Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тие бетона, его поливка и т. д.). На следующих четырех участках-захватках весь цикл повторяется.

Ведущим видом работ в этом сложном комплексе является бетонирование, которое и определяет темп строительства. Таким образом, работы по возведению железобетонного сооружения должны вестись, как пра­ вило, по четырехзахватной системе. Уменьшить количест­ во захваток (а следовательно, и продолжительность ра­ бот) можно, например, применением арматурно-опалу­ бочных блоков. В этом случае арматура и опалубка соединяются в блоки вне строящегося сооружения и мо­ гут быть установлены одновременно, благодаря чему чис­ ло захваток сокращается до трех.

В зависимости от температуры воздуха, качества це­ мента и других причин сроки твердения бетона различ­ ны. Когда бетон на первом забетонированном участке приобретает достаточную прочность, опалубка на нем может быть разобрана и переставлена на новое место. В дальнейшем разборка и перестановка опалубки про­ изводятся теми же темпами, что и остальные работы,, и новых комплектов опалубки не требуется. Таким обра­ зом, число комплектов опалубки, необходимых для воз­ ведения сооружения, находится в прямой зависимости от сроков твердения бетона; для увеличения оборачиваемо­ сти, а следовательно, и для удешевления опалубки необ­ ходимо по возможности сокращать сроки твердения бе­ тона.

Для успешного бесперебойного ведения работ по ме­ тоду захваток необходимо соответствующим образом комплектовать бригады бетонщиков, арматурщиков и опалубщиков, подбирая их так, чтобы продолжитель­ ность работы на каждом участке-захватке была одинако­ вой; в противном случае одна бригада, нагоняя другую, не получит достаточного фронта работ и вынуждена бу­ дет простаивать в ожидании его подготовки.

Состав бригад каждой специальности подсчитывает­ ся по ЕНиР в зависимости от трудоемкости работ для различных железобетонных конструкций. При этом сле­ дует помнить, что бригадам должна быть обеспечена воз­ можность перевыполнения норм, что должно учитывать­ ся при определении размеров захваток. Организация ра­ бот по методу захваток значительно облегчается, если рабочие владеют смежными профессиями (например, ар­ матурщика и бетонщика).

274

Надобность в разбивке сооружения на захватки от­ падает при ведении работ в подвижной опалубке. В са­ мом деле, здесь отпадает необходимость в захватке для опалубщиков, так как опалубка устанавливается только 1 раз в начале строительства; нет также надобности устраивать отдельную захватку для арматурщиков, так как установка арматуры и укладка бетонной смеси фак­ тически производятся одновременно.

На свежезабегонированном перекрытии не допускает­ ся производство каких-либо работ, так как необходимо некоторое время, в течение которого бетон не испытывал бы никаких сотрясений; в противном случае нарушается нормальный процесс его твердения. Это обстоятельство необходимо учитывать при возведении многоэтажных зданий; установка опалубки вышерасположенного этажа допускается лишь после достижения бетоном известной прочности. Этот разрыв во времени составляет, как пра­ вило, не менее 1—2 суток, что следует учитывать при со­ ставлении графика работ по возведению многоэтажных железобетонных зданий.

Организация бетонных и железобетонных работ долж­ на обеспечить скоростное возведение сооружений.

Для этого следует: 1) производить работы не менее чем в две смены; 2) сокращать разрывы во времени меж­ ду работами разных бригад на данной захватке; 3) при­ нимать меры для ускорения твердения бетона использо­ ванием быстротвердеющих цементов, электроразогрева бетонной смеси, электропрогрева бетона и др.

VIII. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ БЕТОННЫХ РАБОТ

1. Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Разгрузка и очистка барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения запрещаются и допускаются толь­ ко после остановки машины, отключения ее от сети со снятием предохранителей и запирания пускового устрой­ ства на замок.

Пребывание рабочих под поднятым и незакреплен­ ным загрузочным ковшом смесителей не допускается. Очистка ковша может вестись только после надежного его закрепления в поднятом положении.

18*

275


Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками должно производиться с со­ блюдением специальных мер предосторожности. На ем­ костях, в которых готовится, хранится или переносится водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд — не пить!». Цистерны с нитритом натрия должны быть герметически закрыты и заперты на замок.

Устройства для подогрева воды и заполнителей па­ ром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.

Электропровода на ленточных транспортерах и от транспортера до рубильника заключаются в резиновые шланги; рама транспортера заземляется.

Очистка ленты, роликов и других частей транспорте­ ра производится только во время его остановки.

Для перехода через

транспортеры,

расположенные

в рабочей зоне, должны

устраиваться

мостики с пери­

лами.

Моторист шахтного подъемника должен видеть, места ' загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это тре­ бование невыполнимо, применяется система сигнализа­ ции (звонок, телефон и др.) и устанавливается точный порядок обмена сигналами.

При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепля­ ются и загружаются так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены.

В момент выгрузки смеси из бадьи расстояние от ни­ за бадьи до поверхности, на которую производится вы­ грузка, не должно превышать 1,5 м.

При подаче бетонной смеси бетононасосом бетонщи­ ки и механик бетононасоса связываются сигнализацией. Во время работы бетононасоса воспрещается шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.

Очищают бетоновод, как правило, водой. (Очистка бетоновода сжатым воздухом разрешается только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруд­ нения в выполнении работ, например, в зимних усло­ виях.)

Очистка бетоновода сжатым воздухом обычно произ­ водится не банниками, как при водяной промывке, а 2—3 пыжами из мешковины, хорошо вымоченными в воде. Очистку бетоновода надо выполнять при давлении воз­ духа не выше 15 кгс/см2. После того как бетоновод очи­

276


стится на половину его длины, давление воздуха посте­ пенно понижается. Последние 1—2 звена очищаются при давлении, близком к атмосферному. У выходного отвер­ стия бетоновода устанавливается наклонный козырек, причем рабочие не должны находиться ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.

При транспортировании бетонной смеси ручными те­ лежками (на мелких работах) катальные ходы должны систематически очищаться от бетона, грязи, а зимой — от снега и льда.

Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм должны укладываться без порогов. При прокладке ка­ тальных ходов на высоте (над землей) ширина их долж­ на быть не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждаются с обе­ их сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской вы­ сотой не менее 150 мм.

При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки и звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляются к под­ мостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяются между собой во избежание обрыва их при загрузке бе­ тонной смесью.

Для предотвращения падения смеси мимо загрузоч­ ной воронки в уровне воронки делается сплошной на­ стил, окружающий ее со всех сторон, или устанавлива­ ются защитные козырьки.

При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении де­ фектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно прикрепляется к конструкции предохранительным поя­ сом. Места для закрепления каната пояса указываются техническим персоналом. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки. При отсутствии бирок пояса необходимо испытать на прочность.

Работа по бетонированию с наружных лесов не может производиться при сильном ветре (более б баллов, ско­ рость ветра равна 11 —12 м/с), во время грозы, а так­ же при наступлении темноты, если рабочее место недо­ статочно освещено.

При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждаются пе­ рилами.

277

2. Уплотнение бетонной смеси вибраторами

Провода от распределительного щитка к вибраторам должны быть заключены в резиновые шланги.

Электромонтер должен обязательно заземлить корпус вибратора на месте работы.

Чтобы сделать работу безопасной, вибраторы питают током низкого напряжения — 36—40 В.

Работать с электровибраторами бетонщик должен только в исправных резиновых сапогах и перчатках.

Ежедневно по окончании работы вибраторы очищают от бетонной смеси и грязи, обтирают досуха и сдают на склад; обмывать вибраторы водой запрещается.

Ремонт вибраторов, подводящей электросети, подсо­ единение, разъединение и ремонт проводов выполняют только электромонтеры.

Для включения электровибраторов должны приме­ няться устройства закрытого типа. Использование штеп­ сельных розеток не допускается. Электрические рубиль­ ники снабжаются защитными кожухами и заключаются в ящики, запирающиеся на замок. Металлические ящи­ ки заземляются и предохраняются от попадания в них дождевой воды.

Работать с вибраторами можно только с устойчивых подмостей, настилов, опалубки и т. п., а также с пере­ ставных лестниц-стремянок и подвесных подмостей; ра­ ботать с приставных лестниц воспрещается.

При переходе с электровибратором с одного места на другое, а также при каждом кратковременном перерыве в работе вибратор нужно обязательно выключать. За­ прещается перемещать вибратор подтягиванием за пи­ тающий провод.

3. Бетонные работы в зимних условиях

Проходы, стремянки, катальные ходы и пр. необхо­ димо ежедневно очищать от снега и льда и посыпать песком, шлаком или золой.

При паропрогреве бетона тщательно изолируются весь паропровод, вентили и краны во избежание ожогов. Паровые «рубашки» не должны иметь щелей или отвер­ стий, пропускающих пар. Давление пара в месте выхода из паропровода не должно превышать 0,5.кгс/см2.

При электропрогреве армированных конструкций на­

278


пряжение на электродах не должно превышать 127 В. В отдельных случаях напряжение может быть повышено до 220 В, при наличии специального проекта производст­ ва работ для отдельно стоящих конструкций, не связан­ ных общим армированием с соседними участками, где в это время могут производиться работы.

Электродный прогрев неармированных конструкций и обогрев железобетона внешними электронагревателя­ ми (включая греющую опалубку) может производиться (в соответствии с ППР) при напряжении до 380 В, если при этом исключается возможность короткого замыка­ ния на арматуру.

Электропрогрев при напряжении свыше 127 В может вестись лишь при наличии надежного ограждения, уста­ новленного не ближе 3 м от прогреваемого участка, с си­ стемой блокировки, световой и звуковой сигнализаций и при заземлении нейтрали трансформатора. Установка предупредительных плакатов и специальный инструк­ таж персонала и рабочих являются обязательными.

Взонах, где наряду с электропрогревом приходится одновременно выполнять другие работы, электропрогрев может вестись при напряжении не свыше 60 В. При этом все работы следует выполнять лишь в проверенных ди­ электрических (резиновых) перчатках и галошах при по­ мощи инструментов с изолированными рукоятками.'

Всырую погоду (при относительной влажности воз­

духа 90% и выше) и во время оттепелей электропрогрев бетона на открытом воздухе необходимо прекратить.

Ходьба и перевозка бетонной смеси по включенным в электросеть электропечам и панелям не допускаются; для этих целей необходимо устраивать специальные хо­ ды и подмости.

Замена плавких вставок предохранителей под напря­ жением не допускается.

Проверка наличия напряжения в сети, на электро­ дах, нагревательных приборах и т. п. должна произво­ диться исключительно токоискателями, амперметрами, вольтметрами, переносными электролампами и др.

Нельзя прикасаться при включенном токе одновре­ менно к арматуре и электроду, к двум электродам и осо­ бенно к двум электродам разных фаз или к электроду и опалубке.

Измерение температуры бетона, находящегося под напряжением, допускается производить в резиновых

279

(диэлектрических) галошах (или ботах) и перчатках. При этом работу следует выполнять только одной рукой, держа вторую руку свободной.

Поливка бетона может производиться только при сня­ том напряжении.

Участки, на которых ведутся работы по электропро­ греву, во избежание доступа посторонних лиц необходи­ мо надежно ограждать с установкой предупредительных надписей, а в ночное время — хорошо освещать. Все участки электропрогрева, находящиеся под напряжени­ ем, обеспечиваются круглосуточным дежурством элек­ тромонтера.

Открытая арматура, связанная с участком, где произ­ водится электропрогрев монолитных конструкций, во из­ бежание несчастных случаев, надежно заземляется.

280