Файл: Механизация вспомогательных операций в разведочном бурении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

секции. Наиболее простыми по конструкции являются свечеуклад­ чикн, в которых для привода механизма используется вес свечи. К ним относятся свечеукладчикн типа «Север-1», СПН-1, СПН-4М, МР-5А и др. Все свечеукладчикн, работающие в комплексе со свечеприемииками без разделения на отдельные секции, не обеспечивают упорядоченной укладки верхних концов свечей и тем самым ослож­ няют процесс подъема элеватора по свече.при спуске инструмента в скважину. Поэтому они могут быть рекомендованы к использова­ нию при бурении скважин на глубину до 500—600 м при длине свечи бурильных труб не более 14 м.

Свечеукладчикн, работающие в комплексе со свечепрнемниками

сразделением на отдельные секции, являются более совершенными.

Кним относятся: ПУС-2, пгаековый свечеукладчик, свечеуклад­ чикн типа ШК-3, ПІК-ЗМ, Ш-1, Ш-2. Добропольской ГРП и др. Наиболее отработанная конструкция — свечеукладчик типа ШК-ЗМ. Такие свечеукладчикн, обеспечивающие упорядоченную укладку верхних концов бурильных свечей, могут быть рекомендованы для использования при бурении скважин на глубину свыше 650 м и при длине свечи 18 м и больше.

Одновременное использование механизма для свинчивания и развинчивания свечей бурильных труб, полуавтоматического элева­ тора п свечеукладчика позволяет решить задачу первого этапа комплексной механизации спуско-подъемных операций, при которой существующая технологическая схема последовательного проведе­ ння этих работ сохраняется без изменения. Вместе с этим на базе отдельных средств механизации разрабатываются комплексы меха­ низмов, работающие по новой технологической схеме, обеспечива­ ющей совмещение во времени выполнения отдельных операций. Поэтому все комплексы механизмов предлагается подразделять на две группы (см. схему 6), обеспечивающие: 1) последовательное выполнение операций и 2) совмещение во времени выполнения от­ дельных операций по спуску и подъему бурильной колонны.

Комплексы механизмов, относящиеся к первой группе, позволяют

облегчить труд буровой бригады, сократить численный ее состав, незначительно ускорить процесс спуско-подъема свечей бурильных труб за счет более четкого выполнения отдельных операций и повы­ сить культуру производства. К комплексам механизмов этого типа относятся конструкции Добропольской ГРП, Щегловской ГРП, мачта МР-5А, МСП-2 и т. д.

Значительное ускорение процесса спуско-подъемных операций можно обеспечить только при коренном изменении технологии про­ ведения этих работ, предусматривающей совмещение по времени выполнение наиболее длительных технологических приемов. По­ этому комплексы механизмов, относящиеся ко второй группе, явля­ ются наиболее перспективными.

К

конструкциям этого типа относятся комплексы механизмов

КМ-2,

«СПС-Воркута», АСП, фирмы «Байрон — Джексон» и т. д.


Г л а в а I I

МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ НАВИНЧИВАНИЯ И РАЗВИНЧИВАНИЯ БУРИЛЬНЫХ И ОБСАДНЫХ ТРУБ

Из всех операций при спуске и подъеме бурильного инструмента из скважины наиболее тяжелыми и трудоемкими являются свинчи­ вание и развинчивание свечей бурильных труб. Удельный вес этих операций в общих затратах времени на спуск и подъем инструмента

составляет

15—20%, а при сильной затяжке резьбовых соединении

бурильных

труб — до

35% .

В последние годы

СКВ и производственными геологическими

организациями разработаны и используются специальные приспо­ собления и технические средства, применение которых позволяет механизировать эти трудоемкие операции.

Разработка средств механизации спуско-подъемных операций производится главным образом путем создания отдельных механиз­ мов, которые могут являться как составной частью комплекса, так и применяться в качестве самостоятельных узлов. При создании механизмов для использования в глубоком разведочном бурении предпочтение отдается комплексной механизации.

Механизмы для свинчивания и развинчивания бурильных труб по принципу взаимодействия со свечей бурильных труб можно под­ разделить на стационарные и перемещаемые.

Механизмы, монтируемые на устье скважины, называются ста­ ционарными. Бурильные трубы опускаются и поднимаются через внутреннее отверстие редуктора их вращателя. Наиболее характер­ ный признак таких механизмов — замкнутый контур редуктора вращателя, водила и отбойной вилки. Стационарные механизмы могут иметь как индивидуальный привод (электрический или гидра­ влический), так и привод от бурового станка.

Особенностью перемещаемых механизмов является их монтаж на весь период бурения в стороне от устья скважины. Для свинчива­ ния и развинчивания свечей бурильных труб эти механизмы наво­ дятся на свечу сбоку. Характерные их признаки — разрезанный' корпус редуктора вращателя и обязательный индивидуальный при­ вод — электрический, пневматический или гидравлический. Исклю­ чение составляет механизм Карповского, не нашедший широкого

практического применения, который имеет привод от шпинделя бурового стайка.

Перемещаемые механизмы могут

монтироваться около

ротора

на колонке с подвижной кареткой

или подвешиваться на

канате

кбуровому копру.

Впоследнее время попользуются перемещаемые механизмы с замкпутым корпусом редуктора вращателя. В процессе собственного бурения механизм откатывается в сторону и не мешает обзору устья скважины. При спуске или подъеме инструмента механизм устана­

вливается над устьем скважины н работает как стационарный. Из механизмов свинчивания и развинчивания свечей бурильных труб наибольшее распространение в колонковом разведочном буре­ нии получили разработанные СКВ Министерства геологии СССР

механизмы типа

ПО-47Б и

ПО-49А.

К основным

недостаткам

механизмов типа ПО следует отнести

возможность попадания промывочного раствора в редуктор и корпус электродвигателя, что часто приводило к преждевременному выводу их из строя. В последующем, при разработке в СКВ нового меха­ низма для свинчивания и развинчивания труб — РТ-1200, этот недостаток был устранен. Однако отсутствие у механизмов типа ПО п РТ ограничителя крутящего момента при навинчивании замковых соединений может при чрезмерной затяжке замкового соединения привести к деформации и повышенному износу резьбы, что вызывает преждевременный выход из строя замкового соединения.

Опыт применения подвесных механизмов (ПО-52) в геологораз­ ведочном бурении показал, что они конструктивно сложнее стацио­ нарных, эксплуатация их обходится дороже, вследствие этого под­ весные механизмы не нашли широкого применения.

Главным недостатком разработанных механизмов для свинчива­ ния и развинчивания бурильных труб является то, что их исполь­ зование приводит к преждевременному выходу из строя соединений бурильной колонны при осуществлении спуско-подъемных операций. Кроме того, рассмотренные приспособления механизируют только процесс свинчивания и развинчивания бурильных труб. Подвеска колонны на подкладную вилку и установка ведущей вилки произ­ водятся вручную.

Техническая характеристика наиболее широко применяемых механизмов приведена в табл. 2.

Кроме механизмов для свинчивания и развинчивания буриль­ ных труб с ручной установкой подкладной вилки и подвеской на ней бурильной колонны, разработаны и используются полуавтоматиче­ ские механизмы, позволяющие производить эти операции механизи­ рованным способом. К числу наиболее удачных конструкций меха­ низмов такого типа относится спайдер-разворот «Урал-2».

В последние годы разработай ряд механизмов для извлечения и развинчивания обсадных труб при ликвидации разведочных скважин. Кроме того, в геологоразведочном бурении применяются разнообраз­ ные конструкции штангодержателей, которые по конструктивным


 

 

 

 

 

Техническая характеристика механизмов для свинчивания и развинчивания

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бурильных труб, применяемых при разведочном колонковом бурении

 

 

 

 

Параметры

 

 

 

ПО-47Б •

ПО-49А

ПО-50

ПО-51

РТ-1200

Максимальный

крутящий

 

мо­

 

 

 

150

150

350

 

мент,

кгс • м

 

 

 

 

350

350

 

 

Скорость

вращения

водила,

 

 

 

65

75

75

 

об/мин

 

 

 

 

 

 

50

54

 

 

Время

свинчивания

пли

раз­

 

 

 

5

4—5

4 - 5

 

винчивания, с

 

 

 

 

5 - 6

5 - 6

 

 

Диаметр

отверстия в корпусе,

 

 

 

95

95

205

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

155

254

 

 

Тип редуктора

 

 

 

 

Червячный

Червячный

Двухступенча­

Двухступенча­

Двухступенчатый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тый с двумя

тый с двумя

с двумя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндрическим цилиндрическими

цилиндрическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парами

парамп

параші

Передаточное

число редуктора

26

24

 

20

20

19

 

Привод

 

 

 

 

 

 

Электродвига­

Электродвигатель

Электродвигатель

Глдромотор М-1

Электродвигатель

 

 

 

 

 

 

 

 

тель АОС-42-4

АОС-42-4

АОС-32-4

N - =1 л. с.

АОС-42-4

 

 

 

 

 

 

 

 

iV = 2,8 квт

J V = 2 , 8

квт

JV = 1 квт

п = 1500 об/мип

iV = 2,8

квт

Угол

наклона

скважины

к

п = 1300 об/мин

п = 1300

об/мин

п = 1300 об/мин

 

п = 1300 об/млн

 

 

 

0 - 9 0

0 - 9 0

0 - 1 5

 

вертикали,

град

 

 

 

0 - 1 5

0—15

 

Диаметр развинченных труб, м

Замковые:

Замковые:

Ниппельные:

Ниппельные:

Замковые:

 

 

 

 

 

 

 

 

42; 50; 63,5

50; 63,5

42 и 33,5

42 и 33,5

42; 50;

63,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниппельные 50

 

 

Утяжелепные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утяжеленные

 

 

бурильные

трубы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бурильные трубы

 

 

73,89 л

108

Вес механизма

с электродви­

 

73,89 и

108

 

 

 

 

 

197

 

102

80

200

 

гателем (гидромотором),

кг

165

 

 

Длина,

мм

 

 

 

 

 

835

878

 

570

536

885

 

Ширина,

мм

 

 

 

 

 

468

573

 

300

300

495

 

Высота,

мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до

верхней

кромки

вра­

 

 

 

220

220

376

 

щателя

 

 

 

 

 

290

265

 

 

до

верха

водила

 

 

 

545

550

 

477

477

 

 

до верха

электродвигателя

 

 

 

 

 

 

 


особенностям можно разделить, на секторные, секторные разъем­ ные, клиновые (типа фирмы «Крелиус») и др.

Конструкции перечисленных штангодержателей не нашли доста­ точного распространения в СССР. Большинство из них предназна­ чено для работы только с гладкоствольной колонной бурильных труб. Для пропуска колонковых и других труб большого диаметра их необходимо снимать, что приводит к потере времени. Разработан­ ные в Уральском геологическом управлении штаигодержатели с гидравлическим приводом «Урал-1» п «Урал-2» не обеспечивают надежного удержания свечей при свинчивании и развинчивании.

Вместе с тем в связи с намечающимся широким использованием гладкоствольной колонны с ниппельио-замковым соединением при алмазном бурении штаигодержатели начнут применяться в самое ближайшее время. Поэтому разработка надежной конструкции

штаигодержатели

является актуальной задачей.

 

 

Ниже приводится описание устройств различных механизмов для

свинчивания

и

развинчивания

бурильных

труб.

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ ПО-49А

 

 

 

Механизм

предназначен для

свинчивания

и развинчивания све­

чей бурильных труб с замковыми соединениями диаметром

50

и

63,5 мм, а также утяжеленных

бурильных

труб диаметром

73,

89

и 108 мм.

 

 

 

 

 

 

Механизм

ПО-49А (рис. 2) представляет собой червячный

редук­

тор с проходным отверстием 254 мм. В литом стальном корпусе 1 находится червячпый вал и червячная шестерня. Червячный вал установлен на двух конических роликовых подшипниках. На одном конце червячного вала насажен маховик, который соединяется с валом электродвигателя 3 с помощью эластичной муфты. С червяч­ ной шестерней посредством штифтов соединено кольцо с водилом 6. В корпус вращателя вставляется центратор 2 с выступами для упора подкладной вилки. При бурении коронками диаметром 132 мм или меньше центратор устанавливается в корпус на весь период бурения скважины. При бурении коронками большого диаметра центратор извлекается из корпуса каждый раз, когда поднимается колонковая труба, и устанавливается после ее спуска. Для свинчивания и раз­ винчивания замковых соединений колонна бурильных труб подвеши­ вается на подкладную вилку таким образом, чтобы последняя, вставленная в нижнюю прорезь муфты замка, опиралась в упорный выступ центратора для предохранения от возможного проворота. Ведущая вилка вставляется в прорезь ниппеля замка. При включе­ нии электродвигателя, связанного через червячный вал с червячным колесом, водило вращает ведущую вилку в правую или левую сто­ роны и свинчивает или развинчивает бурильные свечи.

Для развинчивания сильно затянутого бурового снаряда вклю­ чением электродвигателя водило отводят от рукоятки ведущей вилки на максимальное расстояние, чтобы при последующем вращении его


в левую сторону (против часовой стрелки) к моменту соприкоснове­ ния с рукояткой ведущей вилки оно сделало бы почти полный оборот (270°). Водило, ударяя с разгона по ведущей вилке, срывает затяну­ тую резьбу инструмента и развинчивает замковое соединение. Если

не удается развинтить соединение с первого удара, эту операцию повторяют. Использование момента инерции маховика позволяет получать кратковременный крутя­ щий момент, который во время раскрепления резьбового соедине­ ния в несколько раз превосходит

Рлс. 2. Механизм ПО-49А.

• корпус; 2 — съемный центратор; з — электродвигатель; 4 — подкладная вилка; 5 — ведущая вилка; б — водило; 7 — салазки; 8 — кожух.

момент, развиваемый электродвигателем. Для развинчивания даже сильно затянутого соединения, как правило, достаточно одного-двух ударов.

После окончания развинчивания замкового соединения ведущая вилка снимается (только при полной остановке водила), а свеча поднимается элеватором и устанавливается на подсвечник, после чего элеватор опускается вниз и надевается на муфту замка для подъема следующей свечи.

МЕХАНИЗМ П О - 4 7 Б

Механизм предназначен для свинчивания и развинчивания све­ чей бурильных труб диаметром 42,50 и 63,5 мм с муфтово-замковыми соединениями. Механизм ПО-47Б применяется главным образом при бурении скважин глубиной 500—600 м с начальным диаметром бурения не более 152 мм.