Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впоследние годы Уральским, Иркутским и Ухтинским терри­ ториальными геологическими управлениями, а также СКВ Мини­ стерства геологии СССР разработаны полуавтоматические элеваторы, позволяющие производить спуско-подъемные операции без наго­ ловников, либо с использованием быстросъемных стержневых и шарнирных муфт.

В1967—1968 гг. в Белгородской экспедиции геологического

управления Центральных районов, в Прокопьевской, Киселевской и Шуштуленской партиях Западно-Сибирского геологического упра­ вления проводились сравнительные испытания полуавтоматических элеваторов «Воркутинец-50», «Урал-2» и ПЭШ-5.

Элеваторы «Воркутинец-50» были изготовлены ремонтно-мехаии- ческимп мастерскими Воркутинской комплексной экспедиции, эле­ ваторы «Урал-2» — Центральными механическими мастерскими Уральского геологического управления, элеваторы ПЭШ-5 — цен­ тральными ремонтно-механическими мастерскими Иркутского геоло­ гического управления.

Одновременно с целью получения сравнительных технико-эконо­ мических показателей проводилась эксплуатация серийно выпуска­ емого элеватора МЗ-50-80 конструкции СКВ Министерства геологии

СССР.

Условия бурения скважин в этих партиях приводятся в табл. 10.

Т а б л п ц а 10

 

 

Районы испытаний

 

Условия бурения

Прокопьсвская

Киселевская

Шуштулеп-

Белгородская

ГРП (элеватор

ская

ГРЭ (элеваторы

 

«Воркутипец-

ГРП (элеватор

(элеватор

ПЭШ-5 «Урал-2»,

 

50»)

«Урал-2»)

ПЭШ-5)

«Воркутниец-50»)

Тдп бурового

станка

ЗИФ-1200А

ЗИФ-1200А

ЗИФ-650А

ЗИФ-1200А

Тип буровой вышки .

В-18

В-18

Копер

В-18

 

 

 

 

 

 

 

металличе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ский

высо­

 

Тип

соединения бу­

 

 

 

той

14,7 м

 

 

 

 

диаметром

 

рильных труб . .

My фтовозамковое

50 мм

Длина свечи, м . . .

1 3 , 5 - 1 4 5

13,5-14,5

 

9

13,5 - 14,5

Угол

забурки

сква­

 

 

 

 

 

 

жин, град

 

8 0 - 9 0

80;

87

70

90

Глубина

скважин, м

750

497;

792

253

 

Тип

механизма свин­

 

 

 

 

 

700 - 850

чивания

и развин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чивания

 

 

ПО-49А

ПО-49А

ПО-49А

 

Промывочная

жид­

 

 

 

 

 

РТ-1200

кость

 

 

 

Глинисты й раствор

 

 

 

 

Талевая оснастка

Двухструн­

Двухструн­

Прямой

 

 

 

 

 

ная

ная

канат

Двухструнная

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разбуриваемые горные породы представлены алевролитами, пес­ чаниками, пластами каменного угля, суглинками, песками, глинами, известняками, сланцами и железистыми кварцитами.

В качестве промывочной жидкости применялся глинистый раствор следующих параметров:

Удельный

вес, гс/см 3

1,2—1,25

Вязкость

по СПВ,

с

24 - ^50

Содержание песка,

%

2-f-4

Повышенная вязкость глинистого раствора способствовала образо­

ванию глинистой корки на бурильных трубах.

 

 

В

соответствии

с утвержденной программой предусматривалось

отработать каждым типом элеватора не менее 15 тыс. циклов

спуско-

подъемов,

причем

не

 

 

 

 

менее

10

тыс. циклов

 

 

Т а б л и ц а 11

спуско-подъемов

одним

 

 

 

Отработано циклов

 

образцом

 

каждого

ти­

 

 

 

 

 

 

 

па. Фактически

выпол­

 

по геоло­

по

 

ненный

объем

 

испыта­

Тип элеватора

гическому

Западно-

Всего

 

Сибирско­

ний

опытных

образцов

 

управле­

му геоло­

циклов

 

нию Цент­

 

приведен

 

в табл. 11.

 

ральных

гическому

 

 

 

управле­

 

 

 

районов

 

Элеваторы,

предста­

 

 

нию

 

 

 

 

 

вленные

на сравнитель­

 

 

 

 

ные

испытания,

имеют

ПЭШ-5

3017

1040

4057*

основное

 

преимущество

«Воркутниец-50»

6162

17177

23339

перед

серийно

выпу­

«Урал-2» . . . .

21371

17173

39104

 

 

 

 

скаемым

элеватором ти­

 

 

 

 

па МЗ-50-80 в том, что

* Элеватор ПЭШ-5

снят с испытаний.

 

при использовании для

 

производства

 

спуско-

 

 

 

 

подъемных операций свечей бурильных труб не требуется примене­ ние съемных наголовников, вследствие чего исключается возможность травмирования обслуживающего персонала в случае падения наголов­ ников с верхнего конца свечи; уменьшаются затраты времени на спуско-подъемиые операции за счет исключения времени па надева­ ние и снятие наголовпика; облегчается труд помощника бурового мастера при спуске и подъеме бурильной колонны; снижается метал­ лоемкость комплекта элеватора, уменьшается стоимость изготовле­ ния комплекта элеватора.

Вместе с тем элеваторы ПЭШ-5, «Воркутинец-50» и «Урал-2»

всравнении с серийным элеватором МЗ-50-80 имеют ряд недостатков:

1)относительная сложность конструкции, требующая более точ­ ного изготовления деталей и более тщательного ухода при эксплуа­

тации элеватора (чистка при загрязнении и смазка); 2) меньшая эксплуатационная надежность, которая проявляется

при использовании глинистого раствора повышенной вязкости, пони­ жении температуры воздуха и износе деталей подхватно-копиру- ющей системы элеваторов; при этом происходит подхват бурильных


труб элеватором за промежуточные муфтово-замковые соединения, проскальзывание элеватора относительно кольцевой проточки па муфте верхнего замка; неотсоединение элеватора от свечи при уста­ новке ее на подсвечник, самопроизвольное отсоединение элеватора от колонны бурильных труб, приводящее при спуске или подъеме

кпадению бурового снаряда в скважину;

3)невозможность применения элеваторов при работе с буриль­ ными трубами, оснащенными резиновыми протекторными кольцами.

Кроме того, для работы с этими элеваторами требуется специаль­ ная подкладная вилка к механизму развинчивания бурильных труб,

амуфты бурильных замков должны иметь кольцевую проточку.

Несмотря на отмеченные недостатки, конструкция элеватора, не требующая применения наголовников, является наиболее прогрес­ сивной.

Сравнение эксплуатационных качеств элеваторов позволило уста­ новить следующее.

1.Элеватор ПЭШ-5 не может эксплуатироваться с применением глинистых растворов. Шариковый захватный орган элеватора засо­ ряется и заклнпивается, вызывая подхваты под промежуточные муфты, и не срабатывает при прохождении через кольцевую проточку замка.

2.Элеватор «Воркутинец-50» более громоздок, чем элеватор . «Урал-2». За ним требуется более внимательный уход — не защищен от загрязнения и воздействия ударных нагрузок. Подхватно-копиру- ющая система элеватора работает несинхронно, а соединение деталей между собой ненадежно, что вызывает частые поломки, устранение которых возможно только в механических мастерских. Выступающие за габаритные размеры корпуса рычаги копиров и затвора обламы­ ваются от ударов и могут служить причиной травмирования и под­ хвата свечей труб под муфты и промежуточные замки.

3.Конструкция элеватора «Урал-2» в сравнении с конструкцией элеватора «Воркутинец-50» имеет следующие преимущества: а) боль­ шая надежность в эксплуатации в связи с синхронностью работы кулачков (единый копир); б) компактность конструкции; в) лучшая

защита деталей подхватно-копирующей системы от загрязнения и воздействия ударных нагрузок; г) большое удобство при падевашга элеватора на свечу при спуске бзфовой колонны в скважину (наличие самофиксирующихся подпружиненных створок).

После производства 16 250 циклов спуско-подъемов бурильных свечей образцом № 6 элеватора «Урал-2» была проведена техническая экспертиза, в результате которой установлено следующее.

1. В корпусе элеватора не обнаружено видимых деформаций и трещин, наружная поверхность подвергнута незначительному износу, размер нижней конусной фаски проходного отверстия уве­ личился с 15 X 30 до 23 X 30°, торцовая часть имеет забоины глу­ биной до 3 мм.

2. Шлицевые вилки в местах посадки в отверстие корпуса имели овальный износ по наружному диаметру (до 0,25 мм).


3. Подхваты в посадочном отверстии имели выработку по диа­ метру и шлицам до 0,2 мм.

4.Створки зева корпуса и копир были изношены до 7 и 4 мм соот­ ветственно, вследствие чего их пришлось заменить.

5.Траверса имела овальный износ отверстий, служащих для со­ единения с пальцами хвостовиков. Одно плечо траверсы деформиро­ вано.

6.Тяга копира заменена в связи с продольным изгибом.

7.Головки винтов крепления крышки к корпусу элеватора смяты. Остальные детали

элеватора имеют незна­

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

чительный износ

и при­

 

 

 

 

 

 

 

 

годны к дальнейшей экс­

Неполадки

 

 

ПЭШ-5

«Ворку-

«Урал-2»

плуатации.

 

экспер­

 

 

тннец-50»

Техническая

 

 

 

 

 

 

 

 

тиза

элеватора

«Ворку-

Поломки деталей

элева­

 

 

 

тииец-50»

производи­

тора

 

 

 

 

0,71

1,8

0,28

лась

после

отработки

Подхваты

элеватором

 

 

 

14 612

циклов

спуско-

промежуточной

части

 

 

 

свечи

(муфты)

. . . .

56,20

8,6

4,17

подъемов свечей буриль­

Проскоки

да верхнем

 

 

 

ных

труб,

которая по­

копце

свечи

(мимо

 

 

 

казала

следующее.

кольцевой

проточки

55,50

3,8

3,28

1.

В корпусе

элева­

муфты

замка)

. . . .

Неотсоединеипо

элева­

 

 

 

тора

 

видимых

дефор­

тора

от

свечи

 

при

 

 

 

маций

не

обнаружено,

установке

ее на

под-

 

 

 

размер

нижней

конус­

 

 

 

 

 

4,98

4,2

4,72

ной

фаски

проходного

 

 

 

 

 

 

 

'

отверстия

увеличился

 

 

 

 

кулачков имели

с 17 X 30 до 37

X 30°, гнезда для посадки

эллипс-

IIый износ до 1,7 мм, соответственно изнашивались отверстия проушин до 0,35 мм, отверстия для защелки до 0,35 мм, место перехода проход­

ного отверстия в фронтальную прорезь

в

верхней

части

корпуса

до

2 мм.

 

 

 

 

 

 

2. Левый и правый кулачки имели

износ посадочных

шеек

до

1,2 мм, а также поверхности контакта

с

проточкой

замка до

1 —

1,5

мм.

 

 

 

 

 

3. Створка зева корпуса элеватора изнашивалась по площади контакта с поверхностью свечи до 1 мм, отверстия крепления створки увеличились с 10 до 15,3 мм, зуб замка имел износ в виде впадины до 3. мм.

4. Рычаг левого и правого кулачков деформировался в местах приварки к цапфе кулачка и заменен новым.

В

табл. 12

приведены наиболее характерные

виды

неполадок

(из расчета на 1000 циклов).

 

 

 

Необходимо

отметить, что из 225

случаев

неполадок (при

работе

элеватором «Урал-2») 128 было в

первый месяц

испытаний,

а в последнем,

шестом месяце (по данным Белгородской ГРЭ) было

только

4 случая. Кроме того, из указанных 225 случаев 102 связаны