ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
нают от ключа и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижеле жащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструк ций, оседая под действием собственного веса, могут ото рваться от средней части, оседанию которой еще препят ствуют поддерживающие ее леса.
Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) производится опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола; при этом опускание опор, расположенных по каждому из концен трических кругов, должно производиться одновременно.
В аналогичном порядке производят раскружалива ние воронок бункеров начиная от течки по направлению к периметру бункера.
Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших пролетов следует назначать по согласованию с проектной организацией.
2. Разборка щитовой деревянной опалубки
При демонтаже этой опалубки рабочие выполняют следующие операции: выдергивание гвоздей, отвинчива ние гаек и извлечение болтов, перерезывание проволоч ных стяжек; отделение элементов опалубки от бетона. Все эти операции при правильно выполненной конструк ции опалубки могут быть проделаны без перерезывания или перерубания досок. Поэтому топор и ножовка сов сем не должны входить в набор инструментов для распалубливания. Все вышеперечисленные операции могут быть исполнены кусачками, набором гаечных ключей и комплектом из ломиков трех типов длиной, равной 1; 0,6 и 0,3—0,25 м (рис. 42, о). Ломики имеют раздвоен ные заостренные лапки, служащие гвоздедерами. Боль шой ломик служит для выполнения операций, требую щих больших усилий (отъемка прижимных и подкру жальных досок и т. п.), средний —для выбивания клинь ев, отъемки щитов, кружал и пр., а маленький — для об разования щелей между элементами опалубки, в кото рые потом заводятся ломики больших размеров. На зве но из двух рабочих нужен комплект из двух больших ло
72
миков, двух средних и одного маленького. Ломики мож но изготовить в любой построечной мастерской.
Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вер тикальных конструкций необходимо тщательно очистить их основание от остатков отвердевшей бетонной смеси. При распалубливании стен в первую очередь удаляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкосы и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или осво бождают их снятием зажимов. При болтовых стяжках сначала отвинчивают гайки, а затем легкими ударами гаечного ключа или молотка выбивают болты. Чтобы не повредить нарезку, конец болта, по которому произво дят удары, прикрывают обрезком доски. Выемка болтов облегчается, если их через 1—1,5 ч после окончания бе тонирования повернуть на несколько градусов, чтобы нарушить сцепление с бетоном. После снятия стяжек удаляют схватки, затем ребра и щиты. Разборку следу ет производить отдельными участками: при горизонталь ных щитах — на длину одного щита, при вертикальных щитах — на длину схватки.
При разборке опалубки колонн первоначально сни мают нижнюю рамку, затем — бруски, окаймляющие вы резы для балок и прогонов. После этого снимают два верхних хомута и заводят конец ломика в щель между накрывным и закладным щитом, отделяя накрывной щит от бетона; при этом из закладного щита несколько вы тягиваются монтажные гвозди, скрепляющие короб. За тем ударом ломика осаживают щит обратно, благодаря чему шляпки гвоздей выходят из доски и гвозди легко могут быть выдернуты. Точно также освобождают и про тивоположный накрывной щит. Повторяя эту операцию с каждой последующей парой хомутов, постепенно ос вобождают накрывные щиты сверху донизу, после чего снимают и закладные щиты короба.
Для снятия опалубки плит перекрытий предваритель но устраивают легкие временные подмости на расстоя нии, равном 1,6 м от низа плиты. Сначала снимают под кружальные доски, затем кружала. При правильном ус тройстве опалубки (когда щиты уложены без прибивки гвоздями, а кружала не упираются концами в боковые щиты балок или стен) эти операции не вызывают за труднений. Крайние (с каждого конца плиты) кружала укладывают на прижимные доски или прогоны, поддер живающие опалубку перекрытия, чтобы предотвратить
73
74
Поражение рычага Воотрыва щита
\
яруса
падение щитов. Перед снятием последних необходимо восстановить на них стершуюся маркировку. Щиты сни мают начиная от среднего и спускают их на подмости, а затем на землю.
Для распалубливания боковых поверхностей балок сначала отнимают бруски, обрамляющие вырезы в щи тах опалубки прогонов. Обычно вместе с брусками от ходят и рейки, закрывающие торцы досок, благодаря че му освобождаются концы щитов балок. Если рейки не отходят, то их нетрудно расколоть и удалить. Затем двое рабочих, работая ломиками одновременно с двух концов по направлению к середине балки, снимают прижимные доски, а потом боковые щиты. Опалубку прогона снима ют такими же приемами после распалубливания всех балок.
Днища коробов балок и прогонов удаляют, как пра вило, позже распалубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона. Вначале немного осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек образуется зазор, наличие которого необходимо прове рить,. так как он показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоятельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, удаляют стойки; днище опу скается на оголовнике последней стойки, а если оно не отходит, то его отрывают от бетона крючком из арматур ного стержня.
Отрывание крупнопанельных щитов от бетона ввиду их больших размеров и веса требует применения кра нов. Однако попытки просто зачаливать щиты и отры вать их от бетона, поднимая крюком монтажного меха низма, ведут, как правило, к их поломке; щиты надо предварительно отделить от бетона. Эту операцию часто выполняют вручную: зачалив предварительно щит, сни мают крепления и отделяют его от бетона ломами, клинь ями и т. п. Подъем и перемещение щита осуществляют уже после полного отделения его от бетона. Такой способ снятия крупнопанельных щитов требует много времени, труда и вызывает простои монтажных механизмов.
Снятие крупнопанельных опалубочных щитов следу ет производить, применяя коленчатые распалубочные рычаги. Рычаг для снятия щитов, расположенных в два яруса (рис. 42,6), состоит из стальной отливки с двумя
75
роликами. Ролики перемещаются по пластинке, закреп ленной на верхнем щите. Короткое плечо рычага соеди няется с обоймой, надетой на прогон нижнего щита, а длинное плечо снабжено петлей для крюка подъемного механизма. При подъеме длинное плечо рычага стремит ся стать в вертикальное положение, а короткое — в го ризонтальное; при этом оно толкает прогон нижнего щи та и тем самым отрывает щит от бетона.
Рычаг для снятия щитов, установленных в один ярус (рис. 42,в), имеет ролики, укрепленные на конце корот кого плеча, а обойма, прикрепленная к горизонтальному прогону щита, соединяется с рычагом у места его переги ба (колена). Металлическая пластинка врезана со сто роны бетона в палубу щита и соединяется с последней четырьмя штырями, приваренными к пластинке и сво бодно проходящими через палубу. При подъеме и пово роте рычага пластинка прижимается к бетону и отходит от щита. Последний отрывается от бетона и перемещает ся в горизонтальном направлении на расстояние, равное длине части штырей, выступающей из палубы.
Порядок работ с распалубочными рычагами следую щий: рычаг, подвешенный к крюку подъемного механиз ма (или траверсы при использовании одновременно двух рычагов), соединяется с обоймой снимаемого щита; край щита очищаются от налипшего бетона; снимаются кре пления, связывающие щит с забетонированной конст рукцией и со смежными щитами; после снятия креплений и удаления рабочих приводится в действие подъемный механизм, натягивается трос и поворотом рычага произ водится отрыв щита от бетона, после чего щит переме щается краном в нужном направлении. При малой высо те конструкции опалубщики работают с земли или с при ставных лестниц, а при большой высоте — с подмостей на кронштейнах (см. рис. 34).
3. Разборка инвентарной опалубки
Демонтаж инвентарной опалубки, устанавливаемой отдельными щитами или небольшими панелями, начина ют с удаления наружных креплений — подкосов, распо рок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стяжек, извле кают из бетона стяжные болты, связывающие проти востоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобож
76
дают натяжные крюки, связывающие панели со схватка ми, снимают схватки, а затем отдельные щиты.
При снятии краном укрупненных опалубочных пане лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель в соответствии с ее монтажной схемой (см. рис. 29) и лишь после этого освобождают панель от креплений, соединя
ющих ее |
с |
готовым |
бетоном и |
соседними |
панелями. |
Включив |
двигатель |
монтажного |
механизма, |
отрывают |
|
панель от |
бетона |
распалубочными рычагами (см. |
рис. 42), а при их отсутствии — клиньями или иным спо собом. Если снять панель таким образом не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), приходится разбирать панель на отдельные со ставные части.
Разборка опалубки плоского перекрытия начинается с ригеля, на котором элементы палубы уложены с не большим зазором, закрытым полоской фанеры или кар тона. С переносных подмостей один из рабочих ослаб ляет соединительный болт, после чего остальные члены звена опалубщиков вытаскивают ригель из опор ных гнезд и по частям или в собранном виде опускают на рабочий пол. Следующие два ригеля ослабляют, не выводя из опорных гнезд до тех пор, пока их прогиб в центре не достигнет 5—8 см, после чего приступают к снятию щитов.
Распалубку ребристых перекрытий начинают с ослаб ления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин, после чего опускают телескопические стойки с балочны ми струбцинами на 2—3 см и снимают боковые щиты коробов прогонов. Далее демонтируют раздвижные ри гели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Раз борку опалубки балок начинают с демонтажа боковых щитов, после чего снимают стойки. Поскольку при распа лубке сразу удаляются не все стойки, связи снимаются только с демонтируемых стоек. После демонтажа осталь ных стоек снимаются щиты днища коробов (балок).
Все инвентарные элементы креплений и детали опа лубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики или другую тару и сданы счетом на хранение илй переданы на другой участок для дальней шего использования.
77
VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОПАЛУБОЧНЫХ РАБОТ
Все общие требования техники безопасности, обяза тельные при производстве общестроительных работ, рас пространяются также и на производство опалубочных работ. Кроме того, должен соблюдаться ряд специаль ных требований.
Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять
в полном соответствии с проектом. |
должны |
|
Допускаемые нагрузки |
на настилы лесов |
|
быть установлены техническим персоналом |
на основе |
|
расчета. Вес материалов, |
складываемых на |
настилах, |
вес находящихся на них людей и транспортных средств не должен превышать допускаемых нагрузок.
Скопление людей на настилах лесов и на опалубке перекрытий не допускается.
Установку разборно-переставной опалубки на высоте до 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или переносных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высо те до 8 м — с передвижных тележек. При большей высо те для работы опалубщиков на лесах устраиваются на стилы.
Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположен ных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, долж ны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м, со стоящими из поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не меньше 15 см. Бортовые доски следует устанавливать на настил, а элементы пе рил крепить к стойкам с внутренней стороны. Деревян ные поручни должны быть остроганы.
Высота проходов |
на лесах должна быть |
не менее |
1,8 м. Установленная |
опалубка перекрытий |
должна |
иметь ограждения по всему периметру. |
|
За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе за состоянием соединений, креплений и ог раждений, должно быть установлено систематическое наблюдение.
Состояние лесов и подмостей должно ежедневно пе ред началом смены проверяться мастером, руководя
щим соответствующим участком работ на данном объ екте.
78
Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опа лубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, следует с соблюдени ем нижеприведенных правил: смонтированные элемен ты должны быть жесткими и части их должны быть на дежно скреплены; освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешается только после закрепления элемента постоянными или временны ми связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.
Разборку опалубки можно начинать только с разре шения производителя работ или мастера, а в особо серь езных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, при тонкостенных конструкциях и т. п.) — с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструк ций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборато рия должна проверить прочность бетона. Осмотром
ипростукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин
идругих дефектов, могущих повлечь за собой недопу стимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.
Запрещается складывать на подмостях материалы от разборки опалубки. Их нужно немедленно спускать на землю, сортировать и складывать в штабеля. Из досок необходимо удалять торчащие гвозди и скобы. Запре щается даже на короткое время укладывать доски или щиты с остриями гвоздей, обращенными вверх.
Все отверстия, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно заделаны или ог раждены.
При работах на высоте, производимых у наружных стен сооружения, рабочие должны быть снабжены на дежно закрепленными предохранительными поясами с карабинами.