ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
тие бетона, его поливка и т. д.). На следующих четырех участках-захватках весь цикл повторяется.
Ведущим видом работ в этом сложном комплексе является бетонирование, которое и определяет темп строительства. Таким образом, работы по возведению железобетонного сооружения должны вестись, как пра вило, по четырехзахватной системе. Уменьшить количест во захваток (а следовательно, и продолжительность ра бот) можно, например, применением арматурно-опалу бочных блоков. В этом случае арматура и опалубка соединяются в блоки вне строящегося сооружения и мо гут быть установлены одновременно, благодаря чему чис ло захваток сокращается до трех.
В зависимости от температуры воздуха, качества це мента и других причин сроки твердения бетона различ ны. Когда бетон на первом забетонированном участке приобретает достаточную прочность, опалубка на нем может быть разобрана и переставлена на новое место. В дальнейшем разборка и перестановка опалубки про изводятся теми же темпами, что и остальные работы,, и новых комплектов опалубки не требуется. Таким обра зом, число комплектов опалубки, необходимых для воз ведения сооружения, находится в прямой зависимости от сроков твердения бетона; для увеличения оборачиваемо сти, а следовательно, и для удешевления опалубки необ ходимо по возможности сокращать сроки твердения бе тона.
Для успешного бесперебойного ведения работ по ме тоду захваток необходимо соответствующим образом комплектовать бригады бетонщиков, арматурщиков и опалубщиков, подбирая их так, чтобы продолжитель ность работы на каждом участке-захватке была одинако вой; в противном случае одна бригада, нагоняя другую, не получит достаточного фронта работ и вынуждена бу дет простаивать в ожидании его подготовки.
Состав бригад каждой специальности подсчитывает ся по ЕНиР в зависимости от трудоемкости работ для различных железобетонных конструкций. При этом сле дует помнить, что бригадам должна быть обеспечена воз можность перевыполнения норм, что должно учитывать ся при определении размеров захваток. Организация ра бот по методу захваток значительно облегчается, если рабочие владеют смежными профессиями (например, ар матурщика и бетонщика).
274
Надобность в разбивке сооружения на захватки от падает при ведении работ в подвижной опалубке. В са мом деле, здесь отпадает необходимость в захватке для опалубщиков, так как опалубка устанавливается только 1 раз в начале строительства; нет также надобности устраивать отдельную захватку для арматурщиков, так как установка арматуры и укладка бетонной смеси фак тически производятся одновременно.
На свежезабегонированном перекрытии не допускает ся производство каких-либо работ, так как необходимо некоторое время, в течение которого бетон не испытывал бы никаких сотрясений; в противном случае нарушается нормальный процесс его твердения. Это обстоятельство необходимо учитывать при возведении многоэтажных зданий; установка опалубки вышерасположенного этажа допускается лишь после достижения бетоном известной прочности. Этот разрыв во времени составляет, как пра вило, не менее 1—2 суток, что следует учитывать при со ставлении графика работ по возведению многоэтажных железобетонных зданий.
Организация бетонных и железобетонных работ долж на обеспечить скоростное возведение сооружений.
Для этого следует: 1) производить работы не менее чем в две смены; 2) сокращать разрывы во времени меж ду работами разных бригад на данной захватке; 3) при нимать меры для ускорения твердения бетона использо ванием быстротвердеющих цементов, электроразогрева бетонной смеси, электропрогрева бетона и др.
VIII. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ БЕТОННЫХ РАБОТ
1. Приготовление и транспортирование бетонной смеси
Разгрузка и очистка барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения запрещаются и допускаются толь ко после остановки машины, отключения ее от сети со снятием предохранителей и запирания пускового устрой ства на замок.
Пребывание рабочих под поднятым и незакреплен ным загрузочным ковшом смесителей не допускается. Очистка ковша может вестись только после надежного его закрепления в поднятом положении.
18* |
275 |
Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками должно производиться с со блюдением специальных мер предосторожности. На ем костях, в которых готовится, хранится или переносится водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд — не пить!». Цистерны с нитритом натрия должны быть герметически закрыты и заперты на замок.
Устройства для подогрева воды и заполнителей па ром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.
Электропровода на ленточных транспортерах и от транспортера до рубильника заключаются в резиновые шланги; рама транспортера заземляется.
Очистка ленты, роликов и других частей транспорте ра производится только во время его остановки.
Для перехода через |
транспортеры, |
расположенные |
в рабочей зоне, должны |
устраиваться |
мостики с пери |
лами.
Моторист шахтного подъемника должен видеть, места ' загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это тре бование невыполнимо, применяется система сигнализа ции (звонок, телефон и др.) и устанавливается точный порядок обмена сигналами.
При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепля ются и загружаются так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены.
В момент выгрузки смеси из бадьи расстояние от ни за бадьи до поверхности, на которую производится вы грузка, не должно превышать 1,5 м.
При подаче бетонной смеси бетононасосом бетонщи ки и механик бетононасоса связываются сигнализацией. Во время работы бетононасоса воспрещается шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.
Очищают бетоновод, как правило, водой. (Очистка бетоновода сжатым воздухом разрешается только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруд нения в выполнении работ, например, в зимних усло виях.)
Очистка бетоновода сжатым воздухом обычно произ водится не банниками, как при водяной промывке, а 2—3 пыжами из мешковины, хорошо вымоченными в воде. Очистку бетоновода надо выполнять при давлении воз духа не выше 15 кгс/см2. После того как бетоновод очи
276
стится на половину его длины, давление воздуха посте пенно понижается. Последние 1—2 звена очищаются при давлении, близком к атмосферному. У выходного отвер стия бетоновода устанавливается наклонный козырек, причем рабочие не должны находиться ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.
При транспортировании бетонной смеси ручными те лежками (на мелких работах) катальные ходы должны систематически очищаться от бетона, грязи, а зимой — от снега и льда.
Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм должны укладываться без порогов. При прокладке ка тальных ходов на высоте (над землей) ширина их долж на быть не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждаются с обе их сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской вы сотой не менее 150 мм.
При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки и звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляются к под мостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяются между собой во избежание обрыва их при загрузке бе тонной смесью.
Для предотвращения падения смеси мимо загрузоч ной воронки в уровне воронки делается сплошной на стил, окружающий ее со всех сторон, или устанавлива ются защитные козырьки.
При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении де фектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно прикрепляется к конструкции предохранительным поя сом. Места для закрепления каната пояса указываются техническим персоналом. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки. При отсутствии бирок пояса необходимо испытать на прочность.
Работа по бетонированию с наружных лесов не может производиться при сильном ветре (более б баллов, ско рость ветра равна 11 —12 м/с), во время грозы, а так же при наступлении темноты, если рабочее место недо статочно освещено.
При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждаются пе рилами.
277
2. Уплотнение бетонной смеси вибраторами
Провода от распределительного щитка к вибраторам должны быть заключены в резиновые шланги.
Электромонтер должен обязательно заземлить корпус вибратора на месте работы.
Чтобы сделать работу безопасной, вибраторы питают током низкого напряжения — 36—40 В.
Работать с электровибраторами бетонщик должен только в исправных резиновых сапогах и перчатках.
Ежедневно по окончании работы вибраторы очищают от бетонной смеси и грязи, обтирают досуха и сдают на склад; обмывать вибраторы водой запрещается.
Ремонт вибраторов, подводящей электросети, подсо единение, разъединение и ремонт проводов выполняют только электромонтеры.
Для включения электровибраторов должны приме няться устройства закрытого типа. Использование штеп сельных розеток не допускается. Электрические рубиль ники снабжаются защитными кожухами и заключаются в ящики, запирающиеся на замок. Металлические ящи ки заземляются и предохраняются от попадания в них дождевой воды.
Работать с вибраторами можно только с устойчивых подмостей, настилов, опалубки и т. п., а также с пере ставных лестниц-стремянок и подвесных подмостей; ра ботать с приставных лестниц воспрещается.
При переходе с электровибратором с одного места на другое, а также при каждом кратковременном перерыве в работе вибратор нужно обязательно выключать. За прещается перемещать вибратор подтягиванием за пи тающий провод.
3. Бетонные работы в зимних условиях
Проходы, стремянки, катальные ходы и пр. необхо димо ежедневно очищать от снега и льда и посыпать песком, шлаком или золой.
При паропрогреве бетона тщательно изолируются весь паропровод, вентили и краны во избежание ожогов. Паровые «рубашки» не должны иметь щелей или отвер стий, пропускающих пар. Давление пара в месте выхода из паропровода не должно превышать 0,5.кгс/см2.
При электропрогреве армированных конструкций на
278
пряжение на электродах не должно превышать 127 В. В отдельных случаях напряжение может быть повышено до 220 В, при наличии специального проекта производст ва работ для отдельно стоящих конструкций, не связан ных общим армированием с соседними участками, где в это время могут производиться работы.
Электродный прогрев неармированных конструкций и обогрев железобетона внешними электронагревателя ми (включая греющую опалубку) может производиться (в соответствии с ППР) при напряжении до 380 В, если при этом исключается возможность короткого замыка ния на арматуру.
Электропрогрев при напряжении свыше 127 В может вестись лишь при наличии надежного ограждения, уста новленного не ближе 3 м от прогреваемого участка, с си стемой блокировки, световой и звуковой сигнализаций и при заземлении нейтрали трансформатора. Установка предупредительных плакатов и специальный инструк таж персонала и рабочих являются обязательными.
Взонах, где наряду с электропрогревом приходится одновременно выполнять другие работы, электропрогрев может вестись при напряжении не свыше 60 В. При этом все работы следует выполнять лишь в проверенных ди электрических (резиновых) перчатках и галошах при по мощи инструментов с изолированными рукоятками.'
Всырую погоду (при относительной влажности воз
духа 90% и выше) и во время оттепелей электропрогрев бетона на открытом воздухе необходимо прекратить.
Ходьба и перевозка бетонной смеси по включенным в электросеть электропечам и панелям не допускаются; для этих целей необходимо устраивать специальные хо ды и подмости.
Замена плавких вставок предохранителей под напря жением не допускается.
Проверка наличия напряжения в сети, на электро дах, нагревательных приборах и т. п. должна произво диться исключительно токоискателями, амперметрами, вольтметрами, переносными электролампами и др.
Нельзя прикасаться при включенном токе одновре менно к арматуре и электроду, к двум электродам и осо бенно к двум электродам разных фаз или к электроду и опалубке.
Измерение температуры бетона, находящегося под напряжением, допускается производить в резиновых
279
(диэлектрических) галошах (или ботах) и перчатках. При этом работу следует выполнять только одной рукой, держа вторую руку свободной.
Поливка бетона может производиться только при сня том напряжении.
Участки, на которых ведутся работы по электропро греву, во избежание доступа посторонних лиц необходи мо надежно ограждать с установкой предупредительных надписей, а в ночное время — хорошо освещать. Все участки электропрогрева, находящиеся под напряжени ем, обеспечиваются круглосуточным дежурством элек тромонтера.
Открытая арматура, связанная с участком, где произ водится электропрогрев монолитных конструкций, во из бежание несчастных случаев, надежно заземляется.
280