |
ГРП (элеватор |
ская |
ГРЭ (элеваторы |
||
|
«Воркутипец- |
ГРП (элеватор |
(элеватор |
ПЭШ-5 «Урал-2», |
|
50») |
«Урал-2») |
ПЭШ-5) |
«Воркутниец-50») |
Тдп бурового |
станка |
ЗИФ-1200А |
ЗИФ-1200А |
ЗИФ-650А |
ЗИФ-1200А |
||||
Тип буровой вышки . |
В-18 |
В-18 |
Копер |
В-18 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
металличе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ский |
высо |
|
Тип |
соединения бу |
|
|
|
той |
14,7 м |
|
||
|
|
|
диаметром |
|
|||||
рильных труб . . |
My фтовозамковое |
50 мм |
|||||||
Длина свечи, м . . . |
1 3 , 5 - 1 4 5 |
13,5-14,5 |
|
9 |
13,5 - 14,5 |
||||
Угол |
забурки |
сква |
|
|
|
|
|
|
|
жин, град |
|
8 0 - 9 0 |
80; |
87 |
70 |
90 |
|||
Глубина |
скважин, м |
750 |
497; |
792 |
253 |
|
|||
Тип |
механизма свин |
|
|
|
|
|
700 - 850 |
||
чивания |
и развин |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
чивания |
|
|
ПО-49А |
ПО-49А |
ПО-49А |
|
|||
Промывочная |
жид |
|
|
|
|
|
РТ-1200 |
||
кость |
|
|
|
Глинисты й раствор |
|||||
|
|
|
|
||||||
Талевая оснастка |
Двухструн |
Двухструн |
Прямой |
|
|||||
|
|
|
|
ная |
ная |
канат |
Двухструнная |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбуриваемые горные породы представлены алевролитами, пес чаниками, пластами каменного угля, суглинками, песками, глинами, известняками, сланцами и железистыми кварцитами.
В качестве промывочной жидкости применялся глинистый раствор следующих параметров:
Удельный |
вес, гс/см 3 |
1,2—1,25 |
|
Вязкость |
по СПВ, |
с |
24 - ^50 |
Содержание песка, |
% |
2-f-4 |
Повышенная вязкость глинистого раствора способствовала образо
ванию глинистой корки на бурильных трубах. |
|
|
||||||||
В |
соответствии |
с утвержденной программой предусматривалось |
||||||||
отработать каждым типом элеватора не менее 15 тыс. циклов |
спуско- |
|||||||||
подъемов, |
причем |
не |
|
|
|
|
||||
менее |
10 |
тыс. циклов |
|
|
Т а б л и ц а 11 |
|||||
спуско-подъемов |
одним |
|
|
|||||||
|
Отработано циклов |
|
||||||||
образцом |
|
каждого |
ти |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
па. Фактически |
выпол |
|
по геоло |
по |
|
|||||
ненный |
объем |
|
испыта |
Тип элеватора |
гическому |
Западно- |
Всего |
|||
|
Сибирско |
|||||||||
ний |
опытных |
образцов |
|
управле |
му геоло |
циклов |
||||
|
нию Цент |
|
||||||||
приведен |
|
в табл. 11. |
|
ральных |
гическому |
|
||||
|
|
управле |
|
|||||||
|
|
районов |
|
|||||||
Элеваторы, |
предста |
|
|
нию |
|
|||||
|
|
|
|
|||||||
вленные |
на сравнитель |
|
|
|
|
|||||
ные |
испытания, |
имеют |
ПЭШ-5 |
3017 |
1040 |
4057* |
||||
основное |
|
преимущество |
«Воркутниец-50» |
6162 |
17177 |
23339 |
||||
перед |
серийно |
выпу |
«Урал-2» . . . . |
21371 |
17173 |
39104 |
||||
|
|
|
|
|||||||
скаемым |
элеватором ти |
|
|
|
|
|||||
па МЗ-50-80 в том, что |
* Элеватор ПЭШ-5 |
снят с испытаний. |
|
|||||||
при использовании для |
|
|||||||||
производства |
|
спуско- |
|
|
|
|
подъемных операций свечей бурильных труб не требуется примене ние съемных наголовников, вследствие чего исключается возможность травмирования обслуживающего персонала в случае падения наголов ников с верхнего конца свечи; уменьшаются затраты времени на спуско-подъемиые операции за счет исключения времени па надева ние и снятие наголовпика; облегчается труд помощника бурового мастера при спуске и подъеме бурильной колонны; снижается метал лоемкость комплекта элеватора, уменьшается стоимость изготовле ния комплекта элеватора.
Вместе с тем элеваторы ПЭШ-5, «Воркутинец-50» и «Урал-2»
всравнении с серийным элеватором МЗ-50-80 имеют ряд недостатков:
1)относительная сложность конструкции, требующая более точ ного изготовления деталей и более тщательного ухода при эксплуа
тации элеватора (чистка при загрязнении и смазка); 2) меньшая эксплуатационная надежность, которая проявляется
при использовании глинистого раствора повышенной вязкости, пони жении температуры воздуха и износе деталей подхватно-копиру- ющей системы элеваторов; при этом происходит подхват бурильных
труб элеватором за промежуточные муфтово-замковые соединения, проскальзывание элеватора относительно кольцевой проточки па муфте верхнего замка; неотсоединение элеватора от свечи при уста новке ее на подсвечник, самопроизвольное отсоединение элеватора от колонны бурильных труб, приводящее при спуске или подъеме
кпадению бурового снаряда в скважину;
3)невозможность применения элеваторов при работе с буриль ными трубами, оснащенными резиновыми протекторными кольцами.
Кроме того, для работы с этими элеваторами требуется специаль ная подкладная вилка к механизму развинчивания бурильных труб,
амуфты бурильных замков должны иметь кольцевую проточку.
Несмотря на отмеченные недостатки, конструкция элеватора, не требующая применения наголовников, является наиболее прогрес сивной.
Сравнение эксплуатационных качеств элеваторов позволило уста новить следующее.
1.Элеватор ПЭШ-5 не может эксплуатироваться с применением глинистых растворов. Шариковый захватный орган элеватора засо ряется и заклнпивается, вызывая подхваты под промежуточные муфты, и не срабатывает при прохождении через кольцевую проточку замка.
2.Элеватор «Воркутинец-50» более громоздок, чем элеватор . «Урал-2». За ним требуется более внимательный уход — не защищен от загрязнения и воздействия ударных нагрузок. Подхватно-копиру- ющая система элеватора работает несинхронно, а соединение деталей между собой ненадежно, что вызывает частые поломки, устранение которых возможно только в механических мастерских. Выступающие за габаритные размеры корпуса рычаги копиров и затвора обламы ваются от ударов и могут служить причиной травмирования и под хвата свечей труб под муфты и промежуточные замки.
3.Конструкция элеватора «Урал-2» в сравнении с конструкцией элеватора «Воркутинец-50» имеет следующие преимущества: а) боль шая надежность в эксплуатации в связи с синхронностью работы кулачков (единый копир); б) компактность конструкции; в) лучшая
защита деталей подхватно-копирующей системы от загрязнения и воздействия ударных нагрузок; г) большое удобство при падевашга элеватора на свечу при спуске бзфовой колонны в скважину (наличие самофиксирующихся подпружиненных створок).
После производства 16 250 циклов спуско-подъемов бурильных свечей образцом № 6 элеватора «Урал-2» была проведена техническая экспертиза, в результате которой установлено следующее.
1. В корпусе элеватора не обнаружено видимых деформаций и трещин, наружная поверхность подвергнута незначительному износу, размер нижней конусной фаски проходного отверстия уве личился с 15 X 30 до 23 X 30°, торцовая часть имеет забоины глу биной до 3 мм.
2. Шлицевые вилки в местах посадки в отверстие корпуса имели овальный износ по наружному диаметру (до 0,25 мм).
3. Подхваты в посадочном отверстии имели выработку по диа метру и шлицам до 0,2 мм.
4.Створки зева корпуса и копир были изношены до 7 и 4 мм соот ветственно, вследствие чего их пришлось заменить.
5.Траверса имела овальный износ отверстий, служащих для со единения с пальцами хвостовиков. Одно плечо траверсы деформиро вано.
6.Тяга копира заменена в связи с продольным изгибом.
7.Головки винтов крепления крышки к корпусу элеватора смяты. Остальные детали
элеватора имеют незна |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
|||||
чительный износ |
и при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
годны к дальнейшей экс |
Неполадки |
|
|
ПЭШ-5 |
«Ворку- |
«Урал-2» |
||||||
плуатации. |
|
экспер |
|
|
тннец-50» |
|||||||
Техническая |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
тиза |
элеватора |
«Ворку- |
Поломки деталей |
элева |
|
|
|
|||||
тииец-50» |
производи |
тора |
|
|
|
|
0,71 |
1,8 |
0,28 |
|||
лась |
после |
отработки |
Подхваты |
элеватором |
|
|
|
|||||
14 612 |
циклов |
спуско- |
промежуточной |
части |
|
|
|
|||||
свечи |
(муфты) |
. . . . |
56,20 |
8,6 |
4,17 |
|||||||
подъемов свечей буриль |
Проскоки |
да верхнем |
|
|
|
|||||||
ных |
труб, |
которая по |
копце |
свечи |
(мимо |
|
|
|
||||
казала |
следующее. |
кольцевой |
проточки |
55,50 |
3,8 |
3,28 |
||||||
1. |
В корпусе |
элева |
муфты |
замка) |
. . . . |
|||||||
Неотсоединеипо |
элева |
|
|
|
||||||||
тора |
|
видимых |
дефор |
тора |
от |
свечи |
|
при |
|
|
|
|
маций |
не |
обнаружено, |
установке |
ее на |
под- |
|
|
|
||||
размер |
нижней |
конус |
|
|
|
|
|
4,98 |
4,2 |
4,72 |
||
ной |
фаски |
проходного |
|
|
|
|
|
|
|
' |
||
отверстия |
увеличился |
|
|
|
|
кулачков имели |
||||||
с 17 X 30 до 37 |
X 30°, гнезда для посадки |
эллипс- |
IIый износ до 1,7 мм, соответственно изнашивались отверстия проушин до 0,35 мм, отверстия для защелки до 0,35 мм, место перехода проход
ного отверстия в фронтальную прорезь |
в |
верхней |
части |
корпуса |
||
до |
2 мм. |
|
|
|
|
|
|
2. Левый и правый кулачки имели |
износ посадочных |
шеек |
до |
||
1,2 мм, а также поверхности контакта |
с |
проточкой |
замка до |
1 — |
||
1,5 |
мм. |
|
|
|
|
|
3. Створка зева корпуса элеватора изнашивалась по площади контакта с поверхностью свечи до 1 мм, отверстия крепления створки увеличились с 10 до 15,3 мм, зуб замка имел износ в виде впадины до 3. мм.
4. Рычаг левого и правого кулачков деформировался в местах приварки к цапфе кулачка и заменен новым.
В |
табл. 12 |
приведены наиболее характерные |
виды |
неполадок |
|
(из расчета на 1000 циклов). |
|
|
|
||
Необходимо |
отметить, что из 225 |
случаев |
неполадок (при |
||
работе |
элеватором «Урал-2») 128 было в |
первый месяц |
испытаний, |
||
а в последнем, |
шестом месяце (по данным Белгородской ГРЭ) было |
||||
только |
4 случая. Кроме того, из указанных 225 случаев 102 связаны |