Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нают от ключа и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижеле­ жащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструк­ ций, оседая под действием собственного веса, могут ото­ рваться от средней части, оседанию которой еще препят­ ствуют поддерживающие ее леса.

Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) производится опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола; при этом опускание опор, расположенных по каждому из концен­ трических кругов, должно производиться одновременно.

В аналогичном порядке производят раскружалива­ ние воронок бункеров начиная от течки по направлению к периметру бункера.

Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших пролетов следует назначать по согласованию с проектной организацией.

2. Разборка щитовой деревянной опалубки

При демонтаже этой опалубки рабочие выполняют следующие операции: выдергивание гвоздей, отвинчива­ ние гаек и извлечение болтов, перерезывание проволоч­ ных стяжек; отделение элементов опалубки от бетона. Все эти операции при правильно выполненной конструк­ ции опалубки могут быть проделаны без перерезывания или перерубания досок. Поэтому топор и ножовка сов­ сем не должны входить в набор инструментов для распалубливания. Все вышеперечисленные операции могут быть исполнены кусачками, набором гаечных ключей и комплектом из ломиков трех типов длиной, равной 1; 0,6 и 0,3—0,25 м (рис. 42, о). Ломики имеют раздвоен­ ные заостренные лапки, служащие гвоздедерами. Боль­ шой ломик служит для выполнения операций, требую­ щих больших усилий (отъемка прижимных и подкру­ жальных досок и т. п.), средний —для выбивания клинь­ ев, отъемки щитов, кружал и пр., а маленький — для об­ разования щелей между элементами опалубки, в кото­ рые потом заводятся ломики больших размеров. На зве­ но из двух рабочих нужен комплект из двух больших ло­

72

миков, двух средних и одного маленького. Ломики мож­ но изготовить в любой построечной мастерской.

Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вер­ тикальных конструкций необходимо тщательно очистить их основание от остатков отвердевшей бетонной смеси. При распалубливании стен в первую очередь удаляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкосы и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или осво­ бождают их снятием зажимов. При болтовых стяжках сначала отвинчивают гайки, а затем легкими ударами гаечного ключа или молотка выбивают болты. Чтобы не повредить нарезку, конец болта, по которому произво­ дят удары, прикрывают обрезком доски. Выемка болтов облегчается, если их через 1—1,5 ч после окончания бе­ тонирования повернуть на несколько градусов, чтобы нарушить сцепление с бетоном. После снятия стяжек удаляют схватки, затем ребра и щиты. Разборку следу­ ет производить отдельными участками: при горизонталь­ ных щитах — на длину одного щита, при вертикальных щитах — на длину схватки.

При разборке опалубки колонн первоначально сни­ мают нижнюю рамку, затем — бруски, окаймляющие вы­ резы для балок и прогонов. После этого снимают два верхних хомута и заводят конец ломика в щель между накрывным и закладным щитом, отделяя накрывной щит от бетона; при этом из закладного щита несколько вы­ тягиваются монтажные гвозди, скрепляющие короб. За­ тем ударом ломика осаживают щит обратно, благодаря чему шляпки гвоздей выходят из доски и гвозди легко могут быть выдернуты. Точно также освобождают и про­ тивоположный накрывной щит. Повторяя эту операцию с каждой последующей парой хомутов, постепенно ос­ вобождают накрывные щиты сверху донизу, после чего снимают и закладные щиты короба.

Для снятия опалубки плит перекрытий предваритель­ но устраивают легкие временные подмости на расстоя­ нии, равном 1,6 м от низа плиты. Сначала снимают под­ кружальные доски, затем кружала. При правильном ус­ тройстве опалубки (когда щиты уложены без прибивки гвоздями, а кружала не упираются концами в боковые щиты балок или стен) эти операции не вызывают за­ труднений. Крайние (с каждого конца плиты) кружала укладывают на прижимные доски или прогоны, поддер­ живающие опалубку перекрытия, чтобы предотвратить

73


74

Поражение рычага Воотрыва щита

\

яруса

падение щитов. Перед снятием последних необходимо восстановить на них стершуюся маркировку. Щиты сни­ мают начиная от среднего и спускают их на подмости, а затем на землю.

Для распалубливания боковых поверхностей балок сначала отнимают бруски, обрамляющие вырезы в щи­ тах опалубки прогонов. Обычно вместе с брусками от­ ходят и рейки, закрывающие торцы досок, благодаря че­ му освобождаются концы щитов балок. Если рейки не отходят, то их нетрудно расколоть и удалить. Затем двое рабочих, работая ломиками одновременно с двух концов по направлению к середине балки, снимают прижимные доски, а потом боковые щиты. Опалубку прогона снима­ ют такими же приемами после распалубливания всех балок.

Днища коробов балок и прогонов удаляют, как пра­ вило, позже распалубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона. Вначале немного осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек образуется зазор, наличие которого необходимо прове­ рить,. так как он показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоятельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, удаляют стойки; днище опу­ скается на оголовнике последней стойки, а если оно не отходит, то его отрывают от бетона крючком из арматур­ ного стержня.

Отрывание крупнопанельных щитов от бетона ввиду их больших размеров и веса требует применения кра­ нов. Однако попытки просто зачаливать щиты и отры­ вать их от бетона, поднимая крюком монтажного меха­ низма, ведут, как правило, к их поломке; щиты надо предварительно отделить от бетона. Эту операцию часто выполняют вручную: зачалив предварительно щит, сни­ мают крепления и отделяют его от бетона ломами, клинь­ ями и т. п. Подъем и перемещение щита осуществляют уже после полного отделения его от бетона. Такой способ снятия крупнопанельных щитов требует много времени, труда и вызывает простои монтажных механизмов.

Снятие крупнопанельных опалубочных щитов следу­ ет производить, применяя коленчатые распалубочные рычаги. Рычаг для снятия щитов, расположенных в два яруса (рис. 42,6), состоит из стальной отливки с двумя

75


роликами. Ролики перемещаются по пластинке, закреп­ ленной на верхнем щите. Короткое плечо рычага соеди­ няется с обоймой, надетой на прогон нижнего щита, а длинное плечо снабжено петлей для крюка подъемного механизма. При подъеме длинное плечо рычага стремит­ ся стать в вертикальное положение, а короткое — в го­ ризонтальное; при этом оно толкает прогон нижнего щи­ та и тем самым отрывает щит от бетона.

Рычаг для снятия щитов, установленных в один ярус (рис. 42,в), имеет ролики, укрепленные на конце корот­ кого плеча, а обойма, прикрепленная к горизонтальному прогону щита, соединяется с рычагом у места его переги­ ба (колена). Металлическая пластинка врезана со сто­ роны бетона в палубу щита и соединяется с последней четырьмя штырями, приваренными к пластинке и сво­ бодно проходящими через палубу. При подъеме и пово­ роте рычага пластинка прижимается к бетону и отходит от щита. Последний отрывается от бетона и перемещает­ ся в горизонтальном направлении на расстояние, равное длине части штырей, выступающей из палубы.

Порядок работ с распалубочными рычагами следую­ щий: рычаг, подвешенный к крюку подъемного механиз­ ма (или траверсы при использовании одновременно двух рычагов), соединяется с обоймой снимаемого щита; край щита очищаются от налипшего бетона; снимаются кре­ пления, связывающие щит с забетонированной конст­ рукцией и со смежными щитами; после снятия креплений и удаления рабочих приводится в действие подъемный механизм, натягивается трос и поворотом рычага произ­ водится отрыв щита от бетона, после чего щит переме­ щается краном в нужном направлении. При малой высо­ те конструкции опалубщики работают с земли или с при­ ставных лестниц, а при большой высоте — с подмостей на кронштейнах (см. рис. 34).

3. Разборка инвентарной опалубки

Демонтаж инвентарной опалубки, устанавливаемой отдельными щитами или небольшими панелями, начина­ ют с удаления наружных креплений — подкосов, распо­ рок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стяжек, извле­ кают из бетона стяжные болты, связывающие проти­ востоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобож­

76

дают натяжные крюки, связывающие панели со схватка­ ми, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных пане­ лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель в соответствии с ее монтажной схемой (см. рис. 29) и лишь после этого освобождают панель от креплений, соединя­

ющих ее

с

готовым

бетоном и

соседними

панелями.

Включив

двигатель

монтажного

механизма,

отрывают

панель от

бетона

распалубочными рычагами (см.

рис. 42), а при их отсутствии — клиньями или иным спо­ собом. Если снять панель таким образом не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), приходится разбирать панель на отдельные со­ ставные части.

Разборка опалубки плоского перекрытия начинается с ригеля, на котором элементы палубы уложены с не­ большим зазором, закрытым полоской фанеры или кар­ тона. С переносных подмостей один из рабочих ослаб­ ляет соединительный болт, после чего остальные члены звена опалубщиков вытаскивают ригель из опор­ ных гнезд и по частям или в собранном виде опускают на рабочий пол. Следующие два ригеля ослабляют, не выводя из опорных гнезд до тех пор, пока их прогиб в центре не достигнет 5—8 см, после чего приступают к снятию щитов.

Распалубку ребристых перекрытий начинают с ослаб­ ления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин, после чего опускают телескопические стойки с балочны­ ми струбцинами на 2—3 см и снимают боковые щиты коробов прогонов. Далее демонтируют раздвижные ри­ гели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Раз­ борку опалубки балок начинают с демонтажа боковых щитов, после чего снимают стойки. Поскольку при распа­ лубке сразу удаляются не все стойки, связи снимаются только с демонтируемых стоек. После демонтажа осталь­ ных стоек снимаются щиты днища коробов (балок).

Все инвентарные элементы креплений и детали опа­ лубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики или другую тару и сданы счетом на хранение илй переданы на другой участок для дальней­ шего использования.

77


VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОПАЛУБОЧНЫХ РАБОТ

Все общие требования техники безопасности, обяза­ тельные при производстве общестроительных работ, рас­ пространяются также и на производство опалубочных работ. Кроме того, должен соблюдаться ряд специаль­ ных требований.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять

в полном соответствии с проектом.

должны

Допускаемые нагрузки

на настилы лесов

быть установлены техническим персоналом

на основе

расчета. Вес материалов,

складываемых на

настилах,

вес находящихся на них людей и транспортных средств не должен превышать допускаемых нагрузок.

Скопление людей на настилах лесов и на опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте до 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или переносных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высо­ те до 8 м — с передвижных тележек. При большей высо­ те для работы опалубщиков на лесах устраиваются на­ стилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположен­ ных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, долж­ ны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м, со­ стоящими из поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не меньше 15 см. Бортовые доски следует устанавливать на настил, а элементы пе­ рил крепить к стойкам с внутренней стороны. Деревян­ ные поручни должны быть остроганы.

Высота проходов

на лесах должна быть

не менее

1,8 м. Установленная

опалубка перекрытий

должна

иметь ограждения по всему периметру.

 

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе за состоянием соединений, креплений и ог­ раждений, должно быть установлено систематическое наблюдение.

Состояние лесов и подмостей должно ежедневно пе­ ред началом смены проверяться мастером, руководя­

щим соответствующим участком работ на данном объ­ екте.

78


Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опа­ лубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, следует с соблюдени­ ем нижеприведенных правил: смонтированные элемен­ ты должны быть жесткими и части их должны быть на­ дежно скреплены; освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешается только после закрепления элемента постоянными или временны­ ми связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки можно начинать только с разре­ шения производителя работ или мастера, а в особо серь­ езных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, при тонкостенных конструкциях и т. п.) — с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструк­ ций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборато­ рия должна проверить прочность бетона. Осмотром

ипростукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин

идругих дефектов, могущих повлечь за собой недопу­ стимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Запрещается складывать на подмостях материалы от разборки опалубки. Их нужно немедленно спускать на землю, сортировать и складывать в штабеля. Из досок необходимо удалять торчащие гвозди и скобы. Запре­ щается даже на короткое время укладывать доски или щиты с остриями гвоздей, обращенными вверх.

Все отверстия, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно заделаны или ог­ раждены.

При работах на высоте, производимых у наружных стен сооружения, рабочие должны быть снабжены на­ дежно закрепленными предохранительными поясами с карабинами.