Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
секции. Наиболее простыми по конструкции являются свечеуклад чикн, в которых для привода механизма используется вес свечи. К ним относятся свечеукладчикн типа «Север-1», СПН-1, СПН-4М, МР-5А и др. Все свечеукладчикн, работающие в комплексе со свечеприемииками без разделения на отдельные секции, не обеспечивают упорядоченной укладки верхних концов свечей и тем самым ослож няют процесс подъема элеватора по свече.при спуске инструмента в скважину. Поэтому они могут быть рекомендованы к использова нию при бурении скважин на глубину до 500—600 м при длине свечи бурильных труб не более 14 м.
Свечеукладчикн, работающие в комплексе со свечепрнемниками
сразделением на отдельные секции, являются более совершенными.
Кним относятся: ПУС-2, пгаековый свечеукладчик, свечеуклад чикн типа ШК-3, ПІК-ЗМ, Ш-1, Ш-2. Добропольской ГРП и др. Наиболее отработанная конструкция — свечеукладчик типа ШК-ЗМ. Такие свечеукладчикн, обеспечивающие упорядоченную укладку верхних концов бурильных свечей, могут быть рекомендованы для использования при бурении скважин на глубину свыше 650 м и при длине свечи 18 м и больше.
Одновременное использование механизма для свинчивания и развинчивания свечей бурильных труб, полуавтоматического элева тора п свечеукладчика позволяет решить задачу первого этапа комплексной механизации спуско-подъемных операций, при которой существующая технологическая схема последовательного проведе ння этих работ сохраняется без изменения. Вместе с этим на базе отдельных средств механизации разрабатываются комплексы меха низмов, работающие по новой технологической схеме, обеспечива ющей совмещение во времени выполнения отдельных операций. Поэтому все комплексы механизмов предлагается подразделять на две группы (см. схему 6), обеспечивающие: 1) последовательное выполнение операций и 2) совмещение во времени выполнения от дельных операций по спуску и подъему бурильной колонны.
Комплексы механизмов, относящиеся к первой группе, позволяют
•облегчить труд буровой бригады, сократить численный ее состав, незначительно ускорить процесс спуско-подъема свечей бурильных труб за счет более четкого выполнения отдельных операций и повы сить культуру производства. К комплексам механизмов этого типа относятся конструкции Добропольской ГРП, Щегловской ГРП, мачта МР-5А, МСП-2 и т. д.
Значительное ускорение процесса спуско-подъемных операций можно обеспечить только при коренном изменении технологии про ведения этих работ, предусматривающей совмещение по времени выполнение наиболее длительных технологических приемов. По этому комплексы механизмов, относящиеся ко второй группе, явля ются наиболее перспективными.
К |
конструкциям этого типа относятся комплексы механизмов |
КМ-2, |
«СПС-Воркута», АСП, фирмы «Байрон — Джексон» и т. д. |
Г л а в а I I
МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ НАВИНЧИВАНИЯ И РАЗВИНЧИВАНИЯ БУРИЛЬНЫХ И ОБСАДНЫХ ТРУБ
Из всех операций при спуске и подъеме бурильного инструмента из скважины наиболее тяжелыми и трудоемкими являются свинчи вание и развинчивание свечей бурильных труб. Удельный вес этих операций в общих затратах времени на спуск и подъем инструмента
составляет |
15—20%, а при сильной затяжке резьбовых соединении |
|
бурильных |
труб — до |
35% . |
В последние годы |
СКВ и производственными геологическими |
организациями разработаны и используются специальные приспо собления и технические средства, применение которых позволяет механизировать эти трудоемкие операции.
Разработка средств механизации спуско-подъемных операций производится главным образом путем создания отдельных механиз мов, которые могут являться как составной частью комплекса, так и применяться в качестве самостоятельных узлов. При создании механизмов для использования в глубоком разведочном бурении предпочтение отдается комплексной механизации.
Механизмы для свинчивания и развинчивания бурильных труб по принципу взаимодействия со свечей бурильных труб можно под разделить на стационарные и перемещаемые.
Механизмы, монтируемые на устье скважины, называются ста ционарными. Бурильные трубы опускаются и поднимаются через внутреннее отверстие редуктора их вращателя. Наиболее характер ный признак таких механизмов — замкнутый контур редуктора вращателя, водила и отбойной вилки. Стационарные механизмы могут иметь как индивидуальный привод (электрический или гидра влический), так и привод от бурового станка.
Особенностью перемещаемых механизмов является их монтаж на весь период бурения в стороне от устья скважины. Для свинчива ния и развинчивания свечей бурильных труб эти механизмы наво дятся на свечу сбоку. Характерные их признаки — разрезанный' корпус редуктора вращателя и обязательный индивидуальный при вод — электрический, пневматический или гидравлический. Исклю чение составляет механизм Карповского, не нашедший широкого
практического применения, который имеет привод от шпинделя бурового стайка.
Перемещаемые механизмы могут |
монтироваться около |
ротора |
на колонке с подвижной кареткой |
или подвешиваться на |
канате |
кбуровому копру.
Впоследнее время попользуются перемещаемые механизмы с замкпутым корпусом редуктора вращателя. В процессе собственного бурения механизм откатывается в сторону и не мешает обзору устья скважины. При спуске или подъеме инструмента механизм устана
вливается над устьем скважины н работает как стационарный. Из механизмов свинчивания и развинчивания свечей бурильных труб наибольшее распространение в колонковом разведочном буре нии получили разработанные СКВ Министерства геологии СССР
механизмы типа |
ПО-47Б и |
ПО-49А. |
К основным |
недостаткам |
механизмов типа ПО следует отнести |
возможность попадания промывочного раствора в редуктор и корпус электродвигателя, что часто приводило к преждевременному выводу их из строя. В последующем, при разработке в СКВ нового меха низма для свинчивания и развинчивания труб — РТ-1200, этот недостаток был устранен. Однако отсутствие у механизмов типа ПО п РТ ограничителя крутящего момента при навинчивании замковых соединений может при чрезмерной затяжке замкового соединения привести к деформации и повышенному износу резьбы, что вызывает преждевременный выход из строя замкового соединения.
Опыт применения подвесных механизмов (ПО-52) в геологораз ведочном бурении показал, что они конструктивно сложнее стацио нарных, эксплуатация их обходится дороже, вследствие этого под весные механизмы не нашли широкого применения.
Главным недостатком разработанных механизмов для свинчива ния и развинчивания бурильных труб является то, что их исполь зование приводит к преждевременному выходу из строя соединений бурильной колонны при осуществлении спуско-подъемных операций. Кроме того, рассмотренные приспособления механизируют только процесс свинчивания и развинчивания бурильных труб. Подвеска колонны на подкладную вилку и установка ведущей вилки произ водятся вручную.
Техническая характеристика наиболее широко применяемых механизмов приведена в табл. 2.
Кроме механизмов для свинчивания и развинчивания буриль ных труб с ручной установкой подкладной вилки и подвеской на ней бурильной колонны, разработаны и используются полуавтоматиче ские механизмы, позволяющие производить эти операции механизи рованным способом. К числу наиболее удачных конструкций меха низмов такого типа относится спайдер-разворот «Урал-2».
В последние годы разработай ряд механизмов для извлечения и развинчивания обсадных труб при ликвидации разведочных скважин. Кроме того, в геологоразведочном бурении применяются разнообраз ные конструкции штангодержателей, которые по конструктивным
|
|
|
|
|
Техническая характеристика механизмов для свинчивания и развинчивания |
Т а б л и ц а 2 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
бурильных труб, применяемых при разведочном колонковом бурении |
|
|
|||||||
|
|
Параметры |
|
|
|
ПО-47Б • |
ПО-49А |
ПО-50 |
ПО-51 |
РТ-1200 |
||||
Максимальный |
крутящий |
|
мо |
|
|
|
150 |
150 |
350 |
|
||||
мент, |
кгс • м |
|
|
|
|
350 |
350 |
|
|
|||||
Скорость |
вращения |
водила, |
|
|
|
65 |
75 |
75 |
|
|||||
об/мин |
|
|
|
|
|
|
50 |
54 |
|
|
||||
Время |
свинчивания |
пли |
раз |
|
|
|
5 |
4—5 |
4 - 5 |
|
||||
винчивания, с |
|
|
|
|
5 - 6 |
5 - 6 |
|
|
||||||
Диаметр |
отверстия в корпусе, |
|
|
|
95 |
95 |
205 |
|
||||||
мм |
|
|
|
|
|
|
|
155 |
254 |
|
|
|||
Тип редуктора |
|
|
|
|
Червячный |
Червячный |
Двухступенча |
Двухступенча |
Двухступенчатый |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тый с двумя |
тый с двумя |
с двумя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндрическим цилиндрическими |
цилиндрическими |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
парами |
парамп |
параші |
|
Передаточное |
число редуктора |
26 |
24 |
|
20 |
20 |
19 |
|
||||||
Привод |
|
|
|
|
|
|
Электродвига |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Глдромотор М-1 |
Электродвигатель |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
тель АОС-42-4 |
АОС-42-4 |
АОС-32-4 |
N - =1 л. с. |
АОС-42-4 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
iV = 2,8 квт |
J V = 2 , 8 |
квт |
JV = 1 квт |
п = 1500 об/мип |
iV = 2,8 |
квт |
Угол |
наклона |
скважины |
к |
п = 1300 об/мин |
п = 1300 |
об/мин |
п = 1300 об/мин |
|
п = 1300 об/млн |
|||||
|
|
|
0 - 9 0 |
0 - 9 0 |
0 - 1 5 |
|
||||||||
вертикали, |
град |
|
|
|
0 - 1 5 |
0—15 |
|
|||||||
Диаметр развинченных труб, м |
Замковые: |
Замковые: |
Ниппельные: |
Ниппельные: |
Замковые: |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
42; 50; 63,5 |
50; 63,5 |
42 и 33,5 |
42 и 33,5 |
42; 50; |
63,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ниппельные 50 |
|
|
Утяжелепные |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утяжеленные |
|
|
бурильные |
трубы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бурильные трубы |
|
|
73,89 л |
108 |
|
Вес механизма |
с электродви |
|
73,89 и |
108 |
|
|
|
|
||||||
|
197 |
|
102 |
80 |
200 |
|
||||||||
гателем (гидромотором), |
кг |
165 |
|
|
||||||||||
Длина, |
мм |
|
|
|
|
|
835 |
878 |
|
570 |
536 |
885 |
|
|
Ширина, |
мм |
|
|
|
|
|
468 |
573 |
|
300 |
300 |
495 |
|
|
Высота, |
мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до |
верхней |
кромки |
вра |
|
|
|
220 |
220 |
376 |
|
||||
щателя |
|
|
|
|
|
290 |
265 |
|
|
|||||
до |
верха |
водила |
|
|
|
545 |
550 |
|
477 |
477 |
|
|
||
до верха |
электродвигателя |
|
|
|
|
|
|
|
особенностям можно разделить, на секторные, секторные разъем ные, клиновые (типа фирмы «Крелиус») и др.
Конструкции перечисленных штангодержателей не нашли доста точного распространения в СССР. Большинство из них предназна чено для работы только с гладкоствольной колонной бурильных труб. Для пропуска колонковых и других труб большого диаметра их необходимо снимать, что приводит к потере времени. Разработан ные в Уральском геологическом управлении штаигодержатели с гидравлическим приводом «Урал-1» п «Урал-2» не обеспечивают надежного удержания свечей при свинчивании и развинчивании.
Вместе с тем в связи с намечающимся широким использованием гладкоствольной колонны с ниппельио-замковым соединением при алмазном бурении штаигодержатели начнут применяться в самое ближайшее время. Поэтому разработка надежной конструкции
штаигодержатели |
является актуальной задачей. |
|
|
|||
Ниже приводится описание устройств различных механизмов для |
||||||
свинчивания |
и |
развинчивания |
бурильных |
труб. |
|
|
|
|
МЕХАНИЗМ ПО-49А |
|
|
|
|
Механизм |
предназначен для |
свинчивания |
и развинчивания све |
|||
чей бурильных труб с замковыми соединениями диаметром |
50 |
и |
||||
63,5 мм, а также утяжеленных |
бурильных |
труб диаметром |
73, |
89 |
||
и 108 мм. |
|
|
|
|
|
|
Механизм |
ПО-49А (рис. 2) представляет собой червячный |
редук |
тор с проходным отверстием 254 мм. В литом стальном корпусе 1 находится червячпый вал и червячная шестерня. Червячный вал установлен на двух конических роликовых подшипниках. На одном конце червячного вала насажен маховик, который соединяется с валом электродвигателя 3 с помощью эластичной муфты. С червяч ной шестерней посредством штифтов соединено кольцо с водилом 6. В корпус вращателя вставляется центратор 2 с выступами для упора подкладной вилки. При бурении коронками диаметром 132 мм или меньше центратор устанавливается в корпус на весь период бурения скважины. При бурении коронками большого диаметра центратор извлекается из корпуса каждый раз, когда поднимается колонковая труба, и устанавливается после ее спуска. Для свинчивания и раз винчивания замковых соединений колонна бурильных труб подвеши вается на подкладную вилку таким образом, чтобы последняя, вставленная в нижнюю прорезь муфты замка, опиралась в упорный выступ центратора для предохранения от возможного проворота. Ведущая вилка вставляется в прорезь ниппеля замка. При включе нии электродвигателя, связанного через червячный вал с червячным колесом, водило вращает ведущую вилку в правую или левую сто роны и свинчивает или развинчивает бурильные свечи.
Для развинчивания сильно затянутого бурового снаряда вклю чением электродвигателя водило отводят от рукоятки ведущей вилки на максимальное расстояние, чтобы при последующем вращении его
в левую сторону (против часовой стрелки) к моменту соприкоснове ния с рукояткой ведущей вилки оно сделало бы почти полный оборот (270°). Водило, ударяя с разгона по ведущей вилке, срывает затяну тую резьбу инструмента и развинчивает замковое соединение. Если
не удается развинтить соединение с первого удара, эту операцию повторяют. Использование момента инерции маховика позволяет получать кратковременный крутя щий момент, который во время раскрепления резьбового соедине ния в несколько раз превосходит
Рлс. 2. Механизм ПО-49А.
• корпус; 2 — съемный центратор; з — электродвигатель; 4 — подкладная вилка; 5 — ведущая вилка; б — водило; 7 — салазки; 8 — кожух.
момент, развиваемый электродвигателем. Для развинчивания даже сильно затянутого соединения, как правило, достаточно одного-двух ударов.
После окончания развинчивания замкового соединения ведущая вилка снимается (только при полной остановке водила), а свеча поднимается элеватором и устанавливается на подсвечник, после чего элеватор опускается вниз и надевается на муфту замка для подъема следующей свечи.
МЕХАНИЗМ П О - 4 7 Б
Механизм предназначен для свинчивания и развинчивания све чей бурильных труб диаметром 42,50 и 63,5 мм с муфтово-замковыми соединениями. Механизм ПО-47Б применяется главным образом при бурении скважин глубиной 500—600 м с начальным диаметром бурения не более 152 мм.